-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Я и мои друзья
Я и мои друзья
02:09 06.01.2010
Фотографий: 53
Посмотреть все фотографии серии Эти забавные зверушки
Эти забавные зверушки
22:14 02.06.2009
Фотографий: 7
Посмотреть все фотографии серии Всяко-разно
Всяко-разно
23:04 07.05.2009
Фотографий: 3

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в NADYNROM

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 3) АРТ_АРТель Китайский_летчик_ДЖАО_ДА intellettuale

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.10.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 38400


Жизнь и творчество Жанны Маммен

Пятница, 24 Сентября 2010 г. 19:09 + в цитатник
Цитата сообщения Парашутов ЖЗЛ (ЖАННА МАММЕН. ОТ СИМВОЛИЗМА 1910-х К АБСТРАКЦИИ 1970-х)

Жанна Маммен
Jeanne Mammen


21 ноября 1890, Берлин — 22 апреля 1976, Берлин



Jeanne Mammen Self-Portrait. 1932 г.

Немецкая художница и график, крупная фигура в художественной жизни Веймарской республики.
Жанна родилась в Берлине в семье коммерсанта и была младшей дочерью из четырех детей.
В 1895 году семья переезжает из Берлина в Париж, где девочка выросла и получила образование.
Впоследствии французский язык стал ее вторым родным языком, и это помогло Жанне легко осваивать богатые традиции французской литературы и изобразительного искусства.
Уже в возрасте тринадцати лет она любит читать французских авторов. Особенно очарована Жанна книгой Гюстава Флобера "Искушение святого Антония». Кстати, самые ранние акварели художницы, выполненные в символистском стиле и обнаруженные незадолго до ее смерти, являлись иллюстрациями к этому произведению.
В 1906 году Жанна вместе со своей старшей сестрой Марией-Луизой поступает в знаменитую частную Академию Жюлиана. В 1908 году обе сестры продолжают изучение живописи и графики в Королевской Академии изящных искусств в Брюсселе, а в 1911 году учатся в Свободной Академии (the Scuola Libera Academica) на вилле Медичи в Риме.

Забегая вперед, скажу, что Жанна Маммен в своей длинной творческой жизни пробовала работать в разных стилях и направлениях, но это были не творческие метания, а целенаправленное исследование новых форм, которые диктовало время и, в какой-то мере, мода. Поэтому и следует говорить о жизни и работах художницы, опираясь на основные периоды ее творчества.




1. Первые работы (1910 – 1914).

Уже в раннем возрасте Жанна начала рисовать людей и бытовые сцены, которые ее интересовали, особенно во время путешествий по Европе. Эркие впечатления, выполненные карандашом и акварелью, изображают людей в их социальной среде. Так появилась серия альбомов с мотивами из Парижа, Брюсселя, Ла Панне, Остенде и Берлина.
В 1912 году сестры Маммен возвращаются в Париж и открывают студию, в которой Жанна организует их первую выставку.



Jeanne and Maria-Luisa Mammen.

Первые работы Маммен, выставленные в Салоне Независимых в Париже в 1912 году и в аналогичной выставке в Брюсселе в 1913 году, уже свидетельствует о профессиональных навыках художницы, умении схватывать характеры людей и ее замечательном чувстве композиции.
Наиболее яркими примерами мастерства художницы являются «Портрет сестры Марии-Луизы» (Bildnis der Schwester Marie Louise) и «Афродита» (Aphrodite).



Jeanne Mammen Aphrodite.
Jeanne Mammen Bildnis der Schwester Marie Louise.

Огромное влияние на тематику и стиль ее ранних работ, по признанию самой Жанны, оказали работы француза Анри Тулуз-Лотрека, швейцарца Теофиля-Александра Стейнлена (Théophile-Alexandre Steinlen, 10 ноября 1859 — 14 декабря 1923) и бельгийской символистов.



Jeanne Mammen Muse.



Jeanne Mammen Sirenen.



Jeanne Mammen Beschworung.

2. Период чистого символизма (1913 – 1916).

В начале 1910-х годов Маммен увлеклась книжными иллюстрациями, в частности, поэзией и прозой «конца века» (Fin de Siècle). Кроме уже упомянутых иллюстраций к Флоберу, источником вдохновения послужили произведения Э. Т. А. Гофмана «Золотой сосуд» и «Эликсир дьявола».



Jeanne Mammen Antonius and the Queen of Saba. 1910 г.



Jeanne Mammen Woman at the Cross. 1908 г.



Jeanne Mammen Mann und Meduse (Мужчина и Медуза).

В иллюстрациях, показывающих мир фантазий, художница активно использовала декоративные элементы. Ориентиром в освоении этого жанра для Жанны послужили бельгийские и английские символисты.



Jeanne Mammen Der Totentanz (Танец Смерти).



Jeanne Mammen Frau mit Absintglass, Moulen Ruge (Дама со стаканом абсента, Мулен Руж).

С началом Первой мировой войны, в 1914 году, семья Маммен, чтобы избежать интернирования, бежит в Голландию. Глава семейства, Густав Оскар Маммен, который был богатым бизнесменом, вдруг стал внешним врагом (вообщем-то, понятно почему, он ведь был немцем!), и его имущество было конфисковано французским правительством. Жанна вспоминала, что они чудом успели на последний поезд из Франции в Голландию.
Помыкавшись «на чужбине» пару лет, в 1916 году Жанна с семьей, «без гроша в кармане», возвращается в Берлин.



Jeanne Mammen Tod der Cleopatra (Смерть Клеопатры).



Jeanne Mammen Simon und Ennoia.

Военное время и первые годы после войны были отмечены в жизни художницы лишениями и борьбой за выживание. Пытаясь найти работу, Жанна соглашалась на любые заказы, чтобы зарабатывать на жизнь.
Социальные и политические потрясения и жизненные ситуации, которые она не испытывала раньше, сделали художницу, с одной стороны, гибкой и чувствительной, но, с другой стороны закалили. Э.Ротерс писал: «Этот жизненный опыт, буквально проникший под кожу, нашел интенсивное выражение в ее художественных работах».



Jeanne Mammen Tod (Смерть).



Jeanne Mammen Tod des Pierrot (Смерть Пьеро).

После многих лет лишений, Жанна, наконец, смогла найти работу, которая была связана с ее профессией и творчеством. Она получила несколько заказов на иллюстрации для обложек журналов мод и вскоре стала постоянным иллюстратором нескольких модных журналов.
Кроме этого, Жанна увлеклась карикатурой и начала сотрудничать с журналами Simplicissimus и Ulk (Шутка).
В 1921 году Маммен начала разрабатывать постеры для крупной немецкой кинокомпании Universum Film AG (UFA).
Что касается «творчества для души», то до 1922 года Маммен рисовала в основном эскизы, сделанные карандашом и акварелью, многие из них были портретами ее сестры - Марии-Луизы.



Jeanne Mammen Salome.

В 1919 году Жанна вместе с сестрой переехала в бывшую фотостудию на улицу Курфюрстендам, дом 29. Жанна называла свой дом с большим садом в самом сердце Берлина «зеленым оазисом», бывшая студия стала домом и мастерской для художницы на долгие 57 лет, вплоть до самой смерти.
Старшая сестра ее, Мария-Луиза, которая также была художницей и подписывала свои картины "М.Л. Маммен", а иллюстрации "М.Л. Фолкарди», жила с ней еще в течение некоторого времени, а затем уехала в Персию.
Больше о ней сведений в источниках нет.

3. Берлинский период (1924 – 1934).

Период с 1924 по 1934 годы можно назвать реалистичным периодом в творчестве Маммен.
В 1920-х годах улица Курфюрстендам была одной из оживленных улиц столицы, «Бродвеем» Берлина.



Jeanne Mammen, Berlin Street Scene. 1927 г.

Почти все сатирические журналы и популярные периодические издания того времени, среди которых, кроме уже указанных, можно назвать «Jugend» (Молодежь), «Die Dame» (Леди), «Die Schöne Frau» (Красавица), «Der Junggeselle» (Бакалавр) и др., печатали акварели и рисунки художницы, изображающие сцены типичной атмосферы жизни мегаполиса. В берлинских журналах появлялись картины, изображающие шумный мир ночных клубов, дымных кафе, борделей и яркую жизнь дневных и ночных улиц.



Jeanne Mammen In the Café. 1920-е гг.



Jeanne Mammen At Kranzler's. 1929 г.

Острые живописные картины Жанны, изображающие жизнь Берлина, историки приравнивают к творчеству ее современников - мужчин - Отто Дикса (Otto Dix), Георга Гросса (George Grosz), Рудольфа Шлихтера (Rudolf Schlichter), Рудольфа Вильке (Rudolf Wilke) и Карла Арнольда (Karl Arnold).
Но сравнивая работы Маммен и других художников того времени, можно заметить некоторое сходство в выбранных темах, но есть и достаточно различий в их видениях и стиле изображения. В отличие от, например, от Дикса или Гросса, картины Жанны Маммен на темы несправедливости и плачевных социальных условий не отмечены элементами сатиры и не передают жалости. Ее изображения буржуа и простого народа, хотя и носят ироничный характер, но написаны без злобы или снисходительности.



Jeanne Mammen Untitled 1920-е гг.



Jeanne Mammen Ursa Major, The Great Bear. 1920-е гг.



Jeanne Mammen Stock Dealer. 1929 г.

Уже к 1927 году художнице удалось содержать себя на доходы от художественных работ.
Историк Г. Рейнгардт пишет, что акварели и рисунки Маммен, выполненные с 1927 по 1933 год, представляют собой вершину ее творчества. Центральный мотив в этих работах, выполненных в стиле «Новой объективности» (der Neuen Sachlichkeit) и даже символизма – женщины в их противоречивых социальных ролях.



Jeanne Mammen Valeska Gert. 1929 г.



Jeanne Mammen Before the Performance. 1928 г.



Jeanne Mammen Zimmer frei (Free Room). 1928 г.

Женские фигуры, которые она рисовала, выглядят всегда смелыми и мужественными, несмотря на свой социальный статус, ситуации и настроение. Это отражает также приверженность художницы к «лесбийской городской субкультуре», которую, как пишут некоторые исследователи «проповедовала» Жанна Маммен.



Jeanne Mammen Boring Dolls. 1920-е гг.



Jeanne Mammen Zeebrugge. 1920-е гг.

Тем не менее, творчество художницы было любимо.
В 1929 году со-редактор известного журнала «Die Weltbühne» (Мировая арена) Курт Tухольски так выразил свое восхищение творчеством Маммен:
"Ваши акварели, тонкие, как цветы, выходят за рамки недисциплинированных каракуль большинства Ваших коллег. Ваши картины искренние и благосклонные в своей суровости. В магазине деликатесов, который еженедельно или ежемесячно открывают для нас ваши работодатели, вы представляете сплошные лакомства".



Jeanne Mammen She Represents. 1927 г.



Jeanne Mammen Untitled. 1930 г.

4. Период реалистической живописи (1929-1938).

В отличие от ярких акварелей 1920-х, в картинах 1930-х годов преобладают меланхолические настроения. Это понятно, поскольку грянул 1933 год, и к власти пришел Третий Рейх.



Jeanne Mammen Melancolia.

Жанна Маммен в своих картинах выражала свое внутреннее сопротивление и социальную критику власти. Образы молодых людей, глядящих в пустоту без эмоций и какого-либо выражения в черных глазах, историки назвали новым периодом в творчестве художницы – «периодом черных глаз».
В связи с этим имя художницы иногда упоминается рядом с именами Кете Кольвиц и Ханны Хох, которые принимали активное участие в социальной эмансипации, и чьи самые успешные работы пришлись на годы Веймарской республики. Но и по сравнению с названными художницами, творчество Маммен менее политично.



Jeanne Mammen Revuegirls. 1928 г.



Jeanne Mammen Zwei Kinder, lesend.

Интересный факт, но в 1932 году Жанна Маммен вместе с художником Гансом Ульманом посетила СССР. Смею предположить, что у нас в стране художницу встречали, как «обличительницу жуткого капитализма».
Правда, еще до «периода черных глаз», в 1930 году Фриц Гурлитт организовал в своей художественной галерее «Гурлитт» в Берлине большую персональную выставку художницы, которая прошла с огромным успехом.
В 1931 и 1932 годах Фриц Гурлитт также выставлял картины Жанны у себя в галерее.



Jeanne Mammen The Redhead. 1930 г.



Jeanne Mammen Untitled. 1930 г.

Среди работ этого периода (портреты, карикатуры, зарисовки уличных типов) выделяется цикл литографий «Песни Билитис» по мотивам одноимённой книги эротических стихов Пьера Луи с вариациями на тему лесбийской любви.
Иллюстрировала Маммен также эротические стихи Верлена.



Jeanne Mammen Eifersucht 1932 г.



Jeanne Mammen Freundennen 1932 г.

Зато известно, что весной 1933 года Маммен эти работы показывала на выставке берлинской «Ассоциации женщин-художников». Тогда же в нацистской прессе появились первые клеветнические нападки на художницу, осуждающие и ее манеру изображения, и темы картин (в частности «Песни Билитис»). Женские фигуры на ее картинах были названы сплошь еврейками, а сами литографии «Песни Билитис» запрещены к изданию.



Jeanne Mammen Siesta 1932 г.



Jeanne Mammen Beim Schminken 1932 г.

Нацисты решили положить конец карьере художницы, и после этого Жанна, как пишут историки, «отклонила культурную политику Третьего рейха», и с 1933 по 1945 годы больше не участвовала в выставках.



Jeanne Mammen Am Morgen 1932 г.

Кроме того, она по убеждению прекратила свою работу в тех журналах, которые, как, например, "Симплициссимус", официально поддерживали политику власти в области культуры, и поэтому не были закрыты нацистским режимом. Как выражалась сама Жанна, она просто «удалилась во внутреннюю эмиграцию».
Естественно, художница потеряла источники дохода, но она предпочла таскать через полгорода тележку на рынок, чтобы попытаться заработать немного денег, продавая подержанные книги и свои графические работы.
Она также давала частные уроки рисования, позже Маммен будет вспоминать эти занятия с иронией и называть «упражнением для пальцев» (my finger exercises), но тогда эти уроки приносили деньги на пропитание.
В 1935 году Маммлен познакомилась с физиологом и биофизиком Максом Дельбрюком (Max Delbrück), который стал ее близким другом и помогал финансово, покупая у Жанны ее картины.



Jeanne Mammen Portrait of Max Delbrück. 1937 г.

Он продолжал это делать даже после своей эмиграции в Калифорнию в 1937 году. Кстати, в 1969 году Дельбрюк стал лауреатом Нобелевской премии.

5. Период кубизма и экспрессионизма (1938 – 1945).

Во время войны Жанна продолжала экспериментировать. Она отказалась от реалистической манеры письма также в знак протеста против концепции искусства, опубликованной нацистами и самой идеологии фашизма, и начала писать в стиле кубизма и экспрессионизма под сильным влиянием Пикассо, которым восхищалась.
И хотя художница считала кубизм достаточно агрессивным стилем живописи, рисуя кубические полотна она, по крайней мере, демонстрировала скрытую солидарность с коллегами.
Работы «Задыхающийся Ангел» (Der Würgeengel) и «Ребенок в бомбоубежище» (Kind im Luftschutzkeller) являются яркими примерами «творческого сопротивления» художницы.



Jeanne Mammen Der Würgeengel.

Во время второй мировой войны Жанна продолжала творить, не смотря на ужасные условия жизни и человеческие страдания. Здания в окрестностях лежали в руинах, в дом на Курфюрстендам, 29, где жила художница, тоже попала бомба, большое количество картин, рисунков и литографий были уничтожены, повреждены или украдены, но, к счастью, сама студия художницы избежала серьезных повреждений.
Ни нехватка художественных принадлежностей, ни частые перерывы электроснабжения не могли оторвать Жанну от работы. В 1947 году она напишет Дельбрюку: «Я рисовала при свечах, из-за повторяющихся отключений света».
Правда, нужно отметить, что в то время, когда в картинах Жанна отказалась от реалистического стиля, она осталась верна ему в своих рисунках, которых за годы войны было создано более двух тысяч.

Следующие тридцать лет творчества Маммен прошли под знаком "экспериментов". И хотя работ, иллюстрирующих эти периоды, я не нашел, думаю, стоит хоть вкратце рассказать о том, как художница "шагала в ногу со временем".

6. Скульптурный период (1945 – 1948).

К концу войны Маммен увлеклась скульптурой тоже в стиле кубизма-экспрессионизма. Отчасти это увлечение было связано с отсутствием красок, холстов и других материалов.
Жанна создавала рельефные фигуры из глины и гипса, используя для этого и другие контрастные материалы. Например, найденный во дворе своего дома провод, оставленный советской армией, или белый шпагат из-под посылок, которые умудрялся во время войны пересылать ей из США Макс Дельбрюк.
В 1945 году, сразу после окончания Второй мировой войны, Жанна Маммен приняла участие в коллективной выставке.



Jeanne Mammen at work in her studio. 1946 г.

В 1947 году картины, рисунки и скульптуры, которые Маммен создала во время своего «затворничества», были представлены общественности на персональной выставке художницы в галерее Герда Розена. Это была первая галерея, в которой состоялась первая в Германии выставка современного искусства после войны. Выставку помог организовать друг Жанны, художник Ганс Ульман.
Отмечу, что после 1945 года работы художницы становятся все более абстрактными.

7. Графический период (1949 – 1954).

Этот шестилетний период характеризуется прогрессивной абстракцией в творчестве Маммен. На листах формата 100 х 70 см, Жанна пишет контуры фигур и расплывчатые графические элементы, сначала ее работы были монохромные, затем художница стала добавлять более красочный фон, иногда почти в стиле пуантилизма.
В 1949-1950 годах Жанна участвовала в работе легендарного кабаре послевоенных художников - экзистенциалистов «Die Badewanne» (Ванна). Она участвовала в написании сценариев, разрабатывала и расписывала декорации и фоны, создавала костюмы.
Несмотря, на такую обширную работу, Маммен по-прежнему вела затворнический образ жизни. К узкому кругу ее друзей принадлежали художники Ганс Тиманн (Hans Thiemann) и Ганс Лаабс (Hans Laabs), а также поэты Йоханнес Хюбнер (Johannes Hübner) и Лотар Клюннер (Lothar Klünner).
Главной и истинной страстью ее жизни по-прежнему оставалась живопись.

8. Лирическо-абстрактный период (1950 – 1960).

Это десятилетие отмечено продолжительными экспериментами с контрастами и интенсивностью цвета, который и определял структуру картины. Художница создавала абстрактные натюрморты, используя термоаппликации.



Jeanne Mammen Blumen in Vase mit Abziehbild.

Эксперименты закончились большой персональной выставкой в Берлине, организованной в 1960 году Сенатом по вопросам образования и культуры, в честь 70-летия фрау Маммен.

9. Абсурдно-абстрактный период (1960 – 1965).

После того, как прошло 70-летие художницы, казалось бы, она могла продолжать жить, по ее словам, «в роли созерцателя, наблюдая глупости жизни». Но Маммен продолжает творить, заполняя холсты гротесковыми абстрактными фигурами, отображая "шумный бесконечный карнавал жизни".

10. Период «сверхъестественных» картин (1960 – 1975).

Работа с техникой коллажа, начатая еще в 1950-х годах, нашла отражение и в последнем периоде творчества художницы. С помощью шоколадных фантиков, фольги и других предметов Жанна Маммен в своих работах выражала вычурность и тривиальность человеческой жизни. Эта индивидуальная ироническая философия, которая выразилась в ее «сверхъестественных» картинах, была построена на изображении фигур, которые можно было дергать за веревочки, как марионеток в танце.
Искусствоведы пишут, что творческий «цикл» художницы закольцевался: Маммен вновь пришла к символизму и мистике, с которых начинала.
В 1969 году Жанна совершает поездку в Марокко вместе с Максом и Мэнни Дельбрюк. Там художница тяжело заболела и была даже госпитализирована в Рабат-Сале.
В 1970 году прошла очередная персональная выставка в честь 80-летия Маммен, организованная Новой Берлинской Ассоциацией искусств (Neuer Berliner Kunstverein), на которой были представлены работы, охватывающие период с 1929 по 1970 год.
После выставок, проведенных в 1971 году в Гамбурге и Штутгарте, началось новое открытие Маммен для зрителя. Оно было поддержано нарастающим в Германии феминистским движением.
В 1973 году Жанна вместе с поэтом Лотаром Клюннером съездила во Францию, где посетила в Авиньоне выставку Пикассо.



Jeanne Mammen 1975 г.
Jeanne Mammen in her studio. 1975 г.

В 1975 году художница написала свою последнюю картину «Обещание зимы» (Verheißung eines Winters). При этом, художница подписала дату завершения работы - 6 октября 1975 года.
У Маммен не было привычки подписывать свои картины. По ее мнению, эта информация не имеет никакого значения для понимания и оценки произведения искусства, которое должно быть открыто, в первую очередь, всем органам чувств. Поэтому весьма примечательно, что художница на этой картине поставила свою подпись и дату.



Jeanne Mammen Verheißung eines Winters.

В одном из редких интервью Хансу Кинкелю по случаю своего 85-летия, Жанна с присущей ей иронией сказала:
«Теперь у меня есть нездоровый интерес к белому цвету, после того, как я вновь чувствую себя лучше, я буду писать все картины белой краской, чтобы через сто тысяч лет она превратилась в золотую».
22 апреля 1976 года после тяжелой болезни Жанна Маммен умерла.
Похоронена художница на III городском кладбище Фриденау в Берлине.

Послесловие

В Германии создан Фонд Жанны Маммен. В ее квартире, расположенной на берлинской улице Курфюрстендамм, 29, открыт Музей-мастерская.



The artist's studio.

В 2007 году в городской галерее Альбштадта прошла большая выставка художницы «Новая женщина» (Die neue Frau). В настоящее время, с 10 сентября по 12 декабря 2010 года в Германии проходит выставка «Жанна Маммен: Город женщин».
А это значит, интерес к художнице не пропадает.
И это замечательно, поскольку Жанна Маммен является одной из самых впечатляющих, необычных и универсальных немецких женщин-художников ХХ века, начавшей творить в эпоху Веймарской республики.
Творчество художницы всегда было построено на ее социальной активности и участии в общественной культурной жизни, и одновременно на уединении и спокойном осмыслении контрастных миров снов и действительности.
Жизнь художницы можно сравнить с процессом непрерывных колебаний в резонансе с замысловатыми узорами жизни, сотканными из сплошных экспериментов и характерных изображений людей всех слоев общества, построенных на интуиции и чувствах.
Маммен сама когда-то сказала: "Я всегда хотела быть только парой глаз, идя через невидимый мир, только для того, чтобы увидеть других». Эти слова могут служить эпиграфом к ее жизни.

Источники – Википедия, мои переводы с сайта, посвященного художнице и блога , посвященного искусству периода Веймарской республики.

b295a26142b9 (147x40, 0 Kb)
Рубрики:  Про искусство/Вернисаж
ЖЗЛ
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку