-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Я и мои друзья
Я и мои друзья
02:09 06.01.2010
Фотографий: 53
Посмотреть все фотографии серии Эти забавные зверушки
Эти забавные зверушки
22:14 02.06.2009
Фотографий: 7
Посмотреть все фотографии серии Всяко-разно
Всяко-разно
23:04 07.05.2009
Фотографий: 3

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в NADYNROM

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 3) АРТ_АРТель Китайский_летчик_ДЖАО_ДА intellettuale

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.10.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 38400


Храм Святого Григория Неокесарийского на Полянке

Воскресенье, 05 Сентября 2010 г. 20:57 + в цитатник
Пробегая на днях по Полянке, не удержалась и щелкнула пару раз красивейший храм Григория Неокесарийского. Фотографии получились отвратительными, но все равно решила сделать пост для своего дневника, потому как об этом храме на ли ру почти нет информации.
 (525x700, 87Kb)
Одна из самых красивых в Москве церквей, во имя Святого Григория Неокесарийского, находится в Замоскворечье, на улице Большая Полянка.
В древней Москве праздник этого святого связан с тем, что 17 ноября 1445 года возвратился в русскую столицу из жестокого татарского плена великий князь Василий II Темный. Вероятно, именно в память о его возвращении тогда же и была поставлена первая деревянная замосквореченская церковь, освященная по этому празднику, хотя деревянный Григорьевский храм впервые упоминается в письменных исторических документах лишь в 1632 году.
В старой Москве он назывался «что в Дербицах». Название улицы Полянка официально появилось лишь в XVIII столетии, но в те времена, когда была основана церковь св. Григория Неокесарийского, здесь действительно начинались большие поля, которые простирались далеко за пределы средневекового города, и среди них проходила старая дорога из Кремля на Серпухов. Эти поля и дали название старинной московской улице. Сама же земля в этой низинной, часто затопляемой разливами Москвы- реки местности, была топкой, «замшелой», отчего и была прозвана Дербицами, искаженно от дебри. «Дебрью» в старину называли топкую низину.

Церковь св. Григория Неокесарийского так и стояла деревянной до самого правления «тишайшего» царя Алексея Михайловича. После эпидемии чумы, разразившейся в Москве в середине XVII века, она окончательно запустела. В 1660 г. в ней служил обычный московский священник Андрей Саввинович Постников, и рядом с церковью стоял его собственный двор. Он сумел сблизиться с набожным царем и даже стал его духовником, так, что в 1665 году царь перевел его в кремлевский Благовещенский собор, где была домовая царская церковь, и сделал его протопопом.
Именно он в 1671 году венчал Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной, матерью Петра I. И в октябре 1674 года, незадолго до кончины царя, был у него в Кремле на пиру – царь сам угощал его заморскими винами и разными яствами. Но прежде, чем уйти на столь почетную службу, священник просил царя разрешить ему перестройку своего замосквореченского храма каменным. Царь исполнил просьбу и взял строительство под свой контроль: оно началось в 1668 году. Новый храм стали возводить чуть севернее его деревянного предшественника, и Алексей Михайлович дважды ездил к обедне в строящуюся церковь.
 (525x700, 87Kb)
Интересно, что камень для красавца-храма привозили из знаменитого подмосковного села Мячкова: из той же каменоломни брали камень для строительства белокаменных (и первых каменных) стен московского Кремля при князе Дмитрии Донском, а в XIX столетии – для строительства первого храма Христа Спасителя по проекту Витберга на Воробьевых горах. В то время это село уже было вотчинным владением отца Герцена, Ивана Яковлева.
Но незадолго до смерти царя его духовник попал в немилость самого патриарха Иоакима. Известно, что уже через несколько дней после упомянутого кремлевского пиршества протопоп сидел в заточении на цепи по повелению патриарха, и смог из темницы написать царю прошение о помощи. Царь, находившийся в Преображенском, поехал в Москву хлопотать о его участи, и стал просить патриарха освободить своего духовника, а патриарх в ответ возводил на того «разные вины», которые, вероятно, и были поставлены протопопу в официальное обвинение после смерти царя. Только к Рождеству 1675 года – последнего года жизни царя Алексей Михайловича – его духовник был освобожден из темницы с прощением и разрешением священствовать. Он даже был приглашен к царю на обед за один стол с патриархом.
Примирение это длилось недолго, ибо состоялось лишь благодаря горячему участию царя в судьбе своего духовника. Первый же конфликт, считается, произошел уже на похоронах царя. История донесла о том мало достоверных свидетельств, но известно, что священник Андрей Саввинов будто бы сам был инициатором новой ссоры, возмутившись, что патриарх лично исполняет на похоронах то, что должен делать он, царский духовник. На созванном соборе патриарх обвинил священника во множестве тяжких преступлений, таких, как блуд, превышение полномочий, подстрекательстве царя против патриарха, и, в частности, в том, что поставил себе храм в Замоскворечье без патриаршего благословения и что без того же благословения и «ставленной грамоты» принял чин протопопа Благовещенского собора. И когда в 1679 году патриарх Иоаким освящал выстроенный храм св. Григория Неокесарийского, его бывший священник, лишенный сана, уже находился в ссылке в далеком Кожеозерском монастыре
Архитекторами нового храма были русские царские зодчие Иван Кузнечик и крепостной из Костромы Карп Губа. 9 тысяч знаменитых поливных изразцов в стиле «павлинье око», давших храму его всемосковскую славу, сделал великий мастер Степан Полубес. Своей популярностью и статусом в древнемосковском строительстве он может сравниться только с Баженом Огурцовым, строителем черепичных шатров кремлевских башен. А среди иконописцев, царских изографов, трудившихся над росписью храма и над его образами, был сам Симон Ушаков. Раньше во втором ярусе было устроено подобие хор, что указывало на дворцовый характер церкви. В народе ее называли «красной», - красивой.
 (525x700, 72Kb)
Во второй половине XVIII столетия у храма появился придел во имя св. Григория Богослова, устроенный тщанием прихожанина Григория Лихонина в честь его небесного покровителя. А до 1821 года при церкви было и обычное кладбище.
И в страшное для Москвы время повальной холеры, свирепствовавшей в 1830 году, этот храм вписал себя на новую страницу московской истории. В1834 г. в нем был устроен придел Боголюбской иконы Божией Матери, которой молились во время эпидемии. Холера бушевала в Москве с сентября 1830 года и стихла в декабре: она пришла с Востока, поэтому ее считали «азиатской» и даже называли «единственной верной союзницей» Николая I – такого страха и такого единого воодушевления на борьбу со свирепой болезнью не было со времен отпора, данного Москвой Наполеону. Святитель Филарет устроил общий молебен - московские священники с крестным ходом обходили свои приходы, а сам митрополит коленнопреклоненно молился в Кремле. По всей Москве объявили строжайший карантин и оцепили ее военными кордонами, из-за которых Пушкин не мог попасть в город к невесте и дважды возвращался в Болдино. В итоге он просил своего знакомого генерала Бибикова достать ему разрешение, но смог попасть в дом Гончаровых лишь 5 декабря, когда эпидемия пошла на спад.
 (525x700, 89Kb)
Храм св. Григория Неокесарийского был закрыт в конце 1935 года. Иконы его передали в Третьяковскую галерею, а еще раньше, в 1930 году Моссовет подбирался к старинной шатровой колокольне храма, намереваясь ее снести для расширения тротуара. Чудом ее отстояли – только в самом нижнем ярусе пробили сквозной проход. Именно такой метод расширения «полезной площади» тротуаров и мостовых рекомендовался последующим Генеральным планом 1935 года.
К 1965 г. храм, отданный под различные учреждения, обветшал и был хорошо отреставрирован. Его поставили на государственную охрану как памятник истории и культуры, и разместили в нем наряду с «Всесоюзным производственно- художественным комбинатом им. Вучетича» тихую «контору» по официальной перекупке старинных икон, которые закупали у населения и потом с разрешения властей перепродавали за границу любителям русского «антиквариата». И только в 1990 году по письму Святейшего Патриарха Алексия II Моссовет вернул храм верующим. К 1996 году он был окончательно восстановлен и отремонтирован, и в нем начались богослужения.

Материал цтируется по Статье Елены Лебедевой
Рубрики:  Истории из истории
Про искусство
Мой город
Метки:  

Процитировано 6 раз
Понравилось: 2 пользователям

Светило_Енлиуины   обратиться по имени Re: Храм Святого Григория Неокесарийского на Полянке Воскресенье, 05 Сентября 2010 г. 21:00 (ссылка)
Я этот "теремок" обожаю. Просто чудо, что он сохранился и его не порушили при строительстве дороги.

LI 7.05.22 beta
Ответить С цитатой В цитатник
Ольга_из_Орла   обратиться по имени Воскресенье, 05 Сентября 2010 г. 21:02 (ссылка)
Надь, очень жаль, что не зашла внутрь - я там левый придел во имя Боголюбской Божией Матери расписывала. И вообще - там наш бывший владыка настоятелем - Иероним, у него убранство великолепное внутри: мощевики с цветной эмалью, иконы восстановлены стильно - под 17-й век. В общем, пышность и красота!
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Воскресенье, 05 Сентября 2010 г. 21:23 (ссылка)
Ольга_из_Орла, вот теперь будет еще и повод зайти и поискать твои росписи!
kovalaris, почему-то именно там редко бываю, но когда мимо прохожу или проезжаю, не могу не залюбоваться. Очень к себе этот храм располагает. И какое счастье, что он уцелел!
Ответить С цитатой В цитатник
Elena_Kalusch   обратиться по имени Воскресенье, 05 Сентября 2010 г. 21:38 (ссылка)
Спасибо, Надюша! Интересно! Знаю эту церковь только снаружи, приеду - зайду внутрь.
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Воскресенье, 05 Сентября 2010 г. 22:16 (ссылка)
Elena_Kalusch, я внутри тоже не была, но теперь уж точно повод зайти внутрь появился=)
Ответить С цитатой В цитатник
robot_marvin   обратиться по имени Понедельник, 06 Сентября 2010 г. 02:29 (ссылка)
NADYNROM, очень люблю это место. К сожалению, сейчас число машин на Полянке зашкаливает, а в конце 80-х я очень любил пройтись по Полянке, неспешно переулками выйти на Ордынку... К сожалению, сейчас там здорово всё изменилось, главное - исчез старомосковский уют, эта совершенно неповторимая атмосфера...
А храм очень красив.
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Понедельник, 06 Сентября 2010 г. 09:19 (ссылка)
robot_marvin, машин, к сожалению, очень много. Даже в 8 утра. Вообще в Москве мало мест, где нет огромного количества автомобилей, слегка портящих впечатления об окружающей местности.
Ответить С цитатой В цитатник
татьяна_магаева   обратиться по имени Понедельник, 06 Сентября 2010 г. 20:22 (ссылка)
Давненько Вы не баловали нас своими замечательными постами о храмах!Спасибо за интересный рассказ о чудном храме!
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Понедельник, 06 Сентября 2010 г. 21:41 (ссылка)
NADYNROM, ну в данном случае я просто цитировала статью, в которой о храме написано больше (и лучше), чем я бы могла рассказать сама.
Ответить С цитатой В цитатник
amathus   обратиться по имени Вторник, 07 Сентября 2010 г. 13:44 (ссылка)
кстати, если интересно - то у нашего храма есть сайт: там много
информации и фоток:
http://ieronim-polyanka.ru/index.php?id=90&gid=42&gpn=0
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Вторник, 07 Сентября 2010 г. 15:01 (ссылка)
amathuntus, спасибо за ссылку!
Ответить С цитатой В цитатник
Hobbittt   обратиться по имени Вторник, 07 Сентября 2010 г. 21:18 (ссылка)
Интересно, спасибо. Люблю такие весело украшенные церкви.
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Вторник, 07 Сентября 2010 г. 21:48 (ссылка)
Hobbittt, мне вообще нравятся большинство московских церквей, построенных в XVII веке. Они почти все такие "веселые".
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку