Один из самых блистательных персонажей
художественной сцены XX века - Роман Петрович Тыртов.
Русский по происхождению и совершенно забытый в России.
Им восхищались Жорж Баланчин и Энди Уорхол. Художник
моды, график, автор театральных костюмов и скульптор,
он остался в истории искусства нашего столетия как
ярчайший представитель стиля «Арт-деко».
Он начал свою головокружительную карьеру в эпоху, когда
сам воздух был насыщен легендами и утопиями. То был
Серебряный век - время безудержного карнавала, великолепного
маскарада, когда в изысканном ритме модерна переплелись
персонажи всех эпох и культур. Время, когда за каких-нибудь
два десятилетия искусство совершило пробег от
античности до футуризма.
Эрте
23.11.1892 - 21.04.1990
Именно в это время, 19 летним юношей, Роман покинул
Петербург, приехал в Париж и больше никогда
в Россию не возвращался.
Потомок старинного русского рода, берущего начало
от татарского хана Тырта, он стал известен всему миру
под псевдонимом Эрте (Erté, составлен из первых
букв имени и фамилии), который пришлось взять, чтобы
не осложнять отношения с семьей.
Аристократ, сын адмирала военного флота, не оправдал
надежд отца, променяв офицерский чин на служение музам.
У него были другие интересы - театр, рисование и мода.
Еще в России Эрте брал уроки хореографии у дочери
Мориса Петипа и учился живописи у Ильи Репина.
Из ранних детских впечатлений он вспоминал посещение
оперы «Садко» Римского Корсакого в Мариинском театре,
где кроме оркестра, музыки и драмы в памяти остались
визуальные атрибуты и костюмы для спектакля.
Таким образом, собственная природная грация на всю
жизнь соединилась с усвоенной профессиональной пластикой...
Он выбирал между театром балетным и рисованием, но
произошло то, о чем Эрте позже вспоминал:
Я пришел к выводу, что мог бы прожить без танцев,
но не без живописи и рисования...
Оказалось, что и без Парижа он тоже не мог быть счастлив.
И на вопрос отца, что бы сын хотел получить в подарок по
случаю успешного окончания гимназии, тот попросил
заграничный паспорт, чтобы уехать. Спустя десять лет, в
1923 году, когда Эрте с помощью благотворительных
организаций с трудом вызволил семью Тыртовых из
России, отец признал: «Ты был прав, что уехал!»
Еще в детстве, в библиотеке отца Эрте нашел книгу с
цветными репродукциями китайских и индийских миниатюр,
в которых его потрясло техническое исполнение и детализация.
Но эти тонкости он смог оценить гораздо позже.
Детские впечатления, так же как и рисунки греческих ваз,
на которые он любовался в Эрмитаже, легли в основу
будущего стиля Эрте. - знаменитый «Ар деко» -
«декоративное искусство», для которого характерны
роскошь и шик, использование дорогих материалов,
геометрические линии. «Ар-деко» синтезировался благодаря
слиянию неоклассицизма и модерна. Вот этим стилем
Эрте и поразил мир.
Эрте можно назвать одним из самых загадочных
художников XX века. На протяжении 97 лет своей жизни
он не прекращал удивлять своих поклонников
многогранностью своего творчества: модели одежды,
костюмы к театральным постановкам, сценография,
ювелирные украшения и декоративная скульптура.
В 1913-1914 годах начал работать как модельер у
известного кутюрье П. Пуаре и художник сцены. В частности,
молодой Эрте исполнил эскизы костюмов для спектакля
Маты Хари «Минарет» в театре «Ренессанс». В 1915 году
- заключил контракт с американским журналом
«Harper`s Bazaar», нарисовав для него в последующие
22 года более ста обложек.
Работал также для знаменитых журналов «Vogue»,
«Cosmopolitan», «Women`s Home Journal», «The Sketch»
и других иллюстрированных изданий США, Англии и
Франции. Жил в Париже и Монте-Карло.
Здесь собрано более 80 графических работ Эрте
Очень скоро Эрте стал по-настоящему знаменитым.
Любая элегантная женщина, интересующаяся модой
по обе стороны Атлантики, знала его и безоговорочно
верила его вкусу. Но этого Эрте было мало: его творческая
энергия и многосторонность просто удивительны.
В 60-е годы XX века Эрте увлекается новым видом
творчества: он воплощает свои печатные и рисованные
работы в бронзовых скульптурах. Таким образом,
направление «Art Deco» получает второе рождение.
Художник признавался:
«Я испытываю чувство возбуждения всякий раз, когда
вижу и трогаю бронзу из моей коллекции скульптур,
потому что именно через нее я могу видеть, как оживают
мои рисунки, мои идеи, мои мысли, мои мечты, чего
раньше никогда не происходило».
Персонажи ранних рисунков и гуашей словно обрели
плоть и кровь, переместясь в трехмерное пространство.
Женские фигурки в точности сохраняли размеры и
пропорции оригинала, но скульптура диктовала свои
законы. Художник словно дорисовывал невидимые
на листе детали и ракурсы.
Бронзовая поверхность подвергалась тщательной
обработке, покрывалась цветной патиной, позолотой и
серебром, что диктовало другие, более насыщенные,
чем в графике, цвета. Он добавлял или убирал
отдельные детали.
В результате художник создал более сотни скульптур;
для всех он разрабатывал оригинальные постаменты,
превращая каждую работу в полномасштабную
театральную постановку.
Французский писатель Жан-Луи Бори точно подметил:
«Эрте одевает объемы - но это уже больше не объемы
человеческого тела; украшает движения - но это уже
больше не жесты. Он создает в пространстве фигуры
неподвижного балета».
Здесь собрано 100 скульптур Эрте
Новый интерес к «Ар деко» стимулировал внимание к
патриарху стиля: в книжных магазинах разных стран
Запада книги, альбомы, постеры и открытки Эрте и
об Эрте порой занимали целые разделы.
В 1967 г. музей Метрополитен купил в одной
нью-йоркской галерее сразу 170 его работ.
По словам Эрте:
«Это был беспрецедентный случай - купить полную
экспозицию ныне здравствующего художника. Более того,
в следующем году Метрополитен устроил показ, в который
вошли сто из купленных работ.
В то время в Музее существовало правило, запрещающее
устраивать персональные выставки ныне здравствующих
художников, поэтому экспозицию назвали «Эрте и
современники», включив в нее произведения и
других мастеров».
После колоссального резонанса на выставке в 1967 г.
художник задумал выпуск малых серий графики. Проще
говоря, он стал тиражировать свои рисунки 1920-30-х гг.
После безоговорочного успеха коллекции «Цифра» 1968 г.
последовали серии «Шесть драгоценных камней»,
«Четыре сезона», «Четыре туза» и знаменитый
«Алфавит», созданный в 1920-е гг. Оригинальные
серии воспроизводились 75 раз.
Эти работы были доступны для тех, кто не мог себе
позволить оригиналы. К тому времени Эрте было уже
75 лет, и мастера особенно вдохновлял тот факт, что
его творчество восприняло новое поколение.
В 1975 в Нью-Йорке и Лондоне вышли английские
издания его мемуаров «Вещи, которые помню».
Последней работой мастера явились эскизы декораций
и костюмов к бродвейскому мюзиклу «Звездная пыль» (1989).
Необычайно плодовитый художник. Эрте был востребован
на протяжении всей своей творческой биографии в самых
разных областях искусства. Став живой легендой целой эпохи,
он скончался в Париже 21 апреля 1990, в возрасте 98 лет.
Ушел из жизни на взлете славы, будучи хозяином огромного
производства авторизованных бронзовых статуэток и
крупнейших сериграфских тиражей со своих рисунков.
Эрте ежегодно продавал свои работы на сто миллионов
долларов. Но главному делу своей жизни - моде - он
так никогда и не изменил.
Новейший интерес к искусству «Арт-деко» еще не раз
привлечет к творчеству художника серьезных исследователей.
Одним из объектов их аналитических упражнений, очевидно,
станет тот парадоксальный факт, что последним из утонченных
эстетов русского Серебряного века были разработаны
несколько моделей таких современных вещей, как одежда
«унисекс», спортивные костюмы и платье с
асимметричным декольте.
«Воображение - главное в моем творчестве, - любил
повторять Эрте. - Все, что я делал в искусстве - игра
воображения. И у меня всегда был один идеал,
одна модель - движение танца».
« ... Я с отвращением ношу одно и тоже платье даже
два дня подряд и ем одну и ту же пищу. Я всегда любил
путешествовать, потому что это украшает жизнь.
Монотонность рождает скуку, а я никогда не
скучал в своей жизни...»
Эрте.
«Посмотрите на меня. Я живу в другом мире
- мире снов и забвения».
Источник: сайт Roman de Tirtoff. ArtDeсo (здесь)
+ интернет и мои восхищения
P.S.
Роман Петрович Тыртов - блистательный мастер Эрте,
100 лет назад покинул Россию. Теперь он в своих
работах-шедеврах, возвратился на Родину.
Спасибо Вам, за красоту!
|
Lyarder |
|