-Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.10.2007
Записей: 198
Комментариев: 0
Написано: 2108


Ч. 3 Глава 12 УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕРКВИ: ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ 1:1-8:3

Суббота, 20 Сентября 2008 г. 02:52 + в цитатник

Между служением Господа Иисуса Христа и появлением Церкви в потоке истории пролегает громадный промежуток времени. Как же получилось, что последователи Иисуса, незаметные провинциалы Галилеи и Иудеи, сделались знаменитыми на весь мир людьми? Что преобразило их робкость, побудившую этих людей к отречению и бегству при распятии, в смелость, сделавшую их столпами защиты новой веры? Как могли проповедники, которые были взаведомо «некнижные и простые» (Деян 4:13), так повлиять на мир, что от них произошла совершенно новая культура, в коне изменившая лицо западной цивилизации? Откуда взялись вошедшие в Новый Завет богословские истины, проповедуемые ранними миссионерами? Какое соотношение между учением Посланий и учением Евангелий? Как случилось, что начавшееся среди евреев движение, сосредоточенное вокруг еврейского Мессии и основанное на еврейских Писаниях, сделалось религией, которую приняли главным образом язычники, что так очевидно сегодня?  

На эти и подобные им вопросы отвечает книга Деяний Апостолов, которая представляет единственное существующее сегодня звено между служением и учением Христа и христианством, полный расцвет которого раскрывается в Посланиях Апостола Павла и других Новозаветных авторов.

История: Деяния Апостолов

Сама по себе книга Деяний Апостолов не представляет отдельной единицы, так как оно явно является продолжением Евангелия от Луки. Автор упоминает «первую книгу» (Деян 1:1), а его обращение к Феофилу указывает на связь с Евангелием, которое обращается к той же личности. Сжатое содержание первой книги, данное в Деяниях 1:1,2, в точности совпадает с содержанием Евангелия от Луки, и подхватывает повествование там, где Лука закончил его. Нет никакого разумного основания сомневаться в том, что Евангелие от Луки и Деяния Апостолов — два тома одного и того же произведения. Обе книги преследовали одну и ту же цель утверждения личной веры и сохранения понятного исторического документа Божьего откровения людям в труде Христа, через Его жизнь и служение и через Его Церковь. Исторически и духовно Деяния Апостолов содержат ответ на эти задачи.

План
Деяния Апостолов можно разделить на пять главных частей:

I. Вступление_____________________________1:1-11
II. Происхождение Церкви: Иерусалим________ 1:12-8:3
III. Переходный период: Самария____________ 8:4-11:18
IV. Распространение среди язычников_______ 11:19-21:16
  Миссия Павла: Антиохия и империя
V. Заключение и защита Павла:Кесария и Рим_21:17-28:31

Деяния Апостолов логично построены по географическому плану, данному в 1:8: «...и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». Первая часть после вступления говорит о начале в Иерусалиме. Вторая бросает беглые взгляды на труд в Самарии, на прибрежной равнине, и в Кесарии. Последние две части выносят Благую Весть в города Средиземноморья, заканчиваясь в столице — Риме. Географическое расширение Церкви было подобно волнам прилива, которые увеличиваются с каждым разом, продвигаясь все дальше и дальше на берег.

Книгу Деяний Апостолов можно разделить также по указанной в ней мере роста. В 2:47, 5:14, 6:7, 9:31; 12:24, 16:5, 19:20 отмечается рост в количестве или качестве духовной жизни, что указывает на то, что эта книга была посвящена последовательному развитию группы. В последней части книги от 19:20 и до конца особое ударение ставится на более личное, чем на общее. Здесь больше подчеркиваются события в жизни Павла как человека, а не Церкви как общества.

Деяния Апостолов можно также разделить по представленным в них персонажам. От 1-й до 5-й главы речь идет в основном о Петре, 6-я и 7-я главы говорят о Стефане; в 8-й по 12-й главах представлены несколько персонажей, из которых выделяются Варнава, Филипп и Савл из Тарса, а с 13-й главы до конца Павел выступает как главное лицо. В некоторых случаях проводится сравнение между Петром и Павлом: оба были ведущими служителями — один служил евреям, другой язычникам. Петр трудился в Иерусалиме, а Павел в языческом мире. По крайней мере одна речь каждого приводится полностью и излагает суть его проповеди: Петр в День Пятидесятницы (2:14-40); Павел в Антиохии Писидийской (13:16-42). Оба творили чудеса: Петр исцелил хромого (3:1-10), и Павел сделал то же (14:8-10). Петр навлек быстрый суд на Ананию и Сапфиру (5:1-11), а Павел поразил слепотой волхва Елиму (13:6-11). Петр был освобожден из темницы в Иерусалиме (5:19-21; 12:1-11), Павел был выпущен из заключения в Филиппинах непосредственным вмешательством Божьим (16:19-30). Оба подчеркивали действие Святого Духа (2:38; 19:2-6) и оба ставили воскресение главным учением своей проповеди (Петр: Деян 2:24-36; 3:15,26; 4:2; 5:30; 10:40,41; Певел: 13:30-37; 17:3,18,31; 24:15,21; 25:19; 26:8,23). Один возглавлял раннюю церковь в Иерусалиме, а другой основывал первые церкви среди язычников. Но нигде нет ни малейшего намека на антагонизм между ними, равно как и на то, что они отдавали предпочтение в своей проповеди исключительно одному классу слушателей. Петр принес Евангелие в дом язычника Корнилия, а Павел проповедовал евреям при каждой предоставляющейся возможности.

Достоверность Деяний Апостолов часто подвергалась сомнениям, но никогда не была успешно опровергнута. В них могут встретиться трудности в согласовании хронологии с тою, которая дается посланиях, и не все исторические ссылки Деяний могут быть подтвердимы из-за отсутствия во многих случаях требуемых данных. Но зато в тех случаях, где содержатся археологические и литературные данные, книга Деяний Апостолов отстаивает свою достоверность. Джон Нокс, который считает, что «есть достаточно причин сомневаться в некоторых подробностях» книги Деяний Апостолов, признает, что «есть полное основание доверять основной историчности ее последних глав». 

Содержание
Уже сам факт, что Лука желал написать книгу о развитии христианского учения и объяснить назначение христианства, свидетельствует о том, что он обладал пониманием его общей значимости. Он не был просто летописцем, старательно, но сухо передававшим события своих дней на бумаге, но обладал инстинктом историка и представлял свои факты в связи с развитием интересовавшей его темы. Этой темой был рост церкви, особенно переход от иудейства к христианству. Он принимал активное участие в этом переходе, что видно из частого употребления местоимения «мы», и он полностью подходил для труда над избранной им темой.

Книга Деяний Апостолов, однако, не пытается представить исчерпывающий отчет обо всех событиях, которые были связаны с ростом ранней церкви. Ни слова не сказано о ее распространении в южном направлении или к востоку от Палестины, хотя и в Египте и в Сирии должны были быть христиане с самых ранних времен. Еще до обращения Павла уже были верующие в Дамаске, но ничего не говорится о развитии церкви там. Книга Деяний Апостолов говорит главным образом о миссии, которое передала Евангелие на север через Антиохию в Малую Азию, а оттуда в Македонию, Ахаию и Рим. 

Для этого ограничения существует двойственная причина. Во-первых, сам автор был больше знаком с этой стороной развития христианства и, следовательно, мог с большей легкостью говорить о ней иллюстрируя свою главную тему. Во-вторых, его главная цель — наставить читателя в достоверности Евангелия. Ему нужно было наглядно показать, как евангелие продолжалось от Иисуса Христа через учеников до времени, в которое он писал. Поскольку Павел возглавлял служение язычникам, ему следовало уделить наибольшее внимание, между тем, как переход от еврея к язычнику, от закона к благодати, и от Палестины к империи не требовал всестороннего обзора всего того, что происходило в процессе миссионерского роста христианской церкви. Для той цели, которую преследовал Лука. Представление одной только этой фразы было вполне достаточно.

Хронологический период, охваченный Деяниями Апостолов, тянется от распятия Христа приблизительно в 29-м г. н.э. до конца заключения Павла в римской тюрьме в 60-м г. н.э. Даты событий в книге Деяний ставились по-разному различными учеными, но нижеприведенные цифры дадут более или менее достаточное представление о них. Древние авторы датировали события не по календарю, а по вступлению должность или по правлению разных правителей. Абсолютной точности в установлении месяцев или дней иногда невозможно достичь. Некоторые определенные хронологические моменты явно выступают в книге Деяния Апостолов: 

1. Смерть Ирода Агриппы Деян______________________12:20-23
2. Голод при Клавдии______________________________11:28
3. Проконсульство Сергия Павла_____________________13:7
4. Изгнание евреев из Рима при Клавдии______________18:2
5. Проконсульство Галлиона________________________18:12
6. Проконсульство Феликса_________________________23:26; 24:27
7. Назначение на должность Феста, преемника Феликса_24:27

От этих довольно скудных рамок зависит хронологическое распределение материала в книге Деяний. Ссылки делаются случайно,ибо автор предполагал, что читатель будет сам хорошо знать сроки, чтобы прироновить события к своим местам без добавочных подробностей. Эти события можно отнести к следующим датам I века:

Смерть Ирода_____________________44 г. н.э. (весна)
Голод при Клавдии_________________44-48 г. н.э.
Проконсульство Сергия Павла_____До 51-го г. н.э.
Изгнание евреев из Рима___Вероятно 49 г. н.э.
Проконсульство Галлиона__ Вероятно 52-53 г. н.э.
Проконсульство Феликса___________ 52-56 г. н.э.
Назначение Феста________________  57-60 г. н.э.

Самым сомнительным из этих пунктов является назначение на должность Феста. Евсевий помещает его в правление Нерона, и с этой датой соглашается большинство доступных источников. Феликса судили в Риме за должностное преступление, но он не мог предстать пред судом до восшествие на престол Нерона. В таком случае Фест не мог получить назначения до начала правления Нерона. Лето 57-го г. н.э. Наиболее подходящая дата для появления Феста в Палестине, а следствие Павла произошло вскоре после этого. Если, учитывая время на дорогу, Павел прибыл в Рим приблизительно летом 58-го г. н.э., то повествование Деяний оканчивается в 60-м г. н.э. 

Другие события помогают установить некоторые важные периоды в книге Деяний Апостолов. Смерть Ирода совпадает с зарождением языческой церкви. Что видно в Деяниях 12:1, где говорится, после описания начала работы в Антиохии. Что «в то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло» и вскоре после этого гонения он умер. Приблизительно в то же время был голод при Клавдии (Деян 11:28), т.е. между 44-м и 48-м г. н.э.

Если проконсульство Сергия Павла на Кипре было до 51-го г. н.э., значит Варнава и Савла начали свое миссионерское служение не позже 50-го г. н.э., а возможно и раньше.

Служение Апостола Павла в Коринфе можно определить с помощью даты вступления на должность Галлиона. Деяния 12:18 помогает определить не только время ареста и суда Павла перед проконсулом, но подразумевает, что по-видимому, евреи воспользовались недавним назначением Галлиона, чтобы просить у него одолжения. Если это так, то служение Павла, возможно, предшествовало прибытию Галлиона в город. И хотя Павел не сразу уехал из Коринфа (18:18), он сделал это в конце своего пребывания там, которое длилось полтора года (18:11). Учитывая служение в Ефесе, которое продолжалось два года и три месяца (19:8,10), и время, необходимое для путешествия в Иерусалим, можно датировать прибытие Павла туда приблизительно летом 55 или 56 г. н.э., а конец его двухлетнего тюремного заключения в Кесарии приходится на время правления Феста.

Луку интересовала, главным образом, не хронология, хотя он и уделял таким деталям больше внимания, чем остальные писатели Нового Завета. Книга деяний Апостолов подчеркивает постепенный упадок еврейской церкви и восхождение христианства среди язычников.

 (699x504, 77Kb)

 (699x489, 60Kb)

 (700x498, 66Kb)

 (699x486, 71Kb)

  (699x495, 58Kb) 

Первый вопрос, который ученики задали воскресшему Господу относительно Его плана, был: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (1:6). Присутствующие в день Пятидесятницы были евреи (2:5), и проповедь была направлена к ним «мужи Израильские» (2:22). Церковь о Иерусалиме была главным образом еврейской, хотя там было две группы: евреисты из Палестины и эллинисты рассеяния (6:1). Проповедь велась по еврейским терминам и состояла из представления Иисуса как Мессии, который, который воскрес из мертвых.

На протяжении первого периода апостольской миссии учреждалась церковь в Иерусалиме. Сперва она изображалась как «сие учение» (9:2), или Назорейская ересь» (24:5), второстепенная группа иудаизма, возможно, похожая на ессеев. Проповедь Стефана, которое вызвала бурное возмущение у руководителей иудеев, и последовавшее рассеяние учеников побудило руководство искать другие поля деятельности, и результатом была евангелизация Самарии. Антиохии и языческого мира.

Переходный период (8:4-11:18) не передан подробно. Только представлен труд некоторых беженцев гонения, но в достаточной мере, чтобы показать, насколько общее направление к язычникам было спонтанным и успешным. Обращение эфиопского евнуха и Корнилия, (оба, вероятно, прозелиты из язычников), и восторженный отклик самарян на проповедь Филиппа отменили новую тенденцию удаления от учреждения Мессианского Царства к расширению и росту видимой церкви.

Миссия к язычникам (11:19-28:31) началась учреждением церкви в Антиохии. Там впервые ученики были названы христианами и заняли новое место в мире. Их знали уже не просто как иудейскую секту, но как независимую общину с другого рода верой (11:26). Антиохийская церковь сделалась центром учения и из нее произошла первая миссия к язычникам. В Антиохии решилась борьба за освобождение язычников, достигшая кульминации на иерусалимском соборе, когда обращенным из язычников было разрешено не соблюдать церемониальный закон.

Программа Павла, описанная в Деяниях 15:35 до 21:14, была иллюстративной в отношении развития церкви. Хотя Павел вообще обращался, во-первых, к Иудею (Рим 1:16), наибольший отклик пришел от язычников и прозелитов, и родившиеся в результате его служения церкви включали и евреев, и язычников. Несколько раз Павел совершенно ясно говорил, что обращается к язычникам (Деян 13:46; 18:6; 19:9,10; 21:19; 26:20,23; 28:28). Общее отвержение его слова евреями окончательно решило его статус апостола язычников (26:16-18), ускорило рост церкви независимо от синагоги и привело к окончательному разрыву между иудаизмом и христианством.

Обзор роста христианства обнаруживает порядок церковной жизни: силу, цель, методы, основную организацию, дисциплину и миссионерское расширение. Деяния — это не только история определенного периода в жизни церкви. Это руководство для христиан. Здесь показаны образ действия и эффективность церкви, построенной на принципах, управляемых Духом Святым.

Другой аспект книги Деяний заключается в ее апологетическом характере. Отношение христианства к римскому правительству прослеживается от его зарождения до суда над Павлом в Риме. Поскольку автор был другом Павла и спутником в последнем путешествии в Рим, невольно задумываешься, не пытался ли он доказать читателю, что христианство не представляло политической опасности, но было исключительно духовным учением. Ж. Айронсайд Стилл в своем труде Павел на суде доказывает, что Деяния были написаны как краткое изложение дела, когда Павел предстал перед Кесарем. Хотя его теория не принимается широко, его призвание апологетического характера Ев. от Луки-Деяния Апостолов заслуживает внимания. Феофил. Которому адресовались обе книги (Евангелие от Луки и Деяния), не нуждался бы в заверении, если бы не было чего-то, что поколебало его уверенность. Возможно, что неодобрение, с которым и евреи, и язычники принимали Евангелие, заставило его смотреть на Евангелие с подозрительностью. Так или иначе, Евангелие от Луки и Деяния показали, что новое сверхъестественное откровение вошло в поток истории. Оно не ограничивалось какой-то одной национальностью или группой или существующей верой. Вскормленное в среде иудаизма оно провозглашало его истину, но превзошло его тем, что возвестило о пришествии Мессии. Поскольку оно не было политическим по характеру, к нему нужно было относиться, как к дозволенной религии, империи. Для Феофила же апологетика была еще более прямой и могла быть выражена в словах Деяния 4:12:

Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись.  

 

Основание: Деяния Апостолов 1:1-8:3

Первый период в истории ранней Церкви можно характеризовать как основополагающий период. От начала нет сведений о том, чтобы верующие резко порвали с иудаизмом. Пятидесятница была еврейским праздником до того, как она стала христианским. Проповедь апостолов истолковывала Ветхозаветные Писания и подчеркивала служение Иисуса именно как мессианское, даже открыто признавая, что если народ покается, Мессия Иисус придет опять (3:19,20). Речи Петра были направлены к еврейскому народу, равно как и знаменитый призыв Стефана. Когда апостолы ходили поклоняться Богу, они шли в храм (3:1), и Стефан вел свои дискуссии в синагогах (6:9,10) иностранных жителей Иерусалима.

Тем не менее церковь не была просто естественным отпрыском иудаизма, новым пророческим движением, сосредоточенным вокруг личности Иисуса из Галилеи. Евангелие от Луки совершенно ясно говорит,что служение Иисуса и вся Его жизнь от рождение до смерти была чудесной, и что Он пришел в среду людей как Сын Божий (Лк 1:35). Начало Деяний говорит, что Он «... явил Себя живым по страдании Своем со многими верными доказательствами, в продолжении сорока дней являясь им» (Деян 1:3). Воскресение всюду выступает на переднем плане в книге Деяний и является основанием доктринальной проповеди. По словам Луки Церковь, это нечто новое для людей.

Приблизительно за пять лет, прошедших между смертью Христа и гонением, которое возникло по причине Стефана, церковь стала особым обществом с присущими ей устройством, убеждением и целью.

Пятидесятница
Днем рождения церкви была Пятидесятница. Одиннадцать учеников, мать Иисуса Мария, Его братья, женщины, которые следовали за Ним, и большая группа безымянных верующих, составляя число в сто двадцать человек, собрались на молитву по повелению Самого Христа. Иуду, которого к тому времени уже не было в живых, заменили Мтфием. В День Пятидесятницы, когда они собрались в одном месте, Дух Святой сошел на них с видимыми и слышимыми знамениями. Они заговорили на новых языках, так что слушатели могли услышать каждый на своем языке «о великих делах Божиих» (2:5-13), которые совершились во Христе.

Сошествие Духа Святого было исполнением предсказания Иоанна (Лк 3:15,16) и обетования Иисуса (Лк 24:49). Петр заявил, что это — исполнение пророчества Иоиля (Деян 2:16-21) и доказательство воскресения Христа (2:32-36). Оно спаяло верующих в одно тело и дало им единство, какого они не имели до этого, и смелость переносить опасности гонения (2:4; 4:8,31; 6:8-15).

Ранняя проповедь
Проповедь во время этого раннего периода жизни церкви была сосредоточена на жизни и личности Христа. В отличие от современной проповеди, которая либо логически развивает какую-нибудь тему, либо объясняет и расширяет значение какого-нибудь одного текста, проповедь апостолов была повествованием жизни и деятельности Иисуса с отстаиванием факта Его воскресения и кончалась призывом к покаянию и вере в Его имя. Проповеди Петра и Стефана, записанные и переданные в этой части Деяний. Носят апологетический характер потому, что служат ответами на вызовы, которые бросались проповедникам любопытной или враждебно настроенной публикой. была

Апостольские проповеди были строго библейскими по содержанию. Новый Завет в то время еще не был написан, но речи были пропитаны цитатами и пророчествами из Ветхого Завета. Петр начал свою проповедь в День Пятидесятницы длинной цитатой из книги пророка Иоиля, а потом привел другую длинную цитату из Псалмов, чтобы показать мессианское обетования воскресения. Речь Стефана была историческим образом неверия народа, закончившегося отвержением Иисуса. Заповеди и примеры Священного Писания послужили основанием апостольской проповеди.

Сутью этой проповеди была необходимость веры в воскресшего Мессию, личное и народное покаяние и принятие Святого Духа (2:38). Она сопровождалась наставлением, так что по мере роста числа верующих их всех объединяли общее знание и общая деятельность (2:42). 

Организация и руководители
Первая церковь в Иерусалиме не была еще весьма организованной общиной с собственным имуществом и крепкой церковной системой. Апостолы, будучи учителями и проповедниками, были, естественно, и руководителями, но управление церковью было по сути демократическим. Когда поступила жалоба, что с вдовами евреев-элленистов обходятся несправедливо при разделении продуктов для ежедневных потреблений, апостолы предложили назначить квалифицированных служителей, которые руководили бы этой стороной деятельности церкви. Выборы совершились всем собранием (6:5), и таким образом были назначены новые служители.

Много говорилось о так называемом коммунизме ранней церкви, при котором продукты распределялись нуждающимися (2:45; 4:34,35). Верно, что верующие «имели все общее», но даяние было добровольным, а не принудительным, и было, видимо, рассчитано на чрезвычайную нужду в Иерусалиме, где было много «бедных между святыми» (Рим 15:26). Нет подтверждения в других писаниях, что подобной системы придерживались другие общины, хотя благотворительность бедным практиковалась всеми.

Собрания происходили как в храме, так и по домам (Деян 2:46), где преподавалось учение, сопровождаемое общением и преломлением хлеба и молитвой (2:42).

Руководителями раннего периода были Петр, Иоанн и Стефан. Из этих трех Иоанн был менее выдающимся, так как всегда упоминается вместе с Петром. Петр был первостепенным проповедником. Он произнес первую речь в День Пятидесятницы и защищал позицию христиан перед Синедрионом, будучи обвинен вместе с Иоанном (4:5-8). Смелость и духовная сила Петра были удивительной противоположностью тому колебанию, которое он проявил в отречении от Иисуса.

Стефан, который был в числе семи назначенных для благотворительной работы и который стал вдающимся защитником ранней церкви, не был в числе первых двенадцати учеников. Если его имя говорит о его происхождении, то он был еврей-эллинист, ... 

 

Рубрики:  Обзор Нового Завета