Рядом с таким деревом стоишь маленький-маленький человечек.
Крошечный-юный-нелепый до невозможности,
разве что живой - слегка на равных с великаном в этом.
Где кончается дерево и начинаюсь я?
(сначала: Что такое дерево и что такое я?)
Вечером после Ганга аарти в Харидваре на рынке рядом с набережной есть масса способов утолить уже не духовный, но физический голод. А также голод на зрелища и запахи, который я в основном и утоляю, гуляя по таким рядам с фотоаппаратом. И даже если вы не большой любитель индийской кухни, сходите под кат: какие лица, какие рабочие места, какие повара!
А здесь я решила собрать фотографии, посвященные Ганга аарти. Я наблюдала эту церемонию в нескольких местах, с разным количеством участников, разным способом проведения церемонии - и все время оставалось ощущение очень человечного, но все же таинства. Благодарность Ганге это и есть благодарность самой жизни такой какая она есть, и сложной, и странной, и каждый день новой. С такой гармонией, которая порой не очевидна нам самим - и все же существующей прямо здесь и прямо сейчас. За все благодарю.
Расскажу про поход в храм Neelkanth Mahadev (Нилкант Махадев), посвященный Шиве и расположенный на вершине одного из холмов в окрестностях Ришикеша, на высоте более 1300 метров. Согласно преданию, на том месте, где сейчас находится храм, Шива выпил яд халахала, появившийся в процессе "Sagar Manthan" ("взбивания океана") и грозивший уничтожить все живое. От яда горло Шивы стало синим, что и объясняет имя Нилкант ("синегорлый"). Зато все живое было спасено.
Гималаи очень требовательны. И много дают. Поездка у меня получается очень неожиданная, непростая. Но если я хотела от Индии выхода из кризиса, то я получила все - и кризис и много вариантов выхода. Это как бы так не пост, а просто махнуть рукой, что я жива-здорова. Рассказы будут потом, хотя и не обо всем.
Еще много буду писать про Ришикеш и окрестности. Показывать, рассказывать. Много всего тут пережито и узнано, не все опишешь, но что смогу - то смогу...а пока вместо прощания - пройтись по некоторым любимым местам, это меньше чем десятая часть любимых мест. Отрывки последнего дня.
Пока не могу, да и не хочу много писать. Целый 33-й день рождения провела в соседнем Харидваре (по ссылке страничка Харидвара из путеводителя по Индии на сайте БГ). Город, где много волшебного, но его надо разглядеть. Для этого и собраться, и расслабиться одновременно. Прожить его, продышать, услышать...я потом расскажу, пока просто покажу немного.
Большое спасибо всем за поздравления, я все получилась, правда, почти все уже сегодня. Так что у меня день рождения еще на день растягивается,я решила. У меня тут с местной йожной и прочей практикой сильно терапевтическая поездка получается, прямо вот чувствую, как каждый день рождаюсь. А вчера весь день так или иначе был вокруг Ганги. Утреннее умывание:
Вчера после практики отправилась на небольшую прогулку по ближайшим храмам. Есть совсем крошечные. Вот этот, например, посвящен Кришне (считается,что Кришна бывал в Ришикеше и в том числе поэтому этот город издавна был местом паломничества - паломников много и сейчас).
Много тут всякого интересного народа. Все чего-то своего ищут.В соседней комнате живет девочка-скрипачка, и вот она выходит порой на балкон и играет, и это волшебно – Ганга и такой непривычный тут звук скрипки. А утро вообще начинается с песнопений в окрестных храмах, со звона колокольчиков и пения птиц – все встречают рассвет.
Прямо после йоги решили зарулить в знаменитый когда-то ашрам Махариши Махеш йоги. От крупного ашрама Пармартх Никетан до "Битлз-ашрама" топать пешком минут 20-25, не больше - углубляясь во все менее заселенную часть городка (если пойти еще дальше пешком, то будет место, где к Ганге выходят дикие слоны). Вот здесь есть несколько фотографий "Битлз" в ашраме той поры - такие все молодые, а кое-кто так и остался молодым навсегда.
Выходные у меня получились очень природными. Практики в эти дни не было. Только практика молчания, которую я брала на субботу, и которую ближе к вечеру пришлось прервать во время общения с местными жителями. В субботу я в маленькой компании понимающих сообщников отправилась к водопадам. Практика молчания никого не удивляет, даже работников местных ресторанчиков, которые после ряда вопросов-«ответов» в виде кивков и показываний пальцами понимающе качают головой , мол, вперед, все понятно, silent meditation, работай над собой.
Рассказ про Индию, наверное, невозможен без упоминания обезьян. А тут еще и на Ганга аарти был очень большой баджан в честь Ханумана, и за ним последовала целая цепочка интересных событий и знакомств, но сейчас не о них.
Так вот, хвостатые тут о себе забыть не дают буквально ни на час. Например, запрыгивают на балкон, начинают деловито рыться в мусорке на этаже. А то выйдешь за дверь белье снять с вешалки, а сзади прыг-скок, подскакивает совсем близко, сердце в пятки, волей-неволей закричишь.
В ожидании дозы из предыдыдущего поста я решила, что неплохо бы написать про еду. Не что тут вообще едят, а что ем конкретно я. Ну так вот. В Ришикеше только вегетарианская пища - так я читала и думала буквально до вчерашнего дня. Вчера же обнаружила единственное, похоже, заведение, где подают яйца и даже тунца - это кафе Khaan's Caffee рядом с гэстом, где живу. Там 90 процентов клиентов - всех мастей и возрастов израильтяне, от хипповатого вида молодняка до одетых по всей форме хасидов (как им в такую жару в шляпах и пиджаках живется, не представляю). Но в целом тут для вегетарианцев рай, можно не сумневаться и не спрашивать, как в Китае, не на мясном ли бульоне супчик сварен и так далее.
Но сейчас не об этом. Привычная к китайской и индийское еде, я вполне нормально переношу острое. Другое дело, что особенно сильно, как сказал местный доктор, оно мне не полезно. Поэтому я выбираю еду средней остроты или вообще не острое. Утром перед практикой пью горячую воду или чай, к нему что-нибудь сладкое или фрукты, но совсем чуть-чуть, объемом с пол-ладошки. Потом часов в 11 обедаю. На обед бывает, например, такое - густая простокваша (curd) без всяких добавок или с медом, и с лепешкой.
На второй день жизни в Ришикеше, всласть отоспавшись впервые после всех перелетов. переходов и переездов, я на голодный желудок отправилась к аюрведическому доктору Ароре в район Тапован через мост Лакшман Джула. Доктор тоже не просто так был, а посоветован - вот этим чудесным Сашиным рассказом. Это мой первый визит к аюрведическому врачу, и вот что я теперь думаю - самодиагностика, конечно, вещь полезная, но всю картину она не открывает. Вот я думала, что я - Вата (читайте про типы конституции согласно аюрведе, если кто не в курсе), ну, может, с легким налетом Питты. Ничего подобного.
В Ришикеше, который уже не city, а тот самый йожный, который и нужен мне был, рикша высаживает на дорожке, от нее начинается спуск к мосту.
И дальше - пешочком поступенькам вниз до моста и через мост.
В Харидвар, один из индийских священных городов, обязательно надо будет съездить еще - ради ашрама Анандамайи Ма как минимум, ну и еще один ашрам есть на примете. Но пока - просто проездом через город. По первости он кажется очень сухим, пыльным, жарким, еще бы под рюкзаком-то, вернее, двумя рюкзаками, один сзади понавешен, другой спереди, в таком виде и схожу на платформу: