-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Hairin

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.04.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 17947


Элина и Олег Марчук. Далекие и близкие миры долганских мастеров.

Среда, 18 Августа 2010 г. 10:35 + в цитатник
Цитата сообщения IRIS Элина и Олег Марчук. Далекие и близкие миры долганских мастеров.


Пробуждение
Олений рог, Халькопирит.


Ты думаешь, ветрами,
что стелются, как дым,
и холодом, дыханье
стесняющим, шальным,
и бедственною вьюгой
в пустыне февраля
печально знаменита
долганская земля?
Не думай так, не только...
Огдо Аксёнова.

Во всей культуре северных народов, во всех видах искусства не было ничего случайного. Все они: и поэзия, и хореография, и рисунок, и декоративно-прикладное искусство имеют обрядовое происхождение.


Спящий дракон
Бивень мамонта, Красное дерево.



Шкатулка "Миф о Земле и Драконе"
Мореный дуб, Груша.


Единорог
Амарант, Перламутр, Бивень мамонта.


Зимняя тундра
Бивень мамонта, Палисандр.


Тень
Бивень мамонта, Мореный дуб.

"Тень".
Шаман - служитель культовой религии. Он общается с духами, знает молитвенные заклинания, посвященные верховным божествам, каноническую структуру обрядовой культуры, поэтику и лексику религиозной терминологии. Мифы о деяниях великих шаманов описывают их длительные и опасные путешествия в землю мертвых (чтобы возвратить направляющегося туда больного), к небесным божествам, различным духам и т.д. По представлениям ненцев, путешествия шамана совершаются по двум трубам: трубе неба, в которой растут семь железных лиственниц, и трубе земли; путь по каждой из труб занимает семь дней. Атрибуты шамана: облачение, головной убор, бубен с колотушкой - украшались изображениями антропоморфных и зооморфных духов - его помощников; среди подвесок шаманского костюма особенно выразителен "анатомический скелет" самого шамана. Противопоставление "камлания в верхний мир" "камланию в нижний мир" обусловило различную роспись правой, "светлой", стороны бубна (изображение Солнца) и левой "темной" (изображение Луны), а также контрастную окраску внутренней стороны колотушки (часть красная и часть черная).




Нож в шкатулке "Весенние бои"
Сталь, Олений рог, Береза.


Стилет в шкатулке "Норна"
Бивень мамонта, Ольха, Сталь.


Подвеска
Бивень мамонта.


Шкатулка "Боги Огня"
Бивень мамонта, Дуб.

"Боги огня".
В суровых природных условиях Таймыра, долгой девятимесячной зимой с 45°-ми морозами и сильнейшими метелями духов Огня необходимо было почитать особо. Перед охотой, дальней поездкой, во время сытой еды считалось необходимым "кормить и угощать" огонь. В него бросали кусочки мяса, рыбы или жира, брызгали кровью или водой. Долганы были убеждены, что огонь слышит и понимает человеческую речь. Ругать огонь запрещалось. Если во время какого-то высказывания трещало горящее полено, это считали предупреждением и на время откладывали задуманные дела. Огонь .оберегали от осквернения. Запрещалось лить в него воду, ворошить угли железными предметами. Хозяева Огня -супруги Хюде Хуонка и Дяли Хэлла (нганасанский фольклор) олицетворяли согласие в семье, покровительствовали браку, продолжению рода, следили за соблюдением обычаев.



Нож в футляре "Дракон"
Бивень мамонта, Дуб, Роспись.


Брошь "Леда"
Бивень мамонта, Кап.


Мамонтёнок
Бивень мамонта, Красное дерево.



"Хозяин".
Мамонт (сэли) - культовый образ в мифологии северных народов. В мифах эвенков мамонт -помощник Творца, принимавший участие в сотворении Земли. Вместе со Змеем (или в процессе драки), сэли осушил землю, а горы и утесы превратил в равнины. После чего сэли и Дябдар (змей) провалились под землю, став охранителями входа в нижний мир.
В нганасанском мифе боги, увидев, что мамонты ломают землю, шагая по ней, сочли необходимым истребить этих животных, опять-таки отправив их под землю. В мифологии ненцев упоминаются сихитря (маленькие антропоморфные существа), которые живут под землей и пасут стада мамонтов.
То, что мамонт ассоциируется у северных народов с подземным миром, вполне понятно - ведь вымерли мамонты задолго до формирования этносов, населяющих Таймыр. До сих пор кладбища мамонтов, насчитывающие, по преданиям, сотни внезапно погибших животных, считаются священными местами. Люди, знающие их точное местонахождение, свято хранят тайну...



Бегущая по волнам
Бивень мамонта.


Коварство
Кап.


Доверяй мне
Кап.



Вараги
Бивень мамонта.

"Вараги". (тадебцо, дямада) - духи, помощники шамана. Их можно было передать по наследству, купить или продать; чем больше было в распоряжении шамана этих духов, тем сильнее он был, тем дальше мог он лететь к небу или в землю мертвых. Количество и природную принадлежность духов-проводников можно определить по костюму шамана-владельца. Среди подвесок шаманского костюма имеются фигурки птиц (гагары, орла, совы, чайки, ворона), животных (оленя, медведя, волка). Происхождение "зооморфных двойников шамана" проходит путь через бронзовый век к неолиту, и даже к верхнему палеолиту. В идеологии и представлении древних людей шаман представлялся существом смешанной природы - наполовину зверя или птицы.



Камлание
Бивень мамонта, Орех, Красное дерево.


Умка
Бивень мамонта.


Поющая девочка
Самшит.


Модница
Бивень мамонта, Красное дерево.


Шкатулка-табакерка "Мать земли"
Бивень мамонта, Слоновая кость, Красное дерево.

"Мать земли".
Старуха-покровительница (Я-небя, "мать земли" у ненцев, Дя-меню'о, "старуха земли" у энцев) -является одним из трех образов, составляющих ядро высшего пантеона в самодийской мифологии. Старуха-покровительница имеет функции богини-матери, рождающей и хранящей все живое: она ведает рождением детей (хранит у себя души еще не родившихся людей и посылает их по мере надобности на землю, помещая на кончики лучей утреннего солнца), ведет книгу судеб, взращивает травы, врачует детские болезни, охраняет дом, очаг, учит достигших брачного возраста девушек искусству шитья. В типичном для самодийской мифологии членении вселенной, Я-небя отвечает за средний мир - мир Земли и Воды.



Шкатулка "Чайная церемония"
Красное дерево, Самшит.


Сквозь время
Олений рог, Красное дерево, Агат.


Дух воды
Бивень мамонта, Красное дерево.


Песнь пурги
Бивень мамонта, Красное дерево.

"Песнь пурги".
Во многих культах и верованиях акт расчесывания волос женщиной являлся магическим действом. Заклинания, произносимые во время расчесывания, приобретали гораздо большую силу. В ненецких и нганасанских мифах образ женщины, расчесывающей длинные волосы, олицетворяет пургу. Гребень, красиво и разнообразно изукрашенный, оберегал человека при жизни от всяческих бед и несчастий, а также должен был послужить ему и в загробном мире. Обильное украшение гребня-оберега усиливало его магическое воздействие; зубцы гребня зачастую символизировали бахрому на подоле одежды женского божества - матери-прародительницы, оберегающей род человеческий.



Птица Смерти
Дерево.


Царь Ёксёкю



Дракон
Бивень мамонта, Лиственница.


Танец чаек
Бивень мамонта, Красное дерево.



 


Гитара шестиструнная "Небесный аргиш"
Ель, Красное дерево, Груша, Клен, Мореный дуб, Амарант, Перламутр, Бивень слона, Бивень мамонта, Резьба, Гравировка, Тонирование, Лак. 2001 г.

НЕБЕСНЫЙ АРГИШ
Аргиш - переезд, процесс кочевья за стадами оленей, идущих в поисках новых пастбищ. Небесным аргишем северные народы любовно называли ветер, несущий долгожданное тепло. Также небесным аргишем могли называть созвездия. Тема звездного северного неба была использована в отделке задней деки гитары и в розетке. Среди северных народов было распространено очень оригинальное представление о природе звезд, которые воспринимались не как небесные светила, а как отверстия в оленьей шкуре, затягивающей небо и преграждающей путь свету.




Марчук Элина Анатольевна, преподаватель Дудинской школы искусств им.Б.Молчанова, студентка Института технологий традиционных промыслов малочисленных народов России СПбГУТиД; лауреат конкурса "Уникум-2000".

Марчук Олег Петрович, работник Дудинского порта, музыкальный мастер, с 1983г. является членом Ассоциации мастеров по изготовлению музыкальных инструментов Всероссийского музыкального общества. Автор-исполнитель, Лауреат Таймырских фестивалей авторской песни.
Они создают произведения миниатюрной пластики и музыкальные инструменты из бивня мамонта, клыка моржа, зуба кашалота, рога оленя и различных пород дерева.

Миниатюрки материальны и осязаемы, но жить начинают только тогда, когда Вы не просто посмотрите, а увидите, почувствуете и поймете все то, что в них заложено. Только тогда оживет в звуке своих струн гитара, запоет самшитовая девочка-японка, будет камлать шаман Ее Величества Полярной ночи, а скандинавская норна поднимет тяжелую чашу человеческой судьбы.
Все эти вещи - своего рода ноумен - обьект мысли, разума, и поэтому их существование определяет только Соприкосновение.
Рубрики:  посуда, фарфор, керамика
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку