-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ермоловская_Татьяна

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.07.2008
Записей: 11906
Комментариев: 18682
Написано: 31775


Крепость Выборг взята русской армией и флотом

Среда, 13 Июня 2012 г. 14:50 + в цитатник
13 июня 1710 года шведская крепость Выборг была взята русскими войсками и флотом. Это событие нельзя рассматривать просто как одну из многих блистательных побед Петра I. Наконец-то, была осуществлена идея многих прогрессивных русских правителей, начиная еще с новгородских князей. Ведь именно Выборг - с его удобным портом и первоклассной крепостью - был тем исходным пунктом, откуда шведы предпринимали все свои нашествия на русские земли, а затем и на Санкт-Петербург. Петр I, конечно, не мог не понимать, что мир и спокойствие на берегах Невы воцарятся лишь после того, как шведский флаг над Выборгом будет заменен на российский. Все победы нашего великого самодержца были уникальны как по своему замыслу, так и по самоотверженности, героизму и настойчивости исполнителей. Взятие Выборга и по этим критериям не имеет себе равных в истории.

Snap_2012.06.13_14h20m50s_004_ (700x538, 324Kb)
Выборг был основан шведами в 1293 году как опорный пункт в борьбе с русскими за влияние в Восточной Финляндии, Карелии и обширных районах вокруг Ладоги. С тех пор новгородские князья и русские цари, в том числе Иван Грозный, неоднократно, но безуспешно пытались взять эту крепость. Петр I тоже потерпел здесь неудачу в 1706 году, но это не сломило его решимости, и сразу после Полтавской победы он вновь обращает свои взоры к Выборгу.

К этому времени оборонительные сооружения крепости были значительно укреплены. Даже подходы к ней по болотистому финскому бездорожью потребовали бы от армии с артиллерией и обозами такого расхода сил, что, подойдя к городу, изможденные солдаты смогли бы только лечь костьми. Выборг, - утверждали шведы, - можно взять лишь единственным способом - затопив его солдатской кровью!


Все эти трудности были хорошо известны Петру I и его сподвижникам. При их обсуждении возникла дерзкая и крайне трудная в осуществлении идея - приступить к осаде крепости зимой, совершив переход всей армией по льду Финского залива. Командовать этим ледовым походом, так же как и осадой крепости было поручено адмиралу Ф. М. Апраксину. В сильнейший мороз 16 марта 13 тысячная армия с кавалерией, пушками и обозом выступила с острова Котлин в 130-километровый, исключительно трудный поход. Через 6 дней русское войско подошло к Выборгу, быстро очистило всю территорию перед крепостью и приступило к осадным работам.

Необходимо было прокладывать траншеи, устанавливать осадные орудия, обустраивать жилье. Сильные морозы и каменистый, смерзшийся грунт, а также постоянный обстрел из крепостных орудий делали эту работу опасной и исключительно трудной. К тому же быстро таяли запасы боеприпасов и продовольствия. Местное население относилось к русской армии враждебно. Вся окружающая крепость местность была им полностью опустошена, сожжены жилища, угнан скот, увезены все запасы продовольствия. Небольшие финские отряды действовали на дорогах, связывавших Выборг с Петербургом, перехватывая почту и курьеров с донесениями. Корпус Апраксина попал в очень трудное положение, поскольку его ослабленные голодом солдаты не могли ни продолжать блокаду, ни вернуться домой.

Петр I знал об этих трудностях. Он собрал флотилию из 270 судов, загрузил их провиантом, боеприпасами, новыми войсками. Нева в 1810 году вскрылась 28 апреля, и вся флотилия сразу отправилась в путь. Надо было спешить, поскольку шведский флот готовился идти к Выборгу для оказания помощи гарнизону крепости. Из Невы наши суда вышли более или менее благополучно, а затем стало ясно, что весь Финский залив забит сплошным плавающим льдом. Поднялся сильный ветер, вся флотилия оказалась под угрозой гибели.

Петр I сам повел суда через ледовые заторы. На небольшом судне он шел впереди флотилии, указывая путь остальным. Ночью на мачте его судна поднимали фонарь, по которому ориентировались капитаны других судов. Перед большими заторами приходилось останавливаться. Тогда на флагманском судне спускали фонарь, и вся флотилия вставала на якорь. Несколько судов получили сильные повреждения от ударов о лед и вернулись. Остальные упорно продолжали свой путь, постоянно рискуя быть затертыми льдом или оказаться у занятого противником берега. С сильно поврежденных или севших на мель судов тут же снимали команду и груз, чтобы флотилия не задерживалась в пути. Около 10 дней продолжалось это изнурительное и крайне опасное плавание. Вечером 8 мая флотилия подошла к Выборгу. Успешный ледовый поход большого числа парусных и гребных судов стал одним из выдающихся подвигов молодого Балтийского флота.
Snap_2012.06.13_14h05m07s_001_ (700x378, 227Kb)
Но впереди было еще одно серьезное препятствие - ведущий к крепости фарватер простреливался шведскими береговыми батареями. Зная, что шведы тоже ждут свою эскадру, Петр I приказал на всех наших грузовых судах поднять шведские флаги, а матросов переодеть так, чтобы они были похожи на шведов. Для большей убедительности с наших судов даже стреляли по русским береговым батареям холостыми зарядами. Эта хитрость полностью удалась. Шведы долго радовались прибывшему подкреплению, а когда обнаружили свою ошибку, открыли ураганный огонь ядрами и картечью, но было уже поздно. Ни одно русское судно не пострадало.

Решительность, смелость и настойчивость Петра I спасли корпус Апраксина и решили судьбу крепости. Наши войска были усилены свежими формированиями, получили тяжелую артиллерию для осады крепости, много боеприпасов и продовольствия. Ознакомившись с ходом осадных работ, Петр I лично составил план дальнейших действий.

Русское командование создало у Транзунда укрепленную позицию из бомбардирских судов и береговых батарей, а на фарватере затопили старые и обветшавшие суда. Шведская эскадра, прибыв 16 мая в Выборгский залив, не решилась атаковать русские укрепления и ушла. Крепость оказалась заблокированной с суши и с моря. Это подорвало боевой дух защитников Выборга.
Snap_2012.06.13_14h07m58s_002_ (700x503, 298Kb)
С 14 мая начались интенсивные работы по завершению всех подготовительных мероприятий. Была завершена прокладка траншей, установлены осадные батареи из 98 пушек и 26 мортир. К 28 мая подготовка к штурму была завершена. Апраксин предложил шведам сдаться, но комендант крепости ответил отказом. На рассвете 1 июня заговорили тяжелые осадные орудия. Уже к 6 июня в стене крепости был пробит такой пролом, что в него могли бы свободно пройти два батальона. Все было готово для решительного штурма, который назначили на 9 июня.

В это время Петр I проходил курс лечения в Петербурге. Он попросил Апраксина отложить штурм на несколько дней до его приезда. Однако штурма не потребовалось. Комендант начал переговоры о сдаче и вручил победителям ключи от крепости. Шведы хотели обеспечить себе право свободного выхода из крепости с оружием, знаменами и музыкой. Однако Петр I, находясь еще в Петербурге, не утвердил эти условия. Он был готов разрешить шведам выйти из крепости с оружием, но потребовал сдать знамена, барабаны и отказаться от музыки. Условия эти были приняты шведами. Наши трофеи составили: 63 знамени, один штандарт, 2 городских флага, 150 пушек, 8 мортир, 2 гаубицы и 14 судов.

Правительство Швеции отказалось выполнять согласованные условия сдачи крепости. В ответ на такое вероломство Петр I потребовал безусловной капитуляции гарнизона. Официальная сдача крепости состоялась 13 июня 1710 года. На следующий день Петр I во главе Преображенского полка вошел в город. Он принял важнейшие объекты и расставил караулы. Адмирал Апраксин торжественно въехал в город 15 июня, при этом Петр I стоял в строю Преображенского полка и приветствовал главнокомандующего поднятой шпагой.
Snap_2012.06.13_14h36m38s_006_ (700x518, 129Kb)
Роль флота в этой победе была решающей. Сухопутные войска проявили здесь чудеса героизма и выносливости, но без прихода флота взять Выборгскую крепость было бы невозможно. За небывалый в истории ледовый поход и взятие Выборга Апраксин был жалован генерал-адмиралом и получил высший (а в то время и единственный) российский знак отличия - орден Св. Андрея Первозванного, а в качестве личного государева подарка - шпагу "с брильянтами".

Выборг стал важным звеном внешнего пояса укреплений на подступах к Петербургу, в который входили также Кексгольм, Ревель и Нарва. Сплачивающим элементом всех укреплений, как на внешнем поясе, так и на ближних подступах к Петербургу стал российский флот, который, несмотря на свою молодость и малочисленность, уже набирал силу и боевую славу.

Додонов В. А




tatasoz-
Рубрики:  ИСТОРИЯ./История и культура России.
ИСТОРИЯ./День в истории. Календарь.
Интересное. Непознанное./Разное.
Армия, Флот, Авиация.
Метки:  

Процитировано 5 раз
Понравилось: 2 пользователям

Озёрный_житель   обратиться по имени Пятница, 15 Июня 2012 г. 17:56 (ссылка)
Спасибо за интересный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку