Я намеревался продолжить рассказ о
30-й САЭ и дрейфе НЭС «Михаил Сомов», его освобождении из ледового плена ледоколом «Владивосток». Но, быстро написать продолжение не получалось. Разместил несколько других постов, а задуманное продолжение о 30-й САЭ все не ложилось на бумагу (на экран монитора, конечно). Нет, недостатка в информации я не испытывал. Напротив, информации было с избытком. Только с начальником спасательной экспедиции А.Н. Чилингаровым знаком почти 40 лет, дружили одно время даже домами. Знал я и некоторых других участников. Так что информации только из первых рук больше, чем достаточно. Конечно, покопался я и в интернете. Тут тоже обнаружилась весьма любопытная информация.
Но, обо всем по порядку.
А. Н. Чилингаров, В. Ф. Родченко, Б. В. Лялин (командир вертолета Ми-8, доставленного на л/к "Владивосток") стали Героями Советского Союза. Руководитель научной программы спасательной экспедиции, директор ААНИИ Б. А. Крутских награжден орденом Октябрьской Революции, ледокол «Владивосток» награжден орденом Ленина, НЭС «Михаил Сомов» - орденом Трудового Красного Знамени. Известный спортивный обозреватель Виктор Гусев помимо государственной награды - медали «За трудовую доблесть», получил поощрение и от своего руководства – гендиректор ТАСС С.А. Лосев перевел его в спортивную редакцию, чего В. Гусев до этого безуспешно добивался 5 лет.
Была отчеканена и памятная медаль в честь 133-дневного дрейфа НЭС «Михаил Сомов» и экспедиции на л/к «Владивосток».
Работу 30-й САЭ обеспечивали шесть морских судов: НЭС «Михаил Сомов», НИС «Академик Ширшов» (суда Госкомгидромета), дизель-электроход «Капитан Мышевский», теплоходы «Павел Корчагин» и «Байкал», танкер «БАМ» (суда Минморфлота). Кроме того, было выполнено 4 рейса самолета Ил-18, было доставлено 166 зимовщиков в «Молодежную». Всего в 30-й САЭ участвовало более 1000 человек. Начальником сезонной экспедиции был Д. Д. Максутов. Именно по настоянию Максутова, когда "Сомов" угодил в ледовыцй плен и на его борту оказалась новая смена зимовщиков станции "Ленинградская", НИС «Академик Ширшов» был снят с работ в Индийском океане и участвовал в обеспечении станции «Ленинградская». Стройматериалы, которые "Сомов" вез для "Ленинградской" так и остались на борту судна, на станцию доставлены не были, но использовались для усиления прочности судна во время сильных сжатий в море Росса. Не реши мы тогда вопрос об
обеспечении судов Минморфлота топливом, неизвестно чем бы все закончилось. Сколько его ушло на форс-мажор - на подстраховку "Сомова" т/х "Павел Корчагин" в течении 4,5 месяцев, доставку им зимовщиков на ст. "Ленинградская", что должен был сделать "Сомов", поход л/к "Владивосток", заходы НИС "Академик Ширшов" в Веллингтон за продуктами для "Ленинградской, подсчитать заранее было бы сложно.
Причины, приведшие к попаданию судна в длительный дрейф по горячим следам заинтересовали Генеральную прокуратуру СССР, была создана специальная госкомиссия во главе с А.А. Громыко, незадолго до этого избранного Председателем Президиума ВС СССР. В газете «Правда» появилась острая критическая статья. Чилингаров, по его же словам, даже заболел от переживаний. Но… болезнь окончилась, как мы знаем, присвоением звания Героя Советского Союза с вручением медали Золотая Звезда и ордена Ленина.
И все же, чем дальше я погружался в тему, тем больше меня одолевали сомнения – писать/не писать? С одной стороны, «страна должна знать своих героев». С другой – а какова польза, особенно в наше, очень непростое время, когда многие понятия чести, достоинства перевернуты с ног на голову? И мне припомнилась притча.
Три сита
Один человек пришел к своему Наставнику и спросил:
- Знаешь ли ты, что сказал сегодня о тебе твой друг?
- Подожди, - остановил его Учитель, - просей сначала все, что ты собираешься сказать через три сита.
- Три сита?
- Прежде, чем что-нибудь говорить, нужно трижды просеять это.
Во-первых, просеять через сито Правды. Ты уверен, что все, что ты хочешь сказать мне, есть правда?
- Да нет, я просто слышал…
- Очень хорошо. Значит, ты не знаешь, правда, это или нет.
Тогда просеем это через второе сито – сито Доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?
- Нет, скорее напротив…
- Значит, продолжал Учитель, - ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но при этом даже не уверен, что это правда.
Попробуем третье сито – сито Пользы. Так ли уж необходимо услышать мне то, что ты хочешь рассказать?
- Нет, в этом нет острой необходимости…
- Итак, заключил Наставник, - в том, что ты хочешь сказать мне нет ни Правды, ни Доброты, ни Необходимости.
Зачем тогда говорить это?
Так надо ли говорить, писать все то, о чем я намеревался писать? Ведь я сам не был участником ни дрейфа НЭС "Михаил Сомов", ни спасательной экспедиции на л/к «Владивосток», а значит многое из того, что знаю из разряда "я слышал"? При подготовке материала у меня даже стало складываться впечатление, что история порой просто собрание мифов, подчас весьма умело сочиненных, а не описание и анализ реальных событий. Почему о капитане Анатолии Сухорукове все писавшие о 30-й САЭ, о дрейфе "Сомова", о походе на л/к "Владивосток" не обмолвились ни словом? А ведь таких публикаций много, очень много. Чем обусловлен этот "заговор молчания"? Как он мог возникнуть? А может его и не существовало вовсе, капитана НЭС "Михаил Сомов" Анатолия Сухорукова?
Бросается в глаза то, что л/к "Владивосток" награжден высшим орденом - орденом Ленина, а его капитан Геннадий Антохин в списках награжденных не значится. Нет в списках награжденных и капитана т/х "Павел Корчагин" А.Г. Гуреева, а ведь судно пробыло все 133 дня дрейфа около кромки льдов с вертолетом на борту, подстраховывая сомовцев. До этого судно отработало по полной программе, всего же пробыло в рейсе 9 месяцев. Немалый срок, учитывая суровые условия Антарктики! Нет в списках и командира разбившегося вертолета Ми-8 А. Нестерука, получившего травму позвоночника, обездвижившую его. При снабжении станции "Ленинградская" вертолетную площадку пришлось сооружать прямо на палубе т/х "Павер Корчагин"! Льдин, подходящих для работы вертолета не было.
Вопросы, сомнения... Геройство или разгильдяйство? Или распределение функций - одни разгильдяи, а другие - герои?
Готовя материал для поста, я наткнулся на ряд публикаций, где явно «подправлены» факты, а главный герой делает расплывчатые экивоки в чужой адрес. В этой связи вспомнились слова нового министра культуры РФ г-на Мединского В. Р., поразившие меня своей циничностью:
Факты сами по себе значат не очень много. Скажу ещё грубее: в деле исторической мифологии они вообще ничего не значат. Все начинается не с фактов, а с интерпретации.
Все это и побуждает меня продолжить тему, попытаюсь и некоторые интерпретации вернуть в объективное русло. Но сделаю это в следующем посте, иначе слишком большим получится этот.