Ответ на комментарий dmitrii_emets
dmitrii_emets, поздравляю еще раз! :)
Как раз совершила набег на книжные (давно планировала, да всё ноги не доходили), закупила и "Мефа", четыре тома - в свою библиотеку и заказавшим друзьям, у которых как раз дедлайн, а дети своим "ну когдааа???"/"а мы сами поедем в книжный!!!" уже все мозги вынесли. Пока ехала за город, прочла одним махом, походя подумав, что обещанная большая книга могла бы быть и побольше - страниц хотя б на сотенку. :) И так как я наконец-то запинала навязчивый дедлайн и дорвалась до инета, буду ткать словесную простыню. А то почта на смартфоне чего-то глючит - какая-то проблема в прошивке, пора перепрошить с нуля, но времени нет потом всё заново настраивать.
Ну так вот, что могу сказать: впечатление от книги несколько неоднозначное. Б
ольшая часть повествования вызывает бурное желание аплодировать стоя - описания деградации стражей хороши неимоверно и для художественной литературы, несомненно, уникальны - в том же "Сильмариллионе", хоть он и классика фэнтези, эта тема раскрыта хоть и более поэтично, но однозначно менее психологично. Очень здорово показано, чем закончилась попытка Кводнона поиграть в творца. Всё остальное из флешбеков также абсолютно убедительно.
Общий позитивный настрой, как всегда, выше всяких похвал - и это одна из причин, по которым я искренне люблю эти серии: в современном фэнтези (да и не только в нем, если объективно) большие проблемы с настоящей радостью и здоровыми жизненными установками, здесь же этих проблем нет, здесь ничто никогда не конечно, мотив надежды не затихает и даже уход героев не вызывает у читателя депресняк и мрачно-недовольные вопли "ну почемууу???" (а если и вызывает, то либо только поначалу, рефлекторно, либо у тех, кто читает невнимательно). И это постоянное следование концепции "стучите - и вам отворят", постоянное создание эффекта присутствия и ощущения, что человек в мире не один и над ним вовсе не абстрактный инопланетный разум, мутная судьба или злобная карма, вызывает самую искреннюю благодарность. На это откликаешься даже во взрослом возрасте, а уж в юном это вообще необходимо как воздух. А то ведь сейчас кругом опусы либо а-ля "Гарри Поттер" с моралью "без магии ты букашка, а с магией человек", либо а-ля "Сумерки" с "кем бы ни был твой хахаль, стань таким, как он, даже если он полная жуть - любофф того стоит", либо нечто из категории "писано левой пяткой в пятый день месяца запоя; без вкуса, без цвета, без запаха", либо совсем дикая околоэзотерическая ахинея c установками, далекими от жизнеутверждающих, после прочтения которой ум за разум заходит.
Очень понравилось развитие линии Прасковьи, изящное, убедительное. Как интересно в ней сочетается творческое начало с разрушительным воспитанием, которое еще дает себя знать. Но надежда на лучшее чувствуется. Как я понимаю, модель Маша стала для Праши своеобразным наглядным примером, катализатором ее решения согласиться на предложение валькирий. Интересна ее дальнейшая эволюция, ведь это явно характерец из разряда "не пнешь - не полетит" - значит, ее ожидает веселенькое будущее. Предполагаю, что темная контора должна будет cильно под нее копать.
Странно, но Меф в этой части показался мне менее ярким, чем в прошлой. Понятно, что он пока и должен быть в состоянии "ничто человеческое мне не чуждо" и это явно лучше, чем картонные ходы типа "внезапно он стал идеалом и повелителем света", но все-таки. Забавно, как легко его поймали на примитивнейшей гордыне и, как следствие, уверенности, что он попал в Эдем по полному праву и его ждет бурная встреча с овациями и транспарантами. Интересно, как бы ощущал себя на его месте Арей, если б после кукования в Тартаре вдруг внезапно оказался в Эдеме - было бы там такое же "ну вот он я - и где транспаранты?"? Почему-то кажется, что нет. К слову об Арее: всё ещё совершенно непонятно, каким образом была провернута та история с эйдосом жены, если он окопался в Среднем Тартаре (вышел на время? но как тогда добыл эйдос из Эдема - пришедшая жена сама отдала? как вообще души людей могут приходить в Тартар из Эдема, если это проблема даже для светлых стражей? или эти визиты из разряда ментального взаимодействия? тогда как был передан эйдос?). Непонятно, откуда у него взялся меч (в прошлой книге Мефу он являлся с мечом, причем вроде как подчеркивалось, что именно со своим), если этот меч отправили в Эдем Троилу и говорилось, что он уже несколько изменился, повернул к свету - как тогда Арей смог его призвать в Тартар? Как-то странно получается: сам мечник обретается в Тартаре, а его меч вовсю пользуют в Эдеме; то есть его меч для света вроде как вполне годится и даже исцеляет главстража, а его хозяин пока нет и пусть держится подальше от Эдема. Тут же не слишком понятно (и более того: напрягает и печалит, потому как прежде этот персонаж всегда вызывал самое искреннее восхищение и был прекрасным примером, к которому, что называется, не придерешься), почему Троил вдруг демонстрирует такое хладнокровие в отношении своего бывшего друга, благодаря которому он исцелился от яда мрака. По-хорошему, он должен был бы хоть посочувствовать - хоть бы мельком - тому, что Арей обретается в Тартаре, пусть он и не жарится в самой геенне. Хотя бы просто потому, что он, Троил, светлый, а свет, даже если и не может вытащить кого-то за шкирку, должен хотя бы вспоминать и просить о тех, кому нужна помощь (это, конечно, уже высшая ступень, из разряда "молиться за весь мир", но ведь и Троил как бы генеральный страж и должен соответствовать самым высоким требованиям). А так пока получается как-то слишком уж практично: повернувший к свету меч взяли и попользовали, главстраж спасен, к Арею делегации за полезными советами отправляются (причем деловито так: ну он же к Мефу с Дафой привязан - значит, отправим их - он и расколется, и неважно, что Меф пока даже летать не умеет, Даф та еще растяпа бывает, а один Варсус на весь Тартар - не слишком мощная защита), но с сочувствием - тишина. В этом плане особо опечалили Меф с Дафной - особенно Меф хорош гусь - даже не задался вопросом, может ли он как-нибудь помочь учителю, даже мыслей таких не имел. Конечно, не стоило ожидать, что, едва получив крылья, он тотчас ломанется на встречу с Ареем, аки Орфей за Эвридикой, но все же хоть думать-то о нем можно было. А то действительно, пришел только тогда, когда что-то понадобилось, да и то потому, что послали, а думал только после дуэли, потом же быстро успокоился - ну общается барон на том свете с семьей, доволен своей участью - ну и славно, можно расслабиться. При этом совершенно очевидно, что Арей для него всё ещё авторитет, он к нему всё ещё привязан, но эта привязанность выражается исключительно в пассивном цитировании, никаких попыток хотя бы поинтересоваться у Троила, могут ли они что-нибудь сделать для Арея, не наблюдается. И неважно, если по факту сделать ничего нельзя, даже одно желание уже было бы в плюс Мефу - показало бы, что он и внутренне приближается к уровню стражей света, способных думать не только о себе и своих самых ближайших знакомых. Но его нет и в помине. Дафна тоже гуманизмом не блещет: раньше на Дмитровке бросалась с флейтой наперевес исцелять раненого барона мрака - жест наивный, но хотя бы понятный для светлой, да и просто для девицы понятный, - обнаруживала, что симпатизирует ему, изменившемуся и кукующему в переходе, а теперь полный флегматичный игнор в стиле "не повернув головы кочан и чувств никаких не изведав" - сидит себе в Тартаре, ну и пущай сидит, и неважно, что это отчасти благодаря ему Меф получил возможность заиметь крылья, в противном случае бодренько склеил бы ласты в той дуэли и еще вопрос, получил бы возможность попасть в свет или нет - учитывая его маниакальную веру в свой темный меч и наличествующие силы Кводнона, от которых он и не думал отказываться, есть подозрение, что вряд ли. Причем игнор даже тогда, когда выяснилось, что собственно благодаря Арею они смогут вернуться из Тартара, причем эта возможность не спонтанная случайность, а самый натуральный план - ну хоть спасибо-то можно было сказать, хотя бы из вежливости, поддержать хоть таким простым словом, которое в Тартаре явно не лишнее. Но нет, прежняя светленькая симпатия и жалость почему-то сдулись, как проткнутый шарик, хотя на данный момент причин для этих эмоций вроде бы побольше, чем раньше. Ну да, формальный враг, но этот формальный враг по факту-то был скорее другом, нежели реальным врагом, и все еще остается им - позаботился, понимаете ли, чтобы эти невнимательные растяпы тоже не залипли в Тартаре. А в ответ ноль эмоций: ах, ты продумал, чтобы мы вернулись из Тартара? ну круто, мы пошли тогда, не скучай. Бррр. И это девица, которая теперь якобы куда более взрослая и светлая, чем раньше на Дмитровке - но чуткости и умения сочувствовать в ней теперь почему-то на порядки меньше, прежний "светленький идеализм" заменился полным неумением видеть вокруг себя что-либо кроме Мефа. Странно всё это и грустно. Что-то просветление и прикрепление к Эдему пока не сильно идет им на пользу - даже раньше они проявляли куда больше нормальных светлых порывов - что Меф со своим вполне понятным самоедством "о ужас, я ведь убил учителя, где же он сейчас???", что Дафна, безо всяких предубеждений пытавшаяся утешать даже барона мрака, лишившегося дарха. Это было трогательно и понятно, а теперь такое ощущение, что они превращаются в двух эгоцентриков, интересующихся только своими тараканами. Что одна со своими "и каков теперь мой статус?! ты же теперь с крыльями!!11" (можно подумать, она не о Мефе-в-Эдеме всегда мечтала и не на это его всегда настраивала), что другой со своей внезапной перманентной ревностью к Варсусу (и это любовь, "должная показать путь спасения любому погибшему человеку"? которая не ищет своего и далее по тексту? как-то с трудом верится). Которую он умудряется демонстрировать аж в режиме нон-стоп даже при спешной телепортации - видите ли, бедолага Варсус как-то не так за Дафну взялся. Интересно, если б в этот момент Арей догадался подлить масла в огонь и выдал какую-нибудь ехидность в своем прежнем ключе, типа "эх, салага, за такую симпатяжку взялся, а не знает, что дальше делать - вот что я называю недостатком опыта", Меф бы взбеленился и cиганул за ним в расщелину, размахивая мечом?.. xD Нет, я не циник, правда, просто эти двое в этой части действительно опечалили и разочаровали. Раньше было всё так хорошо и трогательно, в "Ладье" Меф был вообще загляденье, его просветление было видно невооруженным глазом, Дафна тоже была адекватна, а тут вдруг раз - и даже хуже, чем раньше было, хотя сейчас оба уже официально светлые. Синдром фарисея их накрыл, что ли?.. Но если по отношению к Мефу это еще более-менее понятно - он гражданин сложный да и всё ещё человек, - то Дафна, вернувшаяся в родную среду, но при этом почему-то не возвращающаяся к режиму "гуманист вкл.", который был ей свойственен и в куда более худшее время, выглядит печаляще.
Еще непонятно, почему, если Арей окопался в Среднем Тартаре, Лигул в прошлых частях так бесился и копал под Варвару, словно Арей под фанфары и глас с небеси "прощен, иди домой и больше не греши" упорхнул обратно в Эдем прямо с поля брани. Ну не прибил он Мефа, ну предпочел помереть и отдать дарх и меч свету - Лигулу-то какое дело? Одним геморроем меньше, Лигул же и так давно был не прочь от него избавиться. А тут вдруг такая жаба, будто Арей получил нечто, что ему, Лигулу, уже недоступно (моральный аспект - способность к самопожертвованию - в расчет не берем - вряд ли его наличие было для Лигула новостью и вряд ли он этой способности завидовал - в гробу он ее видал в белых тапочках), хотя он всего-то не загремел в саму геенну и пока неплохо сохранился. Выходит, он просто хотел прикрыть для Арея все, если можно так выразиться, каналы света? Но почему тогда не действовать как-то иначе - они же, как говорится, в одной плоскости, даже его резиденция в том же Среднем Тартаре. Или он не знал, где Арей? Но по тексту же вроде как знал. И смысл тогда копать под Варвару, учитывая, что эйдос жены Арея мрак у себя всё равно долго б не удержал (это правило же еще в силе, разве нет?), а Варвару даже после лишения медальона свет всё равно бы продолжил оберегать - т. е. игра изначально не стоила свеч. Короче, cтранные дела творятся в этом королевстве - странные и непонятные.
О нестранном и понятном: здорово показано, что Арей и там имеет возможность меняться (omnia vincit amor, хех), и видно, что помаленьку меняется - как говорится, хорошие поступки и в Тартаре хорошие. Ужасно хотелось бы, чтобы к финалу он всё же прошел это свое "чистилище". Понятно, что его возвращение в свет было б, наверное, слишком пафосно, но желание увидеть эволюцию этого характера с положительным-таки исходом сильнее всех увещеваний логики. Очень уж хочется увидеть в этой серии хоть одного персонажа, который пришел бы в свет, не ожидая фанфар, сознавая высоту милосердия света, что называется, по личному опыту и ощущая соответствующую благодарность за милость - и получил бы отклик соответственно этому чувству. Особенно хочется увидеть даже не само событие возвращения блудного сына, а именно его психологический фон - эволюцию от гордыни к смирению, развитие осознания недостойности милости, чувства благодарности за все - и, как следствие, возможность получения ответных даров, глобального изменения. Понятно, что это уже высшая стадия духовной эволюции, но мне лично кажется, что и ее имеет смысл показать, хоть каким-нибудь образом: героев, проходящих классический, достаточно гладкий путь с мелкими взлетами и падениями и успехом в финале, предостаточно, а вот героев капитально падших, но получивших возможность вернуться и, что самое главное, успешно возвращающихся - не слишком-то много, и этого ну очень не хватает. В конце концов, тема блудного сына и возможности его возвращения при определенных условиях - основная среди христианских мотивов, и очень хочется, чтобы к финалу этот мотив прозвучал в полной мере - особенно учитывая, что в современной литературе, тем более литературе для молодежи, с этим туго и это очень плохо (хотя и вполне объяснимо). Тогда серия в моральном плане будет совершенно бесценна. Меф, конечно, хороший пример, но в полной мере эту роль явно не сыграет - не тот характер, не та судьба, ему уже нет нужды "взывать из глубин", он, по-видимому, уже дошел до той стадии, за которой либо спокойное медленное утверждение в новой роли, либо возвращение на землю, "если так надо" (либо падение а-ля первые стражи, но это чисто теоретический вариант, сюжет серии это вряд ли предусматривает).
К слову о возвращении на землю: конечно, приключения в Эдеме - это здорово, но меня на протяжении всей книги не покидала грустная мысль, что пока Меф тут зажигает то в Эдеме, то в Тартаре, его родители даже не знают, куда пропал их сын. Понятно, конечно, что и времени еще немного прошло, и Меф уже взрослый мальчик, но все-таки. Вроде бы и новое амплуа Мефа хорошо, но все равно почему-то хочется, чтобы он вернулся к жизни на земле. Хочется видеть главного героя, который не сбегает в финале из этого мира, пускай и героично и вроде как заслуженно получив все немыслимые блага и сверхвозможности, а проживает обычную человеческую жизнь - спокойно, без эпических битв, но вполне достойно, чтобы было ясно, что, несмотря на дальнейшее отсутствие эпических событий и потрясений, его опыт ошибок и его память о свете помогут ему и он будет шаг за шагом идти правильной дорогой и все же дойдет. Это ведь тоже возможно, хотя ежедневный подвиг в некотором смысле даже сложнее, чем однократно броситься с гранатой под танк. В этом плане мне всегда нравился финал "Тани Гроттер" - никаких эскапистских тенденций, так свойственных фэнтези - красота просто. Здоровая мораль, формирующая здоровое мировоззрение; можно не бояться, что читатель потом будет годами ожидать письмо из Хогвартса и с раздражением смотреть на "этот скучный окружающий мир без магии".
К другим персонажам: очень понравился Варсус - колоритный персонаж, интересный, жизненный характер. Сразу было понятно, что его ожидает что-то нехорошее и он что-то учудит. Бедняга, так хотел стать круче и так торопился всё попробовать, что совершенно забыл об опасности любопытства и умудрился позволить себе пойти путем того, с кем мечтал сразиться. Видимо, предсказание Арея однажды сбудется и он все-таки будет сражаться с Мефом. И с мраком внутри себя - вот и получит свое вожделенное сражение с Ареем, через которое Меф уже прошел. Но такое ощущение, что его ждет неприятный исход.
Порадовало, что в этой части на Багрова и Ирку не навалились какие-либо глобальные испытания. Я так понимаю, они медленно, но верно приближаются к ступени "крепкая ячейка общества". Ну и хорошо - им, в отличие от Мефа с Дафной, хочется только пожелать засесть уже "пирком да за свадебку" - они при этом точно ничего не потеряют. Кажется, их линия, как и линия Эссиорха и Улиты, близится к логическому финалу. Хотя, может, это только так кажется - внезапность, конечно, еще никто не отменял.
Короче говоря, общие впечатления от книги, безусловно, хорошие, но и вопросов после прочтения, как видно, очень много, больше, чем всегда. Предполагаю, что далее ответы все-таки будут, но пока непоняток хватает и я уже подозреваю массированный читательский вынос мозга, начинающийся с бессмертного "а почему...". :)
Не могу не добавить и чисто книгофильский комментарий: само издание порадовало - наконец-то не слишком вырвиглазная обложка с приятно выглядящими персонажами (а то ведь как наваяют, так и гадай потом, кто/что/где это) и налицо вполне качественная корректорская работа - не приходится ворчать на опечатки через каждую пару страниц. Кстати об опечатках: а в новом издании "Тани Гроттер" поправлен ляпсус, когда один и тот же герой в разных книгах то Зигмунд, то Зигфрид? Не видела пока новое издание; у нас еще старое, уже совершенно кошмарного вида (то бишь зачитанное, изрисованное и даже местами погрызенное - потому что кочует между тремя веселенькими читательскими семейками).
Ладно, что-то я разболталось сегодня; прости за простыню, это было от души. Ежели еще какие мысли придут, допишу (после такой простыни это звучит немного угрожающе, наверно :)). Спасибо за книгу еще раз и вдохновения для новой! Как там следующий "ШНыр" поживает? :)
P. S. Сердечный привет Маше и детям! Надеюсь, у них всё отлично!