-Метки

Вивальди Скрипка Шуберт акварель античная философия архитектура ахматова балет бах бетховен вальс верди весна видео гендель гитара дирижёры древняя греция духовная музыка женщины в искусстве женщины в истории живопись искусство история история музыки история россии италия итальянские композиторы камерная музыка классическая музыка композиторы концерт для фортепиано с оркестром лист литература любовь люди и судьбы мои видео мои публикации мои фото москва моцарт музеи музыка музыкальные инструменты музыканты мультфильм немецкие композиторы опера певцы пейзаж пианисты портрет поэзия поэты природа пушкин разное рахманинов романс русская усадьба русские композиторы сен-санс симфоническая музыка симфония скрипачи скрипичная музыка современное искусство стихи страны и города театр фильм фортепианная музыка франция художественный фильм художники чайковский швейцария шопен шуман ювелирное искусство

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Barucaba

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.05.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 53794


Памятник любви. Рихард Вагнер. Пять песен на стихи Матильды Везендонк

Вторник, 20 Ноября 2012 г. 08:44 + в цитатник

barucaba.livejournal.com

Дрезденское восстание в мае 1849 года, в котором Вагнер принял непосредственное участие, резко переломило его жизнь. Преуспевающий саксонский королевский капельмейстер, поставивший в Дрездене 3 свои оперы, вынужден был бежать в Швейцарию под угрозой ареста, преследуемый полицией. Жизнь складывалась трудно. Не желая связывать себя постоянной службой, Вагнер перебивался случайными литературными заработками, отдельными дирижерскими выступлениями. Его преследовала нужда. Личная жизнь не налаживалась: у жены Минны развивалась сердечная болезнь, от былой любви давно не осталось и следа. Поддержкой Вагнеру служил лишь кружок преданных друзей, средствами которых он беззастенчиво пользовался. Среди этих друзей была семья Везендонк.

Richard_Wagner_by_Caesar_Willich_ca_1862 (581x700, 199Kb) 675eb28be797 (450x661, 51Kb)

С богатым купцом Отто Везендонком и его женой Матильдой (1828—1902) композитор познакомился в начале 1852 года.


Зная стесненное положение Вагнера, Везендонк предложил ему гостеприимство в своем имении под Цюрихом, а затем построил для него здесь же домик. Вагнер переехал в этот «Приют на Зеленом холме» в мае 1857 года, и это еще более сблизило его с Матильдой, к тому времени матерью дочери и двух сыновей. Матильда Везендонк была богато одаренной натурой. Наделенная редкой красотой, обаянием, поэтическим складом души, она писала стихи и прозу, драмы и музыку и преклонялась перед гением Вагнера. «Лучшее, что я знала, — вспоминала впоследствии Матильда, — я получила от Вагнера». Он делился с нею своими замыслами, приобщал к философии Шопенгауэра и симфониям Бетховена, она была его первой слушательницей: то, что композитор сочинял утром — он работал тогда над «Валькирией» и «Зигфридом», — по вечерам он играл Матильде. Любовь захватила обоих, но Матильда, все рассказав мужу, уверила его, что никогда не оставит семью и детей. Матильда стала вдохновительницей самой оригинальной оперы Вагнера «Тристан и Изольда»: жизнь повторила ситуацию средневековой легенды о непреодолимой и неосуществимой любви. Ревность жены заставила композитора покинуть «Приют на Зеленом холме», и в августе 1858 года он уехал в Венецию.

wesedonkprepared (252x320, 17Kb)Памятником любви к Матильде Везендонк остались написанные в те же 1857-1858 годы 5 песен на ее стихи — единственное камерно-вокальное сочинение Вагнера зрелых лет. «Лучшего, чем эти песни, я никогда не создавал, лишь немногое из моих произведений может выдержать сравнение с ними», — утверждал композитор. Последовательность их сочинения, по словам одного из немецких биографов Вагнера, представляет точную картину развития чувства любящих: 30 ноября 1857 года — «Ангел», через 4 дня — «Грезы», 17 декабря — «Скорби», 22 февраля 1858 года — «Стой!», 1 мая — «В теплице». Ведущим значением слова определяется необычное авторское название жанра: не песня или романс, а стихотворение («5 стихотворений любителя»; последнее слово снято при издании в 1862 году). Два из них (№3 и 5) обозначен как "этюды к «Тристану и Изольде»", последнее стихотворение инструментовано самим Вагнером для камерного оркестра в качестве подарка Матильде Везендонк ко дню ее рождения 25 декабря 1857 года.

Музыка

«5 песен» — типичное сочинение Вагнера. Ему присущи романтический пафос, приподнятая декламация вокальной партии, насыщенность фортепианного сопровождения с выразительными сложными гармониями, текучесть формы.

№3, «В теплице», — эскиз вступления к III акту «Тристана и Изольды». Мрачное настроение передано в непрерывно развивающейся фортепианной партии, с которой тесно слита вокальная мелодия декламационного склада без единого светлого блика. №4, «Скорби», энергичным, решительным характером выделяется среди лирических, словно размытых соседних номеров. «Грезы», — еще один эскиз к «Тристану и Изольде», подготавливающий центральную сцену — любовный дуэт II акта. Хроматические гармонии, бесконечная мелодия воплощают нескончаемое томление любви, но лишь в первом приближении: в опере это выражено тоньше, многообразнее и в то же время в ином, эпическом масштабе.

А. Кенигсберг

Источник

 

0_7c2a4_85e91321_L (370x34, 36Kb)

Пять песен на стихи Матильды Везендонк

«Ангел»

Прослушать запись Скачать файл

«Постой!»

Прослушать запись Скачать файл

«В оранжерее»

Прослушать запись Скачать файл

«Скорби»

Прослушать запись Скачать файл

«Грезы»

Прослушать запись Скачать файл

0_7c2a4_85e91321_L (370x34, 36Kb)

Метки:  

Процитировано 6 раз
Понравилось: 14 пользователям

Radeia   обратиться по имени Вторник, 20 Ноября 2012 г. 14:56 (ссылка)
Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
VOLKSD   обратиться по имени Вторник, 20 Ноября 2012 г. 18:56 (ссылка)
Единственная музыка,которая живет вечность!С благодарностью за прекрасный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Winter_Wind_Cold   обратиться по имени Вторник, 20 Ноября 2012 г. 19:37 (ссылка)
"Полет валькирий" - лучшая музыка Рихарда Вагнера... Остальное - сентиментальная тень...
Ответить С цитатой В цитатник
natali_100   обратиться по имени Вторник, 20 Ноября 2012 г. 20:10 (ссылка)
Большое спасибо! Замечательный, очень красивый пост. Благодаря рассказу музыка кажется ещё прекраснее и ближе.
Ответить С цитатой В цитатник
mimozochka   обратиться по имени Наточка спасибо,ты всегда порадуешь своей работой! Вторник, 20 Ноября 2012 г. 20:11 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Среда, 21 Ноября 2012 г. 10:48 (ссылка)

Ответ на комментарий Radeia

Radeia, спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Среда, 21 Ноября 2012 г. 10:49 (ссылка)

Ответ на комментарий VOLKSD

VOLKSD, большое спасибо за отзыв!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Среда, 21 Ноября 2012 г. 11:00 (ссылка)

Ответ на комментарий Winter_Wind_Cold

Winter_Wind_Cold, там жарковато ) иногда и в тени побыть хочется...)
Так давно Вас не видела...
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Среда, 21 Ноября 2012 г. 11:19 (ссылка)

Ответ на комментарий natali_100

natali_100, спасибо большое! Рада, что пост Вам понравился!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Среда, 21 Ноября 2012 г. 11:20 (ссылка)

Ответ на комментарий mimozochka

mimozochka, спасибо, Наденька!
Ответить С цитатой В цитатник
OrxideaIo   обратиться по имени Четверг, 06 Декабря 2012 г. 12:13 (ссылка)
Как печально,что великие люди жили в нищете.Завтра в Ла Скала снова будет звучать Вагнер,"Лоэнгрин".Милан ждет и готовится.Билеты от 2000 евро.Знал ли композитор тогда...Спасибо за пост.
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Четверг, 06 Декабря 2012 г. 12:30 (ссылка)

Ответ на комментарий OrxideaIo

OrxideaIo, а если вспомнить ещё судьбы Моцарта, Бетховена, Ван Гога... список можно продолжать... Что это? Цена "великого бессмертия"?..
Ответить С цитатой В цитатник
OrxideaIo   обратиться по имени Четверг, 06 Декабря 2012 г. 13:01 (ссылка)

Ответ на комментарий Barucaba

Что ж,так устроена жизнь.Для бессмертия надо время.
Ответить С цитатой В цитатник
черемшина_2   обратиться по имени Четверг, 06 Декабря 2012 г. 23:22 (ссылка)
Столько чувств в музыке и голосе исполнительницы!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Пятница, 07 Декабря 2012 г. 22:59 (ссылка)

Ответ на комментарий черемшина_2

черемшина_2, большое спасибо за отзыв!
Ответить С цитатой В цитатник
Тангейзер   обратиться по имени Воскресенье, 23 Декабря 2012 г. 05:01 (ссылка)

Ответ на комментарий Winter_Wind_Cold

Надеюсь,что Вы слушали не всю музыку Р.Вагнера,что бы называть её тенью...Тем более сентиментальной...
Ответить С цитатой В цитатник
Тангейзер   обратиться по имени Воскресенье, 23 Декабря 2012 г. 05:07 (ссылка)

Ответ на комментарий OrxideaIo

"Нищета",к счастью не всегда сопутствовала Р.Вагнеру...) Он познал и бремя настоящей славы и вполне обеспеченной жизни...И конечно же,ему помогали друзья и поклонники...Самым действенным помощником в трудные времена безденежья был Ференц Лист...Настоящий ангел-хранитель...
Ответить С цитатой В цитатник
Тангейзер   обратиться по имени Воскресенье, 23 Декабря 2012 г. 05:19 (ссылка)

Ответ на комментарий OrxideaIo

Признание своего творчества Р.Вагнер познал и при жизни...Как и весьма отрицательное отношение...С тех пор так и повелось...Одни любят,вознося до небес...,другие низвергают.Первые любят и стараются понять,вторые ненавидят,не вникая в особенности творческих замыслов композитора-реформатора...Но равнодушия нет...Как среди профессионалов(критиков и музыкантов),так и дилетантов...
Ответить С цитатой В цитатник
Тангейзер   обратиться по имени Воскресенье, 23 Декабря 2012 г. 05:48 (ссылка)
Наташа,спасибо за этот милый пост о великом Р.Вагнере...Вы затронули в нём его личную жизнь...Точнее историю его самого сильного любовного увлечения,переросшего в настоящую любовь...После вынужденного разрыва с Матильдой Вагнер был на грани самоубийства...К счастью его любовь к этой чудесной женщине не закончилась трагедией и полным разочарованием в жизни,а рождением одной из самых "любовных" музыкальных драм..."Тристаном и Изольдой" - историей не преодолимой любви...Впереди была настоящая хранительница очага,верная,любящая и,конечно же,любимая дочь великого Ф.Листа...
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Воскресенье, 23 Декабря 2012 г. 14:54 (ссылка)

Ответ на комментарий Тангейзер

Тангейзер, Слава, спасибо большое за такой замечательный комментарий. Хорошо, что любовь Вагнера нашла своё воплощение в "Тристане и Изольде", а не закончилась трагедией... И потом его семейная жизнь сложилась так благополучно. Творческая, наверное, тоже...
Ответить С цитатой В цитатник
Тангейзер   обратиться по имени Воскресенье, 23 Декабря 2012 г. 16:13 (ссылка)

Ответ на комментарий Barucaba

Да,Козима оказалась просто идеальной спутницей жизни...Учитывая не простой характер Рихарда,ей удалось создать для него максимальные условия для нормальной жизни и творчества...В этом плане Р.В просто повезло.В отличие от того же Г.Малера,где страдания личного характера изматывали его последние 10 лет жизни.Хотя,как утверждают его биографы,эти же страдания способствовали созданию настоящих симфонических вершин...
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Воскресенье, 23 Декабря 2012 г. 20:26 (ссылка)

Ответ на комментарий Тангейзер

Тангейзер, я не могу не относиться с сочувствием к Малеру. Всё это очень трогательно, но было уже поздно...
Ответить С цитатой В цитатник
Тангейзер   обратиться по имени Понедельник, 24 Декабря 2012 г. 03:29 (ссылка)

Ответ на комментарий Barucaba

С другой стороны,разве можно считать несчастным мужчину,написавшим такие слова о своей женщине:"Жить ради тебя! Умереть за тебя,Альмши!"...?
Даже изменившую ему Альму,Малер готов был принять и всё простить...Но не жить без неё...
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Вторник, 25 Декабря 2012 г. 05:56 (ссылка)

Ответ на комментарий Тангейзер

Тангейзер, может быть он и был счастлив, раз так любил...
Не бывает любви несчастной.
Может быть она горькой, трудной,
Безответной и безрассудной,
Может быть смертельно опасной.
Но несчастной любовь не бывает,
Даже если она убивает...
Но вообще его слова больше напоминают крик отчаяния... Это внезапное осознание того, что можно потерять любимого человека... Была ли счастлива Альма?.. Гибель ребёнка, вызвавшая глубокие страдания и ставшая причиной начала отчуждения, беспокойство о здоровье мужа и переживания из-за его неудач... С его стороны она ощущала недостаток любви и внимания, поскольку он был сосредоточен на собственной жизни. К моменту своей измены Альма была совершенно изнурённой постоянным нервным напряжением и чувствовала себя на грани полного упадка сил... После выяснения отношений Малер дал ей наверное всё, о чём может мечтать женщина, кроме одного - счастья...
Ответить С цитатой В цитатник
Тангейзер   обратиться по имени Вторник, 25 Декабря 2012 г. 07:06 (ссылка)

Ответ на комментарий Barucaba

Да,Вы правы...в отношение "счастья"...Когда мы начинаем анализировать причины распада любви,брака,не лучше ли обратиться к их предистории?...Разница в возрасте у Малера и Альмы весьма существенная...С его стороны верю в самую искреннюю и страстную любовь...С её,увы...нет...Уважение,признание таланта,даже то,что Он был хороший отец...Но не любовь,как к мужчине вся без отдачи...
Ответить С цитатой В цитатник
ameli44   обратиться по имени Вторник, 10 Сентября 2013 г. 17:05 (ссылка)
Спасибо, Наташа, за пост. 9 сентября в концертном зале имени П. И. Чайковского состоялся концерт, где были исполнены 5 песен Матильды Везендонк солисткой Элизабет Кульман (меццо-сопрано, Австрия). Прослушала, захотела сделать пост, но потом нашла Ваш и очень этому рада. Жнщина была незаурядная и вполне закономерно, что она оставила след в истории музыки.
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Среда, 11 Сентября 2013 г. 09:35 (ссылка)

Ответ на комментарий ameli44

ameli44, Вам спасибо за внимание и интерес к этой теме. Матильда и правда была незаурядной женщиной... Молодая, красивая, имеющая семью, троих детей, она писала стихи, прозу, музыку...
Как здорово, что Вам удалось побывать на таком замечательном концерте.
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Среда, 11 Сентября 2013 г. 09:45 (ссылка)

Ответ на комментарий Тангейзер

Тангейзер, Альма была создана не для того, чтобы любить, а для того, чтобы вдохновлять...) Муза четырёх искусств...)
Ответить С цитатой В цитатник
Guardian60   обратиться по имени Среда, 11 Сентября 2013 г. 22:06 (ссылка)
Ну вот видите.Принято считать что гениальность и безумие и соответственно нищета рука об руку идут. А крепкий орешек революционер гений Вагнер страдал любовью к роскоши. Мало того что бедного Людвига 2 заставлял платить свои долги но и еще как теперь выяснилось из Вашего поста не только
его. Удивительный талант на эту тему. Прямо как революционер буржуа гн Эмиль Золя. Призывал шахтеров к революции и получал тучные деньги за издание книжек с призывами. Кое что сильно напоминает.
Удачный пост. Сердцем сделан.
Благодарю за удовольствие
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Четверг, 12 Сентября 2013 г. 23:02 (ссылка)

Ответ на комментарий Guardian60

Guardian60, да, это талант - уметь так жить... А вспомнить нашего Петра Ильича... Конечно, не с таким размахом как Вагнер, но тоже всегда пользовался гостеприимством и материальной поддержкой своих друзей... Что делать, если никто не собирался достойно оплачивать труд музыканта... Правда, Чайковский на протяжении всей своей жизни оставался убеждённым монархистом и создавал исключительно музыкальные произведения, а не революционно-философские идеи...
По поводу Золя очень верно и актуально )
Спасибо большое за комментарий! Рада, что пост Вам понравился! Доброго вечера!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку