Памятник любви. Рихард Вагнер. Пять песен на стихи Матильды Везендонк |
Дрезденское восстание в мае 1849 года, в котором Вагнер принял непосредственное участие, резко переломило его жизнь. Преуспевающий саксонский королевский капельмейстер, поставивший в Дрездене 3 свои оперы, вынужден был бежать в Швейцарию под угрозой ареста, преследуемый полицией. Жизнь складывалась трудно. Не желая связывать себя постоянной службой, Вагнер перебивался случайными литературными заработками, отдельными дирижерскими выступлениями. Его преследовала нужда. Личная жизнь не налаживалась: у жены Минны развивалась сердечная болезнь, от былой любви давно не осталось и следа. Поддержкой Вагнеру служил лишь кружок преданных друзей, средствами которых он беззастенчиво пользовался. Среди этих друзей была семья Везендонк.
С богатым купцом Отто Везендонком и его женой Матильдой (1828—1902) композитор познакомился в начале 1852 года.
Зная стесненное положение Вагнера, Везендонк предложил ему гостеприимство в своем имении под Цюрихом, а затем построил для него здесь же домик. Вагнер переехал в этот «Приют на Зеленом холме» в мае 1857 года, и это еще более сблизило его с Матильдой, к тому времени матерью дочери и двух сыновей. Матильда Везендонк была богато одаренной натурой. Наделенная редкой красотой, обаянием, поэтическим складом души, она писала стихи и прозу, драмы и музыку и преклонялась перед гением Вагнера. «Лучшее, что я знала, — вспоминала впоследствии Матильда, — я получила от Вагнера». Он делился с нею своими замыслами, приобщал к философии Шопенгауэра и симфониям Бетховена, она была его первой слушательницей: то, что композитор сочинял утром — он работал тогда над «Валькирией» и «Зигфридом», — по вечерам он играл Матильде. Любовь захватила обоих, но Матильда, все рассказав мужу, уверила его, что никогда не оставит семью и детей. Матильда стала вдохновительницей самой оригинальной оперы Вагнера «Тристан и Изольда»: жизнь повторила ситуацию средневековой легенды о непреодолимой и неосуществимой любви. Ревность жены заставила композитора покинуть «Приют на Зеленом холме», и в августе 1858 года он уехал в Венецию.
Памятником любви к Матильде Везендонк остались написанные в те же 1857-1858 годы 5 песен на ее стихи — единственное камерно-вокальное сочинение Вагнера зрелых лет. «Лучшего, чем эти песни, я никогда не создавал, лишь немногое из моих произведений может выдержать сравнение с ними», — утверждал композитор. Последовательность их сочинения, по словам одного из немецких биографов Вагнера, представляет точную картину развития чувства любящих: 30 ноября 1857 года — «Ангел», через 4 дня — «Грезы», 17 декабря — «Скорби», 22 февраля 1858 года — «Стой!», 1 мая — «В теплице». Ведущим значением слова определяется необычное авторское название жанра: не песня или романс, а стихотворение («5 стихотворений любителя»; последнее слово снято при издании в 1862 году). Два из них (№3 и 5) обозначен как "этюды к «Тристану и Изольде»", последнее стихотворение инструментовано самим Вагнером для камерного оркестра в качестве подарка Матильде Везендонк ко дню ее рождения 25 декабря 1857 года.
«5 песен» — типичное сочинение Вагнера. Ему присущи романтический пафос, приподнятая декламация вокальной партии, насыщенность фортепианного сопровождения с выразительными сложными гармониями, текучесть формы.
№3, «В теплице», — эскиз вступления к III акту «Тристана и Изольды». Мрачное настроение передано в непрерывно развивающейся фортепианной партии, с которой тесно слита вокальная мелодия декламационного склада без единого светлого блика. №4, «Скорби», энергичным, решительным характером выделяется среди лирических, словно размытых соседних номеров. «Грезы», — еще один эскиз к «Тристану и Изольде», подготавливающий центральную сцену — любовный дуэт II акта. Хроматические гармонии, бесконечная мелодия воплощают нескончаемое томление любви, но лишь в первом приближении: в опере это выражено тоньше, многообразнее и в то же время в ином, эпическом масштабе.
А. Кенигсберг
Пять песен на стихи Матильды Везендонк
«Ангел»
«Постой!»
«В оранжерее»
«Скорби»
«Грезы»
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Ответ на комментарий Winter_Wind_Cold
Winter_Wind_Cold, там жарковато ) иногда и в тени побыть хочется...)Ответ на комментарий OrxideaIo
OrxideaIo, а если вспомнить ещё судьбы Моцарта, Бетховена, Ван Гога... список можно продолжать... Что это? Цена "великого бессмертия"?..Ответ на комментарий Barucaba
Что ж,так устроена жизнь.Для бессмертия надо время.Ответ на комментарий Winter_Wind_Cold
Надеюсь,что Вы слушали не всю музыку Р.Вагнера,что бы называть её тенью...Тем более сентиментальной...Ответ на комментарий OrxideaIo
"Нищета",к счастью не всегда сопутствовала Р.Вагнеру...) Он познал и бремя настоящей славы и вполне обеспеченной жизни...И конечно же,ему помогали друзья и поклонники...Самым действенным помощником в трудные времена безденежья был Ференц Лист...Настоящий ангел-хранитель...Ответ на комментарий OrxideaIo
Признание своего творчества Р.Вагнер познал и при жизни...Как и весьма отрицательное отношение...С тех пор так и повелось...Одни любят,вознося до небес...,другие низвергают.Первые любят и стараются понять,вторые ненавидят,не вникая в особенности творческих замыслов композитора-реформатора...Но равнодушия нет...Как среди профессионалов(критиков и музыкантов),так и дилетантов...Ответ на комментарий Тангейзер
Тангейзер, Слава, спасибо большое за такой замечательный комментарий. Хорошо, что любовь Вагнера нашла своё воплощение в "Тристане и Изольде", а не закончилась трагедией... И потом его семейная жизнь сложилась так благополучно. Творческая, наверное, тоже...Ответ на комментарий Barucaba
Да,Козима оказалась просто идеальной спутницей жизни...Учитывая не простой характер Рихарда,ей удалось создать для него максимальные условия для нормальной жизни и творчества...В этом плане Р.В просто повезло.В отличие от того же Г.Малера,где страдания личного характера изматывали его последние 10 лет жизни.Хотя,как утверждают его биографы,эти же страдания способствовали созданию настоящих симфонических вершин...Ответ на комментарий Тангейзер
Тангейзер, я не могу не относиться с сочувствием к Малеру. Всё это очень трогательно, но было уже поздно...Ответ на комментарий Barucaba
С другой стороны,разве можно считать несчастным мужчину,написавшим такие слова о своей женщине:"Жить ради тебя! Умереть за тебя,Альмши!"...?Ответ на комментарий Тангейзер
Тангейзер, может быть он и был счастлив, раз так любил...Ответ на комментарий Barucaba
Да,Вы правы...в отношение "счастья"...Когда мы начинаем анализировать причины распада любви,брака,не лучше ли обратиться к их предистории?...Разница в возрасте у Малера и Альмы весьма существенная...С его стороны верю в самую искреннюю и страстную любовь...С её,увы...нет...Уважение,признание таланта,даже то,что Он был хороший отец...Но не любовь,как к мужчине вся без отдачи...Ответ на комментарий ameli44
ameli44, Вам спасибо за внимание и интерес к этой теме. Матильда и правда была незаурядной женщиной... Молодая, красивая, имеющая семью, троих детей, она писала стихи, прозу, музыку...Ответ на комментарий Тангейзер
Тангейзер, Альма была создана не для того, чтобы любить, а для того, чтобы вдохновлять...) Муза четырёх искусств...)Ответ на комментарий Guardian60
Guardian60, да, это талант - уметь так жить... А вспомнить нашего Петра Ильича... Конечно, не с таким размахом как Вагнер, но тоже всегда пользовался гостеприимством и материальной поддержкой своих друзей... Что делать, если никто не собирался достойно оплачивать труд музыканта... Правда, Чайковский на протяжении всей своей жизни оставался убеждённым монархистом и создавал исключительно музыкальные произведения, а не революционно-философские идеи...Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |