-Цитатник

Очень интересная мысль! - (8)

Кто "ЗА"? Серия сообщений "Мысли вслух":

Слова не мальчика, но мужа... - (13)

Цитата ! :)   Лидеры, такие лидеры.

Большая онлайн библиотека - (4)

Большая онлайн библиотека http://www.liveinternet.ru/users/3818129/post250254511/ хороший сайт...

Тревожная новость! - (4)

Извините, кого ввел в заблуждение. По совету Владимир_Шкондин погуглил, оказывается эта весть рас...

Осенний компот - (4)

Это компотик такой очень согревающий и вкусный... специально для мартобря в промозг...

 -Музыка

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Северный кавказ
Северный кавказ
17:48 25.02.2010
Фотографий: 5

 -Я - фотограф

Кисловодский терренкур

Маршрут кисловодского терренкураНа терренкуреКрасные камни. Кисловодский терренкур.Каменная скалья в районе Синих скалСиние скалыГроты в Синих скалахНерукотворные аркиГроты в скалах Джинальского хребтаАрка. Игра природы

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Andrrr

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.02.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 7785


Соловецкое притяжение

Вторник, 18 Сентября 2012 г. 10:29 + в цитатник

С чего же начать?

Первые сведения о том, что есть такое место, Соловки, я получил от бабушки, которая грозилась отправить меня туда за шалости, из чего я сделал вывод, что это что-то вроде тюрьмы. Затем, во времена расцвета Гласности, Соловки стали символом сталинских репрессий, подтвердив тем самым мои детские представления.

Справедливости ради следует заметить, что Соловки тюрьмой были всегда. Первые сведения о заключении в Соловецкой тюрьме преступников против веры относятся к середине XVI века, потом здесь отбывали наказание осужденные и за политические, и за уголовные преступления. А первыми вертухаями Соловецкого Лагеря Особого Назначения были монахи распущенного в 1920 году Соловецкого монастыря, потому что были профессионалами этого дела. Кстати, молва гласит, что они сами предложили свои услуги новой власти.

Примерно в это время я впервые подобрался к Соловкам достаточно близко, чтобы почувствовать их притяжение. Мы возвращались из похода через Кемь и чтобы скоротать время до поезда, решили съездить в Рабочеостровск, посмотреть на море. Здесь, слово-за-слово, речь зашла о Соловецком архипелаге…

Старый причал/3673959_z1 (700x464, 175Kb)

Причал старого лесопильного завода в Рабочеостровске, который в 20-е годы был переоборудован в пересыльный пункт для отправки заключенных в Соловецкий лагерь.

Затем в период бурного возрождения Православия, Соловки стали активно продвигать как один из духовных символов России. Появились первые публикации о монастыре, фотографии истинного рукотворного чуда – Соловецкой крепости. Почему чуда? Возможно потому, что в облике крепости невероятным образом объединились красота, мощь и изящество. И ТАЙНА. Понятно, захотелось увидеть это чудо своими глазами.

Соловецкая крепость/3673959_z2 (700x464, 169Kb)

Как оказалось, ожидания полностью оправддались. Каждый раз, проходя мимо крепостных стен, мои руки непроизвольно тянулись к фотоаппарату, как я ни пытался убедить себя в том, что всё это  уже отснято не единожды, в том числе и мной за несколько дней пребывания на острове.

Тайна… Ощущение тайны появилось позже. Сначала были любопытство и загадки, и началось это поле того, как я воочую столкнулся с древними северными мегалитическими памятниками.

Тогда, собирая информацию, я и узнал о сейдах Кузовов, лабиринтах Соловков, Гиперборее, фактах, версиях и домыслах, об официальных исследованиях и изысканиях энтузиастов. Но одно дело читать чьи-то наблюдения, сдобренные изрядной долей субъективизма  и предвзятости, а то и вольной переработкой уже ранее написанного кем-то, и совсем другое дело – увидеть и услышать самому.

Северные лабиринты/3673959_z3 (700x464, 252Kb)

 

Сразу скажу, что увиденное и услышанное не развеяло, а усилило пелену таинственности над Соловками, поэтому в течение некоторого времени я буду добавлять к уже имеющимся свою долю субъективизма.

Есть, правда, один аспект, субъективная оценка которого всегда однозначна. Это природа Севера, которая на Соловецких островах является Вам во всем своем многообразии. Но и об этом тоже потом.

Север/3673959_z4 (700x464, 249Kb)

Серия сообщений "Соловки - земля обетованная":
Часть 1 - Ехал поезд
Часть 2 - Бутафорская церковь
Часть 3 - Соловецкое притяжение
Часть 4 - Легенды Соловецкого Кремля
Часть 5 - Экскурсии на Соловках. День первый
...
Часть 7 - На крайнем юге Соловков
Часть 8 - Заяцкие лабиринты. вторая попытка.
Часть 9 - Поселок Соловецкий и его обитатели

Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 6 пользователям

Кошка_по_имени_Гав   обратиться по имени Вторник, 18 Сентября 2012 г. 11:26 (ссылка)
обалдеть...тайны тайны
и красота!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 18 Сентября 2012 г. 16:07ссылка
Это точно!
Эдель-Ка   обратиться по имени Вторник, 18 Сентября 2012 г. 12:56 (ссылка)
жду, жду, что там дальше!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 18 Сентября 2012 г. 16:08ссылка
Эдель-Ка, KZOTR, уже готовлю продолжение
KZOTR   обратиться по имени Вторник, 18 Сентября 2012 г. 13:32 (ссылка)
ну вот, всё потом, да потом..рассказывай с подробностями. интересно же!
Ответить С цитатой В цитатник
Venda1   обратиться по имени Вторник, 18 Сентября 2012 г. 17:23 (ссылка)
" А первыми вертухаями Соловецкого Лагеря Особого Назначения были монахи распущенного в 1920 году Соловецкого монастыря, потому что были профессионалами этого дела. Кстати, молва гласит, что они сами предложили свои услуги новой власти."

Окуда эта информация? Ссылку, пожалуйста, на авторитетный исторический источник. Иначе это обычная дешевая клевета.

Первым куратором лагеря был абсолютно паталогический тип. Вот что он вытворял у себя на даче: "Пьянки, как правило, сопровождались доходящими до дикости хулиганством и издевательством друг над другом: пьяным намазывали половые органы краской, горчицей. Спящих же в пьяном виде часто "хоронили" живыми, однажды решили похоронить, кажется, Филиппова и чуть его не засыпали в яме живого. Все это делалось при поповском облачении, которое специально для "дачи" было привезено из Соловков. Обычно двое-трое наряжались в это поповское платье, и начиналось "пьяное богослужение. "

Вероятно, то же самое проделывал и в Соловках.
Полностью о нем можно почитать тут (там же и другие "милые" подробности о лагере) http://www.solovki.ca/camp_20/butcher_bokii.php

Лучше всегда проверять информацию. Первые заключенные должны были валить кресты на храмах. Ты знаешь, что такое крест для верующих? А для монаха? Так что ж ты пишешь такую чушь?
Ответить С цитатой В цитатник
Andrrr   обратиться по имени Вторник, 18 Сентября 2012 г. 23:24 (ссылка)
Venda1, а как проверять? спросить у настоятеля?
"Вертухай" на жаргоне означает надзиратель, последнее звено между администрацией и заключенными, поэтому до куратора им далеко.
Об эпизоде монастырской истории, который тебя возмутил я читал еще во времена всеобщих разоблачений (был такой журнал Юность), об этом же нам рассказывали экскурсоводы на острове. А вот и ссылка (одна из) http://рязанькремль.рф/114 статья жесткая, прямая, в других ту же информацию можно прочитать между строк.
Venda1, я не собираюсь очернять или разоблачать. Рассматриваю разные точки зрения и трактования фактов. История - темная наука, достаточно умочать о незначителном событии и всё...
Кстати, еще патриарх Никон предупреждал настоятеля, что постоянные контакты монахов-надзирателей с заключенным могут подорвать их моральные и духовные устои. Может, так и произошло? В конце-концов, в семье не без урода...
Ответить С цитатой В цитатник
Venda1   обратиться по имени Среда, 19 Сентября 2012 г. 02:48 (ссылка)
Andrrr, Ссылка, которую ты дал, не открывается. Что такое "вертухай" я осведомлена, ибо много литературы читала, например, того же Солженицына, и по данному вопросу у меня информация другая.
Ты просто не очень, видимо, в курсе, что такое православие, каковы основы веры, и что такое монах. Иначе таких бы выводов ты не сделал. А что касается экскурсоводов, которые рассказывали об этом, хотелось бы имена. Я бы попросила разъяснений у них. Если знаешь, напиши, я их разыщу и поинтересуюсь, что это такое они людям рассказывают.

На острове есть музей лагеря. Там информация собрана подробнейшим образом с документами и фактами.
Я остаюсь при своей точке зрения: такие слова должны быть документально подтверждены. (Кстати, приведенная тобой ссылка не открывается).

Что же касается общения монахов и заключенных, то известны факты совершенно другие.
Во-первых, на соловки никогда не присылали обычных заключенных, тут были лишь попавшие в опалу высокопоставленные личности, я думаю, имена их ты читал, если побывал в казематах. Практика заточения таких людей в монастыри была основана как раз на перевоспитательном моменте, и это во многом совершалось. Достаточно вспомнить хотя бы показательную историю последнего кошевого атамана Запорожской сечи Петра Ивановича Кальнишевского (можешь посмотреть вот тут, я об этом сообщала http://www.liveinternet.ru/users/venda1/post198612977)
Так что историю можно и осветить, коль уж считаешь ее темной наукой, предоставлением документов и фактов. А что касается трактовок, то-есть приписывания тех или иных мотивов, то это действительно дело темное, такое же темное, как человеческая душа, и к истории не имеет ни малейшего отношения.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 19 Сентября 2012 г. 06:47ссылка
Venda1, просто сделай запрос в, например, Яндекс "соловецкие монахи" или "соловецкий монастырь монахи" и посмотри не только первую страницу выдачи. Кстати, вот http://www.serafimsaro.ru/publ/soloveckij_monastyr/istorija_soloveckogo_monastyrja/1-1-0-11
Перейти к дневнику

Среда, 19 Сентября 2012 г. 15:02ссылка
Спасибо. Я посмотрела ссылку, которую ты приводишь и полезла разбираться, потому что одно предложение, конечно же, не описывает ситуации.
Нашла очень интересную книгу о соловецком лагере, где бывший заключенный сопоставляет разные свидетельства и сравнивает их с собственными впечатлениями.
Из этого вытекает примерно такая картина:
Изначально непонятно, куда девались монахи монастыря. Потому что автор пишет "но духовенства в то время на Соловках до весны 1924 г. — почти не было." Но скорее всего, они были просто выселены, и лишь небольшая их часть добровольно остались на острове, выполняя те же самые работы, что делали в монастыре за возможность хоть иногда совершать богослужения в церкви, которая находилась на кладбище за оградой закрытого монастыря. К этим годам относятся самые зверские отношения лагерного начальства с заключенными. Вольнонаемные - это не вертухаи. Это те, кто работает наравне с заключенными, а отнюдь не присматривает за ними и не является помощником лагерной администрации.

Из этимологического словаря блатной фени:

"вертухай
- ивр. "бар тукиа", букв. "исполняющий казнь".
- ранее слово обозначало тюремного палача (в России палаческие функции исполняли обычно особо выделенные заключенные). В настоящее время используется в значении "надзиратель", "охранник".

Так что словечко использовано оскорбительное, неуместное и весьма опрометчиво.

Об этих годах сохранились такие воспоминания:
" Непередаваемый гнет, насилия, издевательства… с особенной силой обрушиваются именно на головы заключенного духовенства. Им приходится выполнять наиболее трудные работы. С поразительным смирением, покорностью и выносливостью духовенство рубит лес, прокладывает дороги, чистит уборные, высушивает болота, разрабатывает торф. Каждым словом, каждым жестом любой соловецкий чекист старается задеть, оскорбить священников. В их присутствии администрация бранится с особым кощунством. Их пайки обкрадываются со всех сторон. В их среду администрация старается втесать побольше „стукачей“. Чинятся всевозможные препятствия к получению духовенством из дому посылок и денег. Какие бы то ни было богослужения, конечно, совершенно исключаются. За желание перекреститься на работе надзор бьет по рукам плетью…"

Но эти воспоминания, видимо, не слишком точны, хотя, отдельные такие моменты могли и быть. Просто в те годы по указанию автора священства на острове почти не было.

Впоследствии, когда в соловецкий лагерь пошел большой приток духовенства с материка в качестве заключенных, в том числе - и многих епископов, начальство лагеря усекло, что их выгодно использовать на должностях, где нужна честность, потому что урки, которые до сих пор были каптерами, подрядчиками все проворовывались неизбежно.

Вот что пишут:
" «При Ногтеве (1923–1925) духовенство было рассеяно по самым тяжелым уголовным ротам. В силу необходимости, уже в правление Эйхманса, его сконцентрировали в шестой роте. До того времени на кухни и в продсклады назначались каторжане разных категорий (Зайцев: „…сначала чекисты, потом — уголовники“) но все неизбежно проворовывались: голод — не тетка. Практичному Эйхмансу это надоело и духовенство приняло его предложение — взять все дело внутреннего снабжения. Епископы стали к весам, дьяконы пошли месить тесто, престарелые — в сторожа. Кражи прекратились».

Результатом стало: "Даже многочисленная мелкая шпана осталась довольна такой заменой, ибо баланда с кухни стала погуще и сахар раздавался сухой. Ни мелкое начальство, ни блатари не могли уже нахально, в открытую лезть в каптерки и на кухни и брать «по потребности» и по выбору, как бывало прежде."

Но это речь идет опять же о заключенных, а не о вольнонаемных. Потому что тут упоминаются епископы, дьяконы, а на весь монастырь епископ может быть от силы один. Так что это - заключенные, присланные сюда по этапу.
Также из воспоминаний следует, что священники служили врачами в лазаретах, а позже стали назначаться для занятий бухгалтерией и учетом, как более честные и образованные.

Во все это время совершались тайные богослужения на одной из полян острова. Многие священнослужители проявляли пример любви к ближнему даже в этих трудных условиях. Так, например, владыка Виктор, заключенный епископ Глазовский и Боткинский, работавший бухгалтером канатной фабрики замечен был вот в чем:
"С открытием каждой навигации владыка Виктор, скитавшийся по ссылкам и концлагерям с 1922 года, обычно, сразу получал много вещевых и продуктовых посылок, но за несколько дней раздавал их, не оставляя себе почти ничего. Особенно жаловал он урок, о которых никто не беспокоился. Последний раз владыку видели в Майгубе в Белбалтлаге весной 1931 года счетоводом ларька»

Так что видишь, ничто не делается без смысла.
И я очень рада, что прочитала эти воспоминания. Узнала о троих замечательных людях, в частности - о Архиепископе Илларионе (Троицком). Вот, например, яркий эпизод:
"Владыка Иларион, несомненно, был по общему утверждению самой популярной и уважаемой личностью в лагере среди всех слоев, даже среди мелких уголовников. Никонов (стр. 152), не раз встречавшийся с ним, не мало подивился, когда охранник при нем спросил архиепископа:

— Где вы, владыка, ловили рыбу? Наши вчера ничего не поймали.

— Меня все и всегда так называют, — ответил Иларион Никонову.

Ширяев (стр. 318–323) красочно, на пяти страницах рассказывает, как однажды архиепископ с монахами спасли военкома Соловецкого Особого полка Сухова из лодки, прихваченной шугой и уносимой в море и как, вскоре после того, при Ширяеве (тогда, очевидно, в должности писаря при военкоме. М. Р.) Сухов остановился на дороге перед деревянным Распятием, в которое он раньше всадил два заряда, и сдернув буденовку, размашисто перекрестился, предупредив Ширяева: — Что б никому ни слова… А то в карцере сгною… День-то какой сегодня, знаешь? Суббота, Страстная…"

Все-таки, в каждом нелюде можно разглядеть и человека, и именно это умели делать заключенные присланные и оставшиеся на острове священнослужители.

Я думаю, что правду выяснили теперь, и видно, что очень легко односложные высказывания истолковать в ту или другую сторону, в зависимости от угла зрения. А если разобраться подробно, то этого можно избежать.
Спасибо, что поддержал беседу, мне было интересно узнать новое.
Кстати, вся книга (она довольно объемная) тут: http://lib.rus.ec/b/270536/read

Там очень много подробностей о лагере во всех аспектах. Понятно, что у автора взгляд тоже довольно личностный, ведь он был участником некоторых событий, но все же он дает сопоставления из разных источников, при этом указывает их. И это очень ценно, потому что Солженицын, например, собирал просто сведения, а давал уже свою художественную переработку, наверняка, не проверяя все досконально. Может быть, и тебе будет интересно когда-нибудь изучить... Кто знает.
Перейти к дневнику

Среда, 19 Сентября 2012 г. 15:32ссылка
Venda1, пусть будет так
Перейти к дневнику

Четверг, 20 Сентября 2012 г. 02:06ссылка
Исходное сообщение Andrrr
Venda1, пусть будет так


А коли так, то, думаю, было бы правильно исправить в тексте оскорбительную феню "вертухаи" на название "вольнонаемные", что не будет искажать истину. Как мы установили, это - две совершенно разные вещи.

Впрочем, менять или не менять словечко - дело твоей собственной совести...
Перейти к дневнику

Четверг, 20 Сентября 2012 г. 09:22ссылка
ВЕРТУХАЙ -я; м. Жарг. Милиционер, охранник; надзиратель, караульный на вышке в местах заключения.
dic.academic.ru › Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт
Перейти к дневнику

Четверг, 20 Сентября 2012 г. 12:05ссылка
Да, это можно и так интерпретировать. Но именно ими не были оставшиеся монахи, если ты внимательно читал мой большой комментарий...
Но не буду повторяться. Имеющий уши - да слышит. Решать тебе.
Перейти к дневнику

Среда, 26 Декабря 2012 г. 23:59ссылка
спасибо Вам за ссылку! Скачала книгу! Прочитаю! была на Соловках несколько лет назад! Буквально все потрясло! В Музее тоже была! Жаль, что там нельзя фотографировать, поэтому осталось уповать только на свою память. А музей действительно интересный.
neppeldoffer   обратиться по имени Среда, 19 Сентября 2012 г. 16:51 (ссылка)
Andrrr, "После закрытия монастыря около 60 человек братии добровольно оставались в лагере в качестве вольнонаемных. Они работали "инструкторами" на монастырских промыслах. Богослужения разрешалось совершать в церкви преподобного Онуфрия Великого на монастырском кладбище. В 1932 году последние соловецкие монахи были высланы с архипелага, а богослужения запрещены. "
http://drevo-info.ru/
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 19 Сентября 2012 г. 19:03ссылка
prosto_Irina, да, видел и эту выдержку
Перейти к дневнику

Среда, 19 Сентября 2012 г. 19:11ссылка
ясно) каждый выбирает ссылки на те сайты. которым он доверяет в той или иной степени.
Буду ждать продолжения рассказа, т.к. на Соловках, к сожалению, не была.
j-way   обратиться по имени Среда, 19 Сентября 2012 г. 23:28 (ссылка)
хоть суровый край, а красиво там
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 20 Сентября 2012 г. 09:49ссылка
Не просто красиво, а... Короче, скоро напишу и покажу
Перейти к дневнику

Четверг, 20 Сентября 2012 г. 10:46ссылка
давайте, такие рассказы с личными впечатлениями очень интересны, ждем
ZnichKa   обратиться по имени Четверг, 20 Сентября 2012 г. 20:44 (ссылка)
А что такого в "вертухаях"? Тоже мне открытие "Соловки тюрьмой были всегда", все люди разные, и монахи в том числе. Как не назови, а в этой должности они могли реальную пользу людям приносить - в том числе и молитвой, и духовной поддержкой. У меня бабушка сидела на Соловках, как раз за религиозные убеждения. Говорила - всё зависело от людей, от того, какой человек, пусть он и вертухай.
А словечко ты специально подобрал такое провоцирующее, а потом жалуешься, дескать - съедят))) Фигня, мелко это.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 22 Сентября 2012 г. 22:28ссылка
ZnichKa, почему сразу "провоцирующее"? Называю так, как считаю нужным и как есть на самом деле
Перейти к дневнику

Суббота, 22 Сентября 2012 г. 22:57ссылка
Так ты же из жаргона одно-единственное слово употребил. Оно, по законам жанра, поскольку одно, - режет слух и привлекает внимание. Если бы весь пост был на фене - так нет)))
Перейти к дневнику

Суббота, 22 Сентября 2012 г. 23:03ссылка
Это подчеркивает мое отношение именно к этим людям
Перейти к дневнику

Суббота, 22 Сентября 2012 г. 23:07ссылка
ты их там встретил и успел сформировать "отношение"? или у тебя опыт есть общения с вертухаями? или с монахами?)
Перейти к дневнику

Суббота, 22 Сентября 2012 г. 23:14ссылка
В результате поездки, рассказов, самостоятельного ознакомления с вопросом у меня сложилось именно такое впечатление. И что здесь такого особенного - не представляю.
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку