Больной - знай свои права! |
У каждого пациента есть набор из 15 прав,
которые представляют собой закрепленные в законодательстве России общепризнанные в мире правила отношений «медработник — пациент».
Знание и соблюдение права пациента (а также разъяснение их пациенту),
в силу закона, является должностной обязанностью каждого «человека в белом халате».
Если медработник этих правил не знает или игнорирует их, то он просто недостаточно профессионален и небезопасен.
Права пациента — установленный законодательством и защищаемый принудительной силой государства перечень возможных видов (моделей) поведения и требований лица, обратившегося за медицинской помощью или получающего медицинскую помощь.
Права пациента сформулированы в статьях 30 и 31 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», действующих с 1993 года (в дальнейшем по тексту — «Основы»).
Установлено, что при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:
1. уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;
2. выбор врача (в том числе семейного и лечащего), с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;
3. обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
4. проведение по его просьбе консультаций других специалистов и консилиума;
5. облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;
6. сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе, а также иных сведений, полученных при его обследовании и лечении;
7. информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство;
8. отказ от медицинского вмешательства;
9. получение информации о своих правах, обязанностях и состоянии своего здоровья, а также право на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
10. получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования;
11. возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;
12. допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;
13. допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении — на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.
14. непосредственноe знакомство с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получение консультации по ней у других специалистов;
15. обращение с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывают медицинскую помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации и лицензионные комиссии, либо в суд в случае нарушения его прав.
Если права пациента действуют в любом государстве и в любой системе (частной, государственной, муниципальной) медицинской помощи и при любом контакте пациента с медицинским работником, то права застрахованного проистекают из наличия заключенного в его пользу договора медицинского страхования.
Большинство граждан России (кроме военнослужащих, имеющих свою систему медицинских учреждений) обладают статусом лиц, застрахованных в рамках ОМС.
* Права гражданина в медицинском страховании (права застрахованного), в отличие от прав пациента, — это социальные, а не личные права человека.
В области медицинского страхования граждане Российской Федерации, в соответствии со статьей 6 Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации») имеют право на:
1. обязательное и добровольное медицинское страхование;
2. выбор медицинской страховой организации;
3. выбор медицинского учреждения и врача в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;
4. получение медицинской помощи на всей территории Российской Федерации, в том числе за пределами постоянного места жительства;
5. получение медицинских услуг, по объему и качеству соответствующих условиям договора, независимо от размера фактически выплаченного страхового взноса;
6. предъявление иска страхователю, страховой медицинской организации, медицинскому учреждению, в том числе на материальное возмещение причиненного по их вине ущерба, независимо от того, предусмотрено это или нет в договоре медицинского страхования.
если пациент пользуется неким дозволением, человек в белом халате может к этому относится индифферентно.
Если же пациент решил использовать свое определенное законодательством право, то в данном случае любой медработник будет обязан обеспечить пациенту возможность избранным правом воспользоваться.
Выполнение требований пациента, связанных с использованием им своих прав обязательно для всех лиц, участвующих в оказании медицинской помощи.
Особенности отечественной медицинской практики.
Первая особенность — это уникальная (с юридических позиций) ситуация в российском здравоохранении. Проявляется она в том, что это здравоохранение государственное, и, в соответствии со статьей 41 Конституции, все его учреждения обязаны оказывать гражданам медицинскую помощь бесплатно.
Это означает, что любая медицинская услуга, которая осуществляется медицинским госучреждением в платном порядке, может и должна (за редким исключением) оказываться там же бесплатно, что бы об этом пациенту ни говорили врачи и чиновники любого уровня (вплоть до Правительства).
Большинство платных услуг, столь широко распространенных сегодня в государственных медучреждениях, производятся в нарушение Конституции, несмотря на то, что они соответствуют постановлению Правительства.
Права пациента — это:
1. закрепление в медицине на уровне закона «золотого» правила межчеловеческих отношений — поступай по отношению к другому так, как желаешь, чтобы он поступал по отношению к тебе;
2. законодательно установленная модель правильного поведения пациента, позволяющего ему искать, находить и выбирать качественные медицинские услуги, отказываться от услуг некачественных.
3. законодательно установленные обязанности поведения (действий) каждого медицинского работника и каждого руководителя медицинского учреждения по отношению к обращающемуся к нему человеку (пациенту).
Каждый пациент имеет право получить информацию о состоянии своего здоровья, включая:
сведения о результатах обследования;
сведения о наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе;
информацию о целях и методах предполагаемого вмешательства;
информацию об альтернативных (известных и возможных других) видах вмешательств и их результатах;
информацию о продолжительности рекомендуемого лечения;
информацию о болевых ощущениях от данного вмешательства;
информацию о возможном риске, известных побочных эффектах вмешательства;
информацию об ожидаемых результатах вмешательства;
информацию о медико-социальных, психологических, экономических и других возможных последствиях вмешательства.
Предоставляемая пациенту информация должна быть полной и всесторонней.
http://domrebenok.ru/people/user/4852/
Рубрики: | здоровье/ликбез |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |