Фрагмент 3-го выпуска справочника "Кто есть кто в робототехнике"
Комплекс - APID Мк III состоит из минивертолета HCP 301, оснащенного системой управления полетом FCS 202. Через эту систему БЛА поддерживает радиоконтакт с наземной станцией управления GCS 202.
а) Носитель HCP 301 рассчитан на полезный груз 20 кг. Роторная система состоит из несущего винта, стабилизатора и хвостового винта. Регулирование процесса полёта осуществляется 5-ю приводами; три на несущем винте, один на двигателе и один на хвостовом винте.
Бензиновый двигатель (двухтактный одноцилиндровый, 9500 об/мин) приводит в движение несущий винт через ведущий вал, клиновой зубчатый ремень и коробку передач. Двигатель, передача и система ротора по фактору вибрации изолированы от друг друга, и от корпуса, что дает минимум волнения на датчики, электронику и полезные грузы. Корпус изготовлен из углеродистого волокно и весит 5 кг. Несущий винт - двухлопастный фибергласовый, имеет диаметр 2.9 м и совершает 900 об/мин.
Технические характеристики носителя: длина, м - 2,9; сухой вес, кг – 35; макс. вес, кг – 55; мощность двигателя, л. с - 14 л. с.; топливо – 95-й бензин, неэтилированный; скорость, км/ч - 0-100; радиус действия (на 8l-м бензине и 12 кг полезного груза), км – 100; электропитание - генератор 300 Вт (резерв - батарея 60 Вт); напряжение, В: - 24 (18-36).
Регламентное обслуживание:
- перед каждым полетом 10 минут настройки оператором согласно контрольному списку 1;
- после каждых 25 часов налёта - 60 мин настройки бортинженером согласно контрольному списку 2;
- после каждых 100 часов налёта – профилактика контактов зажигания, воздушного фильтра, топливного фильтра, зубчатого ремня и проводов, смазка системы передач, подшипников и опор несущего винта; четырёхчасовая настройка бортинженером согласно контрольному списку 3;
- после каждых 500 часов налёта – замена двигателя и приводов, лопастей несущего и хвостового винтов, усиление креплений подверженных вибрации узлов на двигателе, коробке передач, головке несущего винта, сцеплении ведущего вала и на FCS; 16-часовая настройка бортинженером согласно контрольному списку 4.
б) Система управления полетом FCS 202 состоит из компьютера, датчиков и блока электропитания. Основная часть FCS 202 находится в центральном отсеке, который изолирован от вибрации и помещён в районе центра тяжести носителя. Центральный блок дополнен рядом децентрализованных датчиков, главным образом расположенных к хвостовой части. Программное обеспечение FCS 202 предусматривает полностью автономное управление полетом с вводом данных от дополнительных датчиков. Чрезвычайно открытая архитектура делают операционную систему дружественной для добавления функциональных возможностей, например активным видением и более высокими уровнями интеллекта.
Технические данные: компьютер - PC 104 на основе Ampro-586; система реального времени - RTKernel 4.5; программное обеспечение – встроенное в систему; генератор кода - AutoCode/C; датчики - инерциальный навигационный блок (3 гироскопа, 3 измерителя ускорения), двухосный уклономер, компас, GPS-приёмник, микроволновый высотный радар, инфракрасный высотомер, барометр, два счетчика оборотов, топливомер.
в) наземная система управления GCS 202 состоит из стандартного компьютера и линии связи между носителем и наземной станцией. Компьютер работает как коммуникационный центр для наблюдения и связи с носителем и его полезной нагрузкой. Специально подобранный протокол связи создает эффективный и удобный интерфейс. GCS 202 предназначен, чтобы быть размещенным в закрытом трейлере для частного автомобиля. Компьютер – индустриальный уровня Intel 486. Линия передачи данных - 9600 бодов через радиомодем (439MHz).
Для БЛА не менее важно самому не быть обнаруженным. На рис. 3.6 в первом выпуске справочника показана дистанционно управляемых авиароботов фирмы Westland – там видно, что последняя по хронологии модель имеет корпус с эффективной отражающей поверхностью – «антирадарной».
Серия сообщений "Беспилотные летательные аппараты":беспилотники, БЛА, БПЛА
Часть 1 - ЛЕТАЮЩИЙ РОБОТ
Часть 2 - Авиароботы для видеосъёмки с высоты (Часть III)
...
Часть 15 - Беспилотные вертолёты: терминология
Часть 16 - Авиаробот морского базирования
Часть 17 - Регламентное обслуживание беспилотных вертолётов
Часть 18 - «Кабельные» беспилотные геликоптеры
Часть 19 - Робот-дирижабль
...
Часть 39 - Беспроводная передача электроэнергии
Часть 40 - ЛЕТАЮ, ВИЖУ, СНИМАЮ: винтокрылые шпионы
Часть 41 - Поддержат ли человекоподобные роботы-компаньоны людей с инвалидностью? Часть 24-я