-Метки

ЖЗЛ актеры америка аналитика анекдот антисемитизм арабо-израильский конфликт арабы артисты афоризмы байден бардовская песня и барды беженцы ближний восток войны израиля вопрос ребром выборы газа геноцид двойные стандарты диаспора документы евреи евреи-герои европа игил иерусалим изобретения израиль израиль сегодня израильтяне иран ислам исламизация история история евреев иудаизм карикатура кахане кейдар коран крым культура левые либерман личности ложь майдан макаревич мандат мнения морзе мудрость музыка наука нацизм немцов новодворская обама обстрелы израиля оон осло палестина и палестинцы память песни питер плеер погромы политика поэзия праведники мира право израиля притча пропаганда пурим путин размежевание рассказы ребе россия сатановский словарь смешно смешно? сталин статистика стихи теракты теракты в израиле терроризм технологии тополь тора трамп туннели убийство рабина украина факты фейглин фото франция хамас холокост храмовая гора цахаль цитата цитаты шабак

 -Рубрики

 -Приложения

  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Онлайн-игра "Большая ферма" Онлайн-игра "Большая ферма"Дядя Джордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состоянии. Но благодаря твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состоянии превратить захиревшее хозяйст
  • Перейти к приложению Онлайн-игра "Empire" Онлайн-игра "Empire"Преврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. Строй свою собственную империю, расширяй ее и защищай от других игроков. Б
  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению 5 друзей 5 друзейСписок друзей с описанием. Данное приложение позволяет разместить в Вашем блоге или профиле блок, содержащий записи о 5 Ваших друзьях. Содержание подписи может быть любым - от признания в любви, до

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая
Общая
03:07 15.01.2013
Фотографий: 24

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Agoll

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.06.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 11996


Алеф-бейт. О традиционном еврейском образовании

Понедельник, 17 Октября 2011 г. 03:28 + в цитатник

 

    Ученик хедера

Представим себе мальчика лет трех-четырех, живущего в одном из еврейских местечек черты оседлости в середине 19-го века. Сегодня у него знаменательный день: он начинает учиться! Этого малыша с рождения готовили к ученичеству: он еще лежал в колыбели, а мать, укачивая сына, уже пела о том, как он будет изучать «хумеш ун геморе» и станет мудрецом – «талмид хохем».

По случаю долгожданного торжества мама испекла сладкое печенье в виде еврейских букв, и ребенок может лакомиться, сколько захочет. Празднично одетого мальчика ведут в синагогу, где каждый находит для него ободряющие слова: ты станешь ученым! Будешь настоящим евреем, будешь знать нашу святую Тору!

Предположим, что родители мальчика - не бедные люди, способные платить за его обучение в хедере, иначе ему пришлось бы отправиться в школу для бедняков и сирот – талмуд-тору, которую содержит община. А есть ли в этом местечке хедер? Обязательно! 

Свод еврейского законодательства «Шульхан арух» предписывает: «Начальные школы должны быть в каждом городе; если же где-нибудь их нет, то жителей этого города предают херему (отлучению), пока не пригласят учителя». 

  Меламед. Подолье, конец 19-го в.

Сохранилось немало колоритных воспоминаний о буднях хедера, попытаемся составить из них общую картину. В переводе с иврита «хедер» – комната. 

Это действительно обычная жилая комната в бедном доме меламеда: за обучение маленьких детей учитель получает довольно скромную плату. Класс состоит только из мальчиков (девочки получали домашнее образование по усмотрению семьи).

В комнате всегда шумно: учитель выкрикивает слово или выражение на иврите и тут же переводит его на идиш, младшие мальчики хором повторяют услышанное, а те, кто постарше, вслух читают заданный текст.

Тут же ползают, плачут, дерутся малыши – дети самого меламеда. В колыбели надрывается грудной младенец. Весь этот шум перекрывают вопли и проклятия жены меламеда, тщетно призывающей своих отпрысков к тишине.

Возможно, ребецин, чтобы свести концы с концами, ведет какую-нибудь торговлю, и ее оживленные перепалки с покупателями усугубляют гвалт. К тому же, по случаю холодов в дом взяли блеющую козу и кудахчущих кур… Наш новичок совсем оробел, но меламед ободряюще улыбается и показывает ему буквы: вот алеф, вот бейт. 

Ребенок старательно повторяет названия букв, и вдруг на страницу падают печенье и конфета. «Это тебе подарок от доброго ангела», - объясняет меламед и предлагает: «Попробуй буквы на вкус!» Мальчик водит пальцем по буквам, а потом облизывает его: палец сладкий, медовый! Бумага полита медом, чтобы ребенок с первого дня учения вкусил сладость Торы. 

От Торы до Талмуда
Хедер в Люблине, 1920-е гг.
За «медовым» началом следуют далеко не сладкое продолжение учебы: мало кто из прошедших через хедер, помянул его добрым словом. Многочасовое сидение в переполненной комнате, где летняя духота сменялась осенней сыростью и зимним холодом. Раздражительный ребе, который нередко пускал в ход плетку, остроумно прозванную «локшн» (лапша).

Сварливая ребецин, норовящая нагрузить учеников поручениями по хозяйству. И монотонная бесконечная зубрежка: «комец-алеф –о, комец –бейс –бо, комец-гимел –го…» Казалось бы, результаты такого обучения должны быть скромны, но это не так! 

Прошло всего два «змана» (так называли полугодия, разделенные еврейским Новым годом и праздником Песах), а наш воображаемый ученик уже бойко читает по молитвеннику на иврите, знает основные молитвы. В пять лет он приступит к изучению Пятикнижия с комментариями Раши («Тора мит Раши»), в семь-восемь лет возьмется за первую часть Талмуда – Мишну. (Изучению Талмуда в хедерах Восточной Европы уделяли даже больше внимания, чем Торе.) 

Одаренные дети продолжали учебу до совершеннолетия, т.е. до тринадцати лет, иногда – до самой свадьбы. 

Родители способного ребенка нередко меняли меламеда, стараясь найти для своего чада лучшего учителя, иные нанимали педагога для индивидуальных занятий. Главным предметом изучения в хедере высшей ступени (геморе-хедер) был Талмуд с комментариями.

Современный педагог-методист наверняка сочтет неприемлемой нагрузку, которой подвергался ребенок, с утра до позднего вечера изучающий Талмуд. Здесь одной зубрежкой было не обойтись! Соломон Цейтлин, автор воспоминаний о шкловском хедере1860-х гг., рассказывает о длительных казуистических прениях, сравнениях множества цитат, вопросов, ответов, утверждений, опровержений…

Бейт-мидраш в Вильне, 
1920-е гг.

«Чего это стоило ребенку! В продолжение двух и более часов мальчику приходилось напрягать свой еще не окрепший мозг, чтобы ни на секунду не терять нить запутанного „клубка“. Ибо меламед зорко следил за каждым и, обращаясь то к одному, то к другому из мальчиков, проверял „мозговой пульс“». И снова можно предположить, что такая изнуряющая школа на всю жизнь отвращала ребенка от учения. И снова мы видим результат прямо противоположный! 

Одержимые познанием

Иешиботник. 1860–1870 гг.

Отучившись в хедере, способные юноши, с благословения семьи, отправлялись в иешиву, иной раз – за тридевять земель.

Настоятельной нужды далеко уезжать не было: небольшие иешивы, которыми руководили местные раввины, существовали во многих местечках. Но, во-первых, считалось, что на чужбине, вдали от родных мест и близких людей, иешиботник легче сможет достичь необходимой для учебы сосредоточенности.

Во-вторых, юношей влекло желание послушать выдающихся ученых, возглавлявших известные иешивы. Особенно славились учебные центры Литвы и Польши: так среди сотен учеников знаменитой иешивы в Воложине были приезжие из Западной Европы и даже Северной Америки. 

Пускались в путь налегке - ни имущества, ни особых средств на обучение иешиботнику не требовалось. Даже небогатые общины выплачивали жалованье руководителю иешивы (рош-иешива), возмещали хозяйственные нужды школы и брали на себя содержание учеников. 

Семьи почитали за честь, когда у них по субботам столовался иешиботник, а иногда и несколько. Местом для сна ученику часто служила та же лавка, на которой он просиживал над книгами дни, а иногда и ночи (недаром слово «иешива» означает на иврите «сидение»).

Изучали Талмуд (в основном Гемару), комментарии, Галаху, своды законов «Мишне Тора», «Шулхан арух» и другие. Ученики читали тексты вслух характерным речитативом «гмаре-нигн»; привычный для них с детства гул голосов лишь способствовал концентрации.

С ранних лет развитая феноменальная память позволяла иешиботнику заучивать наизусть невероятное количество текстов. Умение виртуозно подкреплять свои аргументы цитатами было предметом интеллектуальной гордости. 

Но не меньше, а в иные эпохи и больше, чем эрудиция (бкиут), ценилась «изощренность» (харифут) – способность находить новые пути для разрешения возникающих при сравнении и анализе текстов парадоксов.

Логика, концептуальное мышление, чувствительность к тончайшим оттенкам смысла, умение виртуозно интерпретировать тексты, опираясь на их многозначность, – все эти качества оттачивались в иешивах. Недаром название основного метода талмудических дискуссий «пилпул» происходит от слова «пилпел»— «перец», что указывает на граничащую с дерзостью остроту ума, необходимую еврейскому ученому. 

Состояние, в котором пребывали эти сутуловатые близорукие юноши с отрешенным взглядом, можно назвать «одержимостью познанием» - чем-то вроде интеллектуальной зависимости, требующей все новых и новых «умственных допингов».

Перерывы между семестрами ученики обычно использовали не для отдыха или поездок домой, а для посещения какой-нибудь другой иешивы или (как это было принято в Польше) для выезда вместе с руководителем на своеобразные «научные конференции» - многотысячные ярмарки, например, во Львов, Люблин или Заслав. 

Хедер в Карпатах (Западная Украина), 1930-е гг.

Здесь можно было послушать лекции известных ученых и поучаствовать в публичных диспутах, которые превращались в нечто вроде интеллектуальных турниров.

Отнюдь не все иешиботники были холостяками: женитьба вовсе не мешала им продолжать учение. Часто энергичная жена, гордящаяся набожным и ученым мужем, обеспечивала семью, занимаясь каким-нибудь прибыльным делом, пока ее супруг был поглощен самой главной для еврея работой - учением, молитвами и благочестивым размышлениями. 

Знаток Талмуда, пусть и небогатый, считался хорошим женихом; нередко родители девушки и она сама предпочитали его более состоятельному претенденту

Капиталом иешиботника было его образование: он мог, на радость своим родичам, стать раввином - самым уважаемым человеком в еврейском мире, где благородство происхождения определялось тем, сколько было в роду ученых. 


«Повторяй сынам своим» 

Нарисованная нами картина, разумеется, не всеобъемлюща. В разных странах и в разные эпохи она отличалась в довольно существенных деталях. Начало обучения и его основные этапы могли на год-другой смещаться, были серьезные отличия в программе (так, например, в испанских и итальянских иешивах традиционно изучалась грамматика иврита, что не было принято у евреев Восточной Европы). 

Но основа оставалась неизменной: очень ранний, невероятно интенсивный и удивительно успешный процесс овладения знаниями. Глубочайший пиетет евреев перед образованием приводил в изумление даже их недругов. Но среди окружающих народов евреев выделяло не только ощутимое количественное превосходство образованных людей, но и важное качественное отличие: уникальность еврейского сообщества заключалась в том, что образование стало стержнем еврейской идентичности, глубинным, если угодно, системообразующим, свойством еврейского сознания. Образно говоря, образование было не просто одной из ветвей культуры, а ее стволом.

Хедер в Вильне, 1930-е гг.

Особая роль образования в еврейской жизни была предопределена уникальностью судьбы народа. Двукратное разрушение Иерусалимского Храма, изгнание с родной земли, рассеяние, угроза ассимиляции - на все эти бедствия евреи отвечали тем, что все более настойчиво учились. 

Около трех тысяч лет назад, в эпоху Первого Храма, когда чтению и письму обучали священников (кохенов), их помощников (левитов) и писцов, картина была довольно типична для своего времени.

В период Вавилонского пленения (6-й в. до н. э.), когда Храм перестал существовать и жертвоприношения прекратились, были найдены новые формы служения Всевышнему – чтение и изучение священных книг. По возвращении из плена, несмотря на восстановление Храма с его обрядностью и жертвоприношениями, этот процесс не закончился, а, напротив, стал интенсивнее: люди встречались в синагогах (бейт-кнессет), чтобы совместно читать и изучать Тору, что требовало грамотности уже не только для избранных. 

Предположительно в эпоху Второго Храма строки из книги Дварим (6:7) «и повторяй их (эти слова) сынам своим», следующие за провозглашением веры в единого Бога, стали трактоваться как заповедь учиться и учить детей. Войдя в главную молитву евреев «Шма Исраэль», эти строки стали ежедневным побуждением к действию. 

Важно подчеркнуть, что повеление «повторяй» получило исключительно широкую трактовку: не только единожды затверди слова, заповеданные Всевышним, но учись всю жизнь. Около 2-х тысяч лет назад в Эрец-Исраэль и Вавилоне возникли первые центры талмудической учености - иешивы, и наконец, в 60-е гг. н.э., за несколько лет до разрушения Второго Храма, в Иерусалиме и в провинции было введено обязательное обучение для мальчиков 6-7 лет.
 Общинам вменялось в обязанность платить учителям и оплачивать обучение неимущих, а родителям запрещалось жить в городах, где для их детей не было школ. Знаменательно, что в этих школах учились и взрослые люди, не получившие образования в детстве. Все эти события - звенья одной цепи: веками, словно в предчувствии грядущих бедствий, возводился не имеющий границ виртуальный храм мысли, чтобы в течение двух последующих тысячелетий знание стало оплотом единства и жизнеспособности рассеянного по миру народа.

Еврейское образование было неутилитарным и избыточным: получаемые знания далеко превосходили те, которые необходимы для осмысленного участия в богослужении. Оно принципиально не имело предела: даже достигнув высот учености, человек не мог считать свое образование законченным - учеба предполагала переход на все более глубокий уровень постижения текстов.

«У Торы нет границ», «Талмуд не завершен» - эти известные афоризмы утверждают бесконечность и вечную новизну процесса познания, которому праведный еврей с готовностью посвящал свою жизнь. И наконец, обучение имело сильнейший духовный стимул. Познание и служение Всевышнему в еврейском мире неразделимы: Бог постигается через погружение в текст, поэтому обучение приравнено к моральному долгу. 

Получать образование, учиться или, по крайней мере, помогать тому, кто учится, – это и означало жить в лоне еврейства, исполняя божественный завет. Наряду с верой и праведными поступками, учение стало одной из трех основ иудаизма. В то же время нельзя сказать, что образование превратилось для евреев в самоцель: высшей целью было постижение божественной мудрости, а образование – путем к ней. 

«Не будь хедеров, не было бы Израиля»

«Не будь хедеров, не было бы у нас ни Торы, ни заповедей, не было бы Израиля”, – эти слова в защиту хедеров из обращения раввинов Российской империи, собравшихся в Петербурге в1887 г., в полной мере воздают должное еврейскому образованию – вековому хранителю традиционных ценностей, создавшему мощный барьер на пути к ассимиляции.

Но именно традиционность этой системы, негибкой по своей сути, не сопрягаемой со светскими науками, предопределила ее быстрое разрушение. Она была не то что бы несовременной, а вневременной, и обладала творческим стимулом к обновлению лишь внутри самой себя. 

Ее в принципе невозможно было актуализировать, а время требовало именно этого. «Меня не обучали ни арифметике, ни географии, ни истории, физике или химии, но зато учили, как поступить с яйцом, если оно снесено в субботу, и как следует совершать жертвоприношения в храме, разрушенном две тысячи лет назад», - так, словами своего героя из романа «Шоша», выразил суть этого противоречия Исаак Башевис Зингер. 

Хедер в Иерусалиме, 1970-е гг

Попытки модернизировать еврейские учебные заведения, в первую очередь хедеры, предпринимались с конца 18-го столетия как извне - со стороны государственных структур, так и из недр самого еврейства, со стороны поборников еврейского Просвещения (Хаскалы).


В странах Западной и Центральной Европы вводились законы об обязательном начальном образовании, распространявшиеся и на евреев: они должны были либо реформировать свои школы, вводя изучение светских наук и языка страны, либо посылать детей в общеобразовательные школы.

Еврейские просветители-«маскилим», резко критикуя примитивную методику преподавания в хедерах, в свою очередь ратовали за изучение в еврейских школах местного языка и светских наук, за необходимость профессионального обучения. При этом предусматривались изменения в преподавании еврейских предметов (изучение грамматики иврита и еврейской истории, сокращение занятий Талмудом). 

В Российской империи в середине 19-го столетия были учреждены казенные еврейские училища, которыми власти надеялись постепенно заменить хедеры. В них преподавались общеобразовательные предметы, а еврейским дисциплинам почти не уделялось внимания. 
 

Примером бережного реформирования еврейских школ стали созданные в конце 19-го века в России палестинофилами хедеры нового типа – «хедер метуккан» (исправленный хедер). В них, параллельно с традиционными дисциплинами, преподавались история, география и иврит; занятия проходили в светлых просторных классах, запрещались телесные наказания.


Но какими бы побуждениями не руководствовались реформаторы, результат был сходным: традиционные еврейские дисциплины низводились до уровня более или менее обязательных учебных предметов в рамках современной, в основном светской, образовательной программы. Это неизбежно уничтожало тот экстатический ореол, которым веками было окружено у евреев знание, неотделимое от веры. 

Реформирование не спасло хедеры и иешивы: как институты обязательного массового еврейского образования они были обречены. В Западной Европе с ними покончила еврейская эмансипация, в России, Белоруссии и на Украине они, устояв перед кознями царского правительства, были закрыты большевиками. Центры еврейского образования Польши, Литвы, Латвии погибли в огне Холокоста. Хедеры и иешивы, разумеется, не прекратили полностью своего существования (они нелегально создавались даже в СССР), но традиционное еврейское образование стало уделом религиозных людей. 

 

Марина Аграновская
Источник: www.maranat.de

Статья опубликована в «Еврейской газете» (Берлин), № 5,2009 г.

Использование материалов данного сайта разрешается только с установкой прямой ссылки на www.maranat.de. 
Рубрики:  ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Интересные факты, открытия, мнения...
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку