Как нравиться всем подряд и при этом хорошо зарабатывать
Мерв Гриффин — американский телемагнат, который сделал целое состояние на телевикторинах. Он, будучи страстным поклонником всевозможных головоломок и загадок, очень быстро понял, что эти простые задачки увлекают как взрослых, так и детей.
А что еще нужно для популярности на малом экране? Гриффин знал, как понравиться аудитории. Это у него с детства.
Страдавший ожирением подросток, вроде бы, по всем правилам обречен быть аутсайдером в американской школе. Но Мерв быстро понял, что если отнестись к себе с иронией, стать классическим «смешным толстяком», то можно заполучить массу друзей.
Он развлекал одноклассников на переменках маленькими скетчами и совсем скоро стал всеобщим любимчиком.
Ток-шоу Мерва Гриффина
Позже, став знаменитым ведущим ток-шоу, он завоюет гораздо большую аудиторию по всей стране не только своим обаянием, но и профессиональным подходом. Гриффин придумал объединять один выпуск сквозной темой. Так передача получилась целостной и не «отпускала» зрителя до финальных титров.
«Секрет моего успеха прост: я всегда слушаю человека, с которым веду беседу. Не себя, не редактора и не режиссера. Главный на площадке — это гость, и точка», — рассказывал Мерв Гриффин в одном из своих интервью.
Но Гриффин был одним из тех людей, которым «и целого мира мало». Завоевать еще большую аудиторию ему помогли его знаменитые телевикторины.
«Риск»
Заставка телевикторины
Оригинальное название: Jeopardy!
Первый выпуск: 30 марта 1964 года
Если уж быть совсем справедливым, эту игру придумала жена Мерва Гриффина. Как-то они вместе летели в самолете и обсуждали популярные телевикторины. Они все содержали однотипные вопросы, например «Почему купальник называется «бикини»?".
И тогда Джуллен предложила перевернуть эту схему: «Я подумала, а почему бы не сыграть в вопросы наоборот». Например: «Этот вид одежды назвали в честь атолла в тихом океане». А ответ игрока содержит лишь одно слово: «Бикини».
Правда, жена Гриффина не получила за свою идею ни цента. На тот момент авторские отчисления получали только члены Гильдии сценаристов.
В студии телевикторины Jeopardy!
Тогда же Гриффин придумал штрафовать игроков за неправильные ответы. Это ноу-хау добавило остроты действию, и игра сразу полюбилась зрителям. Отечественный аналог «Своя игра» отличается от зарубежного прототипа.
Наши вопросы сложнее, а игроки надевают мантии. Этот элемент программы со временем стал ее символом.
«Колесо Фортуны»
Заставка телевикторины
Оригинальное название: Wheel of Fortune. Первый выпуск: 6 января 1975 года
Идея телеигры, захватившей почти весь мир, берет свое начало в детстве Мерва Гриффина. Он обожал играть со своей сестрой в «виселицу» во время долгих путешествий на поезде. Ему осталось только «упаковать» ее красиво и добавить пару-тройку новых элементов.
В частности, легендарный «барабан», прообразом которого послужила обычная рулетка. Гриффин с коллегами специально консультировался с владельцами игорных домов, чтобы создать этот ключевой элемент игры.
Кстати, во избежание намеков на «казино в прямом эфире» решено было разместить барабан вертикально. Правда, от этой идеи очень быстро отказались: при съемке он выпадал из кадра.
В студии телевикторины Wheel of Fortune
Простая идея игры понравилась телевизионщикам по всему миру: появились лицензионные аналоги и любительские подражания. Так, создатели отечественного «Поля Чудес» говорят о том, что заимствовали только идею вращающегося барабана, а все остальное придумали сами.
Да и это особо не важно, ведь в нашей стране игра превратилась в социальное явление. Появиться в «Поле чудес» — уже давно главная цель игроков, а вот угадывание ключевого слова отошло на второй план.
«Кроссворды Мерва Гриффина»
Логотип телевикторины
Оригинальное название: Merv Griffin’s Crosswords
Первый выпуск: 10 сентября 2007
Эта программа вышла через несколько месяцев после смерти ее создателя. В 1986 году Мерв Гриффин продал свою империю за 250 миллионов долларов. Но с телепроизводством не попрощался.
Во-первых, он лично составлял вопросы для своих викторин. И продолжал на этом неплохо зарабатывать. Да и от реализации новых идей тоже не отказывался.
Очевидная идея — разгадывать кроссворды любят по всему миру — в очередной раз воплотилась в популярную телеигру. Насыщенная фирменными гриффиновскими приемами, она быстро завоевала популярность.
Параллельно с телешоу в книжных магазинах появилась серия изданий, содержащая задачки от авторов викторины.
Постскриптум. С песней по жизни.
Кроме телевизионного креатива, Мерв Гриффин был известен как эстрадный певец и музыкант. Он сам создавал музыкальное оформление для большинства своих программ и выступал с концертами по всей Америке.
Простенькая песенка «I've Got a Lovely Bunch of Coconut» стала мегахитом в 50-е. В жизнелюбии нашему герою не было равных:
А вот сочиненная им мелодичная танцевальная радиопьеса House of Horrors известна нашему зрителю благодаря мультфильму про Карлсона, который живет на крыше. Под нее он пугал преступников, переодевшись привидением.