Помпео Джироламо Батони
Pompeo Girolamo Batoni
(1708-1787)
Батони (Баттони), Помпео Джироламо (итал. Pompeo Girolamo Batoni (Battoni)) ( 25 января 1708, Лукка — 4 февраля 1787, Рим) – итальянский живописец эпохи рококо и неоклассицизма.
«Геркулес на распутье»
«Бракосочетание Амура и Психеи»
Художественные особенности
Стиль Батони – блестящая и утончённая квинтэссенция античного искусства, произведений Рафаэля, академической живописи, сочетание традиций рококо с элементами неоклассицизма. Классические мотивы легко узнаются в позах, в трактовке лиц, рисунке обнажённых тел. В композиционных решениях рассудочность, рациональность получает преимущество над эмоционально-непосредственным выражением.
«Венера, дарящая Энею доспехи, изготовленные Вулканом»
Неоклассический стиль его работ тем не менее нередко носит поверхностный характер, классические элементы порой облегчаются игривой линией, невесомостью и изяществом формы, сглаженной, почти миниатюрной манерой письма. Модели на портретах кисти Батони обычно расположены на фоне античных ваз, саркофагов, статуй, колонн, хотя в ранних работах преобладает нейтральный фон.
«Меркурий, коронующий Философию, Мать Искусств»
Чаще всего художник писал знатных лиц. Несмотря на яркость психологической характеристики портретируемых, им всегда присуще и нечто общее: аристократическое достоинство, эмоциональность, но вместе с тем и особое, «философское» состояние.
«Диана и Купидон»
Батони нельзя причислить к величайшим художникам, однако его живопись изящна, совершенна по форме и гармонична по цветовому решению.
«Аполлон, дающий урок музыки»
Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета. Творчество Батони в целом знаменует начало нового направления европейского стиля живописи – классицизма конца XVIII в. Безусловная заслуга Батони – то, что благодаря ему искусство отошло от чрезмерного маньеризма, присущего XVII в. Его мастерство портретиста и совершенное владение классическими формами оказали огромное влияние на других неоклассицистов, в частности таких как Антон Рафаэль Менгс и Доменико Корви. Традиции, воплощённые в «портретах Большого турне», были подхвачены в Англии Джошуа Рейнолдсом.
«Венера, ласкающая Амура»"
«Время, открывающее Истину»"
«Аллегория искусств»
«Война и Мир»
«Самсон и Далила»
«Кающаяся Магдалина»
«Воспитание Ахилла кентавром Хироном»
«Чувственность»
«Воздержанность Сципиона Африканского»
Картина «Воздержанность Сципиона Африканского» известна также под названием «Великодушие Сципиона Африканского». Публий Корнелий Сципион Африканский Старший — знаменитый римский полководец Второй Пунической войны, победитель Ганнибала. Этот сюжет был популярен в европейском искусстве начиная с эпохи Возрождения.
В 212 году Сципион предпринял нападение на Новый Карфаген в Испании. В городе римлянам досталась огромная добыча, знатные пленники и испанские заложники. Последних Сципион отпустил по домам без выкупа. Историк Тит Ливий рассказывает, что Сципион мог взять в наложницы оказавшуюся среди пленных самую прекрасную и знатную девушку города, но не воспользовался этим правом, а вернул ее коленопреклоненному жениху.
_____________________________________
«Клеопатра и Марк Антоний»"
*********
.