-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Вольноопределяющийся

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 7) Харьков_Иной_ракурс Лица_сквозь_века Yu-Li-ya Пушкиниана Про_историю Kharkov Старые_фото
Читатель сообществ (Всего в списке: 3) МДП Yu-Li-ya Kharkov

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 24.06.2004
Записей:
Комментариев:
Написано: 10194





В ЗАЩИТУ НАШЕЙ ИСТОРИИ

Воскресенье, 27 Июля 2008 г. 14:51 + в цитатник
 (200x321, 25Kb)

Александр Невский: война, политика, святость

Святой Александр Невский занимает совершенно особое место в ряду русских святых князей и в самосознании Русской Церкви. Это, пожалуй, самый известный в русской истории государь, смысл святости которого был усмотрен Церковью не в обращении язычников, не в мученической христианской кончине, и не в иноческих подвигах благочестия, а в военно-политической деятельности, причем деятельности, имевшей общенациональный масштаб.

Именно такая оценка смысла христианского подвига св. Александра преобладала и при его жизни и с самой его кончины, постепенно занимая все большее место в национальном сознании. Императором Петром Великим, совершившим символический акт переноса мощей св. князя из Владимира в Санкт-Петербург, был установлен национально-религиозный культ Александра, ставший одной из агиополитических основ Российской Империи.
Даже в советский период именно почитание св. Александра, после периода раннебольшевистского нигилизма, возродилось первым, хотя и в чисто светском, атеистическом ключе, не как святого князя, но как защитника Земли Русской. Знаменитый фильм Сергея Эйзенштейна даже представляет Александра как носителя «языческого» русского начала в противоположность христианству, представленному немцами, что, разумеется, исторической действительности не соответствует. Показательно, что орден Александра Невского был единственной наградой, которую, независимо друг от друга, ввели Российская Империя и Советский Союз. Сейчас национальному почитанию св. Александра возвращается его церковный, религиозный смысл.
Жизнь и подвиги св. Александра достаточно хорошо известны, поэтому необходимо прежде всего указать на те смыслы, которые и послужили основой для церковного культа князя.
 
Читать далее...
Рубрики:  былая Россия



Процитировано 1 раз

Три лоханщика, три веселых друга... :)

Воскресенье, 27 Июля 2008 г. 03:37 + в цитатник

СЕМЬ ДНЕЙ В «ЛОХАНИ» (Журнал «Нива», № 4 за 1917 год).

В «Ниве» были недавно помещены изображения изобретенного английскими военными инженерами гигантского бронированного автомобиля. Бесстрашный и неуязвимый, устремляется он всей своей громадой в самую кипень боя, под снаряды и пули, свободно берет вражьи окопы, как пустое, незначащее препятствие, и, посеяв вокруг себя разрушение и смерть, преспокойно возвращается в свой полк. Английские солдаты назвали этого своего нового боевого товарища «лоханью» («tank» - «тэнк»).
Давая здесь еще одно фотографическое изображение «лохани», только что полученное нами с английского фронта, приводим интересный дневник австралийского солдата, проведшего семь дней в «тэнке».
Понедельник. Моя первая поездка. Странное чувство. Хуже, чем в подводной лодке. Пули застучали в гальванизованную крышу сначала, как град, а потом, как сотни молотков. Мы прошли сквозь этот ураган невредимые. Вдруг страшный толчок. Я думал, нас разбили пополам. Но наблюдающий сказал, что мы врезались в окопы врага. «Дайте им хорошую порцию!» - громко закричал офицер. Мы дали им хорошую порцию. Как пошли наши орудия палить: направо и налево, направо и налево – начисто вымели вражьи траншеи. У немцев затрещали пулеметы. Тра-та-та – по нашей скорлупе. Но никаких результатов. Стали разрываться гранаты. Мы кинулись на перепуганных гуннов. Они поскакали, как зайцы. Офицеры пробовали их останавливать. Они подождали минутку, но потом поскакали опять. Наше появление их изумляет. Разевают рты, выпучивают глаза, но все же ничего не понимают. Нельзя сказать, чтобы первое пребывание в «тэнке» доставило мне удовольствие. Меня тошнило – настоящая морская болезнь.
Вторник. Снова в «тэнке». Немцы опять посыпают нас перцем. Казалось, мы потонем в этом ливне пуль. Но скоро глупцы успокоились. Побежали кто куда, врассыпную. Вдруг наша «лоханка» как прыгнет. «Ну, - подумал я, - прощай, белый свет!» Нет, это мы наткнулись на целую гору убитых. В щелканьи пуль есть ритм, и скоро мы привыкли к нему. А это что такое? Ай-яй-яй! Вот так толчок! Меня чуть из кожи не вытряхнуло. Мы только переглянулись: в чем дело? Слава Богу, что крышка над нами цела. Как будто мы скачем по дублинской скалистой дороге. Оказалось, что это – немецкий окоп. Наши пушки открыли огонь – и вымели вокруг все живое.
Среда. Выехали рано. Никогда еще не был в такой переделке. Волны огня. Страшный треск. Потом опять и опять. Потом тихо. Навстречу нам из деревни – кучка немцев. Впереди пожилой толстяк. Может быть, это городской голова и другие важные персоны вышли к нам с хлебом-солью, с поклоном? Нисколько. Правда, они оказали нам горячий прием, но другого свойства, чем я ожидал. Вместо хлеба-соли – пулеметы. Мы засмеялись. Наши пушки ответили ихним. Депутация именитых граждан бросилась бежать, сверкая пятками. На месте остался толстяк. Рот разинутый, рожа от ярости красная – и вдруг как пустится бежать за остальными. Забавно, как бег в мешке. Потом шлепнулся на землю и знаками показал, что сдается.
Четверг. Мы влетели в деревню и пронеслись среди полуразрушенных домов. Сотни немцев повыбегали из погребов и подвалов, чтобы на нас поглядеть. Смотрят, как оглашенные: глаза вылезают на лоб.
Пятница. Выехали рано. Обычный дождь пуль и пять или шесть снарядов. Врезались в немецкую траншею – прямо через парапет, и на них! Немцы пробовали бежать, но напрасно. Стали сдаваться десятками. Один пленный сказал, что бесполезно сопротивляться нашему железному чудищу, и что мы-де не имеем права пускать в ход такое оружие. «Извини, пожалуйста, что мы не спросились у вашего кайзера», - сказал один из наших в ответ. Немец не понял шутки. Мы взяли около 200 пленных. Ужасно устали к концу.
Суббота. Тронулись в путь после завтрака. Немцы готовились напасть врасплох на йоркширцев и уже вышли из траншей для атаки, когда на них налетели мы. Они готовили сюрприз нам, а получили сюрприз от нас. Никогда я не видел таких испуганных и удивленных людей. Они пробовали остановить нас пулеметным огнем, но йоркширцы, с нашей помощью, захватили и их и их пулеметы.
Воскресенье. Выстрелы гуннов для нас то же, что гусю вода. Как дрожат несчастные Фрицы, когда мы забираем их в плен. Они думают, что наш «тэнк» - мясорубка, что мы намереваемся приготовить из них сосиски. Мы с трудом объяснили им, что, чуть они сдались, они невредимы. Ну вот и кончилась неделя о «тэнке». Было много забавного, но все же я ужасно устал. Теперь необходимо отдохнуть.
источник
Рубрики:  Великая Война

Прослезился...:)

Воскресенье, 27 Июля 2008 г. 02:50 + в цитатник

АМЕРИКА И РОССИЯ
Мы, американцы, верим в Россию. Даже вызванная революцией разруха в стране и тяжелая поступь надвигающихся на Россию германских полчищ не пошатнули нашей веры.
Те из нас, кому Россия захотела открыться, кто сумел сердцем почувствовать ее, те знают, что все эти тяготы временные, что их не могло не быть, - и все это ничуть не подрывает нашего восторга перед революционной Россией. Но именно потому, что мы дружески понимаем Россию,мы, думая о предстоящей ей суровой зиме без топлива и пищи, о многих жертвах, которые она уже принесла, и которые ей еще предстоит принести, - мы жаждем быть ей полезными, не так, как богач-иностранец, который дает не скупясь, но как человек, который, добравшись до тихой пристани, просто, как друг, протягивает руку брату, который еще только проходит первые трудные этапы Великого Демократического Пути.
Мы не хотим, чтобы в нас видели только приносящих дары, ибо дороже и лучше даров та искренняя симпатия, которая руководит нами. Мы сами прошли через революцию и мучительную фазу гражданской войны; было время, в начальные годы нашей истории, когда американские солдаты, голодные и холодные, с ногами, обмотанными тряпками, за отсутствием сапог, в худших условиях, чем теперь русские солдаты, держались на своих позициях в течение всей долгой северной зимы. Мы помним все это и потому не смотрим пессимистически на будущее России и не испытываем никакого нетерпения, видя, что вначале у вашей демократии не все идет гладко. У нас тоже бывали свои семейные раздоры и всегда будут - такова уж человеческая природа, и нас не удивляет, что, скажем, Финляндия и Украйна отстаивают свои интересы, идущие вразрез с интересами Великой России, ибо, что хорошо для штата Мэн, то не хорошо для штата Миссисипи.
Мы не осуждаем и не критикуем никого, ибо каждый кует свою судьбу по-своему. Стоя поодаль, мы, со стороны, может быть, лучше можем судить, чем вы, и видим, что, если ныне Россия как будто и шатается, то лишь затем, чтобы укрепиться на прочном основании...
Увы! В прошлом американцы нередко приезжали в Россию только с целью эксплуатации и, уезжая, оставляли после себя воспоминание об алчности к деньгам. То были не лучшие сыны Америки - при старом режиме Россия была черезчур далека от наших идеалов, чтобы привлекать наших лучших людей; но ныне мы идем к ней просто, как друзья в час испытания, не с целью покровительства, - Россия в праве теперь требовать от иностранцев чего угодно, только не покровительства, - а лишь затем, чтобы помочь, если она позволит нам.
В Америке еще нет убитых на войне, но они будут,и многие этой зимой облекутся в траур, а так как горе легче переносить, чувствуя на плече руку друга, попробуем же облегчить другу другу горе, ибо ветер, гуляющий над просторами обеих наших стран, принесет нам весть, что мы друг другу не чужие, что мы сродни.

Из приветственного слова г-жи М.Фарвелл - Журнал "Нива", 11 ноября 1917 г.
Рубрики:  былая Россия



Процитировано 1 раз

Вознесенские уланы. Часть II

Воскресенье, 27 Июля 2008 г. 02:39 + в цитатник

Рядовой Вознесенского уланского полка, 1855 г.


еще картинки

Метки:  

Вознесенские уланы. Часть I

Воскресенье, 27 Июля 2008 г. 02:10 + в цитатник
Не так давно обещал donogo посмотреть у себя на предмет информации по 8-му уланскому Вознесенскому полку. Посмотрел - нашлось не так уж и много. Выкладываю.
8-й уланский Вознесенский Ея Императорского Высочества Великой Княжны Татианы Николаевны полк
Старшинство - 5 июня 1812 г.
Полковой праздник - 30 августа.
Место стоянки - г. Бельцы.
читать краткую справку по истории полка

Отцы и дети

Пятница, 25 Июля 2008 г. 19:05 + в цитатник






Процитировано 3 раз

ПРАВОСЛАВНЫЕ СОВКИ

Пятница, 25 Июля 2008 г. 19:01 + в цитатник
Значительную роль в современном обществе зачастую играют откровенно левацкие («совковые») представления: неуместная апологетика советского прошлого, неоправданное прославление истории Советского Союза, превозношение «достижений народного хозяйства», весьма завышенные оценки нравственного состояния советского общества. Совковость – зараза, разъедающая душу, это – стиль поведения, образ жизни, манера общения. Понятие «человек-совок» широкое. Оно охватывает собой несколько типов людей. Однако здесь речь пойдет о категории граждан, которую можно назвать «православными совками». Это, пожалуй, самый ничтожный вид человека, какой только известен природе. Он появился в наше кризисное время, на стыке эпох, на почве смешения русской культуры, православной веры и коммунистического образа жизни, левацкого мiровоззрения. Данный тип людей занимает определенную прослойку в обществе, он связывает между собой разные социальные группы, формирует у них некое единое представление о сегодняшней жизни. Люди, живущие этими идеалами, находятся в двух измерениях одновременно. С одной стороны, они православные верующие, но, с другой – ведут себя как законченные интернационалисты, бросаются словами, под которыми с радостью подпишется любой коммунист.



Процитировано 2 раз

Прислали новый макет

Пятница, 25 Июля 2008 г. 16:24 + в цитатник








Маневры в Высочайшем присутствии

Пятница, 25 Июля 2008 г. 13:22 + в цитатник
(Из "Истории Чугуевского полка")

Ежегодные обычные маневры, в 1890 г. были осчастливлены Высочайшим присутствием и приняли грандиозные размеры. Киевский округ образовал собою Волынскую армию, в состав которой вошел Чугуевский полк.
Маневры начались 23-го августа, и Чугуевцы из с. Теремно выступили в с. Гурко-Полонное, откуда 25-го перешли на д. Баруково и с. Скурчи, предварительно выслав летучие разъезды под командою штабс-ротмистра Костенко и корнетов Друве и Бибикова, донесших, что неприятель предпринимает обходное движение, желая отрезать путь к отступлению. Полку приказано было отступить за Чаруково, где отбили атаку полка неприятельской кавалерии, (в состав которого входили 2 эскадрона л.-гв. Гродненскаго и 4 эскадрона л.-гв. Уланского полков), причем штабс-ротмистр Енько-Даровский захватил в плен взвод л.-гв. Уланского полка.
С 26-го по 31-е августа полк принимал участие в общих действиях дивизии. 31-го ему было приказано прибыть к с. Тынно, и расположиться развернутым фронтом у шоссе, где удостоились Высочайшего смотра и чести сопровождать экипаж Их Величеств в колонне справа повзводно.
После общего отбоя офицеры имели счастье получить милостивое приглашение к Высочайшему завтраку, во время которого играл хор Чугуевских трубачей, получивших по окончании завтрака по 1 р. на человека и 25 р. капельмейстеру. Чугуевские же офицеры были приглашены к Царскому столу, и Ея Величество осчастливила полк, провозгласив тост «за здоровье моих дорогих драгун!» Единодушным, громким ура были покрыты слова командира полка, произнесшего тост за здоровье обожаемого Шефа…
В 2 ч. 35 м. Их Императорские Величества изволили отбыть в г. Ровно, причем офицеры верхом сопровождали экипаж до ст. Киверцы.
2-го сентября в г. Ровно был Высочайший смотр, по окончании которого ее Императорскому Величеству удостоились представиться адъютант полка поручик Кожухов и вахмистр 1-го эскадрона.
3-го сентября полк выступил в место своего расположения, унося отрадные впечатления Царской ласки и внимания, возвышающих дух, дающих бодрость и силы для оправдания заслуженной предками милости и горячее, искреннее желание быть их достойными…

Метки:  

Дом Врангеля

Четверг, 24 Июля 2008 г. 15:27 + в цитатник
Ростов - город, где сохранились следы пребывания этого человека яркой и трагической судьбы. Особняк в переулке Газетном все еще существует и относится к памятникам гражданской архитектуры конца ХIХ века, редкий для Ростова образец особняка в неоклассическом стиле и отражает стилистическое многообразие застройки исторического центра города.

Какой будет его дальнейшая судьба – неизвестно. Особняк попал в зону реконструкции проекта «Южный въезд» - площадка под «реконструкцию» практически полностью освобождена от зданий старого фонда, совсем рядом высится недавно возведенное 17-этажное строение.

Но существует еще одна программа - реконструкции исторического центра города. Эти два проекта противоречат друг другу. Если по первому надо все снести до «основания» (чтобы новый мир построить? – как в той старой песне), то по второму – внимательно отнестись к тому редкому, что осталось. А остался домик Врангеля по Газетному, 8, да два его соседа - под номерами 6 и 10, пристройки к историческому особнячку. Если сохранить эти три дома и привести их в порядок, они станут украшением того самого Южного въезда в донскую столицу – посреди привычных и однообразных высоток.

Успеем ли спасти? Довольно долго в доме Врангеля размещался детский сад, и старое здание содержалось в относительном порядке. Три года назад мэрия передала особняк на баланс ростовской епархии – и пустующий заброшенный дом сегодня дышит на ладан. Хотя была предварительная договоренность о передаче его обществу охраны памятников - по закону такого рода здания можно передавать общественным профильным организациям. Передать на баланс – значит использовать и содержать в порядке, а не ждать, пока столетний особняк рассыплется от старости и запустения.

Возможно, дом, переживший Гражданскую войну, не дотянет до 130-летия Врангеля, которое будет отмечаться в сентябре 2008 года.

Метки:  

Дом Врангеля снесут?!

Среда, 23 Июля 2008 г. 23:54 + в цитатник
По неподтвержденной пока информации, дом в Ростове, в котором будущий генерал-лейтенант Петр Николаевич Врангель провел детство и юность, собираются снести. И это в год 130-летия со дня рождения и 80-летия смерти Главнокомандующего Русской Армией.
В связи с этим ко всем ростовским и российским белогвардействующим элементам у меня вопрос. Вернее, два.
1. Правда ли это (снос дома) и можно ли это как-то проверить, уточнить, узнать подробности?
2. Почему на доме до сих пор еще нет мемориальной доски Петру Николаевичу?

А пока - статья о семье Врангелей и о ростовском периоде их жизни.


БАРОНСКИЙ ЗАМОК

На правом обрывистом берегу Дона в середине XIX века в Казанском переулке Ростова был построен просторный двухэтажный кирпичный дом, фасадом выходивший на тогда еще престижную улицу Донскую, а тылом — на великую русскую реку.

К 70-м годам позапрошлого столетия особняк сменил уже нескольких хозяев, пока в нем не поселился энергичный, высокий и пышноусый господин с загорелым лицом коммивояжера. Нечасто появляясь в доме из-за кочевой жизни агента дислоцированного в Одессе и действующего по всей Новороссии «Российского общества пароходства и торговли» (РОПиТ), он со временем перевез в теплый Ростов из промозглой Прибалтики всю свою семью.

В редкие минуты отдыха, покуривая трубку в кресле-качалке, он задумчиво поглядывал на своды кирпичного особняка и, скептически сравнивая донские балки с мрачным средневековым великолепием курляндских замков, прикидывал, не разместить ли под крышей при входе затейливые готические буквы латиницы родового девиза: «Rumpo non Plecto» — «Погибаю, но не сдаюсь!».

Победили скромность и расчетливость: хозяин дома баллотировался на пост городского головы, а в купеческо-мещанском Ростове не очень-то жаловали столбовое дворянство. Тем более из датских крестоносцев, чей род насчитывал почти 700 лет. Даже несмотря на то, что баронский род фон Врангелей дал России 18 генералов, двух адмиралов, одного министра, члена Государственного Совета, двоих сенаторов, двоих губернаторов, одного попечителя учебного округа и одного профессора на них нет-нет да и посматривали косо. Чужеземцы, мол…
Читать далее...

Метки:  


Процитировано 1 раз

Один город, два мира...

Среда, 23 Июля 2008 г. 19:10 + в цитатник
Мой пост с фотографиями солдат Русской Императорской Армии и командиров РККА стал популярным, вызвал массу откликов и комментариев. Иногда - диаметрально противоположных. Кто-то понял суть с первого взгляда, кто-то - вообще ничего не понял, а кто-то усмотрел в моем посте чуть ли не идеологическую провокацию, оскорбления и т.д. Ну, и, конечно же, немало было обвинений в предвзятости, тенденциозности, подтасовке и умышленном подборе заведомо "красноречивых" фото. Признаюсь, я и сам задумался - а не показалась ли мне та самая разительная и контрастная разница между людьми на фотографиях "старого" и "нового" мира? Не явилась ли она проекцией моего восприятия этих двух миров? И тут попал ко мне в руки рабочий макет книги-альбома с рабочим названием "Чугуев и чугуевцы на старинных открытках и фотографиях", которая должна увидеть свет в ближайшее время. И понял я, что ничего мне не показалось. Разница есть и ее никуда не денешь.
В книге собраны фото одного города и его жителей примерно с конца ХІХ века по середину ХХ. Собраны по простому принципу - все, что имелось в наличии в фондах местных музеев и коллекционеров. Собирал не я, а целый коллектив. В альбоме фото помещены в хронологической последовательности. При пролистывании альбома возникает ощущение "эффекта мультфильма". Лица людей, живших в одном городе, но в разные времена, меняются на глазах. Причем самая контрастная смена происходит почти одномоментно. После большевистской революции. Судите сами.

До:

смотреть все
Рубрики:  лица
былая Россия



Процитировано 1 раз

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЦЕРКОВНОМ ЭТИКЕТЕ

Среда, 23 Июля 2008 г. 18:14 + в цитатник
     Годы воинствующего безбожия в нашей стране, приведшие в итоге к историческому и религиозному беспамятству, прервали немало традиций, которые скрепляли поколения, придавали жизни освящение через верность вековым обычаям, преданиям, установлениям. Утеряно (и теперь только по частям и с трудом восстанавливается) то, что наши прадеды впитывали с детства и что становилось потом естественным, - правила поведения, обхождения, учтивости, дозволенности, которые сложились на протяжении долгого времени на основании норм христианской нравственности. Условно эти правила можно назвать церковным этикетом. Вообще этикет - это свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах (различают придворный, дипломатический, воинский этикет, а также еще и общегражданский), а в переносном смысле - и сама форма поведения. Специфика церковного этикета связана прежде всего с тем, что составляет основное содержание религиозной жизни верующего человека, - с почитанием Бога, с благочестием.



Процитировано 1 раз

Из "Истории Чугуевского полка"

Вторник, 22 Июля 2008 г. 01:17 + в цитатник
Работа над книгой в основном закончена. Сейчас "История" в печати, должна увидеть свет в первых числа августа. Несколько страниц макета (иллюстративная часть):
еще

Метки:  

Чугуев и чугуевцы на старинных фотографиях и открытках

Понедельник, 21 Июля 2008 г. 02:52 + в цитатник

Альбом с таким названием должен выйти в ближайшие дни. Проект не мой, но я в нем участвую. Сегодня прислали макет. Вроде ничего. Для примера - одна из страниц:


Рубрики:  виртуальный музей

Метки:  

Хорошая новость

Суббота, 19 Июля 2008 г. 03:47 + в цитатник

В Мюнхене найдена могила генерала Ивана Гавриловича Барбовича

 


Метки:  

По страницам местной прессы

Пятница, 18 Июля 2008 г. 01:19 + в цитатник

Слабонервным не читать!!!

ПОТОМКИ ГЕТЬМАНА

Настоящая фамилия основателя нашего города гетьмана нереестровых запорожских казаков Якова Острянина, как уже известно, Искра. Острянином он стал в 1629 году, когда сбежал на Запорожскую Сечь от издевательств владельца селитровых варяниц шляхтича Облаковского, у которого служил гайдуком. Обычно запорожцы давали другие фамилии беглецам в Сечь. Варяницы, по утверждению многих авторов истории Украины, находились на Диком поле. Так называли опустошенный татаро-монголами обширный край, который возродился из пепла. Возможно, варяницы Облаковского находились в нашей местности или вблизи. Здесь варили селитру из вековых отложений камыша, которого было полно в поймах Северского Донца и его притоках. Из селитры изготовляли порох. Очевидно, и гетьман знал о городище Чугуево. На такую мысль наводит челобитная московскому царю, которую он написал после поражения восстания против шляхты, которое возглавлял. В ней он просит «... их устроить на вечное житье на поле на Муравском шляху на Северском Донце на Чугуево городище». Откуда же он мог знать об этом малом поселении? Ведь тогда таких средств информации, как теперь, не было.
В Чугуево с отцом прибыл и сын. Об этом подтверждает то, что царь Михаил Федорович прибывшим велел отвести земли: гетьману было нарезано 120 четей пахотной земли, его сыну - 40.


СЫН

В Украино-Познавательной энциклопедии упоминается имя наказного полковника Ивана Искры. Такое звание присваивал гетьман во время боевых действий, и его сотник Иван Искра получил от Богдана Хмельницкого во время освободительной войны с польской шляхтой. В молодости Иван влюбился в Марину Чурай, в ту самую легендарную Марину, которая в историю вошла как Маруся Чурай. Родилась она в 1625 году и умерла в монастыре в 1653 г. Ее отец Гордей Чурай принимал участие в восстании под руководством гетьмана нереестровых казаков Павлюка, которого после поражения казнили в Варшаве. Об отце народ сложил песню «Орлику, сизий Орлику, моло-дий Чураю».
Но Марина любила другого казака - Григория Бобренко, мать которого и слушать не хотела об их браке. Опечаленная девушка стала писать песни о любви. Одна из них - «В кінці греблі шумлять верби, що я насадила» — дошла до нас. А всего за свою жизнь она написала 20 песен.
Квитка-Основьяненко так нарисовал портрет Маруси Чурай: «Була вона справжня красуня, невеличка на зріст, струнка, з привітним виразом ласкавого засмуглого личка, з карими очима під густими бровами. Волосся чорне запліталось в густу косу до колін».
В 1648 году Иван с Григорием пошли отвоевывать свободу под руководством Богдана Хмельницкого. Учитывая храбрость и организаторские способности Ивана Искры, гетьман присвоил ему звание наказного полковника. В это время Марина Чурай создает патриотические песни «За св1т встали козачень-ки», «Віють вітри, віють буйні». На последнюю песню композитор Лысенко написал музыку, а Котляревский использовал ее в пьесе «Наталка-Полтавка».
В родные места с войны Иван Искра вернулся без своего друга. При встрече с Чурай он рассказал, что Григорий, выполняя волю своей матери, женился на другой девушке. Эта весть поразила Марину. Она пошла в село, где жили молодые, и там на вечорницах, на которых были Григорий и его жена Галя, отравила предавшего ее любимого. После написала об этом песню «Ой не ходи, Грицю, та й на вечорниці». Марину засудили на казнь.
Тогда Иван бросился спасать свою возлюбленную. Он обратился к Богдану Хмельницкому и попросил его миловать девушку. Гетьман отменил казнь, и Марина Чурай пошла доживать свой век в монастырь.

ВНУК

В той же Украинской энциклопедии говорится о полтавском полковнике Иване Искре, который был внуком Якова Острянина и сыном Ивана Искры. Пушкин в поэме «Полтава» назвал его «бесстрашным Искрой». Иван был в родственных отношениях с генеральным писарем запорожского войска Василием Кочубеем. Они были женаты на родных сестрах, дочерях бывшего полтавского полковника Жученко. А род Кочубеев пошел от ногайского татарина Кучук-бея, которого перекрестили в православную веру и который женился на украинке. А гетьман Мазепа крестил дочь Кочубея Матрену. Когда она подросла, семидесятилетний старец влюбился в свою крестницу, которая отвечала взаимностью, так как гордилась тем, что ее выбрал гетьман. Мазепа хотел на ней жениться, но против такого брака выступили не только родители, но и православная церковь. Тогда Матрена убегает к Мазепе. В поэме «Полтава» Пушкин ее описал под именем Мария:
Она свежа, как вешний цвет,
Взлелеянный в тени дубравной,
Как тополь киевских высот,
Она стройна. Ее движенья —
То лебедя пустынных вод,
Напоминают плавный хор,
То лани быстрые стремленья.
Возмущенные таким поведением Мазепы родители вместе с Иваном Искрой пишут царю Петру донос о тайных переговорах гетьмана с польским и шведским королями. Но царь им не поверил, арестовал и после пыток передал их Мазепе, который, несмотря на родственные связи, приказал отрубить им головы. Похоронены они в Киево-Печерской лавре.
Символично, что и смерть Мазепы была страшной. Когда он с королем шведским Карлом убежали в турецкие владения, то на гетьмана напали в несметном количестве вши, которые и загрызли его. Так утверждают историки.
Матрена Кочубей похоронена вблизи Диканьки, которую воспел Н.В. Гоголь.
А наш земляк Илья Репин нарисовал портрет «Матрена Кочубей».

ПРА... ПРАВНУК

В той же энциклопедии вспоминается и еще один потомок гетьмана - Иван Полтавец-Остраница (1890-1957 гг.) как военный и политический деятель. Родом он с Чигиринщины. В царской армии был старшиной. С 1917 года принимал активное участие в создании вольного казачества, которое, по словам Скоропадского, не имело определенной политической цели. Создавалось оно для поддержания порядка в своей местности. Это движение стремилось со временем объединиться с другими движениями. С этой целью 6 октября 1917 года в Чигирине состоялся Всеукраинский казачий съезд, избравший генерала Скоропадского атаманом всего вольного казачества. Возможно, на этом съезде познакомился Полтавец со Скоропадским, и последний его взял в свое окружение. И когда Скоропадский стал гетьманом Украины, он назначил его генеральным писарем.
В 1919 Полтавец эмигрировал в Германию, где стремился создавать ячейки вольных казаков и восстановить украинский гетьманат, который собирался возглавить. Но из этого ничего не вышло.
В 1923-1924 годах Полтавец издавал газету «Украинский казак».
В 1926 году, когда еврей Шварцбард в Париже убил Петлюру и суд оправдал его, украинское культурное объединение в Болгарии обращается к украинскому народу, чтобы избрать полковника Ивана Полтавца-Остраницу гетьманом свободной соборной Украины. В этом обращении подчеркивается, что во главе национального движения должна стоять личность, пользующуюся всеобщим доверием и авторитетом. И «единою такою особою в сучасний момент е відважний борець за ук-раїнську державно-національну щею, нащадок гетьмана Украйни Яшка Остряниці, військовий отаман українського козацтва полковник Іван Полтавець-Остряниця». На торжественном собрании украинского объединения 4 июля 1926 года его избрали гетьманом Украины и попросили дать свое согласие. Но это была только иллюзия — никакой соборной Украины еще не было.

В. КОЗАЧУК.

Газета "Красная звезда", № 57 (10520) от 16 июля 2008 г.


Метки:  

"Цесаревич Алексей должен умереть..."

Четверг, 17 Июля 2008 г. 01:42 + в цитатник

Песня Сергея Мазуренко

 

Прослушать запись Скачать файл

Годовщина

Четверг, 17 Июля 2008 г. 01:31 + в цитатник
Пели добровольцы. Пыльные теплушки
Ринулись на запад в стукоте колес,
С бронзовой платформы выглянули пушки, -
Натиск и Победа, - или под откос.
 
Вот от Камышлова красных отогнали
К Екатеринбургу нас помчит заря:
Там наш Император. Мы уже мечтали
Об освобожденьи Русского Царя.
 
Сократились версты. Меньше перегона
Оставалось мчаться до тебя, Урал.
На его предгорьях, на холмах зеленых
Молодой, успешный бой отгрохотал.
 
И опять победа. Загоняем туже
Красные отряды в тесное кольцо
Почему-ж нет песен, братья, почему-же
У гонца из штаба мертвое лицо.
 
Почему рыдает седоусый воин?
В каждом сердце словно - всех пожарищ гарь.
В Екатеринбурге, - никнет головою,
Мучеником умер Кроткий Государь.
 
Замирают речи, замирает слово,
В ужасе бескрайнем поднялись глаза,
Это было, братья, как удар громовый
Этого удара позабыть нельзя!
 
Вышел седоусый офицер. Большие
Поднял руки к небу, обратился к нам:
- Да, Царя не стало, но жива Россия,
Родина, Россия остается нам.
 
И к победам новым он призвал солдата,
За хребтом Уральским вздыбилась война.
С каждой годовщиной отдаленней дата,
Чем она далече, тем страшней она
Арсений Несмелов



Процитировано 1 раз

Поиск сообщений в Вольноопределяющийся
Страницы: 73 ... 48 47 [46] 45 44 ..
.. 1 Календарь