-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Циничка

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.11.2003
Записей: 4368
Комментариев: 64750
Написано: 98802


Мы поклонимся в ноги родным исстрадавшимся людям (с)

Четверг, 09 Мая 2013 г. 13:15 + в цитатник

Пока была жива бабушка в этот день мы ежегодно ходили на кладбище к Луке Ивановичу - моему деду. Нет, не помянуть, а поздравить, поздравить с Победой. С раннего утра она прихорашивалась, готовилась к "свиданию": надевала самое нарядное платье, тщательно вычесывала волосы, заплетала косу, с годами все больше и больше редеющую, складывала ее в тугую корзинку. Лука очень любил, когда я корзинкой заплеталась, приговаривала моя Фрося. Это был единственный день в году, когда она так завивала волосы, в остальные дни носила простой, нетребовательный, как и ее отношение к жизни, узел. 

Фроси уже тринадцать лет, как нет, она пережила своего мужа, своего единственного любимого, на двадцать лет. Двадцать одиноких, пустотой наполненных лет. Конечно, все эти бесконечно долгие годы без Луки у нее призрачно-заместительно были мы - воспоминания о нем:  дети - дочка и сын, внучка - я, сад, взлелеянный его руками, дневники, фотографии, ордена-медали, трофейные карманные часы производства Германии, остановившиеся неожиданно в тот день, когда остановилось его сердце - 6 июня 1980 года. Но, как призрачно все! Это понимаешь сейчас, будучи взрослой, пожившей женщиной, тогда же казалось иначе. 

Деда мне досталось мало. Он ушел, когда мне было шесть, немного не дотянув до своих семи десятков. Последние месяцы тяжело болел. Профессор, оперироваший его в четвертой на Соломенке, отмерил щедро на все про все полгода. Они, мои Лука и Фрося, были и этому благодарны, радовались, как дети, что в запасе у них есть еще полгода, целых шесть месяцев вместе. Их поколение, пройдя все круги голода, холода, военного ада, знало истинную цену жизни.  

Память моя о деде лоскутчатая, мозаичная, такая себе волшебная шкатулка: засунешь руку и не ведаешь, что вслепую в этот раз вытащишь, то ли цветное стеклышко, то ли легкое перышко дивной птицы, то ли вишневую косточку. Порой я даже и не знаю, где мои собственные воспоминания, а где бабушкины. Вот лета разгар, самая середина - поспела ягода, мне что-то около трех-четырех, у деда отпуск, мы с ним рано утром выходим в сад, обходим владения, собираем в кошелку колючий крыжовник, смородину белую, красную, черную, малину щиплем и, как всегда, поем. У деда был сильный, от природы хорошо поставленный певческий голос - лирический баритон. Тетке, его дочери, голоса перепало, его сыну, моему отцу, нет, я вышла в отца. Зато доминантой - кудрями мы все в Луку Ивановича. Дед очень рано поседел, стал, как лунь, но, волосы с возрастом не потеряли своей пышности, так и носил до последних дней густой, вьющийся белый-пребелый чуб, зачесанный назад по моде пятидесятых.

В тот год 9 мая пойти на парад дед уже не мог, болезнь крепко приковала его к постели, рак молниеносно сожрал, иссушил крепкое, сильное тело, а вот душа оказалась ему не по зубам. После укола морфия, когда змея-боль, свернувшись в клубок, на время утихала, дед светлел лицом: "Ого, да мы еще повоюем!" А в обед к нему пришли друзья-фронтовики, бабушка наварила котелок солдатской каши, испекла свой фирменный торт "Наполеон"... до позднего вечера в доме звучал раскатистый смех, сыпались шутки-прибаутки, звучал не такой уже сильный, наполненный мощью, но по-прежнему стройный баритон... 

Через месяц он ушел. И я отчаянно верю, что там - в лучших из параллельных миров, где нет боли, холода, голода, войны, разлук, слез, отчаянья и горя - мои Лука и Фрося опять встретились, чтобы никогда больше не расставаться. И сегодня у них там тоже весна, май, девятое, цветут сады, зеленеет трава, бабушка испекла свой "Наполеон", наварила котелок солдатской каши, их дом полон близких и дорогих гостей, веселье, смех, и дед сильным, как прежде, голосом поет. 


Рубрики:  Брызги чувств
Метки:  
Понравилось: 7 пользователям

BAROMA   обратиться по имени Четверг, 09 Мая 2013 г. 13:29 (ссылка)
100700256_DEN_POBEDUY_18_Zamri_I_Pomolchi_Minutu (473x349, 176Kb)

Ответить С цитатой В цитатник
Женщина-канистра   обратиться по имени Четверг, 09 Мая 2013 г. 14:04 (ссылка)
Всегда прочитав, ощущаю свет от того, что ты пишешь!
На праздник!
Слава Героям!
Ответить С цитатой В цитатник
ЛеннТолльна   обратиться по имени Четверг, 09 Мая 2013 г. 15:19 (ссылка)
Наташ! С праздником. Помним и чтим.
Ответить С цитатой В цитатник
Lelena_Yer   обратиться по имени Четверг, 09 Мая 2013 г. 15:35 (ссылка)
С праздником!
читала... слёзы... столько любви!
Ответить С цитатой В цитатник
Циничка   обратиться по имени Четверг, 09 Мая 2013 г. 16:07 (ссылка)
Lelena_Yer, с некоторых пор в этот день я тоже плачу, вспоминаю своих, бабушкины рассказы о тех годах, и плачу. И мне, по-большому счету, неважно кто, где и на какой стороне воевал, мне важна только судьба рядового человека: солдата, его матери, жены, сестры, ребенка. Война очень жестока, она никого не щадит.
Ответить С цитатой В цитатник
Циничка   обратиться по имени Четверг, 09 Мая 2013 г. 16:10 (ссылка)
ЛеннТолльна, спасибо! Это правда, 9 Мая для меня праздник, чтобы не говорили и не писали по этому поводу, потому, что это был большой праздник для моих дедов, я своих не предаю.
Ответить С цитатой В цитатник
Циничка   обратиться по имени Четверг, 09 Мая 2013 г. 16:11 (ссылка)
Женщина-канистра, я рада, что иногда мне удается поделиться с вами своим теплом и светом.
Ответить С цитатой В цитатник
-Miss_Lena-   обратиться по имени Четверг, 09 Мая 2013 г. 16:36 (ссылка)
В этом вся Победа. В людях. В живых людях. Пусть они даже и умерли.
Ответить С цитатой В цитатник
Михална_стервелла   обратиться по имени Четверг, 09 Мая 2013 г. 16:50 (ссылка)
блин... сижу, плачу...
Ответить С цитатой В цитатник
Alessiya   обратиться по имени Четверг, 09 Мая 2013 г. 19:24 (ссылка)
Наталь, плачу...
С Днем Победы! И деда, и бабушку.
Ответить С цитатой В цитатник
Циничка   обратиться по имени Четверг, 09 Мая 2013 г. 20:14 (ссылка)
-Miss_Lena-, твоя правда. Они живы, пока в наших сердцах жива память о них.
Ответить С цитатой В цитатник
Циничка   обратиться по имени Четверг, 09 Мая 2013 г. 20:23 (ссылка)
Михална_стервелла, Alessiya, да, этот праздник со слезами на глазах.
Ответить С цитатой В цитатник
Tami   обратиться по имени Четверг, 09 Мая 2013 г. 22:13 (ссылка)
Спасибо, Циничка!
Ответить С цитатой В цитатник
Циничка   обратиться по имени Пятница, 10 Мая 2013 г. 11:43 (ссылка)
и вам, Tami, спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Странник_Су   обратиться по имени Суббота, 11 Мая 2013 г. 00:19 (ссылка)
буквы расплываются...
Ответить С цитатой В цитатник
ЗЦвЧП   обратиться по имени Воскресенье, 12 Мая 2013 г. 20:58 (ссылка)
я тоже ходил кланяться деду и бабушке
осталась только память - "лоскутчатая и мозаичная"
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку