Крепости на колесах: История бронепоездов - Часть Iя |
Осенью 1917 года одесская братва в очередной раз «наехала» на местных крестьян — кулаков, требуя «оказать материальную помощь пролетарской революции».
Причем здесь бронепоезда? — спросите вы и будете неправы. Предприимчивые приморские «пацаны» вместо пистолетов, утюгов и паяльников, столь привычных в наше время, в качестве аргумента использовали бронепоезд «Заамурец», оказавшийся на ремонте в Одессе.
Вид бронированного мотовагона, ощетинившегося пушками и пулеметами, производил неизгладимое впечатление на мирных сельских тружеников, и они жертвовали на дело революции мясо, сало и прочие продукты внутреннего сгорания.
Так одесскими деловыми людьми была открыта еще одна, неизвестная для всего остального цивилизованного мира, область применения недавно появившегося грозного вида военной техники — бронепоезда.
Мало кто знает, что первый выстрел Второй Мировой войны был сделан артиллеристами германского бронепоезда Panzer Zug № 3, атаковавшего в ночь на первое сентября 1939 года приграничную польскую железнодорожную станцию Хойнице.
История бронепоездов оказалась тесно связанной с Россией. Недаром большинство зарубежных справочников и энциклопедий, в статьях «Armoured Train», «Panzer Zug», «Les Trains Blindes», «Pociag Panzerny», отсылают читателя к гражданской войне в России, ставшей ареной самого массового в истории человечества применения бронепоездов.
Век бронепоездов оказался недолгим. Родившиеся на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков, бронепоезда успели поучаствовать в двух мировых и многих локальных войнах. Но в середине века они ушли со сцены, не выдержав конкуренции со стороны танков.
Не желая мириться со своей печальной судьбой, они еще пытались вернуться на арену истории, найти свою нишу в арсенале средств смертоубийства.
В конце восьмидесятых годов двадцатого века многие граждане, тогда еще существовавшего Советского Союза, с большим удивлением услышали сообщение о том, что в зону армяно — азербайджанского конфликта, разгоравшегося с каждым днем, из Забайкальского военного округа направлен бронепоезд для охраны железных дорог.
Для большинства населения первого в мире государства рабочих и крестьян бронепоезда давно уже превратились в символ далекой гражданской войны, эпизод исторического фильма с анархистами под черным знаменем и несгибаемыми большевиками в кожаных тужурках.
Даже строчка из песни — «Но наш бронепоезд стоит на запасном пути» давно воспринималась лишь как образ готовности Красной, а ныне Советской Армии, к новым сражениям. В реальность существования в конце двадцатого века бронированных чудовищ времен батьки Махно и матроса Железняка никто не верил.
И только жители придорожных станций и поселков Забайкалья и Дальнего Востока, раскиданных на тысячи километров вдоль Транссибирской магистрали, еще с начала семидесятых годов могли время от времени наблюдать бронированные составы, ощетинившиеся стволами пушек и пулеметов, с танками на платформах, неторопливо двигающиеся по рельсам приграничных дорог.
Читать далее Крепости на колесах: История бронепоездов - Часть Iя
|
Добрый друг заговрил о бронепоездах... и так... '' Воины железных дорог '' |
Бронепоезда вышли на поля сражений за полвека до танков. А вся их боевая карьера продлилась около 80 лет. О бронепоездах снимали кино и писали песни. В советских военных документах они по-свойски назывались бепо.
Как бронепоезда захватили Баку, чем необычна «Волосатая Мэри», какой бронепоезд был самым маленьким — в нашем историческом дайджесте.
«Сухопутный Мерримак» — первый настоящий бронепоезд, 1862 год
Когда во время Гражданской войны в США северяне осадили Ричмонд, командование южан опасалось, что против города будут использованы осадные орудия. Чтобы противостоять этой угрозе, генерал Ли заказал железнодорожную платформу с мощным морским 165-мм орудием. Построить её и предоставить обслугу для орудия должен был флот. У него уже имелся опыт постройки бронированных кораблей — совсем недавно пароход «Мерримак» был перестроен в броненосец «Вирджиния».
«Сухопутный Мерримак» представлял собой бронированный вагон, защищённый толстыми полосами катаного железа, размещёнными на дубовой основе в два слоя. Броня устанавливалась спереди и по бокам, верх вагона и задняя часть были открытыми, чтобы обеспечить хорошую вентиляцию и возможность эвакуировать экипаж. Позади броневагона располагался паровоз, защищённый от пуль и осколков тюками хлопка. Такая же «броня» была у тележек со стрелками.
Единственное применение «Сухопутного Мерримака» в качестве средства поддержки войск состоялось в бою у станции Сейвидж в конце июня 1862 года. Оно оказалось достаточно успешным: огнём бронепоезда было уничтожено много северян, кроме того, им пришлось бросить госпиталь с двумя с половиной тысячами раненых.
«Волосатая Мэри» — самая необычная броня, 1899 год
Впервые в истории бронепоезда получили широкое применение в англо-бурской войне 1899–1902 годов. Буры активно использовали партизанскую тактику, нарушая снабжение британской армии. Для защиты коммуникаций англичане стали строить и применять бронепоезда в качестве передвижных гарнизонов.
Один из самых интересных бронепоездов этого периода был построен на базе локомотива «Хэйвлок». Его особенностью было то, что вместо броневых листов применялась защита из пеньковых канатов толщиной 6 дюймов (около 15 сантиметров). Они делали паровоз практически неуязвимым для пуль и снарядов малого калибра.
Из-за экзотического внешнего вида локомотив получил прозвище «Волосатая Мэри». Это самая необычная защита бронепоезда из всех, которые применялись за время существования данного вида вооружений.
Первый российский бронепоезд, 1914 год
Построен в городе Тарнополе, в мастерских 9-го железнодорожного батальона, на основе трофейного австро-венгерского паровоза и трёх вагонов: двух пулемётных и одного орудийного. Вооружение также было трофейным. Оно состояло из 80-мм австрийской пушки и 12 пулемётов. Бронирован поезд был обычной сталью и досками, между которыми засыпали песок. Для наблюдения за полем боя на крыше одного из пулемётных вагонов имелась специальная башня.
Несмотря на общую примитивность конструкции, поезд успешно воевал и проявил себя в целом ряде сражений Первой мировой войны. Так, на львовском направлении 22 августа 1914 года внезапная атака бронепоезда позволила захватить важный мост и тем самым обеспечить успешное взятие города Станислава. И в дальнейшем бронепоезд 9-го батальона не раз заслужил похвалу командования.
Первый русский бронепоезд завершил свою службу в составе Красной армии на Южном фронте в 1919 году.
Мотоброневагон «Заамурец» — машина причудливой судьбы, 1916 год
Самоходный бронированный вагон, был построен для русской армии по одной из самых передовых схем того времени.Читать далее
|
Да не может быть!!!... ОНИ НАСТОЯЩИЕ!!! они же межвременная копия другдруга :) |
|
Скоро отпуск... путешествия, экскурсии... Для Вас: наглядный гид для тех, кто хочет научиться разбираться в архитектуре. |
|
Если бы мясоеды вели себя как ВЕГАНЫ |
|
Отличный набор... сам я не очень за эту серию ;) Но заказчик плясал от радости... Пришло практически мгновенно. Упаковано... Со скидкой было в удоволь |
|
Мощная работа... Великая Отечественная Вона в письмах с передовой... со стороны фашисткой армии... и достойный видиоряд... |
|
Николай Сиротинин.Один в поле воин.Подвиг 41- го года |
|
Прикольная чтука, в направлении понимания физических свойств света, в исследовательских целях и даже для игры в поиски клада :) в целом супер штучка |
|
Занимательная задачка по криминалистике для разминки мозгов! *(Господа... приступим же... ;) |
|
И о погоде.... мое вчерашнее из ВК, капец как актуально :) |
|
Отличный глобус, пришло быстро, в походе играть интересно и сыну понравилось. ЗА одно повторяем континенты и страны :) В общем добро пожаловать :) |
|
Надiя Савченко - Агэнт Кровавого Путина :) Ваня ЖЖот :) Надiя Савченко и коварный Путин. Злой Иван №28 с Иваном Победой |
|
Tiger X-Files это он все сам, и нарисовал и придумал и убедил меня снять ролик, и опубликовать. Murzilka Inc |
|
Суперский ножичек... Брали для работы с модельками... Пришел быстро, упакован отлично... В наборе 5 запасных лезвий. Для работы с авиамодельками |
|
Пятницо пришол и фуууть... традиционно в цвете вкуснятина к послеобеду... |
|
найденный альбом на одной из помоек Питера рассказал историю одного из талантливых фотографов СССР. |
История о найденном фотоальбоме несколько лет назад облетела Интернет и попала в новости телеканала «Культура». Молодой человек, гуляя по Питеру, заметил гору выброшенного хлама. Старая мебель, шляпки, сумочки, книги, журналы и тот самый фотоальбом. Большой, грязный, самодельный и сильно заплесневелый от влаги. Но часть фотографий вполне можно было разглядеть. Работы были датированы от начала
На обложке альбома удалось прочесть имя автора — Лев Гельдерман. В Интернете информации о таком фотографе почти не было, кроме указания его членства в мурманском фотоклубе. Позже выяснилось, что автор уже умер, в его квартире случился потоп и, чтобы покрытые плесенью фотографии не испортили остальные работы, альбом пришлось выкинуть.
Простой инженер-строитель Лев Гельдерман прожил большую часть жизни в неродном Мурманске и все свободное время отдавал фотографии. Его гениальные и в то же время такие простые работы выставлялись по всему Советскому Союзу, практически во всех европейских странах, США, Канаде, Бразилии, Японии, Гонконге, Корее. Призы, дипломы, медали, участия в выставках. В итоге было получено членство в FIAP — Международной ассоциации фотоискусства, стать участником которой можно только при наличии несколько сотен выставок и определенного количества призов.
О фотографии Гельдерман говорил: «Все виды искусств, будь то музыка или поэзия, кино или литература, живопись или фотография, имеют свой основной „корень жизни“. У музыки — это мелодия звуков, у поэзии — ритм слов, у кино — движение, развитие действия, у живописи — замысел художника, воплощенный в игру красок и света. В чем же „корень жизни“ фотографии? Для себя я принял ответ, который приводится во многих статьях о фотографии, — основное назначение фотографии в запечатлении характерного мгновения сегодняшнего времени, в правдивом показе „среза времени“. Но как любое произведение искусства может быть разного качества, так и фотографии имеют разную ценность».
|
Дети говорят о любви... баян конечно... но умелило :) |
|
Фото с самого высокого здания мира — небоскреба Бурдж-Халифа, Дубаи. Его высота 828 метров (164 этажа) |
|