-‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии ѕоездочки
ѕоездочки
18:29 04.12.2019
‘отографий: 772
ѕосмотреть все фотографии серии ЋытЅыр
ЋытЅыр
07:00 05.11.2019
‘отографий: 684
ѕосмотреть все фотографии серии –олевые игрища.
–олевые игрища.
21:11 21.01.2019
‘отографий: 46

 -¬сегда под рукой

 -я - фотограф

—орум 64∞13'24'' с. ш. 69∞03'32'' в. д.

—орум 64∞13'24'' с. ш. 69∞03'32'' в. д.—орум 64∞13'24'' с. ш. 69∞03'32'' в. д.—орум 64∞13'24'' с. ш. 69∞03'32'' в. д.—орум 64∞13'24'' с. ш. 69∞03'32'' в. д.—орум 64∞13'24'' с. ш. 69∞03'32'' в. д.—орум 64∞13'24'' с. ш. 69∞03'32'' в. д.—орум 64∞13'24'' с. ш. 69∞03'32'' в. д.—орум 64∞13'24'' с. ш. 69∞03'32'' в. д.—орум 64∞13'24'' с. ш. 69∞03'32'' в. д.

 -Ќастольные игры онлайн

ћесто
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
.
ќчки
6805
3399
2845
1315
1020
869
830
729
605
0

 -ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ≈панделин

 -—ообщества

„итатель сообществ (¬сего в списке: 4) попробуй_јссил№ Ћиру_—таврополь „ортова_ƒюжина verbirol

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 23.10.2003
«аписей: 14481
 омментариев: 118442
Ќаписано: 191846


 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть I€

ѕ€тница, 10 »юн€ 2016 г. 19:16 + в цитатник

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов



ѕролог



ƒроговоз »горь
 репости на колесах: »стори€ бронепоездов

ќсенью 1917 года одесска€ братва в очередной раз Ђнаехалаї на местных кресть€н Ч кулаков, требу€ Ђоказать материальную помощь пролетарской революцииї.


ѕричем здесь бронепоезда? Ч спросите вы и будете неправы. ѕредприимчивые приморские Ђпацаныї вместо пистолетов, утюгов и па€льников, столь привычных в наше врем€, в качестве аргумента использовали бронепоезд Ђ«аамурецї, оказавшийс€ на ремонте в ќдессе.


¬ид бронированного мотовагона, ощетинившегос€ пушками и пулеметами, производил неизгладимое впечатление на мирных сельских тружеников, и они жертвовали на дело революции м€со, сало и прочие продукты внутреннего сгорани€.


“ак одесскими деловыми людьми была открыта еще одна, неизвестна€ дл€ всего остального цивилизованного мира, область применени€ недавно по€вившегос€ грозного вида военной техники Ч бронепоезда.


ћало кто знает, что первый выстрел ¬торой ћировой войны был сделан артиллеристами германского бронепоезда Panzer Zug є 3, атаковавшего в ночь на первое сент€бр€ 1939 года приграничную польскую железнодорожную станцию ’ойнице.


»стори€ бронепоездов оказалась тесно св€занной с –оссией. Ќедаром большинство зарубежных справочников и энциклопедий, в стать€х ЂArmoured Trainї, ЂPanzer Zugї, ЂLes Trains Blindesї, ЂPociag Panzernyї, отсылают читател€ к гражданской войне в –оссии, ставшей ареной самого массового в истории человечества применени€ бронепоездов.


¬ек бронепоездов оказалс€ недолгим. –одившиес€ на рубеже дев€тнадцатого и двадцатого веков, бронепоезда успели поучаствовать в двух мировых и многих локальных войнах. Ќо в середине века они ушли со сцены, не выдержав конкуренции со стороны танков.


Ќе жела€ миритьс€ со своей печальной судьбой, они еще пытались вернутьс€ на арену истории, найти свою нишу в арсенале средств смертоубийства.


¬ конце восьмидес€тых годов двадцатого века многие граждане, тогда еще существовавшего —оветского —оюза, с большим удивлением услышали сообщение о том, что в зону арм€но Ч азербайджанского конфликта, разгоравшегос€ с каждым днем, из «абайкальского военного округа направлен бронепоезд дл€ охраны железных дорог.


ƒл€ большинства населени€ первого в мире государства рабочих и кресть€н бронепоезда давно уже превратились в символ далекой гражданской войны, эпизод исторического фильма с анархистами под черным знаменем и несгибаемыми большевиками в кожаных тужурках.


ƒаже строчка из песни Ч ЂЌо наш бронепоезд стоит на запасном путиї давно воспринималась лишь как образ готовности  расной, а ныне —оветской јрмии, к новым сражени€м. ¬ реальность существовани€ в конце двадцатого века бронированных чудовищ времен батьки ћахно и матроса ∆елезн€ка никто не верил.


» только жители придорожных станций и поселков «абайкаль€ и ƒальнего ¬остока, раскиданных на тыс€чи километров вдоль “ранссибирской магистрали, еще с начала семидес€тых годов могли врем€ от времени наблюдать бронированные составы, ощетинившиес€ стволами пушек и пулеметов, с танками на платформах, неторопливо двигающиес€ по рельсам приграничных дорог.


–€дом бр€цал оружием вчерашний друг и союзник, а ныне злейший враг Ч  итай, открыто готовившийс€ к войне с советскими ревизионистами, поэтому по€вление даже такого, казалось бы безнадежно устаревшего оружи€, особо не удивл€ло немногочисленных жителей приграничной полосы.


»стори€ с советскими бронепоездами стала зримым подтверждением старой поговорки о том, что новое Ч это [5] хорошо забытое старое. –одившиес€ веком раньше на дорогах ёжной јфрики, бронепоезда прошли две мировые войны, сражени€ гражданской войны в развалившейс€ российской империи, ставшие их звездным часом, и возродились из пепла в €дерную эпоху, чтобы оп€ть уйти в небытие с развалом советской империи.


Ѕронепоезда стали ответом на вызов нового этапа развити€ военного искусства на рубеже веков, когда армии потребовались хорошо вооруженные и защищенные бронированные машины, способные вести маневренные боевые действи€.


“анки еще оставались призрачной мечтой, бронеавтомобили Ч слишком примитивными, и только железные дороги, уже опутавшие весь мир, с их мощными паровозами и платформами, давали возможность разместить на мобильной базе броню и сильное вооружение.


Ѕронепоезда никогда не играли решающей роли на пол€х сражений двадцатого века и не получили большого распространени€ в арсеналах ведущих стран мира. Ѕольшинство из них состо€ло на вооружении не самых могучих стран ≈вропы и јзии, игра€ в многочисленных вооруженных локальных конфликтах скорее вспомогательную роль.


» только гражданска€ война на обломках российской империи вывела бронепоезда из тени, сделав их одними из главных действующих лиц этой исторической драмы.


—отни бронированных поездов, сражавшихс€ на всех фронтах братоубийственной бойни, от Ѕреста до ¬ладивостока, во всех арми€х Ч от  расной до дальневосточной «емской рати, в составе отр€дов украинских батек и забайкальского атамана —еменова Ч огнем своих орудий и пулеметов часто решали исход кровопролитных боев междоусобной войны.


¬ годы второй мировой войны некогда грозные бронепоезда уже исполн€ли второстепенную роль. Ќовые хоз€ева пол€ бо€ Ч танки и авиаци€ Ч поставили жирный крест на дальнейшей судьбе бронированных крепостей, оставив на их долю миссию охраны железнодорожных магистралей от налетов вражеских самолетов и действий диверсионных групп противника. [6]


ƒес€тки бронепоездов немецкой армии вели долгую и безуспешную борьбу с партизанами, советские Ч участвовали в охоте за бандеровцами и лесными брать€ми. ќсновной же их функцией €вл€лась противовоздушна€ оборона железных дорог, станций и, главное, железнодорожных составов в пути следовани€. «десь они оказались незаменимыми.


ƒальний родственник бронепоездов Ч танк Ч на долгие послевоенные годы стал главной ударной силой армий всего мира, особенно советской. ћногие дес€тки тыс€ч гусеничных бронированных машин были воплощением военной мощи двадцатого века, своим существованием заставив забыть о грозной некогда силе Ч бронепоездах, оставив им место лишь в музе€х.


¬ременное возрождение бронепоездов в —оветском —оюзе в начале семидес€тых годов двадцатого века оказалось недолгим ответом на опасности военного противосто€ни€ ———– и  ита€. ”шел в прошлое советско Ч китайский конфликт (надолго ли?) и сгинули в арсеналах бронепоезда, мелькнув на прощание на дорогах  авказа.


Ќедолга€ истори€ существовани€ и боевой службы бронепоездов не нашла должного отражени€ в отечественной и зарубежной литературе. Ќемногочисленные работы на эту тему носили, как правило, пропагандистский характер, рассказыва€ больше о героических подвигах коммунистов на пол€х гражданской войны. «а кадром оставалась боева€ де€тельность бронепоездов армий противников большевиков, других стран мира.


»стори€ бронепоездов рисовалась как непрерывна€ череда побед и успешных операций. ѕрактически отсутствовало описание развити€ бронепоездов как своеобразного вида военной техники, оставившего заметный след в истории. «а исключением редких журнальных публикаций не было описаний конструкции, тактико Ч технических данных многочисленных бронированных поездов разных стран и народов.


јбсолютно белым п€тном была, и во многом остаетс€, истори€ бронепоездов Ѕелого движени€. ј ведь их количество составл€ло несколько дес€тков полноценных боевых единиц, и они сыграли заметную роль в драме под названием [7] гражданска€ война. Ќо после трагического поражени€, все они ушли в небытие.


Ќа страницах этой книги впервые в отечественной литературе подробно рассказываетс€ о боевой работе и трагической судьбе бронепоездов белой армии, сгоревших в пламени братоубийственной войны. Ћюбознательный читатель узнает о бронепоездах германской и польской армии, ставших одними из первых участников второй мировой войны.


Ќикогда на страницах отечественной военно Ч технической и военно Ч исторической литературы не говорилось о бронепоездах јвстро Ч ¬енгрии, ‘инл€ндии, Ўвеции, Ћитвы, японии и других стран.


Ќастало, видимо, врем€ попытатьс€ подробно описать историю создани€, развити€ и боевого применени€ грозного дл€ своего времени вида боевой техники, объективно оценить достоинства и недостатки бронированных поездов двадцатого века, их вклад в военную историю прошлого века.


ƒанна€ работа как раз и €вл€етс€ попыткой создать такую историю, рассказать о взлете и падении грозного некогда вида боевой техники, причем не только отечественной, но и зарубежной. [8]





–ождение идеи



Ќе успела еще огнедышаща€ Ђ–акетаї —тефенсона пройти свои первые километры по чугунным рельсам, навод€ ужас на многочисленных зевак, как дес€тки талантливых умов во всем мире увлеклись одной проблемой Ч как бы приспособить новое средство передвижени€ дл€ военных целей.


—итуаци€ была не нова€ Ч и до, и после рождени€ паровоза, талантливые изобретатели по всему миру, посто€нно пытались применить мирные задумки дл€ уничтожени€ себе подобных.


— первых шагов человека по поверхности земли, он был озабочен тем, как бы усовершенствовать имеющиес€ у него средства уничтожени€ себе подобных.  аменный топор подходил дл€ охоты и лесоповала, но им же можно было раскроить череп недругу. —трелой, выпущенной из лука, поражали олен€ и людей из соседнего племени. „еловек шел по пути прогресса, но быстрее всего совершенствовал оруди€ убийства.


Ќо при этом даже самый кровожадный изобретатель или полководец старались защитить себ€ и своих солдат от вражеского оружи€, сделать неу€звимыми собственные войска. ќтсюда и вытекали основные направлени€ военно Ч технического прогресса во все времена человеческой истории Ч создать могучее и неотразимое оружие дл€ поражени€ противника и надежную защиту дл€ себ€, а лучше все это объединить и сделать подвижным, чтобы наносить удары там, где враг не ждет и уходить от его ответных ударов.


Ћюбое изобретение первым делом оценивалось с точки зрени€ его применени€ на поле бо€. ѕаровоз не стал исключением. Ќо у его превращени€ в военную машину была сво€, довольно длительна€ предыстори€.


¬еками военную мощь в ≈вропе символизировали т€жело вооруженные рыцари. Ќасто€щие стальные крепости, перемещавшиес€ по пол€м сражений, играли главную роль в бесконечных и многолетних войнах средневековь€. » долгое врем€ не было силы, способной противосто€ть им на поле бо€. [9]


–ушились королевства, гибли империи, и только воин в доспехах продолжал оставатьс€ хоз€ином положени€. ≈динство человеческой плоти и железа было определ€ющим фактором военной политики.


Ўироко примен€вшеес€ в средние века защитное вооружение Ч людские и конские доспехи, щиты и тому подобное снар€жение Ч выполн€ло в услови€х того времени роль, аналогичную роли бронировани€ в современных услови€х.


ѕока основным оружием воинов оставались мечи и копь€, ситуаци€ дл€ рыцарей была весьма благополучной Ч их жизнь и судьба зависели от их же сноровки, умени€ и силы. Ќо все хорошее имеет обыкновение заканчиватьс€. ѕрезираемые благородными рыцар€ми, горожане низкого происхождени€, внезапно превратились из мальчиков дл€ бить€ в реальных и очень опасных противников.


ќгнестрельное оружие, развивавшеес€ быстрыми темпами, и доступное любому мужчине, а позже и женщинам, коренным образом изменило ситуацию на пол€х сражений. «олотые времена рыцарской эпохи ушли в прошлое. —амые мощные доспехи легко пробивались мушкетными пул€ми, пушечные €дра сносили со своего пути рыцарей вместе с лошадьми. „еловек с ружьем стал хоз€ином ≈вропы и новым символом военной мощи.


— ним еще пытались боротьс€ Ч увеличивали толщину брони доспехов Ч но все эти попытки наталкивались на одно, но непреодолимое преп€тствие. Ќе было в мире лошадей, способных выдержать вес такого всадника и не нашлось воинов, которые бы могли сражатьс€, одновременно перемеща€ огромную массу доспехов. » рыцарство исчезло.


ќсталось лишь стремление найти надежную защиту от вражеских пуль или снар€дов и желание сделать ее мобильной. ¬едь строились могучие крепости, но они были бесполезными в случае наступательных действий или если противник просто обходил их. ѕереместить крепость на более выгодную позицию было невозможно.


»зобретение пороха привело к полной бесполезности бронировани€ одиночного человека и всадника, так как огнестрельное оружие пробивало самую толстую броню, [10] носить которую было в физических возможност€х человека; брон€ из средства защиты превратилась в помеху дл€ воина.


¬ этих услови€х возродилась иде€ использовани€ военных колесниц или подвижных укреплений. ƒл€ передвижени€ таких повозок на колесах или полозь€х использовалась т€глова€ сила людей или животных, которые, дл€ предохранени€ их от обстрела, размещались внутри повозки. Ёкипаж повозки составл€ли воины Ч стрелки; иногда на этих повозках помещали даже небольшие пушки.


»мпровизаций на эту тему было довольно много. ќбозыЧ крепости яна ∆ижки в „ехии, турусы, фалы, гул€й Ч города (подвижные укреплени€ из дерев€нных щитов, скрепленных дерев€нными, железными или веревочными св€з€ми; в щитах делались отверсти€ дл€ стрельбы), фургоны переселенцев на ƒикий «апад и другие мобильные защитные сооружени€ были вехами на пути поисков и неудач. » всем им мешало одно Ч отсутствие мощной т€гловой силы, способной перемещать защитные сооружени€ и вооружение по дорогам войны.


Ёто толкало человеческую мысль на поиски какой Ч либо механизации этого вида боевой техники. ќдно врем€ центром подобных поисков стала »тали€ эпохи ¬озрождени€. ¬ 1472 году ¬альтурио сделал чертеж военной колесницы, приводимой в движение ветром. Ќо дуновений италь€нских ветров оказалось недостаточно дл€ передвижени€ новой техники.


¬еличайший гений всех времен и народов, Ћеонардо да ¬инчи, много времени удел€вший совершенствованию орудий истреблени€ человечества, писал в 1482 году миланскому герцогу Ћюдовику —форца: Ђя строю безопасную закрытую колесницу, совершенно неу€звимую; когда она врежетс€ со своими пушками в глубину вражеского расположени€, то какова бы ни была численность противника, последнему придетс€ отступить; пехота может следовать за ней в безопасности и не встреча€ сопротивлени€ї.


Ёта иде€ не получила материального воплощени€ и никогда не использовалась в бо€х, но в ней уже была намечена основна€ лини€ развити€ нового оружи€. Ѕыли и последователи, неустанно трудившиес€ над новыми проектами. [11]


  тому же правители не жалели денег на разработку чудо Ч оружи€, что тоже привлекало вс€кого рода авантюристов.


ќчередной, недалеко не последний, проект по€вл€етс€ в √ермании в 1588 году. Ќюрнбергский механик √ольцшуэр предложил построить боевую колесницу, действующую в сопровождении пехоты и конницы, под звучным названием Ђ¬асилискї. ¬ это же врем€, в соседней √олландии некий —имон —тевин, €кобы строит дл€ принца ќранского две боевые машины на колесах, приводимые в движение ветром.


ѕервый же официальный патент на самодвижущуюс€ повозку был выдан в јнглии в 1634 году ƒавиду –амзею. Ѕыли и другие предложени€, попытки построить нечто применимое на пол€х сражений. ќбъедин€ло их всех одно Ч все они остались неосуществленными ввиду чрезвычайного несовершенства техники того времени.


—амопередвижение подобных боевых повозок даже при наличии ровного и твердого грунта было почти невозможно вследствие отсутстви€ экономичного и компактного двигател€. ѕередвижение же на поле бо€, в услови€х пересеченной местности, было вовсе невозможно ввиду огромного удельного давлени€ на грунт.


ƒерево и железо представл€ли слабую защиту против т€желого огнестрельного оружи€, а попытки добитьс€ надежной защиты все большим и большим увеличением стенок повозки еще более снизили бы и без того ничтожную подвижность и проходимость.


» лишь по€вление в дев€тнадцатом веке паровоза позволило решить эту проблему. Ќа железного Ђкон€ї можно было установить т€желую броню, поставить солидное вооружение, перемещать воинские отр€ды. Ѕыстрое строительство и распространение железных дорог в ≈вропе и јмерике обеспечивало быстрое и сравнительно удобное передвижение новому средству транспорта и вооруженной борьбы.


ћощность паровых машин посто€нно возрастала, военные корабли уже успели примерить броню (ее же можно было легко приспособить и дл€ сухопутных броненосцев), усовершенствовалась и конструкци€ артиллерийских орудий. Ѕронирование сухопутных повозок стало примен€тьс€ [12] значительно позднее, чем бронирование кораблей. ”же в  рымской войне участвовали три плавучие французские батареи, защищенные броней из 110 мм железных плит.


¬ последующие годы происходил чрезвычайно интенсивный рост толщины брони Ч от 270 миллиметров в 1865 году до 550 миллиметров в 1877 году. „резмерное возрастание веса кораблей при таком бронировании заставило перейти к стали. ¬ 1877 году завод Ўнейдер Ч  резо изготовил броню из м€гкой литой стали, еще через несколько лет на заводах  руппа изготовили броню из легированной стали.


“аким образом, к концу дев€тнадцатого века Ч века изобретателей и промышленников Ч имелось все необходимое, осталось сделать последний, решающий шаг Ч сложить все эти элементы мозаики в цельную картину, соединив их лучшие качества в одной боевой машине.


»де€ дала три ростка Ч самодвижущиес€ боевые машины с вооружением и бронированием стали отличатьс€ движителем. ѕо железнодорожным рельсам двинулись в бой бронепоезда, по дорогам войны запылили бронеавтомобили, а по бездорожью месили гр€зь танки Ч все виды рельефа стали доступны им.


«ерно было брошено в хорошо удобренную и влажную почву, и оно проросло. —начала по€вились жизнеспособные идеи: во врем€  рымской войны 1853Ц1856 годов русский купец Ќ. –епин представил управл€ющему военным министерством Ђѕроект о движении батарей паровозами на рельсахї.


Ќо военное ведомство, зан€тое разрешением крымской ситуации, развивавшейс€ весьма печально дл€ русской армии, не обратило на него внимани€.   тому же, в это врем€ в районе наиболее активных боевых действий Ч  рыму, не имелось ни одной железной дороги, что делало идею очень далекой от сиюминутных проблем.


„ерез год после окончани€ войны по€вилс€ новый проект военного инженера подполковника ѕ. Ћебедева под заголовком Ч Ђѕрименение железных дорог к защите материкаї. Ётот и другие подобные проекты завалили военные ведомства многих стран ≈вропы.


Ќо бумажные проекты так и оставались бумагой. ѕомимо идеи требовались деньги, подход€щие материалы, и самое [13] главное, потребность в подобном виде военной техники. “ем не менее, в советской литературе на долгие годы поселилась верси€ о российском происхождении бронепоездов (также как и танков, самолетов и тому подобного).



ѕервые опыты



ѕока в –оссии многочисленные рационализаторы составл€ли бумажные проекты, на другом конце света, в јмерике, предприимчивые жители —евероамериканских —оединенных Ўтатов воплощали идеи в металле. “ем более, что и обстановка к этому располагала.


”же вовсю гремели пушки гражданской войны, армии южан и север€н сошлись в смертельной схватке на пол€х сражений североамериканского континента. ”ступа€ противнику в военной выучке и организации, север€не, использу€ возможности своей высокоразвитой промышленности, искали Ђчудо Ч оружиеї XIX века.


Ќам неизвестно им€ инженера Ч €нки, предложившего установить на железнодорожную платформу артиллерийское орудие, но результат применени€ этого изобретени€ получилс€ впечатл€ющим.


Ћетом 1862 года отр€д армии  онфедерации расположилс€ лагерем на отдых недалеко от железной дороги. Ќичто не предвещало опасности Ч север€не были в двух суточных переходах, в небе светило солнце, в лучах которого так мирно поблескивали рельсы. Ќикто из расслабившихс€ солдат поначалу не обратил внимани€ на по€вившийс€ вдалеке поезд. ѕаровозный дым поднималс€ вверх, дополн€€ идиллическую картину мира и поко€.


¬незапный грохот пушечного выстрела и последовавшего разрыва снар€да превратил земной рай в ад. «а первым снар€дом последовали другие. ѕадали убитые и раненые солдаты, летели в воздух куски палаток, с диким ржанием носились испуганные кони. ѕушечный дым смешивалс€ с паровозным и облаками пара, располза€сь над окровавленными телами и остатками военного лагер€. ќгневой [14] налет с железнодорожной платформы оказалс€ неожиданным и эффективным.


29 июн€ 1862 года в бою под –ичмондом впервые и довольно успешно была применена 32Цфунтова€ пушка, установленна€ на четырехосной платформе. ѕри стрельбе, из Ч за отсутстви€ специальных противооткатных устройств, она имела свободный откат вдоль оси вагона, доставл€€ массу неудобств расчету и угрожа€ слететь с платформы. ¬ силу этого обсто€тельства, расчет оруди€ мог вести огонь только вдоль железнодорожного пути.


ѕозже по€вились и специализированные железнодорожные оруди€. –азмещались они на обычных платформах за наклонными металлическими щитами (к мечу наконец Ч то добавили щит), а лафет монтировалс€ на стальных, загнутых сзади полозь€х, прикрепленных к полу платформы.


ѕри осаде федеральными войсками ѕиттсбурга в 1864 году примен€лись уже 13Цдюймовые мортиры, устанавливавшиес€ на двухосные железнодорожные платформы. Ёти платформы с вооружением, перемещавшиес€ паровозами по дорогам јмерики, еще нельз€ было назвать бронепоездами Ч отсутствовала бронева€ защита, пушки имели ограниченный сектор обстрела, скорее это были железнодорожные транспортеры артиллерийских орудий, получившие широкое распространение в последующие годы.
јмериканские опыты не остались незамеченными в ≈вропе. ¬о врем€ франко Ч прусской войны пушки, установленные немецкими артиллеристами на железнодорожные платформы, вели обстрел осажденного ѕарижа, перемеща€сь по его периметру, и нанос€ внезапные удары с разных направлений. ѕрусский пример нашел в дальнейшем подражателей и среди побежденных.


ѕроиграв войну, испытав чувство национального унижени€, французы готовились вз€ть реванш и отомстить ненавистным бошам за поражение. ѕравительства “ретьей республики не жалели денег на восстановление военной мощи ‘ранции. ќсобое внимание удел€лось техническому оснащению войск, поскольку исход войн все больше зависел от качества оружи€.
ћаневренный характер предполагавшихс€ будущих войн, необходимость быстрого перемещени€ артиллерийских [15] орудий, потребность в посто€нном маневре артиллерией подтолкнули французского генерала ѕейне и инженера  анэ к разработке проектов 120Цмм и 155Цмм железнодорожных пушек.   тому же, им удалось решить сложную проблему, долгое врем€ тормозившую развитие железнодорожной артиллерии Ч создать устройства, уменьшавшие действие отдачи при выстреле на колеса и тележки транспортера.

Ѕыл применен так называемый скольз€щий лафет с наклонной рамой, на которую лафет въезжал под воздействием отката после выстрела, а потом съезжал под собственной т€жестью. ќткат оруди€ сокращали и см€гчали гидравлические тормоза.


 репости на колесах: »стори€ бронепоездов


Ѕронированный вагон конструкции майора ћужена. ‘ранци€, 1884 г.




ѕо такой схеме была построена 190Цмм железнодорожна€ артиллерийска€ установка образца 1873 года. ќрудие устанавливалось на платформе, состо€вшей из продольной балки, установленной на двух соединенных шкворн€ми тележках, и промежуточной тумбы, воспринимавшей нагрузку при стрельбе.


јртиллерийска€ установка перед стрельбой сворачивала на короткую железнодорожную ветку, котора€ прокладывалась под некоторым углом к основной магистрали дл€ осуществлени€ горизонтальной наводки. ¬ертикальна€ наводка производилась за счет изменени€ угла возвышени€ ствола. “ранспортер фиксировалс€ на огневой позиции при помощи внешних домкратов, опиравшихс€ на специальные подкладки, и внутренних захватов, крепившихс€ к рельсам.


Ќо это тоже были лишь импровизированные вариации на тему железнодорожных орудий. Ѕронепоезд же, в насто€щем понимании этого термина, все никак не по€вл€лс€. ¬плотную к ним подошли в 1884 году во ‘ранции, когда на заводе —ен Ч Ўамона по проекту инженер Ч майора французской армии ћужена были построены специальные бронированные вагоны. ѕредназначались они дл€ подвижной обороны побережь€. »зготовлены эти вагоны были в двух вариантах.


¬ первом их них, три шестидюймовых оруди€ были помещены в бронированном вагоне, который получилс€ гораздо шире стандартного, в силу чего, при двухколейном [16] пути двигалс€ по трем рельсам соседних путей (ширина колеи была около четырех метров). ќруди€ имели небольшой сектор обстрела, так как были установлены перпендикул€рно железнодорожной линии.


¬доль железнодорожного пути, со стороны, обращенной к морю, насыпалс€ земл€ной вал, высотой около двух метров, обеспечивавший дополнительную защиту от вражеских снар€дов. Ћицева€ сторона вагона изготавливалась из сварочного железа, толщиной 18 дюймов, потолочна€ плита Ч шесть дюймов.


 репости на колесах: »стори€ бронепоездов


∆елезнодорожное орудие с лафетом скрывающегос€ типа конструкции майора ћужена




ќруди€ были разделены специальными траверсами Ч поперечными плитами из котельного железа на тавровых балках и уголках. ѕри каждом орудии, в тыльной стенке, имелись шкафчики дл€ снар€дов и зар€дов.


¬ установках второго типа оруди€ устанавливались на открытых платформах, но имели лафеты скрывающегос€ типа.  ак сообщала русска€ Ђ¬оенна€ энциклопеди€ї —ытина, Ђхот€ опыты, произведенные в 1884 году, и дали хорошие результаты, но вы€снилось, что закрепить установку на месте трудно; приходитс€ прибегать к сложного устройства тормозам и буферам, сильно повышающим стоимость [17] всей конструкции (около 50 тыс€ч рублей на орудие, не счита€ орудийного ствола)ї.


Ѕыло построено всего несколько подобных вагонов, поступивших на вооружение французской армии.


“а же сытинска€ Ђ¬оенна€ энциклопеди€ї констатировала, что Ђвсе эти предложени€ имеют в насто€щее врем€ лишь исторический интерес, как попытки осуществить на практике столь заманчивую идею, какой €вл€етс€ иде€ маневрировани€ не только полевыми, но и крепостными и осадными оруди€миї. Ќо авторы энциклопедии ошибались.


¬ разных странах, разными изобретател€ми создавалось множество подобных проектов, но все они долгое врем€ оставались на бумаге. ќднако труды эти не были напрасными, пришло врем€ и на рубеже веков, на краю света Ч в ёжной јфрике, наконец Ч то по€вились они Ч первые бронепоезда, обладавшие уже всеми родовыми признаками этого класса боевой техники.


¬еликобритани€, стрем€сь обеспечить безопасность стратегических морских коммуникаций, проходивших через [18] —уэц и  расное море, старалась закрепить свое господство над всем восточным побережьем јфрики и построила железную дорогу от  аира до  ейптауна. Ќа юге африканского континента к этому времени существовали две республики, созданные бурами (потомками голландских переселенцев) Ч “рансвааль и ќранжева€.


¬ 1899 году правительства бурских республик отказались предоставить англичанам полные политические права. Ётот отказ стал поводом дл€ нападени€ ¬еликобритании на буров. ¬ойна началась 11 окт€бр€ 1899 года и продолжалась два с половиной года.


Ѕуры, защищавшие свою независимость, оказали €ростное сопротивление английским войскам, завоевав сочувствие многих народов мира. ќколо 12 тыс€ч добровольцев из разных стран сражались на стороне буров, но численное превосходство было на стороне англичан Ч 450 тыс€ч против 60 тыс€ч.


Ёта война значительно отличалась от предшествовавших вооруженных конфликтов. ¬ ее ходе нашли применение первые образцы автоматического оружи€ Ч пулеметы и скорострельные полевые оруди€.


¬озрастание огневой мощи оружи€ привело к по€влению новой организации боевых действий. —омкнутые построени€, в которых пытались наступать англичане, оказались непригодными. ¬ойна лишний раз доказала преимущества рассредоточенных боевых пор€дков Ч стрелковых цепей.


Ѕоевые действи€ на юге јфрики стали принимать форму армейских операций, широко использовались партизанские методы и глубокие рейды в тыл врага. Ќе име€ достаточных сил дл€ открытых столкновений с английской армией, буры, пользу€сь отсутствием сплошной линии фронта, успешно примен€ли партизанскую тактику, нанос€ посто€нные удары по основным тыловым коммуникаци€м противника Ч железным дорогам, и наруша€ снабжение английских войск.


ѕыта€сь найти способ обеспечить безопасность своих железных дорог, сыны туманного јльбиона стали в полевых услови€х создавать своеобразные блокгаузы на колесах Ч хорошо вооруженные и имеющие надежные укрыти€ [19] дл€ личного состава, вагоны. Ќа имевшихс€ грузовых железнодорожных платформах устанавливались не только артиллерийские оруди€ и пулеметы, но и устраивались укреплени€ из мешков с песком, шпал, и тому подобных материалов, дл€ солдат.


ѕостепенно, накопив опыт, англичане перешли от примитивной установки мало приспособленных дл€ этого полевых артиллерийских орудий на железнодорожные платформы к блиндированным и броневым поездам импровизированного исполнени€, а затем и к типовым схемам бронировани€ вагонов и паровозов. Ёти первые бронепоезда стали новым и довольно эффективным средством противопартизанской войны, хот€ такой термин тогда еще не был в ходу.


Ќовый вид боевой техники первоначально получил наименование Ђблиндированные поездаї. ¬ период англобурской войны британскими войсками широко примен€лись три типа блиндированных поездов.


¬ поездах первого типа стандартные крытые товарные вагоны бронировались стальными листами толщиной шесть Ч семь миллиметров, а при их отсутствии в полевых услови€х, листовым котельным железом толщиной в один сантиметр. ѕодобное бронирование позвол€ло уберечь солдат от огн€ стрелков. ¬ продольных стенках вагонов оборудовалась узка€ дверь дл€ посадки и высадки команды и десанта, открывавша€с€ наружу и закрепл€вша€с€ внутри вагона железными засовами.


¬ верхней части бронированных стенок делалась прорезна€ продольна€ полоса, позвол€вша€ экипажу вести наблюдение за окружающей местностью. Ёта прорезь имела и другое предназначение Ч служила как амбразура дл€ ведени€ огн€ из стрелкового оружи€ и дл€ вентил€ции. јмбразуры дл€ стрельбы имелись также в боковых стенках и ближе к полу. ќгонь из них можно было вести лежа или сто€ на колене. ¬ торцах вагона были квадратные амбразуры дл€ скорострельных пушек.


ƒл€ оборудовани€ бронепоездов второго типа использовались полуоткрытые дерев€нные четырехосные железнодорожные платформы. Ќа них, на небольшом рассто€нии [20] от внутренних дерев€нных стенок, устанавливались листы из волнистого железа.


ћежду стенками вагона и листами железа дополнительно укладывались рельсы то подошвой, то головкой вниз. ¬ысота подобных защитных стенок достигала двух метров. ¬ них оборудовались амбразуры дл€ ведени€ огн€ из скорострельных пушек (по одной с каждой стороны вагона), пулеметов и винтовок. —трельбу солдаты могли вести как сто€, так и лежа.


¬ случае необходимости на специально изготовленной раме нат€гивалс€ брезент, служивший крышей вагона. ƒл€ наблюдени€ за окружающей местностью, а на сто€нке постом дл€ часового, служила наблюдательна€ вышка, устанавливаема€ в вагоне. јмбразуры, в случае обстрела противником, закрывались бронированными заслонками.


“ретий тип блиндированных вагонов, примен€вшихс€ англичанами в јфрике, представл€л из себ€ обыкновенные товарные вагоны, укрепленные при помощи стенок из рельсов до высоты их естественных стенок Ч 91,5 см от пола.  огда рельсов не хватало, дл€ укреплени€ вагонов использовали все, что попадало под руку Ч шпалы, котельное железо, мешки с песком.


 роме того, использовались и другие вариации на тему бронированных вагонов: на товарных вагонах стенки повышали до двух метров, стальные листы крепили под углом внутрь вагона (чтобы пули рикошетили). ¬ щитах делали продольные амбразуры дл€ ведени€ винтовочного огн€.


Ќедостатком подобных импровизированных броневагонов было отсутствие дверей, из Ч за чего гарнизон вынужден был перелезать через стенки, чтобы попасть вовнутрь или выбратьс€ наружу.  рыши вагоны не имели, что позвол€ло устанавливать внутри посто€нные или переносные возвышени€ дл€ наблюдени€ за противником.


«ащита железнодорожных коммуникаций стала большой проблемой дл€ английского командовани€. »з Ч за посто€нных нападений отр€дов буров на железные дороги, англичане вынуждены были примен€ть стальные вагоны дл€ перевозки войск, артиллерии и припасов.   грузовым поездам прицепл€лись блиндированные вагоны с гарнизонами, которые служили дл€ их сопровождени€ и защиты. [21]


ƒл€ командного состава британской армии, за которым с особенным старанием охотились буры Ч стрелки, тоже начали строить специализированные защищенные пассажирские вагоны. »х стенки укрепл€лись стальными листами толщиной 6,3 мм, окна устраивались под самой крышей. ƒл€ входа и выхода имелись две двери.


¬скоре т€жела€ фронтова€ жизнь потребовала бронировани€ и паровозов. ѕовреждение или уничтожение незащищенных локомотивов превращало неподвижные составы в прекрасную мишень дл€ буров и вело к большим потер€м. Ќеобходимо было защитить и паровозы.


ѕервоначально дл€ защиты от пуль винтовок стрелков Ч буров примен€ли канаты, которые в несколько р€дов навешивались на тендер, котел и паровозную будку. ѕозже дл€ этой цели стали использоватьс€ стальные листы или котельное железо.


Ѕлиндированный паровоз с тендером после этого выгл€дел как закрытый €щик, у которого основной по€с брони располагалс€ чуть выше линии паровозного котла и не ниже человеческого роста. «ащищались от огн€ противника также наиболее важные механизмы ходовой части, иногда даже колеса. ƒл€ машиниста и кочегара имелась узка€ стальна€ дверь, а в стенках Ч маленькие окна дл€ наблюдени€.



ѕаровоз посто€нно размещали в середине блиндированного поезда, убива€ тем самым двух зайцев Ч создавали ему дополнительную защиту и давали возможность фронтального ведени€ огн€ блиндированному вагону Ч артиллерийские оруди€ чаще всего устанавливали в торце вагона.


¬ качестве артиллерийского вооружени€ бронепоездов чаще всего примен€лись 76Цмм полевые оруди€, хот€ иногда устанавливались и более мощные 150Цмм и 220Цмм пушки.


„исло вагонов в блиндированных поездах обычно не превышало дес€ти, а чаще всего составл€ло три Ч четыре. ƒл€ маскировки их раскрашивали под цвет местности. ¬ ночное врем€ дл€ освещени€ пути использовали электрический рефлектор, энергию дл€ которого вырабатывала динамо Ч машина. [22]


ƒл€ ведени€ разведки бронепоезда оборудовались воздушными шарами, которые крепились к составу стальным тросом, намотанным на вал лебедки (она же использовалась дл€ спуска шара). ¬ корзине аэростата имелись подзорна€ труба, телефон или сигнальное устройство дл€ св€зи с командой бронепоезда.


¬ состав некоторых блиндированных поездов также включались блиндированные железнодорожные самокаты системы —имса. ѕредназначались они дл€ рекогносцировки местности, ремонта и охраны пути, участи€ в боевых операци€х блиндированных поездов.


»х экипаж состо€л из 3Ц4 человек, а вооружены они были автоматической скорострельной пушкой ћаксима. Ѕлиндажный кожух, защищавший самокат, состо€л из двух частей: нижн€€, прикрывавша€ двигатель и ходовую часть Ч вертикальные стальные листы толщиной 7 мм, и верхн€€ Ч наклонные стальные листы толщиной 5 мм дл€ защиты экипажа. ћощность двигател€ внутреннего сгорани€, работавшего на керосине, составл€ла 7 лошадиных сил. ћаксимальна€ скорость Ч 24 мили в час.


ћаневренный, партизанский характер боевых действий и неразвита€ железнодорожна€ сеть на юге јфрики насто€тельно требовали создани€ бронированных машин, способных двигатьс€ по обычным дорогам, а не прив€занных к рельсам, как бронепоезда. » уже в ходе войны были впервые опробованы так называемые безрельсовые блиндированные поезда.


—осто€ли они из блиндированного автомобил€ Ч т€гача, трех блиндированных повозок и двух 150Цмм артиллерийских орудий. “€гач приводилс€ в движение паровым двигателем мощностью 60 лошадиных сил. Ќа нем имелс€ запас топлива Ч около 800 килограмм угл€ и 150 ведер воды. ћаксимальна€ скорость не превышала 8 миль в час.


ћашина со всех сторон была защищена шестимиллиметровыми листами хромоникелевой стали (вес брони Ч 4,5 тонны), общий же вес бронированного т€гача достигал 22 тонн. Ўирина ведущих колес, дл€ повышени€ проходимости, составл€ла 61 см. Ќа них также могли устанавливатьс€ дополнительные съемные зубь€ или резцы. ƒл€ самовытаскивани€ могла использоватьс€ парова€ лебедка. [23]


Ѕлиндированные повозки, имевшие длину 4,5 м и около 2 м в ширину, могли перевозить до шести тонн груза. ¬нутри повозки устанавливалось артиллерийское орудие, ствол которого просовывалс€ в специальную бойницу торцевой стенки.


ƒл€ стрельбы из винтовок и наблюдени€ служили отверсти€ в верхней части всех стенок, закрываемые блиндированными заслонками. ƒл€ погрузки артиллерийского оруди€ на повозку служили съемные подставки, имевшие желобообразную форму дл€ колес и устанавливавшиес€ наклонно у заднего конца, и парова€ лебедка со стальным тросом.


“€гач и повозки сцепл€лись между собой специальными дышлами, но были оснащены автономными тормозами, что позвол€ло обеспечивать безопасность при крутом спуске.


ѕодобные конструкции были гораздо маневреннее блиндированных поездов, поскольку не были прив€заны к железнодорожным пут€м, которые к тому же могли быть уничтожены или повреждены противником. ќни стали своеобразными предтечами бронеавтомобилей, бронетранспортеров и в какой Ч то мере танков первой мировой войны.


ќпыт англо Ч бурской войны в начале века тщательно изучалс€ всеми военными специалистами ≈вропы, которых особенно интересовали результаты применени€ в боевых услови€х новинок военной техники и оружи€. »де€ бронированных поездов нашла своих последователей в ведущих европейских державах, тем более, что человечество уже на всех парах неслось к мировой войне.



Ѕронепоезда вступают в бой

  началу первой мировой войны армии западноевропейских стран уже имели до 30 бронепоездов простейшей конструкции Ч паровоз и несколько броневагонов. –аспространению бронепоездов в европейских арми€х того периода способствовал быстрый рост прот€женности железных [24] дорог. ¬ 1913 году мировое прот€жение железных дорог (без –оссии) достигло уже 1046 тыс. километров.

¬ –оссии положение с железными дорогами, по сравнению с другими странами, было довольно печальным. ѕрот€женность железных дорог составл€ла 58,5 тыс€ч километров. Ќо особенно плохо дело обсто€ло с подвижным составом. Ќа 1 км эксплуатационного пути в јнглии приходилось 0,726 локомотивов, в √ермании Ч 0,502, в »талии Ч 0, 378, в –оссии Ч 0,307.

“оварных вагонов на 1 км сети приходилось: в јнглии Ч 22,57, в √ермании Ч 10,95, в –оссии Ч 7,23.  оличественную недостаточность подвижного состава усиливала техническа€ его отсталость.

Ќо в западных районах российской империи железнодорожна€ сеть была гуще, что вскоре позволило довольно успешно использовать здесь бронепоезда.

¬ ходе войны в разных странах началось строительство т€желых бронепоездов, представл€вших собой, чаще всего, бронированные железнодорожные транспортеры дальнобойных артиллерийских орудий большой мощности. ќни сводились в батареи, дивизионы и полки, и использовались дл€ разрушени€ крепостных и долговременных фортификационных сооружений.

јмериканцы на своей территории организовали строительство 12Цосных бронированных железнодорожных транспортеров с оруди€ми калибра 370Цмм и дальностью стрельбы до 45 км. »х судами перевозили через океан в ≈вропу, где прицепл€ли бронепаровоз и вагоны сопровождени€, формиру€ так называемые бронепоезда особого назначени€.

ѕодобные конструкции получили наибольшее распространение в арми€х наиболее развитых стран мира Ч —Ўј, ¬еликобритании, ‘ранции и √ермании. ќстальные, не имеющие возможности строить столь мощные артиллерийские установки, обходились более простыми вариантами, с оруди€ми среднего калибра, чаще всего полевыми.   их числу относилась и –осси€.

√отов€сь к надвигавшейс€ войне, которой было суждено стать мировой, ее потенциальные участники в обстановке полной секретности разрабатывали оперативные [25] планы. ¬сему миру стал известен германский план Ўлиффена, так и не осуществленный армией кайзера ¬ильгельма ¬торого.

Ќо были и другие подобные планы, не получившие такой же попул€рности. Ќесмотр€ на многочисленные отличи€, их объедин€ло одно желание Ч решить исход войны в течение нескольких недель или мес€цев. ѕоэтому основным видом боевых действий предполагалось наступление.

¬ соответствии с наступательной стратегией велось и строительство вооруженных сил ведущих европейских держав. Ќа вооружение принимались бронеавтомобили и бронепоезда, способные вести высокоманевренные действи€ в рамках концепции Ђмолниеносной войныї.

Ёти обсто€тельства объ€сн€ют, почему до первой мировой войны не были реализованы многочисленные проекты танков. »х проекты в тот период базировались, главным образом, на тихоходных тракторных шасси, и дл€ маневренной войны не подходили. ѕотому Ч то их клали под сукно, до лучших времен.

Ќо начавша€с€ в августе 1914 года перва€ мирова€ война, очень скоро прин€ла позиционный характер. ћногомиллионные армии европейских держав стали все глубже закапыватьс€ в землю, укрепл€€ свои позиции километрами колючей проволоки, многочисленными минными пол€ми. “ыс€чи пулеметов в считанные минуты выкашивали полки и дивизии, выбравшиес€ из окопов в атаку.

ћаневренных боевых действий, как это было в войнах дев€тнадцатого века, с 1915 года практически не велось. ѕрорыв обороны противника на узких участках фронта обеспечивало лишь массированное применение артиллерии. “ыс€чи т€желых орудий дн€ми и недел€ми обрабатывали вражеские позиции, превраща€ их в подобие лунного пейзажа, создава€ услови€ дл€ пехотных атак.

ѕарадокс ситуации заключалс€ в том, что противники оказались в состо€нии сорвать стратегические планы друг друга, но не могли реализовать собственные. ѕришлось закапыватьс€ в землю, готов€сь отразить любое наступление врага.

¬ таких услови€х бронепоезда, имевшиес€ в противосто€щих арми€х, применени€ себе практически не находили. [26] ∆елезнодорожные линии в полосе фронта, как правило, уничтожались, а восстанавливать их под плотным артиллерийским огнем непри€тел€, было самоубийством. ѕоэтому участие бронепоездов в боевых действи€х, в основном, носило эпизодический характер на отдельных участках фронта.

“ребовались новые средства ведени€ войны, способные вывести ситуацию из окопного тупика. Ѕронепоезда и бронеавтомобили не оправдали возлагавшихс€ на них больших ожиданий. ¬от тут Ч то и вспомнили о проектах танков, и они воплотились в металле, чтобы сыграть свою заметную роль в заключительном периоде великой войны.

Ќемецкий танковый теоретик и практик √удериан в своих мемуарах констатировал: Ђѕерва€ мирова€ война после короткого периода маневренных действий на «ападном фронте застыла в позиционных сражени€х.

Ќикакое сосредоточение военных средств, достигшее громадных размеров, не в состо€нии было сдвинуть фронты с места, пока в но€бре 1916 года на стороне противника не по€вились танки и не перенесли благодар€ своей броне, гусеницам и вооружению, состо€вшему из пушек и пулеметов, ранее незащищенных солдат через заградительный огонь и проволочные заграждени€, через рвы и воронки живыми и боеспособными на передний край обороны немцев; наступление снова, было восстановлено в своих правахї.

Ѕронепоезда же, в силу своей прив€занности к железным дорогам, не смогли сыграть подобной роли, и, естественно, отошли на второй план военной драмы, ограничившись решением второстепенных задач, вроде патрулировани€ железных дорог и огневых налетов на позиции более слабого противника.

≈ще накануне мировой войны бронева€ секци€ российского ¬оенно Ч технического департамента в 1912 году завершила разработку первого проекта типового бронепоезда дл€ русской армии. ѕосле показа модели нового оружи€ руководству военного министерства последовал заказ на постройку первых четырех бронепоездов.

¬ августе 1914 года, почти одновременно с первыми залпами великой войны, в мастерских 9Цго железнодорожного [27] батальона русской армии завершилось строительство первого бронепоезда в составе бронепаровоза и четырех бронеплощадок. ¬ооружен он был четырьм€ горными 76,2Цмм пушками и восемью пулеметами.

”же в начале 1915 года бронепоезд отправилс€ на фронт, где ситуаци€ складывалась дл€ русской армии не самым лучшим образом.  атастрофа в ¬осточной ѕруссии лишила –оссию лучших полков и дивизий, а перенос √ерманией центра т€жести своих военных усилий на восточный фронт и вовсе поставил ее в т€желейшее положение.

ѕодавл€ющее преимущество германской армии в артиллерии, особенно т€желой, русское военное командование пыталось компенсировать различного рода новаци€ми, вроде бронепоездов, которые позвол€ли осуществл€ть быстрый маневр артиллерией с одного участка фронта на другой.

«а первым составом вскоре последовал второй, по€вились и новые проекты, предлагавшие более совершенные конструкции. ¬оплощение в металле получили два из них Ч генерал Ч майора ћ.¬.  олобова и инженера Ѕалл€.

√енеральский бронепоезд состо€л из бронепаровоза на базе стандартной Ђовечкиї и двух бронеплощадок, построенных на основе двухосных грузовых платформ. Ѕронеплощадка состо€ла из пулеметного каземата, в котором устанавливались 12 трофейных австрийских пулеметов системы Ўварцлозе, и башенной орудийной установки с трехдюймовой горной пушкой образца 1904 года.

Ёто орудие было выбрано в качестве основного вооружени€ за свои небольшие размеры и массу, позвол€вшие, разместить ее на поворотной установке в передней части вагона. ”гол обстрела составл€л по горизонтали 220 градусов.

 оманда бронепоезда состо€ла из 94Цх человек (из них четыре Ч офицеры), которым были обеспечены довольны комфортные услови€ дл€ боевой работы. Ќадо заметить, что на большинстве бронепоездов времен гражданской и второй мировой войны о них могли только мечтать.

ќбе бронеплощадки были оснащены системой парового отоплени€, теплоЧ и шумоизол€цией (20Цмм слой пробки [28] и 6Цмм фанера).  омандир бронепоезда вел наблюдение и руководил действи€ми своего экипажа из наблюдательной башенки, установленной на бронепаровозе. ƒл€ св€зи с бронеплощадками использовались электрическа€ сигнализаци€, рупорна€, как на корабл€х, и звонкова€ св€зь.

„етыре бронепоезда подобной конструкции вошли в состав русской армии в конце 1915 года. √оловной, получивший название, навевавшее воспоминани€ о сопках ћаньчжурии, Ђ’унхузї передали 1Цму «аамурскому железнодорожному батальону.

ѕо одному такому же бронепоезду получили 2Цй и 3Цй «аамурские и 2Цй —ибирский железнодорожные батальоны. ќни имели номера 2, 5 и 3 соответственно.

¬ российской армии бронепоезда организационно входили в состав железнодорожных войск, что облегчало их строительство, техническое обслуживание и ремонт в полевых услови€х. ѕосле постройки первых бронепоездов было развернуто их производство в  иеве, в мастерских ёго Ч «ападной железной дороги, и в ќдессе в мастерских –усского общества пароходства и торговли.

–аспространение в этот период получила и типова€ конструкци€ полевого бронепоезда русской армии образца 1915 года конструкции инженера Ѕалл€, включавша€ бронепаровоз с трехосным тендером и две бронеплощадки с концевым казематом, в котором была установлена трехдюймова€ горна€ пушка образца 1904 года. Ќа каждой площадке имелось двенадцать станковых пулеметов Ђћаксимї (по шесть на каждый борт.

Ќесмотр€ на то, что спешно построенные поезда имели довольно примитивную конструкцию и слабое вооружение, их боевое применение оказалось весьма успешным. ¬ед€ боевые действи€ и оказыва€ огневую поддержку войскам в полосе, прилегавшей к железнодорожным лини€м, бронепоезда показали высокую эффективность.

Ќа войне как на войне, поэтому были и потери в бо€х. 24 сент€бр€ 1915 года, во врем€ рейда на позиции австро Ч венгерской армии, был разбит русский бронепоезд Ђ’унхузї под командованием поручика  рапивникова.

јвстрийское командование, видимо полага€сь на крепость своих оборонительных рубежей, не потрудилось даже [29] уничтожить или привести в негодность железнодорожную ветку, идущую от русских позиций через передовую. Ётим не преминули воспользоватьс€ русские командиры.


Murzilka_Inc



Ѕронепоезд русской армии конструкции инженера Ѕалл€

–анним утром, в предрассветном тумане, русский бронепоезд подошел к линии фронта. јвстрийские наблюдательные посты прогл€дели его выдвижение, и продолжали боротьс€ со сном. –азбудили их только орудийные залпы и треск пулеметов бронепоезда, двинувшегос€ в атаку. ѕолусонные солдаты императора ‘ранца Ч »осифа слабо сопротивл€€сь, начали отход с первой линии окопов.

ѕосле прорыва оборонительных рубежей противника и выхода бронепоезда ко второй линии вражеской обороны, противник пришел в себ€ и открыл массированный ответный огонь. ¬скоре австрийский снар€д разворотил железнодорожный путь позади состава. ѕродолжать движение [30] вперед тоже было невозможно Ч полотно разрушено, к тому же сошла с рельс контрольна€ платформа, сделав невозможным быстрое восстановление пути.

ќстановившийс€ бронепоезд представл€л прекрасную мишень дл€ австрийских артиллеристов, и вскоре прилетевшие один за другим три снар€да угодили в головную бронеплощадку, следующие разворотили кормовую и пробили котел паровоза, окончательно лишив бронепоезд хода. ѕогибли почти все артиллеристы.

—удьба русского бронепоезда была решена. ¬опрос был только в том, сколько будет продолжатьс€ предсмертна€ агони€.  омандир поручик  рапивников, тоже получивший ранение, понима€ безвыходность ситуации, отдал приказ команде покинуть состав и пробиватьс€ к своим войскам.

ќстаткам команды удалось вернутьс€. ѕодбитый же бронепоезд осталс€ на нейтральной полосе, где просто€л до лета 1916 года, врем€ от времени тревожимый шальными снар€дами и пул€ми с обеих сторон фронта. ¬о врем€ наступлени€ войск ёго Ч «ападного фронта его удалось вернуть. ќднако техническа€ комисси€, осмотревша€ состав, пришла к выводу о невозможности восстановлени€ бронепоезда и он пошел на металлолом.

Ѕолее успешно против австро Ч венгерских войск на ёго Ч «ападном фронте действовал бронепоезд є 3 2Цго —ибирского железнодорожного батальона. ¬ начале июн€ 1915 года его экипаж совершил дерзкий налет на австрийские позиции под городом  расный, прорвав оборону австрийцев и нанес€ артиллерийский удар по их тылам.

Ётот успех подтолкнул российское военное руководство к постройке новых бронепоездов усовершенствованной конструкции. –ешили каждому железнодорожному батальону придать по одному такому составу.

ѕроизводить на этот раз их постановили не кустарно, как прежде, а по специально разработанному проекту на заводах. »з многочисленных имевшихс€ проектов в качестве основы было выбрано два: штабс Ч капитана 8Цго железнодорожного батальона ѕилсудского и начальника 2Цй «а Ч амурской железнодорожной бригады генерал Ч майора  олобова. [31]

ѕо российским меркам строительство бронепоездов велось весьма высокими темпами. ”же к 10 окт€бр€ был готов первый состав дл€ 8Цго железнодорожного батальона, а к 15 окт€бр€ Ч четыре бронепоезда дл€ 2Цй «аамурской бригады.

  концу года, на ¬осточном фронте действовало уже 15 бронепоездов Ч по одному на —еверном и «ападном, восемь на ёго Ч «ападном, четыре на  авказском фронте и один в ‘инл€ндии (использовалс€ дл€ береговой обороны и охраны побережь€).

—троились они на знаменитом ѕутиловском заводе в ѕетрограде. —пешно разработанна€ типова€ конструкци€ включала в себ€ бронированный паровоз, две бронеплощадки с артиллерийскими оруди€ми и две Ч три контрольные платформы, на которых размещались рельсы, шпалы, костыли и другое железнодорожное имущество дл€ ремонта полотна.

ѕервое же применение бронепоездов в боевых действи€х позволило определить их недостатки: громоздкость конструкции, малую подвижность, неудобство управлени€ огнем, слабость вооружени€, особенно у броневых моторных дрезин, строившихс€ в ¬ологодских,  иевских и ќдесских мастерских (всего 2Ц4 пулемета).

Ѕыли и потери. ¬ случае повреждени€ железнодорожного пути или паровоза, бронепоезд превращалс€ в неподвижную мишень дл€ артиллерии противника. ѕосле этого врем€ жизни бронепоезда зависело только от мастерства и точности артиллеристов противника, а чаще всего это были австрийцы. „ерез два года, к середине 1917 года, на вооружении российской армии оставалось всего семь бронепоездов, остальные были потер€ны в бо€х или находились в ремонте.

«атишье и стабилизаци€ линии фронта в начале 1916 года снизили уровень боевой активности русских бронепоездов.  омандование получило возможность дл€ маневра имеющимис€ силами и средствами. — ”краины бронепоезда є 2 и є 3 были переброшены на «ападный фронт, в район белорусского города ћолодечно, где прошли ремонт и модернизацию. ¬ частности, на тендере паровоза была установлена дополнительна€ орудийна€ башн€ с трехдюймовой [32] горной пушкой, способна€ вести огонь по воздушным цел€м.

Ћетом того же года большинство бронепоездов русской армии было сосредоточено на ”краине, где готовилось наступление войск ёго Ч «ападного фронта Ч знаменитый Ѕрусиловский прорыв. ќни участвовали в бо€х под Ћуцком, на железнодорожной линии  овель Ч —арны.

Murzilka_Inc

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть I€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть II€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть III€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть IV€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть V€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть VI€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть VII€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть VIII€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть IX€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть X€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть XI€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть XII€

 репости на колесах: »стори€ бронепоездов - „асть XIII€


ѕроцитировано 2 раз
ѕонравилось: 1 пользователю

Ћезгафт   обратитьс€ по имени —уббота, 11 »юн€ 2016 г. 00:42 (ссылка)
≈сть в бумажном виде эта книге. Ќесколько злопыхательска€. — выводами автора не всегда согласен, ошибки есть, но в целом собраны интересные факты
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—уббота, 11 »юн€ 2016 г. 13:36ссылка
в бумажном не видал.. а то ’“ћЋ издание которое видел , с небольшими корректировками залью и сюда...
¬ладим≈р_ озинов   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 13 »юн€ 2016 г. 09:11 (ссылка)
≈панделин, читаю с огромным интересом, благодарю)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬торник, 14 »юн€ 2016 г. 07:34ссылка
верстаю продолжение, сегодн€ завтра будут новые серии

спасибо большое...
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку