-Рубрики

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Рудко_Алексей

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 2) Арт_Калейдоскоп Только_для_мужчин
Читатель сообществ (Всего в списке: 3) АРТ_АРТель Служба_изменения_кадров _СТРАНА_ЧУДЕС_

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.03.2012
Записей: 4422
Комментариев: 9195
Написано: 15143


8 причин быть неверующим

Воскресенье, 11 Ноября 2012 г. 14:25 + в цитатник


Несмотря на то, что воззрения, стоящие за неверием и атеизмом, разнообразны, можно попытаться выделить несколько основных убеждений, несовместимых или плохо совместимых с религиозностью.

1. Высказывания, претендующие на истинность, должны быть максимально точными и однозначными.

В религиозных текстах мы сталкиваемся с метафорами и прочими тропами, злоупотреблением многозначностью слов, поверхностными обобщениями, неоправданными аналогиями и пр. Они могут быть привлекательны художественно, но художественное творчество на истинность не претендует, заведомо фантазирует.

"То, что вообще может быть сказано, может быть сказано ясно, а о чем невозможно говорить, о том следует молчать".

Далеко не всякое положение мы считаем нужным доказывать, не всё может быть доказано в обозримом будущем и тем более, не всё, с чем мы соглашаемся, доказано научно (стоимость проезда на метро пассажир не определяет в лаборатории).

Однако культура мышления требует различать и уточнять. Отличать очевидности от веры, веру от доверия, доказанные факты от предположений, предположения от научных гипотез и фантазий (я могу предположить, что в соседней квартире находится притон - имеются кое-какие факты, наводящие на такую мысль, хоть 100% доказательств у меня нет, но представление, что там живут 2 аллигатора, будет чистой фантазией, хотя неопровержимых доказательств отсутствия там аллигаторов у меня также нет), фантазии от галлюцинаций и т.п.

Если вышеперечисленное и прочее постоянно путается, одно подменяется другим, смешивается с третьим, то закономерно возникает неприятие - у тех, кто ценит точность и ясность, конечно (а ценны они не для всех).

Зачастую учёные-естественники, например, стремятся к точности и ясности лишь в своих лабораториях, а в прочих сферах позволяют себе рассеянность, интеллектуальную неряшливость, небрежность, алогичность, различные предрассудки.

Но если исходить из точности, ясности, однозначности как универсальных ценностей, то они плохо совмещаются с религиозностью.

2. Суждения должны быть объективными.

Наши настроения и эмоции, симпатии и антипатии, привычки и пристрастия и пр. не должны мешать нам выносить объективные суждения о чём-либо. Понятно, что в принципе абсолютно чистый разум - недостижимый идеал. Но для определённого числа людей он именно идеал, ценность, к объективности надо стремиться. Иметь привычки, те же симпатии и антипатии, любить что-то или ненавидеть - законное право любого человека. Но в своих суждениях необходимо быть интеллектуально честным.

Если же мы встречаемся с заведомой необъективностью, с откровенным стремлением подогнать задачу реальности под заранее придуманный ответ, пусть даже и неосознанным, защищать "наши" взгляды не потому, что они истинны, а потому, что они "наши", высказываются "нашими" людьми, с желанием не выносить сор из избы - ведь это "наша" изба - то это расценивается как враньё, заведомый обман, наподобие обмана напёрсточников и вызывает неприятие.

На самом деле, для укрепления позиции религии гораздо больше делают верующие люди, которые открыто ругают различные её недостатки, чем хвалящие или помалкивающие - по крайней мере, первых трудно обвинить в необъективности и лжи, хотя бы и умолчанием. Впрочем, таких очень немного.

3. Позитивные психологические черты человека - свобода, сила воли, разум, справедливость, сдержанность, чувство собственного достоинства, скромность. Раболепство, лизоблюдство, инфантильность, страхи, истерическая демонстративность, экзальтированность, ханжество, фанатизм, легкомыслие и пр. - негативные черты, с ними необходимо бороться.

Многие из негативных черт не просто встречаются в религиозной среде (мало ли где они встречаются, никто не идеален), но намеренно культивируются, считаются нормой и даже идеалом. Вот последнее и вызывает неприязнь.

Понятно, что верующие, например, проползание под иконой или ползание на коленках перед ней, целование рук священника или умиление перед лицом архиерея трактуют не как раболепство, а как выражение высшего почтения к святыне, в конечном счёте, к самому Богу, Который проявляет себя и в иконе, и в сане. А перед Богом, по их мнению, и можно, и должно и на коленках ползать, и ниц простираться, и лбом оземь бухаться, плакать и стенать, умолять, самоуничижаться.

Но по крайней мере, определённое количество людей всё вышеперечисленное считают отвратительным и недостойным. Отсюда, кстати, у многих и возникает неприятие религиозных церемоний и в частности, протесты против их государственного статуса.

Раболепство может в принципе вызывать отвращение, не только раболепство перед вполне светским начальником, а уж если раболепство считают нормой и идеалом, выставляют как пример для подражания, то возникает мысль о каких-то извращениях, возможно, сексуальных, в головах людей, его воспроизводящих, и о властях, совершенно не уважающих свой народ.

4. Нравственные нормы автономны, значимы сами по себе, а не в силу каких-то авторитетов, чьей-то воли, каких-либо прагматических соображений.

Для взрослого человека никто не может быть моральным авторитетом, авторитетом обладает только сама норма.

Между тем, верующие полагают, что нравственность производна от религии, религиозные организации присваивают себе право учительства в области нравственности, часто отрицается возможность нравственности неверующих, а если и не отрицается, то полагается некая неосознанная религиозность у нравственных людей, считающих себя неверующими. Или намеренно уничижаются нравственные нормы неверующих, они полагаются несовершенными,в отличие от нравственных норм верующих.

Подмена нравственных норм религиозными вызывает естественное неприятие некоторых людей. Усугубляется дело тем, что сами учителя нравственности зачастую не отличаются образцовой нравственностью, а выглядят "как все".

С какой стати надо руководствоваться их соображениями о морали, даже если они трактуют священные тексты - непонятно. Грамотны ныне если не все, то очень многие, прочесть тексты могут и без посторонней помощи.

5. Справедливость - одна из основных категорий нравственности.

Не все, конечно, так считают, но тем не менее. И тем, кто считают, довольно трудно примирить эту ценность с религиозной картиной мира. Попытки же примирения приводят ко всякого рода сомнительным теодицеям с очевидными натяжками, казуистикой, в конечном счёте, к сомнительной нравственности, полагающей благом бессмысленные страдания.

Нерелигиозное представление о мире как этически нейтральном, о нравственности как свойстве только человека и общества, об изменении нравственных норм во времени с развитием общества (что никак не влияет на их императивность для данного человека здесь и сейчас) согласуется с реальностью и требованием справедливости - от людей и здесь и сейчас.

6. Прогресс общества, хотя и органический, с сохранением всего лучшего, что было накоплено - это благо, сохранены должны быть не все традиции, а только лучшие из них, способствующие прогрессу.

Религия не просто консервативна, но зачастую откровенно реакционна, золотой век видит где-то в далёком или не столь далёком, но прошлом, к изменениям относится с подозрением и противится им. И в обществе в целом, а уж в рамках своей структуры - так в особенности.
Конечно, не все изменения прекрасны. Но религиозное сознание не стремится к общественному прогрессу в принципе, акцентируя внимание на "спасение души" индивидуума.

Для людей, которые считают сам по себе прогресс благом, пусть и не склонны приветствовать любые изменения, быть религиозными затруднительно.

7. Активная жизненная позиция, интерес ко многому, когда "мне до всего есть дело" (была такая песенка некогда), стремление к социальному созиданию, любопытство, желание познавать без какой-то утилитарной цели, самореализация и саморазвитие во многих сферах, желание достичь высоких результатов в разных областях и т.п.

Религиозное сознание тяготеет к изоляционизму, к сокращению потребностей и желаний, к аскезе, в том числе информационной и коммуникационной, к сосредоточению на индивидуальном "спасении души". Не всегда получается в современном обществе физически отгородиться от мира, но ставятся барьеры иного плана, связанные с образом жизни.

Определённому количеству людей это нравится: жизнь упрощается, а религия даёт этому упрощению социальную санкцию, представляя упрощение как качественный рост и критикуя "житейское море" как царство суеты, бессмысленного коловращения и пустого расходования сил.

Тем не менее, далеко не все могут с этим согласиться.
Религиозная аскеза может восприниматься как искусственное обеднение, примитивизация жизни, наподобие подсаживания на наркотики, а религиозная жизнь - как пресное и скучное существование нетворческих людей с ограниченными интеллектуальными и эстетическими запросами.

8. Страдания человеческие являются злом, с ними должно бороться, прогресс человечества связан, в первую очередь, с облегчением и избавлением людей от страданий, является путём к радости, здоровью, счастью, социальной гармонии и совершенству.

Не все религии позитивно относятся к страданию, но во всяком случае, во многих есть тенденция считать страдание в этом мире нормой. А иногда и благом, способом очищения души, прихода к Богу, обретения веры и праведности. Развитие человечества в плане избавления от страданий может рассматриваться циклично (а не прогрессивно) по принципу "всё течёт - ничего не меняется".

Больное, таким образом, приравнивается к здоровому ("разновидность нормы"), ущербное - к полноценному, слабость - к силе и т.п., при этом второе может восприниматься даже как превосходящее первое, как показатель особого качества, избранности. Радость же, счастье, наслаждения (не связанные со специфическими культовыми действиями) воспринимаются подозрительно, как нечто бездуховное и легкомысленное, либо вовсе порицаются, как противоречащие аскетизму переживания.

Соответственно, человек с противоположными взглядами может воспринимать возвеличивание страдания, болезни, ущербности и обесценивание наслаждений как нечто противоестественное, извращение, сходное с мазохизмом, а антипрогрессистский, в плане преодоления страданий взгляд - как пессимистический, неконструктивный, ведущий общество к упадку, деградации.

* * *

Конечно, эти 8 убеждений не исчерпывают ни все убеждения неверующих, ни даже те из них, которые важны в плане отношения к религии. Возможно, этот пост, подобно мифам об атеизме, будет со временем дополняться исправляться. Но, тем не менее, думаю, тема о позитивном содержании атеистической критики отчасти раскрыта.
Рубрики:  Психология


Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

Аноним   обратиться по имени Воскресенье, 11 Ноября 2012 г. 15:49 (ссылка)
Чушь какая - то. Алексей, от всей души хочу пожелать вам поменьше читать таких сомнительных авторов. Кто это такой? Мы даже не знаем его имени. А если и узнаем, то не запомним. Так зачем нам знать его вымыслы? Это какой-то бред сивой кобылы. Когда-то, когда я только шла к Богу, я тоже сомневалась, была большая внутренняя борьба. Пока я, в один прекрасный момент, не сказала сама себе: Рита, неужели ты думаешь, что Энштейн, Ломоносов, Гоголь, Менделеев, Паскаль и много других выдающихся людей, были настолько глупы, что верили в существование какого-то Бога? А ведь их заслуги перед человечеством известны всем, и ни один человек не скажет, что эти люди были глупы. А ты что, умнее их, что сомневаешься в существовании Бога?" Вы знаете, Алексей, после этого мне стало как-то спокойнее в "компании" таких людей и сомнений больше не возникало.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 11 Ноября 2012 г. 16:46ссылка
Эту статью я не считаю чушью. Каждому своё!
Перейти к дневнику

Воскресенье, 11 Ноября 2012 г. 17:21ссылка
Аноним
Согласна, каждому - своё.
Домовик   обратиться по имени Воскресенье, 11 Ноября 2012 г. 17:24 (ссылка)
Наверное человечество всегда, во всех религиях делилось на верующих и атеистов.И каждый старался переубедить оппонента,но все оставались при своём мнении.
Ответить С цитатой В цитатник
Ленутка   обратиться по имени Воскресенье, 11 Ноября 2012 г. 21:50 (ссылка)
У меня свой взгляд на веру! Я верю, но по-своему! Никогда не навязываю свое мнение, но могу поспорить, если кто-то пытается навязывать мне свои суждения!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 11 Ноября 2012 г. 22:54ссылка
Вот и правильно - нельзя навязывать свою веру кому либо. Каждый должен выбирать свой путь к богу!
Светлана_Локтыш   обратиться по имени Четверг, 15 Ноября 2012 г. 10:43 (ссылка)
Признаюсь, статью не дочитала. Уж больно многословная, мудреная местами. Как же ясность, конкретность при доказательстве истины? Тут как раз этого не достает.
Не надо путать Библию с людьми, трактующими ее нормы. Даже если это служители - это всего лишь люди. А в этом материале смешались "кони, люди".
Верить или не верить в Бога - каждый решает сам. Это важно только для самого человека. А солнышко не перестает всходить оттого, что мы не верим, что оно взойдет.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 15 Ноября 2012 г. 11:17ссылка
Правильно кто-то сказал, что Бог внутри человека. И соизмеримо с ним все наши поступки.
AZADA   обратиться по имени Понедельник, 12 Августа 2013 г. 11:27 (ссылка)
"Отсюда, кстати, у многих и возникает неприятие религиозных церемоний и в частности, протесты против их государственного статуса." и я под этим подпишусь. По моему, Бог- это наша мораль, наша совесть, вера в нас заложена природой, но это чувство эксплуатируют в корыстных целях...
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку