-Фотоальбом

Фотоальбом закрыт для неавторизованных. Зарегистрироваться!

 -Цитатник

Парк Сан-Суси(Park Sanssouci)Потсдам,Германия - (0)

Парк Сан-Суси(Park Sanssouci)Потсдам,Германия https://x-lines.ru/letters/i/cyrillicscript/0907...

Живу не так, как бы хотелось... - (0)

Живу не так, как бы хотелось... Живу не так, как бы хотелось. Заели суета и быт. ...

Чем занимаешься? - (0)

— Чем занимаешься? — Просто живу… — Чем занимаешься? — Просто живу… Чай заварила, шарлотку ...

Зеленые уголки парков и скверов сердца Санкт-Петербурга - Петроградского района - (0)

Зеленые уголки парков и скверов сердца Санкт-Петербурга - Петроградского района. ...

Поскьяво(Poschiavo)Швейцария - (0)

Поскьяво(Poschiavo)Швейцария https://x-lines.ru/letters/i/cyrillicscript/0907/e1197e/32/0/4nx7...

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в МАРИША-ВОДОЛЕЙ

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.01.2012
Записей: 10229
Комментариев: 5462
Написано: 23926


Государственный музей-заповедник "Павловск".Часть 3(2)

Четверг, 29 Сентября 2016 г. 20:22 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова Государственный музей-заповедник "Павловск".Часть 3(2).Парки

Самое красивое место

Огромный лесной массив (250 га) был создан в 1801—1828 годах художником-декоратором Пьетро Гонзаго в новом стиле русского пейзажного парка — парка равнины и скромной северной природы: с каждого поворота дороги можно любоваться всё новыми пейзажами, свободными от архитектурных сооружений, скульптуры и каскадов.В берёзовой роще расположен Розовый павильон и другие охраняемые государством объекты культурного наследия.

  

Круг белых берёз — обрамлённая берёзами круглая площадь, от которой лучами расходятся семь дорог.
«Самое красивое место» сочетает красоту живописных лугов, широко раскинувшихся вокруг тенистой рощи; здесь царит красота самой природы.


Розовый павильон — одно из самых поэтичных сооружений Павловского парка — сооружён в 1811—1812 годах архитектором А. Воронихиным на границе между Парадным полем и Белой Березой. В то время это было лёгкое деревянное здание с колонными портиками, увенчанное небольшим куполом, окружённое кустами редчайших сортов роз. В 1814 году по проекту К. Росси и П. Гонзаго к нему пристроили Танцевальный зал. В начале XIX века Розовый павильон воспринимался как новый центр всего садово-паркового комплекса; в то время здесь собирались гости Павловска, в числе которых было немало деятелей культуры — поэтов, писателей, художников и артистов

Создавая эту часть парка, Гонзаго во многом сохранил естественный облик долины. Художник лишь как бы прошелся своей кистью, кое-что затушевав, а кое- что выделив яркими мазками. На склонах он оставил рослые темные деревья и этим будто сдвинул берега. Долина стала казаться уже и глубже, а посаженные у воды ивы по контрасту с темным лесом- светлее и наряднее.

Дойдя до Новосильвийского моста, мы замечаем на опушке леса две полуразрушенные арки. Одна из них ведет в небольшое помещение, сводчатые стены которого частично засыпаны землей. Рядом остатки каменной лестницы с небольшой площадкой, «разбитые статуи, барельефы, карнизы, колонки редких мраморов, выказывающиеся из травы и поросшие мхом, представляли воображению живое понятие о развалинах Греции, дышащей еще величием и славой». Так повествует об этих руинах, созданных Камероном в 1801 году, писатель и этнограф начала XIX века Павел Свиньин.И тут же, чуть поодаль, на краю высокого обрыва стоит Краснодолинный павильон, построенный в 1801 году по проекту архитектора Камерона. Сейчас здание сильно обветшало.

На плоскую кровлю павильона, где когда-то была открытая площадка-бельведер, вела широкая наружная лестница. Ее массивные каменные столбы придавали постройке необычный вид. Внутренняя же отделка помещения отличалась простотой и изяществом. Стены были покрыты искусственным мрамором зеленовато-серого цвета.

На плафоне, расписанном Гонзаго с большим мастерством, изображалось небо и тонкая как бы свисающая березовая ветка с золотисто- желтыми осенними листьями. И словно перекликаясь с нею, через большие застекленные двери зала виднелись деревья парка.

Перейдя через горбатый Новосильвийский мост и оставив справа Новую Сильвию, мы выходим к «Белой березе». Не удивляйтесь бесконечности дорожек, ведущих вас через луга, перелески и поляны. Дорожек здесь немного, но общая протяженность их велика - 38 километров. Грандиозна и площадь Белой березы- 245 гектаров.

Еще по проекту Камерона в 1784 году от большой центральной площадки были прорублены семь широких прямых просек. Тогда это было место охоты. Гонзаго, сохранив регулярную планировку, создал здесь непревзойденные образцы пейзажных композиций, определивших художественный облик этого участка, самого большого в Павловском парке.

Название свое он получил благодаря березам, посаженным по кругу центральной площадки. Присев на стоящую здесь скамью, можно подолгу любоваться их хороводом и слушать неумолчный шелест листвы. Ее прозрачное кружево с золотыми свисающими сережками, светлые стройные стволы берез-все в движении, в мягкой игре красок.

Вокруг центральной площадки Гонзаго проложил две большие дороги. Они проходят через весь район. Перед гуляющими здесь открываются широкие ландшафты типично русской северной природы во всей ее могучей красоте.

Знакомы и близки нам эти картины. То широкие открытые луга с темной полоской леса вдали. То островки небольших рощиц среди светлых полян. Или вдруг видишь одиноко стоящую вековую сосну или березу - деревья-великаны, разросшиеся на просторе.

В этом районе парка нет ни павильонов, ни скульптуры. Ландшафт не разнообразят пруды и каскады. Все богатство пейзажей достигается только умелым подбором деревьев, причем исключительно местных пород, и их компоновкой. «Деревья, - писал Гонзаго, -отличаются друг от друга формой, цветом». Среди них он видел веселые и печальные, гордые и величественные. Хорошо понимая особенности пород деревьев, строил художник пейзажи, полные настроения и чувства.

Сохранились сведения, как создавалась Белая береза. Гонзаго, обходя участки леса вместе со своим учеником Степаном Кувшинниковым, несшим кисти и ведра с черной и белой краской, намечал границы будущих рощиц, особо отмечал деревья с красивыми кронами. Те деревья, что должны были, по его замыслу, сохраниться-помечались белой краской, предназначенные к вырубке - черной. Ни одно из них не оставалось без внимания художника, словно он видел в лесной чащобе будущие картины парка.

                                        

Одни и те же группы деревьев раскрываются с разных дорожек по-разному, то в ярком свете открытой поляны, то затененные зеленью переднего плана. Вот перед нами веселые березы, ветви которых полощутся в синеве неба. Но вы прошли дальше, и березы уже сами становятся фоном, выделяя строгие темные контуры остроконечной ели. Так, используя прием контраста, Гонзаго открывает в природе своеобразие и красоту.

                                       

От Белой березы широкой прямой дорогой выходим на Парадное поле. Это еще одно совершенное произведение садово-паркового искусства, созданное Гонзаго. Еще одна неповторимая вариация на тему, которой посвящен весь Павловский парк - красота и поэтичность русской природы.

Мы останавливаемся у полноводного пруда с затейливо изогнутыми берегами и тенистым островом посредине. Тихо скользят лодки под нависшим мостом. Вокруг пруда небольшие светлые лужайки чередуются с группами то густо посаженных пихт с вершинами, похожими на шпили, то сосен, прямые стволы которых, как колонны, поддерживают зеленый свод ветвей. На полянах красуются грандиозные «букеты» из деревьев разных пород. Посаженные гнездами по нескольку деревьев, они, кажется, поднимаются из одного корня, а их общая крона необычайно пышна и нарядна.

Трудно поверить, что здесь был плотно утрамбованный плац, по которому маршировали на парадах и смотрах павловские полки. Когда-то для устройства его пришлось вырубить огромный участок леса. Но затихло Парадное поле после смерти Павла. По пустому плацу только ветер гулял, поднимая пыль. В 1803 году Гонзаго было поручено разбить здесь новый район парка. Художнику предстояло на пустом ровном месте создать оригинальные пейзажи, созвучные характеру парка в целом. Используя приемы близкого ему театрально-декорационного искусства, Гонзаго успешно справился с этой задачей.

Художник так разместил деревья и кусты, что они как бы выполняют роль зеленых кулис, подчеркивают глубину и перспективу. Пейзажи предстают как огромные декорации, умело размещенные по сторонам дорожек. Но эти декорации «изображают» русскую природу.

В архиве Павловского дворца-музея хранятся многочисленные проекты будущей планировки Парадного поля, составленные Гонзаго. Сколько различных вариантов, касающихся только формы центрального пруда, размеров и очертаний острова на нем!

Около шести тысяч деревьев было посажено на территории Парадного поля. Их привозили из Новгорода и Пскова. При посадках отбирались определенные породы, учитывались размеры деревьев, формы крон. Принималось во внимание и то, что разные породы деревьев живут разное количество лет, что одни растения угнетают другие. Ведь иначе созданные картины будут постепенно искажаться.

                                          

Так как размеры Парадного поля сравнительно невелики, Гонзаго не создавал здесь пейзажей с далекими перспективами, как в Белой березе. Особое внимание художник уделял сочетанию деревьев и кустов различных пород.

Ни в одном районе парка не увидишь такого многообразия оттенков зелени листвы весной и летом, как здесь. А осенью палитра красок особенно богата. Невозможно оставаться равнодушным, видя празднично яркий клен, листья которого, кажется, вобрали в себя все оттенки теплых тонов, от светло-желтого до багряного. Он красуется рядом с вязом, который долго остается зеленым. Или вдруг замечаешь гроздья рябины, проглядывающие сквозь побуревшие дубовые листья.

Между Парадным полем и Белой березой некогда находилось еще одно замечательное сооружение. Это был Розовый павильон, построенный по проекту Воронихина в 1807 году. «Святилище Флоры, украшенное ее любимыми произведениями», - так писал о нем современник.

Множество роз цвело вокруг этой постройки. Внутри тоже царство роз. Они были изображены на вазах, картинах, вышиты на обивке мебели. Иногда здесь слышались тихие мелодичные звуки - от дуновения ветра приходили в движение струны эоловых арф. Эоловы арфы были помещены в верхних окнах центрального зала.

                   

Розовый павильон был местом многих встреч видных поэтов и писателей. В дни Отечественной войны 1812 года здесь читали свои патриотические стихи В. А. Жуковский, И. А. Крылов, Н. М. Карамзин, Н. И. Гнедич и другие. В павильоне происходили торжества в честь победоносного возвращения из Франции гвардейских полков. На них присутствовали прибывшие из Царского Села лицеисты, возможно, и молодой А. С. Пушкин.

Розовый павильон был знаком посетителям парка и в советское время. Разрушен он был в годы оккупации.

                                             

Павловский парк. Памятник великому князю Вячеславу Константиновичу

Работы Гонзаго, Воронихина, Росси завершили художественный ансамбль Павловска. Осуществление замыслов архитекторов было возможным благодаря труду множества крепостных мастеров, которые, претворяя проекты в жизнь, проявили высокую художественную культуру и глубокое понимание родной природы. Нельзя забыть и о крепостных людях, которые с лопатой и киркой в руках создавали парк и все то, что сейчас так восхищает нас в Павловске.

                                             

После смерти Марии Федоровны Павловск принадлежал великим князьям. Ничего художественно ценного за это время ни во дворце, ни в парке не создавалось. Наоборот, в соответствии с личным вкусом новых владельцев и без учета художественного единства интерьеров, была изменена отделка и убранство некоторых залов дворца. Парк постепенно заболачивался, зарастал, павильоны и другие сооружения ветшали.

                                           

С 40-х годов XIX века Павловск становится одним из популярных пригородов Петербурга. Это связано со строительством первой в России пассажирской железной дороги.

                                           

...1837 год. 30 октября. С шипением, пронзительно свистя, проходит маленький неуклюжий паровозик. Добросовестно тянет он несколько открытых вагонов, наполненных нарядной публикой. В первом вагоне, заглушая шум паровоза и стук вагонных колес, играет оркестр. Торжественно празднуется открытие первой в России пассажирской железнодорожной ветки. Ее протяженность казалась тогда очень большой - двадцать пять верст!

                                

Для привлечения большого числа пассажиров около Павловского вокзала по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера был выстроен Курзал-концертный зал. Его часто называют первой русской филармонией.

Здесь исполнялись произведения Глинки, Чайковского, Рахманинова.. .

В течение нескольких лет приезжал сюда на гастроли Иоганн Штраус. Вот он со скрипкой перед оркестром. Поднимает смычок, и вальсы-поэмы, то легкие и грациозные, то огневые и темпераментные, захватывают, увлекают слушающих.

Однажды летом в 1862 году публика с таким энтузиазмом аплодировала композитору, что не услышала гудка последнего поезда, уходившего в Петербург, и многим пришлось ночевать в Павловске. В тот вечер исполнялась новая полька Штрауса «В Павловском парке».

Нередко здесь за дирижерским пультом появлялся композитор А. К. Глазунов. Много раз на сцену выходил Федор Иванович Шаляпин.

Железная дорога облегчила связь с Павловском, и он постепенно превращается в модную дачную местность. Окраины парка, а порой и целые его участки начинают застраиваться дачами.

После Великой Октябрьской социалистической революции павловский архитектурно-художественный ансамбль стал достоянием народа.

Дворец и парк были взяты государством под охрану. Неоднократно приезжал сюда первый нарком просвещения А. В. Луначарский. Значительные средства выделяло Советское правительство на реставрационные работы. Научный отдел, созданный при дворце-музее, начал большую работу по сохранению художественных ценностей ансамбля.

                             

Павловск стал любимым местом отдыха ленинградцев. Но сюда приезжали не только отдохнуть-привлекала возможность познакомиться с крупнейшим памятником русской культуры. Десятки тысяч экскурсантов ежегодно посещали Павловский дворец-музей и парк.

                                       

Здесь можно было видеть архитекторов, скульпторов, художников. Студенты художественных вузов страны проходили в Павловске практику. Они делали обмеры, зарисовки дворца, павильонов и их архитектурных деталей. Зрелые мастера также изучали эти памятники. Павловский Курзал стал одним из центров музыкальной жизни нашего города. Так было до Великой Отечественной войны. Но внезапно фашистская Германия напала на нашу страну.

Сентябрь, 1941 год. Фронт совсем близко. Разрываются вражеские снаряды, оглушительно свистят бомбы. Научные сотрудники и рабочие музея, пренебрегая опасностью, спасают художественные ценности. Один за другим ко дворцу подъезжают грузовики. На них устанавливают тщательно упакованные ящики с фарфором, бронзой, картинами, уникальной мебелью. Вывозятся чертежи, рисунки архитекторов, художников-создателей Павловска.

В парке снимают с постаментов статуи и зарывают глубоко в землю. Тщательно составляется документация: инвентарные описи, топографические планы захоронений. Враг будет разбит. Павловск должен жить.

А фашисты совсем близко. Бои идут на подступах к городу.

Первый советский солдат, павший в бою под Павловском, был с воинскими почестями похоронен у братской могилы рабочих, казненных Юденичем в 1919 году.

Немцам удалось оккупировать Павловск. . .

Прошло два с половиной года самоотверженной борьбы советских людей с врагом. Разгромленные под Ленинградом фашистские дивизии начали отступать. 24 января 1944 года оккупанты были изгнаны из Павловска.

Советские люди возвращаются в освобожденный город. Всех волнует вопрос, что с дворцом, в каком состоянии парк. Вот аллея у привокзальных прудов. Она сохранилась. Но где же дворец? Стоят разрушенные, обезображенные кирпичные стены. А парк? Он сильно вырублен. Особенно пострадали Старая Сильвия и Большая звезда. Болота, пни, воронки от бомб и снарядов оставили здесь после себя фашисты. Многие вековые сосны, ели были вырублены для устройства дотов и бункеров. Некоторые деревья стояли со срезанными кронами, немало их лежало на земле. Они вздымали обнаженные корни, словно взывая к отмщению.

Следы пребывания врага всюду. Осторожно, шаг за шагом проходит группа саперов, а за ними остаются то там, то здесь красные флажки. Предупреждение. Осторожно, мина! Неразорвавшийся снаряд! Много их, алеющих на темной земле флажков. В подвалах дворца были обнаружены заложенные фашистами мины, снаряды и бомбы замедленного действия. Самоотверженная работа саперов предотвратила опасность взрывов.

 

С первых же дней освобождения жители Павловска трудились над восстановлением искалеченного, израненного парка. Кто с ломом, кто с топором, лопатой, они корчевали пни, рыли осушительные канавы, засыпали воронки и траншеи. Ждать было нельзя. Парк погибал.

В научном отделе музея велась напряженная работа по изучению чертежей, планов, рисунков и фотографий. Перед корчеванием пней проводился тщательный учет, где и какие породы деревьев находились в парке. Это было важно для восстановления. А на окраине уже создавались питомники для новых насаждений.

Каким радостным праздником была первая посадка деревьев в парке! Не верилось тогда, что тонкие прутики березок и хрупкие маленькие елочки станут когда-нибудь большими деревьями.Одновременно по топографическим планам раскапывали захороненную скульптуру.

Двенадцать дорожек. Стоят оголенные постаменты. Металлические щупы осторожно проникают в землю. Едва заметный звук соприкосновения с ящиком, в котором находится скульптура. Она сохранилась! Подъемные краны устанавливают статуи на пьедесталы.

Но вот скульптуру Больших кругов не сразу удалось найти. Это очень взволновало сотрудников музея. После тщательных поисков оказалось, что статуи «Мир» и «Правосудие», закопанные на террасах, в силу своей тяжести ушли довольно глубоко в грунт. Нужно было проявить осторожность, чтобы при подъеме не повредить хрупкий мрамор.

Сохранилась и была вынута из земли и группа Трискорни «Три грации». Но прежде чем ее поднять, пришлось поработать саперам. Покидая Павловск, гитлеровцы заминировали эту скульптуру, полагая, что при первом соприкосновении с нею взорвется мина. Расчеты их не оправдались. Без единой царапины «Три грации» были извлечены и установлены на прежнее место.

Происходило как бы второе рождение скульптуры Павловска.

Дворец - главная постройка ансамбля - был в руинах. Купол, кровля, междуэтажные перекрытия отсутствовали. Центральный и боковые корпуса во многих местах были пробиты снарядами.

Почти вся отделка залов, опаленная огнем, погибла. Но тщательный осмотр показал, что в завалах дворца среди обломков обгоревшего кирпича сохранились части рухнувших плафонов, колонн, пилястр. На стенах в ряде мест были найдены фрагменты лепки, росписи, куски искусственного мрамора. Они рассыпались от прикосновения. Чтобы приостановить дальнейшее разрушение, срочно возводились временные перекрытия.

Война еще продолжалась, но уже принимались необходимые меры к спасению дворца. Специалисты опрыскивали уникальные гипсовые фрагменты внутренней отделки закрепляющим раствором. Потом их снимали и инвентаризировали. По этим образцам отформовывали копии. Копии делали также с сохранившихся кусочков искусственного мрамора. Все это было необходимо для предстоящих реставрационных работ.

Командование армии разрешило находящемуся на военной службе скульптору Р. К. Тауриту - ныне лауреату Ленинской премии-прибыть в Павловск для участия в этих работах. Из армии вернулся и Ф. Ф. Олейник-архитектор и художник, ставший первым автором проекта восстановления дворца. Он работал в Павловске еще до войны и хорошо знал его. Были приглашены и другие крупные специалисты. Вместе с ними трудилась молодежь-студенты Художественно-промышленного училища им. Мухиной.

Сколько внимания, терпения, изобретательности, инициативы, а главное-любви к делу проявили художники и архитекторы при выполнении сложной задачи-восстановить крупнейший памятник архитектуры. Возглавила эту работу А. И. Зеленова-директор Дворца-музея, всю жизнь посвятившая Павловску.

Двадцать с лишним лет прошло после освобождения Павловска. Дворец, варварски разрушенный гитлеровцами, возрожден. Восстановлены все его фасады, многие музейные помещения, в том числе Итальянский, Тронный, Картинный залы, Библиотека, Кабинет-«фонарик». Принимает прежний облик и парк. Восстановлены многие его павильоны, мосты. Поднимаются, растут молодые деревья. Скоро вновь зашумят каскады и наполнится водою Славянка.

  

Первый район, в который попадаешь приехав в Павловск по железной дороге,-это Большая звезда, когда-то уничтоженная оккупантами.

                        

Рычков.Павловск.

. . .Молодые елочки и сосны, тонкие кудрявые березы; крепкие дубки и клены - молодая поросль шумит вокруг. По широким аллеям приезжающие устремляются в глубь парка. Одни направляются к залитым солнцем склонам Славянки, другие в тенистую долину прудов, третьих привлекает тишина Сильвии. А вечером теми же аллеями они возвращаются к вокзалу, переполненные впечатлениями.

Побывав в Павловском парке, хочется снова и снова вернуться туда. И каждый раз здесь можно увидеть что-то новое, прекрасное..

Беланина В. А. Павловский парк. Гос. музей-заповедник «Павловск». — Л.: Лениздат, 1988.
Гусаров А. Ю. Павловск. От основания до наших дней. — СПб.: Паритет, 2013.
Зеленова А. И. Павловский парк. — Л.: Лениздат, 1964.
Кучумов А. М. Павловск. Дворец и парк. — Л.: Лениздат, 1976.
Несин В., Сауткина Г. Павловск Императорский и Великокняжеский 1777—1917. — СПб., 1996.
Шварц В. Павловск. Дворцово-парковый ансамбль 18-19 веков. — Л.: Искусство, 1980.

http://pavlovsk-spb.ru/pavlovskiy-park.,http://araks.livejournal.com/,
http://anashina.com/[


Серия сообщений "Павловск":
Часть 1 - Государственный музей-заповедник "Павловск"Часть 1.История.Дворец
Часть 2 - Государственный музей-заповедник "Павловск.Часть 2.Садово-парковый ансамбль
...
Часть 6 - Государственный музей-заповедник "Павловск."Часть 2(2).Интерьеры дворца
Часть 7 - Государственный музей-заповедник "Павловск".Часть 3
Часть 8 - Государственный музей-заповедник "Павловск".Часть 3(2)
Часть 9 - Осенняя прогулка по Павловску
Часть 10 - Павловск - самая уютная из императорских резиденций в пригородах Санкт-Петербурга... Павловский дворец. (видео)
Часть 11 - История города Павловска и его музыкального "Воксала".
Часть 12 - Павловский парк..

Рубрики:  Любимый город Санкт-Петербург
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку