Духовенство было бы весьма недовольно, если бы его духовный труд оплачивался духовно.
Не бог создал человека по своему образу и подобию, а человек всегда творил бога по своему образцу, наделяя его своим умом, своими качествами, особенно — пороками.
Пытаться излечить людей от пороков, не искоренив в них предрассудков, — бесполезно
Долой разум! — вот основа религии.
Религия по существу своему враг человеческих радостей и человеческого благоденствия. Блаженны нищие! Блаженны плачущие! Блаженны страждущие! Горе тем, кто живет в довольстве и веселье! Таковы те редкостные открытия, которые провозглашает христианство.
Уживчивость, терпимость, человеколюбие - эти основные добродетели всякой моральной системы — совершенно несовместимы с религиозными предрассудками.
Религия представляет собой узду для людей, неуравновешенных по характеру или пришибленных обстоятельствами жизни.
Религия утешает лишь тех, кто не способен охватить ее в целом; туманные обещания наград могут соблазнить только тех людей, которые не в состоянии задуматься над отвратительным, лживым и жестоким характером, приписываемым религией Богу.
Смерть за какое-либо убеждение так же мало доказывает истинность или превосходство этого убеждения, как смерть в сражении ни в какой степени не может служить доказательством правоты государя, ради интересов которого многие безумцы готовы отдать свою жизнь.
Ни один человек не может быть героем в глазах своего лакея. Неудивительно, что бог, из которого священники делают пугало для других, мало пугает их самих и почти не оказывает никакого влияния на их поведение.
Ожидание будущего блаженства и страх будущих мучений лишь помешают людям думать о том, чтобы стать счастливыми здесь, на земле.
Религия есть не что иное, как
искусство занимать ограниченный ум человека предметом, которого он не в состоянии понять.
Догмы всякой религии оказываются нелепостью с точки зрения другой религии, проповедующей иные, столь же бессмысленные доктрины.
Гольбах Поль Анри, немецкий философ-материалист, родился в 1723 г. в Пфальце, воспитывался с раннего детства в Париже, где и остался жить. Получил разностороннее
образование. Богатый человек, он в удовольствие занимался естественными науками, опубликовал в энциклопедии несколько ряд статей по химии, фармации, физиологии и медицине. С 1767 по 1776 гг. вышли в свет сочинения Гольбаха, но без его имени. Долгое время не было известно имя настоящего автора, и его математику, например, приписывали Лагранжу, а Дидро, даже считали ее плодом совместной работы целой группе авторов. И только после издания переписки Гримма все узнали имя подлинного автора.
В книге «Система природы» Гольбах настойчиво пытался вернуть человека природе, поскольку именно это — путь к счастью. Он считал, что движение неотделимо от материи, оно так же вечно, как и материя. Цель его — притягивать то, что благоприятно существу, и отталкивать то, что ему вредно. Он также утверждал, что цель каждого существа — самосохранение; цель природы та же, и все существа бессознательно способствуют ее достижению. Поэтому в природе нет порядка и беспорядка, нет ни случайного, ни чудесного. Отрицание Бога не влечет за собой отрицание добродетели, ибо различение добра и зла основано не на религии, а на природе человека, которая заставляет его искать блага и избегать зла. Жестокость и безнравственность совместимы с религиозностью; уверенность в возможности искупить свой грех делает порочных людей смелее, дает им средство заменить исполнением обрядов недостаток нравственности. Книга Гольбаха служит евангелием материалистам до сей поры. Умер 21 июня 1789 г.
Гольбах широко известен как автор многочисленных атеистических произведений, в которых он в простой и логичной форме, часто с юмором, критиковал как религию вообще, так и служителей культов. Эти книги, прежде всего, были направлены против христианства, в частности, против
Римско-католической церкви. Первым антирелигиозным сочинением Гольбаха стало «Разоблаченное христианство» (1761), за ним последовали «Карманное богословие» (1766), «Священная зараза» (1768), «Письма к Евгении» (1768), «Галерея святых» (1770), «Здравый смысл» (1772) и др.
Основное и наиболее известное сочинение Гольбаха «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного» вышло в свет в
1770 году. Книга представляет собой наиболее всестороннее обоснование
материализма и
атеизма той эпохи. Современники окрестили её «Библией материализма».
«Система природы» была осуждена парижским парламентом и приговорена к сожжению вместе с атеистическими произведениями Гольбаха, а Римско-католическая церковь включила их в «
Индекс запрещенных книг». Но сам автор не подвергся преследованиям, так как авторство книг не было установлено. Сочинения Гольбаха издавались за пределами Франции под вымышленными именами и с указанием ложного места издания. Тщательно сохраняя анонимность, Гольбах сумел избежать преследований, тюремных заключений и возможной смерти.
Кроме произведений собственного сочинения, Гольбах издавал переведенные им на французский язык сочинения философов
Лукреция,
Томаса Гоббса,
Джона Толанда,
Энтони Коллинза, а также труды немецких и шведских ученых.
Серия сообщений "Шизофрения":
Часть 1 - Религия и шизофрения
Часть 2 - Глюки
...
Часть 4 - Я должна написать о нём.
Часть 5 - Как это началось.
Часть 6 - Гольбах Поль Анри и его афоризмы о вреде религии
Часть 7 - Что такое шизофрения?