-Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.04.2011
Записей: 4215
Комментариев: 2440
Написано: 12848


Женский костюм эпохи Викингов

Вторник, 27 Марта 2012 г. 20:00 + в цитатник

 

женский костюм викинги

Целью этой статьи является прояснение некоторых важных аспектов реконструкции женского скандинавского костюма эпохи викингов. Кроме того, представлены новые данные и исследования для более точного отображения женской одежды. Путаница началась с археологических исследований в Бирке, где между 1873 и 1895 Хьялмаром Столпе (Hjalmar Stolpe) было изучено около 1100 погребений.

 Предполагалось, что в этих погребениях были захоронены "типичные викинги", однако исследования показали, что эти погребения являются либо погребениями знати, либо, что умершие были похоронены в одежде знатных людей.
Кроме того, согласно современным воззрениям культура эпохи викингов испытала влияние культур славян, вендов и русов. Безусловно, что влияние было двусторонним, но степень этого влияния с точностью неизвестна.
На раннем этапе археологических исследований (в XIX веке) исследователей в большей степени интересовали "яркие" находки: мечи, фибулы и т.д., в то время как "обычные" находки, такие как остатки тканей, оставались зачастую вне поля зрения. Находки фрагментов одежд поэтому либо просто исчезали, либо надолго попадали в фонды музеев.
Агнес Гейер (Agnes Geijer) первой проявила академический интерес к находкам тканей из Бирки. К моменту начала ее исследований всякая надежда на точную реконструкцию одежд уже исчезла. В то же время слои ткани сохранялись на черепаховидных и иных фибулах, поэтому было известным сколько слоев одежды носилось, но ни малейшего представления о том, как выглядел индивидуальный костюм. В итоге ее работа увидела свет только в 1938 году.
Гейер реконструировала нижнюю рубаху, поверх которой носился "передник" (pinafore arrangement) с лямками, которые скреплялись черепаховидными фибулами. Предполагалось, что это одеяние было открытым только с одной стороны. Однако, на фотографиях верхняя одежда приобрела разрез и с другой стороны! Многие известные исследователи, такие как М.Хальд (M.Hald) в 1950 и Инга Хегг (Inga Hagg) в 1974 продолжили работу Гейер, и их реконструкции женского скандинавского костюма эпохи викингов поступили в печать.
Два известных иллюстратора увековечили миф о двойном разрезе; Эке Густавссон (Ake Gustavsson) в книге 'The Viking'(1966) и Дэвид Маллот (David Mallot) в издании 'Vikings in England'(1981). Именно на этой литературе основаны рекомендации по скандинавскому женскому костюму эпохи викингов в NFPS. Однако, ныне открытия Гейер получили новую оценку. Флеминг Бау (Flemming Bau) пересмотрела проблему костюма сравнением информации о слоях ткани с изобразительными источниками: металлическими подвесками в виде валькирий, игральными фигурами, изображениями на рунических камнях и вышивке. Поскольку предполагается, что эти источники показывают знатных женщин, то они являются идеальными свидетельствами интерпретации.
Флеминг Бау далее сравнивает собственные построения с данными по народному костюму. Для проверки наличия славянского влияния она использовала материалы из других памятников эпохи викингов (в Норвегии, Швеции и Шотландии). Ее построения не вызывают противоречий. Далее приводится короткая сводка материалов, хотя в то же время стоит учитывать, что после столетия раскопок в Бирке более 90% материалов по остаткам тканей остаются неопубликованными.

Одежда знати.

Нижнее платье.
Эти довольно простые предметы одежды оставались в IX веке без складок, но в X столетии чаще были плиссированы. Они достигали длиной до щиколоток и застегивались (в X веке) у горла обычной круглой фибулой. Плиссированные фрагменты найдены также и в Йорке викингов.
Плиссированные нижние платья немногим отличались от современных плиссированных подолов, хотя полного раскроя не сохранилось. Предполагается, что это было одеяние со складками во всю длину тела, к которому пришивались складчатые рукава. Эти "складчатые рубахи" затягивались вокруг шеи шнурком. Представляется затруднительным определить, какую роль при таком способе играла фибула. Если фибула была не только украшением, то, вероятно, она использовалась для застегивания верхнего одеяния или же для более ранних не плиссированных нижних платьев. На многих таких фибулах имеется кольцо на задней стороне, а в некоторых могилах это кольцо прикреплено цепочкой к системе цепочек черепаховидных фибул. Если верхнее платье не одето, то подобная система застегивания крайне неудобна. Более вероятно, что подобные фибулы скрепляли верхнюю одежду. Плиссированные рукава реконструированы как с продольными (как изображали Юдит Йеш (Judith Jesch), Густавссон, Маллот и др.) или поперечными (Флеминг Бау) складками. Последние напоминают мужскую и женскую одежду саксов и находку из погребения Маммен с двойными манжетами. Инга Хегг показала на основании анализа коррозии на тыльных сторонах фибул, что складки шли горизонтально, вокруг рук. Остатки нижнего платься обнаружены также в Хедебю, крупном торговом датском центре. Они также были плиссированы, или, в более простом варианте, с подолом, расширенном клиньями. Одна из находок была очень длинной, подбитой пухом и украшенной пуговицами от лодыжки до края подола. Возможно, это местный вариант, характерный для Дании.

Платье.
Исходя из материалов Бирки предполагалось, что эта одежда была длиной до колена и украшалась тесьмой. Также предполагалось, что верхнее платье обычно шилось из шелка, а обшлага рукавов украшались дорогой вышивкой. Однако, четкая картина все же отсутствует. Не все женщины были погребены в полном костюме, ткань различных предметов костюма отличается, и не все материалы сохранились в различных могилах. В некоторых случаях платье (если оно было надето) шилось из шерсти с ромбическим переплетением ИЛИ из шелка. Это же наблюдение может быть применено к передникам (apron), хотя в некоторых случаях их лямки делались из полотна. Такая же неопределенность наблюдается и в длине одеяния. При столь небольшом количестве сохранившихся материалов определить длину одежды можно только по сохранившимся фрагментам тесьмы. В то же время не каждый предмет одежды был украшен тесьмой, да и сохранившиеся пострадали от разложения. Неизвестно какой вид одежды был украшен тесьмой: платье или кафтан или плащ. Более того, сколько фрагментов тесьмы обнаружено? На рисунках из 1100 погребений Бирки Стольпе отмечает положение только ПЯТИ фрагментов из 4000! Явно недостаточное количество данных для обоснованных выводов о длине и количестве найденных одеяний.Следовательно, платье можно рассматривать и как довольно короткое одеяние с ценными вышивками по сторонам, а также обшлагам рукавов. Подобная реконструкция оставляет открытыми три вопроса.Во-первых, почему платье столь богато украшено (речь идет о серебряном шитье и шелке), если поверх него носились только передники (aprons)? Почему длина платья столь невелика, если остальные предметы одежды должны быть еще более короткими, чтобы показать ценность предыдущего предмета? Во-вторых, почему вышивка размещена по бокам платья, в то время как ее часто находят спереди? В мужских погребениях, где обнаружена аналогичная вышивка, она расположена на передней части одежды. Слева показана находка из погребения 735 в Бирке (возможно, женского?), которая стала источником многих реконструкций, хотя размер ее не превышает подставки под пивную кружку! Прямоугольный фрагмент вышивки располагался на куске ткани, который находился, по предположению исследователей, в районе выреза подмышечной впадины. Но точно так же этот фрагмент ткани мог располагаться в районе шейного выреза! Третий вопрос. Зачем располагать вышитый фрагмент на одеянии, поверх которого носились передник, теплая одежда и плащ? Сохранившиеся фрагменты могли склеиться под воздействием разложения или же быть особенностью погребального обряда. Вполне вероятно, что вышивка могла украшать кафтан, схожий с мужским, или находиться в погребении в такой комбинации, которая никогда не использовалась в реальности. Находки из Хедебю представляют еще один вариант платья. Датский вариант гораздо длиннее, чем реконструкция из Бирки: длина почти аналогична длине нижней рубашки. Подобный вариант гораздо ближе по своей длине к более поздним вариантам из Мослунда (Moselund, Дания, ок.1250) или Херьолфнеса (Herjolfsnes, Гренландия, ок.1300).

 

Передник (apron).
Поверх платья носился передник (apron). Исследуя количество петель, которые застегивались черепаховидными фибулами, Флеминг Бау выявила по меньшей мере четыре различных комплекса. При сравнении с "фигурками валькирий" было предположено следующее. Передник оборачивался вокруг тела, причем передняя часть оставалась открытой. К верхним углам пришивались петли, к которым крепились черепаховидные фибулы. Две дополнительных петли пришивались сзади к середине верхнего края и, будучи перекинутыми через плечи, скреплялись с передними петлями фибулами. Во втором варианте к переднику добавлялся длинный нагрудник, который пристегивался к фибулам. Прекрасную иллюстрацию можно видеть на золотой фигурке для Хнефатафля из Тузе (Tuse, Дания). Третий вариант добавлял к предыдущему (передник и нагрудник) длинный шлейф сзади, который также крепился петлями к черепаховидным фибулам. Иллюстрацию такого варианта можно обнаружить на серебряной фигурке валькирии из Туны (Tuna, Швеция). Длина нагрудника могла варьироваться: на фигурке из Тузе нагрудник достигает щиколотки, в то время как на фигурках из Туны и Грёдинге (Grodinge, Швеция) - соответственно снизу слева и справа - нагрудник достигает лишь колена.

Последний вариант включал передник и плиссированный шлейф, но без нагрудника. Безусловно, могли существовать и иные варианты, однако только те из них заслуживают внимания, которые не входят в противоречие с фигурками валькирий (иными словами, никаких боковых разрезов), а также с количеством петель, обнаруженным на черепаховидных фибулах. Варианты расположения петель могли быть следующими (слева направо): • Одна петля снизу, одна петля сверху для первого варианта (только передник). • Одна петля сверху и две петли снизу для второго варианта (передник и нагрудник). • Две петли сверху и две петли снизу для третьего варианта (передник, нагрудник и шлейф). • Две петли сверху и одна петля снизу для четвертого варианта (передник и шлейф). Передники шились из шерсти или шелка, иногда отделывались вышивкой или шерстяной или шелковой каймой. Информация о материале шлейфа неизвестна, однако поскольку шерсть плохо сохраняет складки, то наиболее вероятными будут шелк или льняное полотно.

Пояса.
В женских погребениях Бирки поясов не обнаружено, что можно рассматривать как особенность погребения знати, поскольку предполагалось наличие служанок и работниц для выполнения различных работ по дому: просторный передник и цепочки будут только мешать в этом случае. Однако отсутствие поясов можно интерпретировать как характерную черту погребального обряда. Так, мужчин хоронили с мечами, что указывало на то, что они были воинами и могли войти в Вальгаллу. В этом случае отсутствие поясов в женских погребениях должно было указывать на их достаточное благосостояние, чтобы иметь служанок и работниц для выполнения повседневных домашних нужд.
Носили ли женщины пояс в действительности, может быть почвой для предположений. В женском погребении в Килдонане (Kildonan, Isle of Eigg, Шотландия) был обнаружен богато укращенный кожаный пояс. Однако, исследования показали, что этот предмет несет на себе явное уэльское влияние и, вероятно, был изготовлен уэльскими мастерами. Практически, традицию ношения тканых поясов, вероятно, стоит продолжать. Более того, серебряные наконечники ремня с остатками шелка обнаружены в некоторых погребениях Бирки. Они могли принадлежать к шелковым тканым поясам, и некоторые могли носиться женщинами.

Верхняя одежда
Поверх некоторых передников, как показывают находки, носился еще один предмет одежды. У него были рукава, но, в отличие от мужского кафтана, это одеяние не застегивалось на пуговицы. В качестве застежки использовалась фибула, либо трехлистная, либо дисковидная круглая. Вероятно, верхняя одежда шилась из шелка или шерстяного твида.
Учитывая наличие различного рода украшений на предметах женского костюма, верхняя одежда, более чем вероятно, была украшена вышивкой или тесьмой. Вполне возможно, что именно верхняя одежда была интерпретирована как платье. В центре показан вариант оформления верхней одежды вышивкой из погребения 735 Бирки.

Накидка.
Завершением комплекса костюма была накидка, что четко прослеживается на фигурках валькирий. Однако на фигурке из Кинсты (Kinsta, Швеция) - третья слева - нижняя часть накидки интерпретирована как пояс. Накидки или покрывала делались из шерсти или шелка и иногда окаймлялись мехом. Накидки застегивались около шеи фибулами различных типов. Они должны были быть довольно открытыми спереди, поскольку на некоторых фигурках валькирий (Туна, вверху первая слева) и вышивках (гобелен из Усеберга (Oseberg, Норвегия), четвертая слева показаны нагрудные фибулы даже при одетой накидке.

Головные уборы.
Головные уборы также вносят значительную долю неясности и сомнений в реконструкцию женской одежды эпохи викингов. Согласно всем сагам замужние женщины ходили с покрытой головой. Однако, ни на одной из фигурок нет головного убора. Возможно, головные покрывала также были предметом гэльского влияния? Их найдено достаточное количество в Дублине, и расшитый капюшон найден на Оркнеях. Кроме того, существуют дорогие шелковые образцы находок из Йорка и Линкольна. Однако, радиоуглеродная датировка образца из Шотландии относится к эпохе бронзы! Время записи саг относится к 13 столетию, когда и Британия, и Скандинавия были давно христианизированы, следовательно головные покрывала могут отражать более поздние особенности, заимствованные из христианства. В то же время, в некоторых языческих погребениях прослеживаются следы головного убора. На гобелене из Усеберга (8 в. н.э.) головы женщин покрыты, в то время как в христианских погребениях следов головных уборов не обнаружено (незамужние женщины?). Можно только заключить, что если скандинавские женщины могли выбирать носить им или нет головной убор, то замужние христианки были обязаны покрывать голову.

Украшения и драгоценности.
Многие женские погребения содержат ценные украшения и предметы, которые необходимы умершей в загробной жизни. Многие из них являются предметами повседневного быта, иные - разового использования. Список довольно велик, однако обычно включает: ключи, гребень, игольник с иглами, маленький нож и оселок. Все эти предметы привешивались к поясу (если предположить его наличие) или к цепочкам или лентам фибул. Некоторые предметы расположены специфически: так, нож и игольник подвешиваются горизонтально. Многие из перечисленных вещей богато украшены. Цепочки отличаются от современных: часто использовались витые звенья. Так же, как и личные вещи, маленькие фибулы нижнего платья иногда присоединялись цепочками к черепаховидным фибулам. Сами черепаховидные фибулы нередко соединялись цепочками. Эта особенность имеет смысл в том случае, если отсутствовал нагрудник, поскольку без него или цепочек передник получается чересчур развевающимся. Иногда вместо цепочек носились ожерелья из стеклянных, янтарных или гагатовых бусин. Необходимо отметить, что ВСЕ янтарные и гагатовые буины были полированы или укражены резьбой, иными словами, следует избегать использования грубых необработанных кусков.

Обувь.
Женщины носили обычные кожаные туфли, найденные в различных археологических памятниках. Шерстяные носки плохо сохраняются в погребениях, однако обнаружены при раскопках Йорка. Носки вязаны крючком.

Детская одежда.
Детский костюм не был уменьшенной копией одежды их матерей. Так, дети знати в Финляндии также носили дорогие одежды и драгоценности, но фибулы и передник отсутствовали. Если подобная практика существовала и в Скандинавии, то вряд ли девочка или девушка могла носить передник и черепаховидные фибулы. Костюм отражал социальный статус, благосостояние и семейное положение. Девочка могла быть выдана замуж и в возрасте 12-13 лет! Внешние атрибуты следовали из отчасти приданого, а отчасти из награбленной мужем добычи.

Женский костюм средних и нижних классов
Вероятно, что система фибул и цепочек характерна только для знати. Женщины с более низким социальным статусом были одеты, соответственно, в более простой костюм. Вероятно, они носили пояса, чтобы предохранить просторную одежду от попадания в огонь очага. Кроме того, можно предположить наличие передника (более похожего на современный) для работы по дому.

женский костюм викинги

Безусловно, знатная женщина в парадной одежде (т.е. с системой фибул и цепочек) вряд ли занималась чисткой рыбы. Очевидно костюм скандинавских женщин более низкого статуса был похож на одежду англо-саксов, за исключением плиссированных рукавов. Вопросы головного убора и обуви уже рассматривались ранее. Краткий обзор предметов костюма и их допустимого сочетания.

НИЖНЯЯ РУБАШКА.
Рубашка могла быть плиссированной с завязками у горла и рукавов ИЛИ обычной, застегивающейся маленькой фибулой. Длина ее должна быть до щиколотки. Материал - полотно.

женский костюм викинги

ПЛАТЬЕ.
Может быть украшено вышивкой или оставлено без таковой. Могли существовать короткий и более длинный варианты. Материал - шерсть или шелк.

ПЕРЕДНИК и ФИБУЛЫ.
Знатная женщина должна носить передник, хотя бы в самом простом варианте. Этот комплекс одежды застегивается при помощи больших орнаментированных фибул. Наиболее популярными были черепаховидные фибулы, однако, могли использоваться коробчатые и иные типы фибул или длинных булавок. Необходимо отметить, что носить костюм знати НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО. Одежда женщины среднего класса ничуть не хуже, но обойдется ГОРАЗДО дешевле!!!

ПОЯС.
В том случае, если он вообще используется в костюме, то должен представлять собой тесьму из шерсти или шелка.

ВЕРХНЯЯ ОДЕЖДА.
В том случае, если используется, то должно быть сшито из шерстяной или шелковой ткани. Отделка, возможно, аналогична находке из Бирки (погребение 735).

женский костюм викинги

НАКИДКА.
Эта существенная часть костюма должна быть у каждой знатной женщины. Она представляет собой короткий плащ, застегиваемый при помощи различных фибул. Изготовляется из шерси или шелка, возможно, с подбивкой из шерсти или меха и с меховой оторочкой.

ГОЛОВНОЙ УБОР.
Чаще всего, вероятно, для головного убора использовался шелк. Христианские женщины должны были покрывать голову, в то время как язычницы могли выбирать носить или не носить головной убор.

УКРАШЕНИЯ.
Украшения являлись характеристикой социального статуса. Нитка стеклянных или янтарных бус должна быть одета в дополнение к фибулам, упомянутым ранее. Некоторые предметы обязательны, например, связка ключей и маленький нож. Они, как и иные вещи, крепились лентами или цепочками к одной из фибул передника.

ОБУВЬ.
Использовалась обычная обувь, характерная для для региона и периода. Носки, в случае использования, сшиваются из полос, связанных крючком.

ДЕТИ ЗНАТИ.
Одежда детей знатных родителей отличалась от костюма взрослых. В то же время костюм должен быть из ценных материалов, а используемые украшения должны быть дорогими. Типичный костюм должен включать нижнюю рубашку, вероятно, платье, а также плащ и туфли.

детский костюм викинги

ОДЕЖДА ПРОСТОЛЮДИНОК.
Костюм простолюдинок выглядел очень похожим на одежду англо-саксов. Для состоятельных людей обязательным является полотняная нижняя рубаха, поверх которой одето шерстяное платье. Наличие головного убора вероятно, в то время как наличие обуви и некоторых украшений обязательно. Кроме того, желательны дополнительные предметы: терка, веретено и пряслице, нож, кресало и кремень.

 (379x699, 23Kb) (372x699, 21Kb)

источник

Серия сообщений "НАРОДНЫЙ КОСТЮМ":
Часть 1 - КИМОНО
Часть 2 - Кокошник символ русского национального головного убора.
...
Часть 15 - Русский народный костюм - возрождение
Часть 16 - Виктор Анатольевич Ларёв-Корольков 1958 - 2004.
Часть 17 - Женский костюм эпохи Викингов
Часть 18 - ОБ ОДЕЖДЕ....
Часть 19 - Коллекция Лидии Мельниковой: Русский народный костюм.
...
Часть 46 - Женский костюм небывалой красы
Часть 47 - Как на Руси отличали девушку от мужней жены
Часть 48 - Повойник с выкройкой. Презентация. Автор Светлана Хачина

Метки:  

Процитировано 6 раз
Понравилось: 4 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку