Ручная набивка ткани
Если возникают сложности с изготовлением деревянных дощечек (отсутствие древесины, неумение пользоваться резцом), можно набивку выполнить по трафарету. Для этого на плотную промасленную бумагу наносят рисунок и расчленяют его на отдельные части, которые потом вырезают на отдельных листах тонкого картона. Делают это так, чтобы, наложив все листы картона один на один, получить плоскость всего рисунка. Все листы картона последовательно пронумеровывают. Потом по порядку через вырезанные плоскости каждого листа картона наносят краску и растирают ее круглой кистью из щетины. Делают это не спеша, в так называемой технике "сухой кистью". После нанесения красителя ткань сушат, потом для повышения эластичности стирают. В последнее время для ручной набивки используют печатные краски. В этом случае набивка более мягкая, эластичная.
В технике ручной набивки можно выполнить разнообразные изделия для оформления интерьера и декорирования одежды. Эти изделия прежде всего интересны своей индивидуальностью. Выполнение изделий в технике набивки для ансамблей одежды и для оформления жилья имеет очень много общего
Особенно широко искусство набойки было развито на Руси. Русская набойка украшала крестьянскую одежду, скатерти, сарафаны и рубахи. В Историческом музее и Музее народного искусства (Москва), в Эрмитаже и Русском музее, в музеях Иванова, Горького, Ярославля, Загорска, Костромы и других городов хранится множество прекрасных образцов этого вида народного искусства, датированных XVII—XIX вв. Там можно увидеть ткани, а также сами резные доски, с которых печатались рисунки.
Оба описанных способа украшения тканей существуют до сих пор.
КУБОВАЯ НАБОЙКА — получила свое название от куба — чана с красителем индиго, в котором окрашивалась ткань с нанесенным набивным способом узором.
НАБОЙКА — способ украшения ткани. Название получила от процесса работы, когда по доске с рисунком, наложенной на ткань, ударяли деревянными молотками для лучшего проникновения красителя в ткань.
На фото - ткани с кубовой набойкой (старинные образцы)
Старинная русская набойка по своим техническим приемам была очень близка батику — разогретый резерв (различные смеси пчелиного воска, смол и других компонентов) наносился вручную на ткань при помощи так называемых квачей (тампонов), штампиков или резных досок. После застывания резерва ткань опускали в чан, как правило, с синей краской — индиго. По окончании процесса крашения ткань просушивали, удаляли резерв, после чего на синем фоне оставался белый узор. Чан, в котором окрашивалась ткань, назывался кубом; отсюда и способ этот получил название кубовой набойки.
Нередко наносили масляной краской ярко-красный горох. Эти ткани использовались главным образом для шитья сарафанов, а нередко и мужской одежды.
Индиго - природный кубовый краситель. Название "кубовый" возникло благодаря способу изготовления красителя: его необходимо было настаивать в специальных чанах - "кубах". Искусные мастера - "синильщики", "красильщики" - могли придать ткани любой оттенок от глубокого синего до светло-голубого. Из "синюхи" шили праздничную и будничную одежду, головные уборы, ее могли использовать и при изготовлении обуви.
Позднее, в конце XVII в., научились выполнять так называемую белоземельную набойку. Рисунок в этом случае печатался резными досками по неокрашенной ткани. Количество досок соответствовало количеству цветов, образующих рисунок. Резной узор на досках часто дополнялся металлическими вставками в виде гвоздиков без шляпок, печатавших «мелкий горох», или металлических полос, изогнутых соответственно рисунку, при помощи которых узор обогащался тонким контурным рисунком, придающим ткани изящество.
В быту народов Украины и России были распространены набивки, рисунок которых размещался по сетке (квадратной или диагональной), то есть элемент рисунка вписывался в прямоугольник или ромб. В такой набивке использовали мотивы цветка или букета. Существуют разные варианты наклона сеток в размещении орнаментальных мотивов в границах каждого ромба, или в точке пересечения линий. Ритм композиции от этого не изменяется.
По поводу набивных тканей: узоры печатали по белому или окрашенному холсту с помощью деревянных форм (доски с орнаментом делали из березы, груши, клена, ореха).
Набивка, или декоративная техника печати на ткани, - это прекрасная страница богатого народного искусства. Массового распространения набивка приобрела в начале XІ ст.
Набойки разделялись на белоземельные - с незакрашенным фоном (узор наносился масляными красками так называемым верховым способом - на влажную ткань накладывали покрытую краской доску и получали тиснение рисунка) и кубовые набойки (ткань с белым узором на синем фоне) - ткань окрашивали в кубах (чанах с синей краской), предварительно нанеся узор с доски, покрытой вапой, т.е. смесью глины, купороса и клейкого вещества. По кубовой набойке могли добавить печать масляной краской.
В народной набивке широко использовали мотивы растительного орнамента. Так, мотивы букетов состояли из больших и мелких цветков, веточек, листвы. Иногда стебли переходили словно в большие волнообразные ветви, на которых с одного или двух сторон были размещены разные цветы, листья и т.п.. Такие ветви большей частью создавали своеобразные композиции в полоску со сложным ритмом. Применяли и сложные растительные мотивы, которые словно образовывали на плоскости разводы, в центре которых - геометризированный цветок. В народных набивках со стилизованным растительным орнаментом применяли очень сложные композиции, в которых большие плоскости фона ткани не закрашены, а мотивы орнамента будто легко разложены, что создает красивый ритм мотивов цветочного орнамента и фона. Эту особенность необходимо учитывать в создании и исполнении современной ручной набивки. Особой красотой отмечались набивные платк платки из домотканого холста. Орнаментация этих платков имела сложную композицию. В каждом изделии словно объединялись две композиции - центральная, или сетчатая, и каймовая. Так, в центральной части плоскости размещали в шахматном порядке мелкие цветочки, букетики и прочие мотивы, а на широкой кайме - большие цветы. Иногда композицию середины платка строили по схеме лучей. Для такой схемы характерна легкость, гармоничность орнаментального поля и каймы, удачное соотношение крупных и мелких мотивов. Контур цветов очерчены мягко и декоративно, с учетом орнаментальных мотивов. По краю платка часто навязывали цветную бахрому из шерсти или шелка, которая объединяла и дополняла орнаментацию.
Все средства технического и художественного решения набивки можно применять в современных домашних условиях. Для этого прежде всего нужно хорошо выстирать хлопчатобумажный или льняной холст. Далее готовят красители, удалив лишний жир из масляных красок. Вырезают орнаментальные мотивы на досках, осторожно выбрав фоновую часть (орнаментальная часть выступает). Для досок используют хорошо просушенную древесину. Набивку выполняют на столе, на который для упругости набивают слой толстого сукна. Это улучшает качество набивки - равномерно отпечатывается краска на ткани. Ткань закрепляют на плоскости стола. Потом намечают карандашом схему орнаментальных мотивов и по этой схеме накладывают доску с красителем, крепко прижимая. Для нанесения орнаментальных мотивов применяют одну доску с элементом, а для более усложненных композиций - две-три доски с разными элементами.
http://www.narodko.ru/article/bati/nabivka.htm
Почти исчезнувшая в России кубовая набойка ожила на изделиях каргопольской мастерицы Елены Диковой.
В творчестве Елены Диковой традиции народного искусства и эксперимент сочетаются вполне органично. Вкус, чувство цвета, мастерство профессиональной художницы, умение работать с первоисточниками, экспозиционный опыт - всё это в конечном итоге позволяет ей плодотворно работать в разных направлениях, в том числе в технике каргопольской кубовой набойки.
http://www.hnh.ru/handycraft/2010-11-20-7