Пробуждение сознания или электронно-цифровой концлагерь? Нет ничего сильнее идеи, время кот...
Купленный за 172 000 долларов портрет может стоить миллионы - (0)Купленный за 172 000 долларов портрет может стоить миллионы Открыта новая картина РембрантаПочему...
ЭРМИТАЖ.ГОЛЛАНДСКАЯ ЖИВОПИСЬ XVII—XVIII ВЕКОВ.Малые голландцы(2) - (0)ЭРМИТАЖ.ГОЛЛАНДСКАЯ ЖИВОПИСЬ XVII—XVIII ВЕКОВ.Малые голландцы(2) Шатровый зал ...
Замки Бельгии:Стеркхоф - (0)Замки Бельгии:Стеркхоф В XVI веке жил в Антверпене могущественный род Стер...
Дом князя Оболенского на Новинском бульваре - (0)Дом князя Оболенского на Новинском бульваре На Новинском бульваре стоит ореставрированный в совет...
Никита Кирсанов: "Случай Нарышкина". Часть 1. |
Никита Кирсанов: "Случай Нарышкина". Часть 1.
До 1671 года Нарышкины считались мелкопоместными дворянами и вели родословную от крымского татарина Нарышки. Затем обнаружилось, что они потомки выходцев из германского племени наристов из города Эгер, герб которого стал гербом рода. Род был внесён в 6 часть дворянских родословных книг Московской, Орловской, Санкт-Петербургской, Калужской и Нижегородской губерний.
Отец будущего декабриста, подполковник Михаил Петрович Нарышкин (17.12.1753-23.08.1825), при императоре Павле I впал в немилость и в 1793 году был выслан под надзор полиции из Петербурга в Москву. Сначала Нарышкины поселились в доме Басманной части на улице Садовой-Спасской у Красных ворот (ныне участок домов №№ 11-13; не сохранился). В этом доме 4 февраля 1798 года у Михаила Петровича и его жены Варвары Алексеевны, урождённой Волконской, родился сын Михаил.
Церковь Трёх Святителей у Красных ворот (до 1814 г. - церковь Св. Харитония в Огородниках; снесена в 1935 г.), в которой крестили М.М. Нарышкина. Фотография конца XIX в.
После пожара 1812 года семья Нарышкиных переехала на Пречистенский бульвар (ныне Гоголевский бульвар, 10), ранее принадлежащий дяде Михаила майору П.П. Нарышкину. В этом доме будущий декабрист прожил до 1815 г. и жил наездами впоследствии.
В летнее время семья Нарышкиных выезжала в свою подмосковную усадьбу Одинцово, где Михаил Петрович в 1798-1800 гг. построил новую кирпичную церковь в честь Михаила Архангела с белокаменными деталями, с высокой купольной ротондой в стиле зрелого классицизма. С постройкой церкви село стало именоваться Одинцово-Архангельское. В усадьбе был разбит регулярный сад, создан старый пейзажный парк, выкопаны обширные пруды (ныне территория усадьбы - санаторий Управления делами Президента "Бор").
С воцарением Александра I, полицейский надзор с М.П. Нарышкина был снят, но он остался в Москве. По данным переписи 1802 года за ним числилось в Московской, Нижегородской, Казанской и Калужской губерниях 8275 душ крепостных крестьян мужского пола.
Варвара Алексеевна Нарышкина, ур. Волконская (6.11.1760-1.03.1827), мать декабриста. С портрета работы Ф.С. Рокотова. 1780-е гг.
Михаил Михайлович Нарышкин воспитывался дома. Его учителями были немцы Гесслер и Кастнер. В 1815 году он посещал занятия в Московском учебном заведении для колонновожатых, а в 1818-1819 гг. в Петербурге слушал частные лекции профессоров Куницына, Германа и Соловьёва.
В службу Нарышкин вступил 6 апреля 1815 года, подпрапорщиком в Псковский пехотный полк, которым командовал его старший брат, Кирилл Михайлович (22.06.1785-7.01.1857). Далее, как следует из его формулярного списка: "произведён в портупей-прапорщики - 20.06.1815; прапорщик - 4.10.1815, подпоручик - 30.04.1817, переведён в лейб-гвардии Московский полк - 23.10.1817, поручик - 26.01.1818, штабс-капитан - 24.08.1819, капитан - 1.01.1822, полковник с переводом в лейб-гвардии Измайловский полк - 12.12.1823, переведён в Бородинский пехотный полк - 6.06.1824, переведён в Тарутинский пехотный полк - 17.12.1825", стоявший в Москве.
Михаил Михайлович Нарышкин, полковник лейб-гвардии Измайловского полка. Неизвестный художник. Декабрь 1823 - июнь 1824 гг. Курганский музей декабристов. Ранее в собрании Е.-С. Молло (Великобритания).
Михаил Нарышкин представлял младшую ветвь поколения 1812 года, - тех, кто знал лишь либеральную эпоху Александра I. Они находили, что действительность далека от идеала, который они себе представляли. К тому же в тайные общества, появившиеся во второй половине 1810-х годов, шли не просто политические идеалисты. Это были люди талантливые в своих областях, будь то литература или военное искусство. Все они были дворянами по социальному положению, но разными по материальной обеспеченности и уровню образования. Они были едины в своей вере в торжество свободы в России. Нарышкин в 1818 году стал членом Союза благоденствия, а затем виднейшим представителем Московской управы Северного общества. Он вёл переговоры с руководителями Южного общества и проявил значительную активность в подготовке восстания в Москве.
Портрет Елизаветы Коновницыной ребёнком. Неизвестный художник. 1800-е гг. Псковский художественный музей.
Для Елизаветы Коновницыной (р. 1.04.1802 г.) идеалом юности были герои Отечественной войны 1812 года, такие, как её отец, боевой генерал, военный министр, граф Пётр Петрович Коновницын (28.09.1764-28.08.1822). С детства Елизавету окружали богатые и влиятельные родственники, которые определили молодую девушку во фрейлины императрицы Марии Фёдоровны. 12 сентября 1824 года Елизавета Петровна вышла замуж за Михаила Михайловича Нарышкина, и сам император Александр I своим указом повелел выдать фрейлине в приданое 12 000 рублей.
А потом было 14 декабря 1825 года, которое разделило жизнь супругов Нарышкиных на "до" и "после". В январе следующего года Михаила Нарышкина арестовали в Москве и 8 числа доставили в Петербург на главную гауптвахту. В тот же день его перевели в Петропавловскую крепость с сопроводительной запиской: "посадить по усмотрению, где удобнее", и поместили в камеру № 16 Екатерининской куртины.
Следом за арестованным мужем из Москвы в Петербург выехала Елизавета Петровна, с тем, чтобы находясь вблизи от Михаила Михайловича, постараться, насколько будет возможным, облегчить его участь. Лишь через месяц ей удалось, за подарки тюремщикам, передать мужу тёплые вещи, столь необходимые в холодных казематах. Позже М.М. Нарышкин вспоминал: "Сижу я в Петропавловской крепости, и болит сердце по жене. Вот дали мне знать, что в такой-то вечер, в сумерки, она придёт на тот берег Невы, чтоб хоть издали, в окошко, меня увидать. Условным знаком была игра в рожок. Сижу у окна с решёткой железной, жду. Вот слышу - рожок играет, напрягаю зрение, вижу - далеко, на противоположном берегу, жена, одетая Охтенкой, стоит и машет мне платком".
Портрет Михаила Михайловича Нарышкина. Неизвестный художник. Акварель на кости. 1824-1825 гг. Государственный Исторический музей, Москва.
Нарышкина признали виновным "в знании об умысле на цареубийство, но без согласия и с противоречием токмо без донесения" и приговорили по IV разряду к двенадцати годам каторги, с последующей ссылкой на поселение. Срок каторги позже был сокращён до восьми лет.
2 февраля 1827 года осуждённого отправили с Александром Одоевским и братьями Беляевыми в Сибирь (приметы: рост 2 арш. 8 4/8 вершк., "лицо белое, круглое, глаза карие, нос широкий, остр, волосы на голове и бровях тёмно-русые, на бороде на левой стороне небольшая природная бородавка и глазами близорук").
"Когда мы подъехали к заставе, нас с братом посадили в одни сани, а Нарышкина с Одоевским - в другие. На станциях мы ближе познакомились с нашими спутниками, и с той поры до самой вечной разлуки нас связывала с ними самая искренняя, задушевная дружба..." - вспоминал декабрист Александр Петрович Беляев.
Елизавета Петровна осталась в Москве. У неё было время принять решение, выбрать вариант своей дальнейшей судьбы. И она сделала выбор: просила письмом позволения у императрицы следовать за своим мужем. Получив разрешение через военного министра А.И. Чернышёва, Елизавета Петровна вместе с женой декабриста Ентальцева, Александрой Васильевной, поспешили к своим мужьям в Читинский острог. Евгений Оболенский, один из главных участников событий 14 декабря, позднее скажет: "Трудно выразить то, чем были для нас дамы, спутницы своих мужей, по справедливости их можно назвать сёстрами милосердия, которые имели о нас попечение, как близкие родные, коих присутствие везде и всегда вливало в нас бодрость, душевную силу, а утешение, коим мы обязаны им, словами изъяснить невозможно".
Портрет Елизаветы Петровны Нарышкиной. Акварель К. Гампельна. 1820-е гг.
По указу от 8 ноября 1832 г., Нарышкин был обращён на поселение в г. Курган Тобольской губернии, куда они прибыли с женой в 1833 году (первоначально местом поселения был определён Селенгинск).
Перемена климата при переезде из Петровского завода в Курган вначале благотворно отразились на здоровье Елизаветы Петровны, но затем у неё начались нервические припадки и приступы спазматической астмы, которые беспокоили её ещё в Забайкалье. Она, в связи с этим, 4 января 1835 г., подала прошение на имя императрицы через графа А.Х. Бенкендорфа "о перемещении её с мужем в одну из южных губерний России". Но в этом ей было отказано.
В утверждённом Николаем I имущественном статусе жён декабристов говорилось, что "невинные жёны государственных преступников, разделяющие супружескую с ними связь, до смерти мужей должны быть признаваемы жёнами ссыльнокаторжных и с сим вместе подвергаться всем личным ограничениям".
Комментарии, как говорится в таких случаях, излишни. Пришлось Нарышкиным привыкать к поселенческой жизни в Кургане.
"Семейство Нарышкиных, - вспоминал живший в Кургане декабрист Н.И. Лорер, - было истинными благодетелями целого края. Оба они, и муж, и жена, помогали бедным, лечили и давали больным лекарства на свои деньги, и зачастую, несмотря ни на какую погоду, Нарышкин брал с собою священника и ездил по деревням подавать последнее христианское утешение умирающим. Двор их по воскресеньям был обыкновенно полон народа, которому раздавали пищу, одежду и деньги".
Дом Нарышкиных в Кургане. Ныне Музей декабристов. Фотография 1970-х гг.
Часто в доме Нарышкиных устраивались музыкальные вечера. Об одном из них, бывшем на масленицу 1837 года, декабрист А.Ф. Бриген писал дочери: "В субботу на масленице госпожа Нарышкина устроила нам прелестный музыкальный вечер. Она очень хорошо поёт под аккомпанемент своего мужа, который играл на фортепьяно. Она превосходно исполнила мессу Бетховена, несколько арий из Россини и различные итальянские музыкальные пьесы".
Серия сообщений "Нарышкины":
Часть 1 - Нарышкины. История рода матери Петра I
Часть 2 - Нарышкины. Лев Кириллович.
...
Часть 12 - Нарышкины. Зинаида Ивановна. Нарышкины-Юсуповы
Часть 13 - Никита Кирсанов: "Случай Нарышкина". Часть 2.
Часть 14 - Никита Кирсанов: "Случай Нарышкина". Часть 1.
Часть 15 - Никита Кирсанов: "Случай Нарышкина". Часть 3.
Часть 16 - Дворяне Коновницыны (часть 2).
...
Часть 31 - Княгиня Зинаида Ивановна Юсупова, урождённая Нарышкина.
Часть 32 - НАДЕЖДА НАРЫШКИНА. СИРЕНА С ЗЕЛЕНЫМИ ГЛАЗАМИ
Часть 33 - Дворцовые тайны. Особняк Трубецких-Нарышкиных.
Рубрики: | история/декабристы |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |