Цитата сообщения Rybaren
Зимний голландец
Раз уж разговор зашёл о зиме и об одном художнике, которого угораздило жить при миниатюрном местечковом ледниковом периоде, стоит рассмотреть его работы.
Хендрик Аверкамп (1585–1634) получил прозвище "Немой из Кампена" за то, что был глух с рождения (не известно, полностью или частично, в принципе, на то время это было не важно, так как слуховые аппараты ещё не изобрели), из-за чего очень плохо, слабопонятно говорил. Грамоте и рисованию его учила мать. В 12 лет он стал учеником одного нуждающегося горемыки, но ученичество продлилось недолго из-за чумы, которая унесла жизнь учителя. Когда Аверкампу исполнилось 18, он переезжает в Амстердам, где учится у Питера Изаксца. В 1614 он вернулся в Кампен, где остался жить и работать до самой смерти. В последние годы обучал своего племянника Барента Аверкампа, который впоследствии также стал живописцем преимущественно зимних городских и сельских ландшафтов, как и сам Хендрик.
"На льду у городских стен" 1615, 58х90, дерево, масло; Национальная галерея, Лондон
Как видите, это уже не Брейгель. Фигуры избавились от условности, держу пари, некоторые из них даже обладают некоторым портретным сходством с реальными людьми. Кроме того, пространство передано с большим "трепетом перед линейной перспективой".
"Зимний пейзаж с катаниями на льду" 1609, 77х132, дерево, масло; Рейксмузеум, Амстердам
Но в работах Аверкампа брейгелевские черты сохранились и проступают очень явственно) Например, включение в пейзаж многочисленных фигур, объединённых в группы, каждая из которых завязана в определённый сюжет. Те же шутки, пословицы, казусы, игры. Сразу видно, что человек по-настоящему любит зиму и всё, что с ней связано. Народ радуется, развлекается, словно у них там вечный праздник.
"Ледяной город" 1600-1610, 36x71, дерево, масло; Маурицхейс, Гаага
Интересные персонажи на переднем плане, с этими своими шляпами, воротниками, дурацкими барочными штанами) Опять-таки, всё та же зима, и конца ей не видно. Каналы подо льдом, все ездят, падают, такое чувство, что люди давно забыли, что бывает по-другому. Бедняги.
"Зимой на канале" 1605-1615, 32x68, опять дерево; Художественный музей, Толедо, Огайо (них... себе)
Очень красивое дерево и дома, наверное, это реальное место. Лодки вмёрзли в лёд, на заднем плане мельница, справа стоят какие-то загадочные палатки с разными флагами. Я могу только догадываться, что за они. Может, еду какую раздают, судя по скоплению народа:-) В центре какие-то посиделки.
"Зимний пейзаж с башней" 1610–1620, 33x61, холст на этот раз; Художественный музей, Сент-Луис, Миссури
Моя любимая вещь, башня просто великолепна, очень атмосферное место, романтичное. Снова лёд, зима, холод, вмёрзшие навечно несчастные лодки, народ веселится: катаются, играют во что-то непонятное (пьяные, наверное, как иначе будешь веселиться в такое время:-)), хозяйственный мужик что-то накрал и тащит домой. Это уж точно реальная башня, рисованная с натуры, что для того времени было большим новшеством.
"Ледовый пейзаж" 1615-1625, 35x89, дерево, масло; Городской музей, Шверин (Германия)
Повседневная жизнь жителей Кампена. Интересная находка с красным плащом на переднем плане в поддержку красному зданию слева. Справа изображён государственный флаг независимой республики объединенных провинций. Обратите внимание, как художник чувствует цвет зимы: из всех ярких цветов присутствует только красный, как самый настырный (почему настырный? потому что он самый первый в спектре и умирает как надежда, последним:-)), остальные цвета приглушены, синий ненавязчив и скромен.
"Зимний пейзаж" приблизительно 1610, 75x51, дерево, Пинакотека Амброзиан, Милан
Довольно необычная композиция для Аверкампа. На сайте, откуда я брал иллюстрации, написано, что в ней художник пытался подражать Брейгелю Старшему, но это не так. Напротив, эта работа меньше всего похожа на работы Брейгеля. Она словно специально неуравновешенна, нагружен левый нижний угол и в поддержку ему ничего нет, как будто это левая часть диптиха. Необычная перспектива с низким горизонтом, что тоже Брейгелю (да и Аверкампу) не свойственно, фигуры расположены в резко уходящем пространстве. Дерево написано довольно условно, без церемоний. Главное - снег:-)
"Зима в городе" приблизительно 1620, 29x46, дерево; Музей истории искусства, Вена
Вот здесь деревья написаны замечательно, с характером. А может, это уже весна близко?:-) В центре композиции кто-то стал в такую позу, что с этими штанами даже непонятно сразу, кто это. Шнурки завязывает:-) (шутка, вряд ли тогда были шнурки на ботинках) Снова многочисленные фигуры заполняют всё пространство, постепенно пропадая за снежной завесой. Характерный голландский дом, работяги в правом углу, хозяйка скрылась в проёме. Ближе к центру какой-то подозрительный сюжет (я один вижу это?) Похоже, какой-то бедолага в нужнике вот-вот отморозит себе филейную часть)
Итак, почему же зима? Как я уже упоминал, в конце XVIв. в Нидерландах случилось страшное - наступил самый настоящий ледниковый период, зимы были очень суровые и очень долгие, месяцев по восемь (свят-свят, минуй нас:-(). Это время как раз пришлось на детство Аверкампа, которое у него ассоциировалось со счастливыми временами. Отсюда и его любовь к зиме и всему, что с ней связано.