-Цитатник

Пробуждение сознания или электронно-цифровой концлагерь? - (0)

Пробуждение сознания или электронно-цифровой концлагерь? Нет ничего сильнее идеи, время кот...

Купленный за 172 000 долларов портрет может стоить миллионы - (0)

Купленный за 172 000 долларов портрет может стоить миллионы Открыта новая картина РембрантаПочему...

ЭРМИТАЖ.ГОЛЛАНДСКАЯ ЖИВОПИСЬ XVII—XVIII ВЕКОВ.Малые голландцы(2) - (0)

ЭРМИТАЖ.ГОЛЛАНДСКАЯ ЖИВОПИСЬ XVII—XVIII ВЕКОВ.Малые голландцы(2)   Шатровый зал ...

Замки Бельгии:Стеркхоф - (0)

Замки Бельгии:Стеркхоф В XVI веке жил в Антверпене могущественный род Стер...

Дом князя Оболенского на Новинском бульваре - (0)

Дом князя Оболенского на Новинском бульваре На Новинском бульваре стоит ореставрированный в совет...

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Муромлена

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.10.2010
Записей: 2861
Комментариев: 2523
Написано: 6251


Голландский мастер анималистического натюрморта Melchior de Hondecoeter (1636- 1695)

Четверг, 07 Февраля 2013 г. 11:45 + в цитатник
Цитата сообщения ВЕнеРИН_БАШМАЧОК Голландский мастер анималистического натюрморта Melchior de Hondecoeter (1636- 1695).

Melchior de Hondecoeter (1636 Утрехт - Амстердам  3 апреля 1695 )  - один  из ведущих представителей голландского анималистического жанра,  получивший у современников прозвище “Птичий Рафаэль” (Raphaël van de vogels ), крупнейший мастер  натюрморта Мельхиор де Хондекутер создавал как небольшие, так и  крупноформатные картины, изображавшие в мирном соседстве или в соперничестве всевозможные виды домашних, диких или экзотически-декоративных пернатых.   Эти роскошные полотна пользовались большим успехом в 17-ом веке. Голландский живописец Мельхиор де Хондекутер родился в Утрехте в семье художника. Melchior de Hondecoeter  - сын     Gijsbert d'Hondecoeter    , внук Gillis d'Hondecoeter  , племянник     Jan Baptist Weenix  ,  двоюродный брат Jan Weenix  .Учился у отца, Гисберта де Хондекутера, а также у своего дяди, Яна Баптиста Веникса.Мельхиор де Хондекутер  получил хорошее литературное и богословское образование и обладал даром слова; он был недалек от выбора карьеры проповедника, но любовь к живописи взяла верх.  В молодые годы жил и работал в Утрехте, в 1659 году переехал в Гаагу, а в 1663 году — в Амстердам.Главное место в творческом наследии мастера занимают картины с изображением охотничьих трофеев и птичьих дворов. Произведениям Хондекутера свойственны такие качества, как монументальность и декоративность, они поражают красочным богатством. Почти во всех натюрмортах художника рядом с битой дичью изображены живые звери, что делает картины необыкновенно выразительными и динамичными.Мельхиор де Хондекутер  никогда не выходил из скромной области художественной деятельности, им избранной, имевшей, впрочем, значение в голландской живописи, как все, касавшееся домашнего и сельского быта. Жизнь птичьих дворов в минуты покоя и тревоги; изредка пейзажи с птицами, собаками и другими домашними животными; хищные птицы, нападающие на домашних, — таковы сюжеты его картин, написанных с большим техническим искусством и свидетельствующих о тщательном изучении художником не только внешности его героев, но и их нравов и обычаев. Живопись его, хотя местами потемневшая от времени, представляет интерес до сих пор, и картины  ценятся значительно.  

Натюрморт с лисой, укравшей гуся, овечьей шкурой и безмятежными курами на фоне пастбища. 

Петух, куры и цыплята. 1668-70

"Hondecoeter отображает материнство курицы с такой же нежностью и чувством, как Рафаэль материнство мадонны"

Гордый петух 

С большой убедительностью показывает Хондекутер кошку, забравшуюся на стол с битой дичью и укравшую птичку. Вороватое животное, не желающее бросать свою добычу, с пренебрежением и в то же время с опаской смотрит на собаку, злобно лающую внизу. Подобные приемы, вносящие в натюрморты живость, художник использовал и в других картинах с охотничьими трофеями. К сожалению, некоторые произведения Хондекутера многое теряют из-за излишнего пристрастия мастера к декоративности.

 Куры и утки. 

Пеликан  и другие экзотические птицы в парке 

Помимо полотен с битой дичью, художник с увлечением писал картины, называемые птичьими дворами. Можно спорить о том, относятся ли эти произведения к жанру натюрморта (хотя выше уже упоминалось, что для голландских живописцев натюрморт — это не только изображение «мертвой натуры»), но в искусстве Голландии подобные композиции пользовались необыкновенной популярностью.

Павлины  1683 Oil on canvas, 190 x 135 cm Metropolitan Museum of Art, New York 

Павлины   (деталь) 

Павлины (деталь)

В молодые годы, после смерти своего отца,  художник становится очень религиозен. Неудачная женитьба в 27 лет  (его жена  Susanne Tradel  оказалась не просто сварливой женщиной, она ещё заставляет мужа терпеть и своих сестёр, перебирающихся жить к ним в дом) гонит Melchior из дома и большую часть времени он проводит в тавернах за бокалом вина, либо просто рисует на лоне природы.На Lauriergracht, где он жил некоторое время, он был окружен арт-дилерами и различными художниками. Позже он переехал в дом на Prinsengracht (рядом с Домом Анны Франк, Амстердам). В 1686 году он купил небольшую дачу в Vreeland  (Utrecht).


 

Павлины и уткиWallace Collection, London    1680

Пара павлинов.

Павлин, куры и спаниель.

Павлины.

Белый павлин 

Птицы.

Лебеди и павлины.

Хондекутер виртуозно передает грациозные движения павлинов в нарядном оперении, важно вышагивающих пеликанов и цесарок. Каких только экзотических пернатых красавцев не встретишь в его композициях! С таким же мастерством показаны и обычные домашние птицы: яркие утки, куры, горластые петухи, прогуливающиеся между гордыми «иностранцами» («Домашние птицы», «Птицы в парке», 1686 — обе — в Эрмитаже, Санкт-Петербург).

Птицы в парке. (Плавающие пернатые) 1680. 

Птицы в парке. 1680.(деталь)

Птицы в парке. 1686.Oil on canvas, 135 x 155 cm The Hermitage, St. Petersburg  

Птицы в парке.

Произведения, изображавшие живые заморские диковины, заставляли зрителей замирать в восхищении перед полотнами мастера. Такие картины вскоре практически вытеснили композиции с простыми и скромными голландскими мотивами. Подобно многим своим современникам-живописцам, Хондекутер стремился приукрасить реальность, сотворить нечто эффектное и праздничное.

Птицы в саду.

Домашняя птица (куры, цыплята, перепела, голуби) под деревом в сельской местности 

Птицы и спаниель в саду.

Лучшие произведения Хондекутера, часто имеющие аллегорически-морализирующий подтекст, отличаются барочной прихотливостью композиционных решений, нарядной декоративностью колорита. Хондекутер писал также натюрморты с битой дичью .

 

Натюрморт с птицами (охотничье снаряжение) 1670 

  Новые существенные изменения произошли  в голландском натюрморте того времени, когда в нем окончательно побеждают декоративные тенденции. На первое место в натюрморте выдвигается жанр охотничьих трофеев как наиболее соответствующий вкусам аристократизировавшейся голландской буржуазии. Самыми крупными мастерами этого жанра были М. де Хондекутер и Я. Веникс.  

Охотничий натюрморт. 1660 Akademie der bildenden Kьnste, Vienna  

«Охотничьи трофеи»  обогащены еще одним мотивом — собакой, лающей па битую дичь. Этот мотив отныне будет почти постоянно сопровождать трофеи охоты.  

Охотничий натюрморт с дичью и спаниелем.

Охотничьи трофеи. 1682

В свое время  битая дичь изображалась как предмет купли-продажи, фигурирующий на амстердамском рынке. Показанная в ряду других товаров, она не обладала для художника иными качествами, существенно отличными, например, от овощей, фруктов или рыбы. Дичь писалась с тем же чувством, что и остальные предметы «рыночной сцены». В конце XVII века, по мере аристократизации голландского буржуазного общества, когда крупные буржуа, отходя от дел, начинают приобретать поместья, угодья и, подражая земельной знати, с упоением пользуются преимущественным правом охоты на своих землях, возникает потребность в специфической разновидности натюрморта — охотничьих трофеях. У М. де Хондекутера  битая дичь обладает уже иными, присущими только ей качествами, наполняется новым содержанием, отражающим иное отношение к охоте: не как к промыслу, а как к развлечению высшего общества. Вследствие этого и на изображении трофеев охоты лежит печать особой изысканности.  Хондекутер  не отступает от натуры, но новое общественное содержание предмета заставляет  его выискивать в нем особенно красивые повороты и ракурсы, претворять его цветовые и фактурные качества в эффект, подчеркивающий декоративные ценности, и помещать изображение на фоне роскошного, украшенного статуями и вазами парка. 

 

Созерцающая сорока (охотничий натюрморт).

Охотничьи трофеи на террасе.

 

Охотничий натюрморт.

Охотничий натюрморт. 

Охотничий натюрморт.  

Мертвые птицы.

Дворцовый сад с экзотическими и домашними птицами.

Бой петухов.

Хондекутер  как создатель  «птичьих дворов» — чато в одной композиции изображал в мирном соседстве или в «драматической» ссоре всевозможные виды пернатых, как домашних, так и диких, но чаще всего (ради богатого красочного оперения) — представители декоративных и экзотических пород. 

Бой петуха с индюком.

Бой петуха с индюком. 

Бой петуха с индюком.  

Орел, напавший на кур.

Птицы в парке.

Натюрморт в жанре "подлесок"

Подлесок.Птицы, бабочки и лягушки среди растений и грибов. 1668

Птицы в пейзаже.

Утки с утятами.

Куры и голубь.

Портрет  трех детей в пейзаже с охотничьими трофеями.

 

 

Эти две картины очень интересны.Птицы спасаются от бедствия, от пожара, неся на себе- кто в клювах, кто на  спине, кто в когтях  пресмыкающихся...? Нет, это только на первый взгляд.Птицы сражаются в горящем от войны и разрухи небе с ящероподобными змеями - врагами Голландии. На верхней картине  голубь несет в клюве веточку миры- Голландия устала, она хочет мира, передышки.На верхней картине, как мне кажется, в центре изображен сражающийся павлин - это олицетворение цветущей некогда Голландии...На нижней картине  слева на головке ящера мы видим символ Бурбонов- лилию, это Франция.Картины называются : Низменность войн Вильгельма III  .

 

В ходе англо-франко-голландской войны 1672-1678 годов Вильгельму III Оранскому достался пост генерал-адмирала (главнокомандующего вооруженными силами).  В результате длившейся почти десятилетие войны (1689-97) Вильгельм III был признан законным королем Англии...  На этом портрете Вильгельм Оранский изображен также на фоне битв и пожаров.С начала 1670-х годов, с усилением французской угрозы, Вильгельм возглавил армию Голландии, а в 1672, в начале войны, был назначен на восстановленный пост статхаудера. Под его руководством голландцам удалось переломить ход военных действий, сложившийся в пользу Франции: ее войска вторглись вглубь территории Голландии, а на море господствовал французский флот. Однако произведенное по приказу Вильгельма III затопление части территории страны остановило продвижение французов. В самой Голландии произошел государственный переворот. Ян де Витт был убит, и контроль над государством перешел к статхаудеру. Получив власть, Вильгельма III сумел найти союзников в борьбе против Франции (Англия, Священная Римская империя, Испания). В итоге закончившейся в 1678 войны Голландии удалось отстоять свою независимость и целостность территории.Тем не менее, художник порицает войну.  

Пожалуй, очень смелые эти две картины.Политический подтекс налицо.Известно, что художник был в большом фаворе у Вильгельма  III , он даже рисовал неоднократно  его зверинец.Тогда  тем более смелые эти картины....

Зверинец.

Утки и голубь.

Птичий концерт.

Множество птиц собралось.Каждая из них поет по-своему, и в целом, этот разноголосый ансамбль звучит едва ли гармонично.Сова дирижирует концертом, сидя над партитурой.Эта картина демонстрирует главную особенность живописи Хондекутера - анималиста- исключительную верность передачи характерных движений, присущих разнообразным птицам, которых художник изучил до мельчайших деталей.

Птичий концерт.

Начиная с 17 века подобные сцены птичьих концертов, где сова выступает в роли дирижера, получили широкое распространение в Нидерландах.Ряд таких сцен был исполнен и Хондекутером.Он, правда, не первым обратился к данному сюжету. Его учитель Ян Баптист Веникс писали подобные картины до него.Птичьи концерты следует рассматривать вместе с более общей группой концертов животных, а точнее, - с концертами обезьян и концертами кошек.Конечно, подобные картины мы не должны воспринимать как чисто анималистические роизведения, ибо прежде всего, - это марализующие сцены.Сова в них является не столько символом мудрости, сколько выражением духовной слепоты, глупости.По аналогии с концертами кошек можно предположить, что и здесь главное- дисгармонический характер изображенного музыкального ансамбля: резкие, пронзительные крики и пение более крупных птиц заглушают писк мелких.Само же изображение концерта птиц можно сблизить с изречением Катса: "Каждая птица поет согласно своей породе." Вытекающая отсюда мораль - выбор слов и стиль речи позволяют нам судить о человеке, с которым мы имеем дело".  

Птицы на подворье.

В последние годы Melchior de Hondecoeter   был уже болен,  поэтому картины его последних дет менее красочны и тщательны, как считают искусствоведы.Его сын Melchior  был воспитан и обучен им же, но младший Melchior   так виртуозно научился подражать отцу, что в последующие века уже никто не смог  различать их творчество.

Натюрморт с птицами.

Hondecoeter умер в доме своей дочери Изабеллы в Warmoesstraat, но был похоронен в Westerkerk (Вестеркерк, или Западная церковь, — протестантская церковь в Амстердаме, построенная в 1620—1631 гг. по проекту Хендрика де Кейзера.В этой церкви похоронен также и Рембрандт) . Его инвентарные списки после смерти содержат только небольшую виселицу (устройство, чтобы держать птиц в правильном положении), а также несколько картин Франса Снейдерса. 

Westerkerk , Амстердам.

Рубрики:  Живопись/нидерландская и фламандская живопись
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку