-Цитатник

Пробуждение сознания или электронно-цифровой концлагерь? - (0)

Пробуждение сознания или электронно-цифровой концлагерь? Нет ничего сильнее идеи, время кот...

Купленный за 172 000 долларов портрет может стоить миллионы - (0)

Купленный за 172 000 долларов портрет может стоить миллионы Открыта новая картина РембрантаПочему...

ЭРМИТАЖ.ГОЛЛАНДСКАЯ ЖИВОПИСЬ XVII—XVIII ВЕКОВ.Малые голландцы(2) - (0)

ЭРМИТАЖ.ГОЛЛАНДСКАЯ ЖИВОПИСЬ XVII—XVIII ВЕКОВ.Малые голландцы(2)   Шатровый зал ...

Замки Бельгии:Стеркхоф - (0)

Замки Бельгии:Стеркхоф В XVI веке жил в Антверпене могущественный род Стер...

Дом князя Оболенского на Новинском бульваре - (0)

Дом князя Оболенского на Новинском бульваре На Новинском бульваре стоит ореставрированный в совет...

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Муромлена

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.10.2010
Записей: 2861
Комментариев: 2522
Написано: 6250


Морис Метерлинк

Среда, 29 Августа 2012 г. 19:12 + в цитатник

29 августа  2012 г. - 150 лет со дня рождения Мориса Метерлинка (фр. Maurice (Mooris) Polydore Marie Bernard Maeterlinck; 29 августа 1862, Гент — 6 мая (по некоторым источникам — 5-го мая) 1949, Ницца) — бельгийского писателя, драматурга и философа

4000579_Maurice_Maeterlinck_1911 (280x396, 58Kb)
Maurice Maeterlinck, Nobel laureate in Literature 1911

Морис Полидор Мари Бернар Метерлинк родился 29 августа 1862 года в бельгийском городе Генте в особняке по адресу 6, Rue Du Poivre, в зажиточной фламандской семье. 

21021276_p (450x430, 90Kb)

Метерлинки происходили из старой фламандской семьи, которая поселилась в четырнадцатом веке в Renaix, местности Западной Фландрии на границе между французской и фламандской частью Гента, одного из самых богатых городов герцогства Бургундского. Один из предков, судебный пристав, во время голода, раздавал нищим меры зерна. От термина, используемого для обозначения этой "меры", и произошла фамилия Метерлинк. В награду он получил звание рыцаря, право на оружие и девиз: «Когда захочет Бог".

Его отец, Полидор, нотариус, "владелец аннуитета"  принадлежал к французской католической буржуазии девятнадцатого века. Отец получил образование в иезуитском колледже в Намюре. Он был справедливым человеком, но жестким и холодным. Отец был любителем садоводства и рыбалки, много времени проводил в саду и на пасеке, предпочитал книги по садоводству произведениям сына:  "Мой отец имел большую библиотеку, но вы вряд ли найдете там что-то, кроме книг по садоводству", - писал Метерлинк. 

21013776_p (300x450, 48Kb)
Полидор Метерлинк

Мать была "маленькая, худая с приятным лицом" и доброй улыбкой, прекрасная хозяйка, дочерью гентского юриста Van Den Bossche.

21013834_p (300x450, 46Kb)
 

У Мориса было два брата и сестра. Оскар (умер в возрасте 21 года в мае 1891 г.), Эрнест (умер в 1922 году), был нотариусом, Мария (ум. 1940), у которой были художественные наклонности (она хотела стать художником), была замужем за судьей, который развелся с ней, всю свою любовь она отдала единственному сыну

 21014099_p (308x450, 22Kb)
Морис Метерлинк

В шесть лет (1868-1869) Морис посещал "детский сад" Института "Nouveau Bois" на 51 rue Longue des Violettes, Потом его обучали домашние учителя. С ними он выучил немецкий и английский языки, открыв Шекспира в возрасте 8 лет. Как и во всем высшем обществе, французский язык был его родным языком, и он говорил  на фламандском только в семейном кругу.

С 1869 по 1874 г. он поступает в начальную школу при Институте Calamus, в котором учились Georges Rodenbach и Эмиль Верхарн. В Oostacker, большой деревне недалеко от Гента, у Метерлинков был дом, белый с зелеными ставнями, Морис Метерлинк провел там лучшие годы своей жизни. Большой сад площадью 5 га, цветы, фрукты, пчелы его отца. Канал Terneuzen, "магический канал в тени двойного ряда больших вязов" (где он чуть не утонул два раза), Вместе со своим братом Эрнестом Морис любил прогуливаться вдоль каналов на небольших лодках 

21015196_p (387x450, 29Kb)
Морис Метерлинк

Как потом он сам вспоминал, детство «провел меж двумя монастырями», там «полный почтения слушал речи о добром господе, о святой деве, об ангелах и небесном блаженстве». Затем в 1874 году его отдали в иезуитский коллеж, где Метерлинк, по его признанию, провел среди отцов иезуитов «самое неприятное время» своей жизни

21021502_p (361x450, 82Kb)
Колледж Sainte-Barbe в Генте на улице Savaen

Морис в компании с Charles Van Lerberghe, сиротой, будущим поэтом "Entrevisions", который родился в 1861 году в здании напротив дома Метерлинка, и Грегуаром Ле Руа гуляли по улицам гента, писали стихи, тайком читали авангардные журналы. Между ними шло негласное состязание в поэзии.

21018708_p (426x450, 37Kb)
Charles Van Lerberghe

Мальчика начали готовить в преемники отцу по профессии. Однако вопреки семейной традиции Морис совершенно не интересовался историей и правом и отдавал все свободное время литературе и музыке. И, тем не менее, когда он закончил колледж в 1881 году, отец настоял, чтобы его единственный сын поступил на юридический факультет Гентского университета. Однако все свободное время Морис по-прежнему проводил среди книг.

 21018589_p (450x300, 34Kb)

 21019986_p (450x286, 59Kb)
21 - Морис Метерлинк

Получив в 1885 году диплом, опять-таки по настоянию родителей он уехал в Париж, чтобы продолжить образование в Сорбонне. Но, вырвавшись из-под опеки, Метерлинк все свое время посвящал литературе и музыке.

 21015325_p (306x450, 34Kb)
Морис Метерлинк  

В Париже юноша жил в доме знакомого семьи – известного писателя-символиста Жориса Гюисманса. В его доме Морис познакомился с известным поэтом Вилье де Лилль-Аданом. Никто и никогда так не потрясал Метерлинка, по его признанию. Под его влиянием Метерлинк осознал свое литературное дарование и с помощью Гюисманса напечатал свой первый труд – вольный перевод книги фламандского философа-мистика Я. Раусбрука «Украшение любовного брака».

В 1886 году состоялся литературный дебют Мориса – в парижском ежемесячнике «Плеяда» была напечатана его новелла «Убийство невинных».

Но, возвратившись в Гент, Метерлинк поступил в отцовскую фирму и начал работать юристом. Однако все свободное время он по-прежнему посвящал литературе, а свои сочинения печатал во Франции, чтобы родные не узнали о его занятиях

21125291_p (300x450, 27Kb)
Морис Метерлинк

В 1889 году, опять-таки в Париже, Метерлинк выпустил первую книгу – сборник стихов «Теплицы». Попросив у матери 250 франков, Морис издал в том же году в Брюсселе свою первую пьесу, «Принцессу Мален». Ее сюжет заимствован из сказки братьев Гримм. Но Метерлинк превратил традиционную историю о злой королеве, которая губит своих детей, в напряженную драму о поединке героини и злого рока.

Штук пятнадцать книг было раскуплено, с десяток автор раздарил друзьям, казалось, на этом все и закончилось. Громом среди ясного неба было появление в парижской «Фигаро» 24 августа 1890 года статьи известного критика Октава Мирбо, в которой сообщалось, что некто Морис Метерлинк создал «самое гениальное произведение нашего времени».

21021927_p (450x339, 27Kb)
Метерлинк в Генте (1890-е)

Октав  назвал "Принцессу Мален" шедевром, а ее автора сравнил с Шекспиром. Мирбо написал письмо Морису, в котором доказывал, что ему необходимо посвящать все свое время литературе. Вмешательство критика помогло сломать сопротивление родителей. Метерлинк оставил юридическую практику и одну за другой написал несколько пьес:  "Непрошеная" (1890) - драма, практически лишенная действия, в которой семья ждет, пока умрет роженица (это первая пьеса драматурга о смерти, одиночестве); "Слепые" (1890) - здесь метафорой смерти является группа слепых, потерявшихся в темном лесу; "Семь принцесс" (1891) - сказка о принце, который должен разбудить от смертельного сна семь принцесс, принц приходит вовремя и спасает всех, кроме своей возлюбленной; "Пелеас и Мелисанда" (1892) - история преступной страсти с трагическим финалом (существует одноименная опера Клода Дебюсси, 1902). Для всех этих пьес характерна таинственная атмосфера сказки; герои говорят мало, короткими, многозначительными фразами, многое остается в подтексте.

4000579_Maurice_Maeterlinck_by_Vallotton (515x700, 61Kb)
Félix Vallotton (1865–1925). Portrait of Belgian writer, poet and playwright Maurice Maeterlinck (1862-1949) from Le Livre des masques (vol. II, 1898) by Remy de Gourmont (1858-1916) (1898)

Я. Цисарж писал: «К 1900 году Метерлинк создал ряд пьес («Слепые», «Пелеас и Мелисанда», «Смерть Тентажиля»), где внутренний мир человека представлен в виде аллегории. Внешнее действие, поступки персонажей не столь существенны, они либо фон, либо вообще отсутствуют. Герои его пьес пребывают в некоем изначально заданном и практически неизменном состоянии, которое, по мысли автора, и есть искомый символ, «область души», проводник и свидетель внутренней сути».:.

 

4000579_Theo_van_Rysselberghe_A_Reading_by_Emile_Verhaeren (700x518, 400Kb)
Theo van Rysselberghe (1862-1926), A Reading by Emile Verhaeren (1901). Крайний справа сидит Морис Метерлинк  

В 1894 году Метерлинк пишет три пьесы для марионеток: "Алладина и Паломид", "Там, внутри" и "Смерть Тентажиля". К театру кукол драматург обращается потому, что, в отличие от живых актеров, куклы могут сыграть символ, передать архетип его героев.

В 1895 году Метерлинк встретил Жоржетту Леблан, актрису и певицу, которая стала его спутницей на 23 года. Леблан, волевая, образованная женщина, совмещала обязанности секретаря и импресарио Метерлинка, оберегала его спокойствие, ограждала от посторонних.

4000579_Georgette_Leblanc (372x530, 46Kb)
Жоржетта Леблан (8 февраля 1875 (на самом деле в 1869) Руан , - 27 октября 1941 Канне , недалеко от Канн ) - французская певица,  оперное  сопрано, актриса, мемуаристка. Ее отец был торговцем.Мать умерла, когда ей было 15 лет. Она сбегает из дома, чтобы встретиться с Сарой Бернар. Актриса приветствовала ее ласково, заставила петь арии и читать две басни Лафонтена. Приговор Сары Бернар: "Дитя мое, вы будете актрисой или певицей, если хотите."  Жоржетта проводит время, обучаясь пению, рисованию и скульптуре. Она берет уроки у скульптора Alphonse Guilloux в 1890 году и ваяет "бюст мадам S". Она начинает мечтать о карьере в Париже. 
Чтобы оставить свою семью, она задумывает "mariage blanc". Брачный договор был заключен 19 апреля 1891 г. Муж - Bonaventura Juan Minuesa - испанец, родился в Сарагосе, (гражданский брак в мэрии и религиозной в Санкт-Годар, 22 апреля, 1891). Minuesa был купцом в Париже, ему исполнился тридцать один год. 
После 10 месяцев семейной жизни, она уходит от мужа, т.к. он избивал ее. Она снимает квартиру, которая быстро стала местом встречи писателей, скульпторов, художников и музыкантов того времени.
Она была маленькой и ходила на высоких каблуках. Она часто ходила, одетая в платья в средневековом стиле, с двумя белыми борзыми на поводке
.   

21124582_p (386x450, 23Kb)
Автопортрет Жоржетты Леблан

Она была сестрой Мориса Леблана, знаменитого автора Арсена Люпена, (родился в Руане 11 декабря 1864 и умер в Перпиньяне 6 ноября 1941). Он станет спутником Мориса Метерлинка.

21124688_p (275x308, 39Kb)
Морис Леблан

Она играла в этом году "La Navarraise" и "Кармен" Бизе в театре  la Monnaie в Брюсселе  

21125231_p (300x450, 31Kb)
G. Леблан в роли Кармен

В 1896 году Метерлинк и Леблан переехали из Гента, где его пьесы стали предметом насмешек, в район Пасси в Париж. открыто живя вместе, к огорчению их католических семей. Леблан вышла замуж за испанца несколько лет назад, брак был несчастливый, но римско-католическая церковь отказалась дать ей развод.Пара стала центром художественного сообщества людей, таких как Октав Мирбо, Жан Лоррен, Павел Форт, часто собирающихся в их доме. Им также принадлежал дом в Нормандии, где они будут проводить лето

Начиная с 1896 года Леблан стала появляться в некоторых пьесах Метерлинка, некоторые из которых написаны специально для нее. Она также пела в ряде концертов в Париже, в  которых исполняла произведения Франца Шуберта и Роберта Шумана, которые были переведены на французский язык Метерлинком. Она пела в опере в Париже, в частности, партию Сафо в опере Массне в 1897 году.

21125446_p (450x300, 29Kb)
 

Начиная с августа 1893 года Метерлинк сотрудничал с Клодом Дебюсси над оперой Пеллеас и Мелизанда , которая была основана на пьесе Метерлинка. Леблан была первоначально намечена для исполнения роли Мелизанды в 1902 году в премьере оперы, но была заменена. Это разозлило Метерлинка, который пригрозил обращением в суд и физическим насилием в отношении Дебюсси.

Кроме того, Жоржетта исполняла главные роли, в основном властных женщин, в таких пьесах драматурга, как "Аглавена и Селизетта" (1896), "Ариана и Синяя Борода" (1901), "Монна Ванна" (1902) и "Жуазель" (1903). Эти пьесы являются более традиционными и, по мнению биографа М. Беттины Кнапп, более слабыми, чем пьесы-сказки и пьесы для марионеток.

4000579_Monna_Vanna_Maeterlinck_Georgette_Leblanc_01 (464x700, 198Kb)
Monna Vanna im Schauspiel von Maurice Maeterlinck dargestellt von Georgette Leblanc (1902)

 21125127_p (450x450, 40Kb)
G. Leblanc

В эти годы Метерлинк пишет метафизические эссе и трактаты, которые вошли в сборники "Сокровище смиренных" (1896), "Мудрость и судьба" (1898), и "Жизнь пчел" (1901), где проводится аналогия между активностью пчелы и человеческим поведением. 

4000579_Maurice_Maeterlinck_1901 (511x700, 189Kb)
Maurice Maeterlinck in 1901

4000579_525pxMaurycyMaeterlinck (525x600, 33Kb)
Maurice Maeterlinck 

В 1906 году Леблан и Метерлинк переехали на виллу в Грассе, где их отношения начали испытывать трудности. Метерлинк становился все более подавленным и ему был в конечном счете поставлен диагноз неврастения. Он тем не менее написал несколько пьес в это время, в двух из которых, Мари-Виктуар (1907) и Мария Магдалина (1910), главные роли исполнила Леблан. В 1912-1913 гг. Леблан пела в оперном театре на Манхэттене  в Нью-Йорке и в Опере Монте-Карло. Кроме того, она, наконец, получила возможность спеть Мелизанду в 1912 году на премьере в Бостоне.

4000579_big_art_621 (495x685, 183Kb)
Морис Метерлинк

21130058_p (450x304, 49Kb)

В 1908 году Метерлинк опубликовал пьесу «Синяя птица», которая принесла ему всемирную известность. Философская сказка «Синяя птица» – уникальная для литературы попытка отыскать формулу человеческого счастья. «Все симпатии Метерлинка на стороне бедных, – отмечает Л. Андреев. – Не из богатого дома, а из хижины дровосека Фея начнет поход за Синей птицей, – лишь обитателям бедных хижин Метерлинк доверяет поиски истины. Поиски символической птицы противопоставляют не только бедных богатым. Они противопоставляют романтическую «Синюю птицу» символистской драматургии Метерлинка. Там был застывший, мертвый мир – здесь все в движении, здесь смысл в поиске, в походе. Там все было заранее задано, все изначально обусловлено, и человек был марионеткой в руках идеалистического детерминизма – здесь все впереди, все зависит от поисков, от инициативы, смелости искателей истины. И сам процесс поисков, само движение возвышает людей, совершенствует их, открывает перед ними новые горизонты».

Право первой постановки он передал К. С. Станиславскому; 30 сент. 1908 пьеса была пост. на сцене МХТ и с тех пор входит в репертуар театра. 

21125000_p (300x450, 23Kb)
Когда Станиславский находился в гостях у Метерлинка в бывшем аббатстве St.-Wandrille, «было решено устроить спектакль, в котором зрители вместе с актерами будут переходить с одного места аббатства к другому, чтобы смотреть мизансценированную в природе пьесу». В письме к Станиславскому Жоржет Леблан предлагала ему участвовать в этом «небывалом зрелище, где сама природа будет служить самой точной декорацией», и просила сыграть роль Старика в пьесе Метерлинка «Там, внутри».  

В течение нескольких лет «Синяя птица» обошла сцены всего мира и драматург получил такое количество писем с просьбой продолжить рассказ о своих героях, что в 1918 году написал продолжение «Синей птицы» под названием «Обручение», в котором завершил историю мальчика Тильтиля.

Чтобы восстановить душевное равновесие, он обратился к занятиям спортрм: боксу, катанию на коньках, катанию на лодке, езде на велосипеде, мотоцикле, а затем "машину в первый раз приобрел и первую иашину De Dion Bouton. Метерлинк был страстным астомобилистом  

21125417_p (318x450, 37Kb)

21125801_p (450x266, 30Kb)

Он любил животных, особенно собак с того времени он жил со своими родителями, но не любил кошек

21122665_p (300x450, 45Kb)

В 1911 году Метерлинку была присуждена Нобелевская премия "за многогранную литературную деятельность, в особенности за драматические произведения, отмеченные богатством воображения и поэтической фантазией". В своей речи член Шведской академии С. Д. Вирсен особо выделил пьесу "Аглавена и Селизетта", что не согласуется с довольно низкой оценкой этой пьесы сегодня. Из-за болезни Метерлинк не смог присутствовать на торжественной церемонии, и награда была вручена бельгийскому послу в Швеции Чарлзу Ваутерсу. Вскоре Метерлинку предложили стать членом Французской академии, но драматург отклонил это предложение, поскольку ради этого он должен был отказаться от бельгийского гражданства.

21131476_p (450x373, 54Kb)

4000579_0_6bf1e_b6b33500_L (359x480, 36Kb)
Maurice Maeterlinck and his companion, Georgette Leblanc , c. 1910

С началом Первой мировой войны Метерлинк пытается записаться в бельгийскую гражданскую гвардию, но его патриотический порыв отклонили из-за возраста. Чтобы помочь своей стране, писатель отправился в длительное лекционное турне по городам Европы и Америки. Все вырученные деньги он отдавал в Фонд обороны. Эта поездка была и своеобразным решением семейной драмы, его отношения с Леблан ухудшились

В 1914 году Леблан и Метерлинк оставили Грасс, в следующем году Леблан исполняла роль леди Макбет во французской экранизации Уильяма Шекспира  Макбет. Супруги прожили вместе двадцать четыре года, но отношения закончились в 1918 году, когда стало ясно, что он был связан с другой женщиной, актрисой Рене Dahon  В это время его отношения с Леблан испортились, и после войны они расстались.

4000579_leblanc_georgette2 (125x175, 3Kb)
После того как ее отношения с Метерлинком закончились, Леблан продолжала играть на сцене в пьесах на протяжении 1920-х годов. У нее было несколько романтических отношениий с высокопоставленными лицами в течение 1920-х и 1930-х годов. В 1924 году ученица Гурджиева М. Андерсон заинтересовала ее своими рассказами о греко-армянский мистике Г.И. Гурджиеве, и они вместе поехали в Приорэ, чтобы встретиться с ним. Некоторое время она была связана с Г.И. Гурджиевым. Она была близким другом Маргарет Андерсон и некоторые исследователи полагают, что, возможно, они были любовницами в течение последних пятнадцати лет жизни Леблан. Она продолжала быть популярной в парижских художественных кругах и близко дружила с Жаном Кокто и Марселем Л'Эрбье , в чьем фильме L'Inhumaine (1924) она играла главную роль.
Она также реализовалась как писатель, опубликовав два тома автобиографии и несколько книг для детей и рассказов о своих путешествиях. Как ее проза, так и поэзия наполнены лиризмом на грани между реальными чувствами и сентиментальностью. Первый том ее автобиографии был переведен на английский язык Джанет Фланнер, известной как Жанет, автор книги «Письма из Парижа». Второй том, La Machine à Courage, описывает ее впечатления о встречах с Гурджиевым и о ее продолжительной борьбе с раком, в которой она уступила в 1941 году, когда все члены группы «Связка» были еще живы
Она умерла в Каннах в 1941 году после долгой борьбы с раком и была похоронена на кладбище Нотр-Дам-де-Агнес  рядом с Маргарет Андерсон.

4000579_Maurice_de_Maeterlinck (472x700, 44Kb)
Maurice Maeterlinck , 1923

В 1919 году Метерлинк снова женился, на сей раз на молодой актрисе Р. Даон, исполнявшей роль в «Синей птице». Они поселились в столице Франции.

В последние годы жизни Метерлинк писал больше статей, чем пьес; с 1927 по 1942 год вышло 12 томов его сочинений, наиболее интересным из которых является "Жизнь термитов" (1926), иносказательное осуждение коммунизма и тоталитаризма, превращающих людей в термитов - хорошо организованных, но тупых существ. Другие философские трактаты этого периода вошли в сборники "Жизнь пространства" (1928), "Большая феерия" (1929) и "Великий закон" (1933).

 21131443_p (367x332, 12Kb)

B 1939 году, когда нацистская Германия угрожала Европе, Метерлинк переехал в Португалию под покровительство диктатора Португалии Антониу Салазара.

4000579_Maurice_Maeterlinck_2 (532x573, 141Kb)
Maurice Maeterlinck 

Когда же стало очевидным, что Португалия тоже может оказаться под пятой Гитлера, Метерлинк вместе с женой уезжает в Соединенные Штаты, где он прожил всю войну и вернулся в Ниццу в свой особняк "Пчельник" в 1947 году. Метерлинк умер 6 мая 1949 года от сердечного приступа. Поскольку при жизни писатель был убежденным атеистом, он был похоронен не по церковному обряду.

Помимо Нобелевской премии, Метерлинк получил почетную докторскую степень университета Глазго, бельгийский Большой крест ордена Леопольда (1920) и португальский орден Меча святого Якова (1939). В 1932 году король Бельгии пожаловал драматургу титул графа.

Своей по-прежнему высокой репутацией Метерлинк обязан в основном пьесам, которые ставятся до сих пор. Драматург считается одним из родоначальников театра абсурда, его произведения оказали особое влияние на пьесы Сэмюэла Беккета. Опера Дебюсси "Пелеас и Мелисанда" входит в репертуар многих оперных театров мира.

4000579_Maurice_Maeterlinck_1925 (215x290, 35Kb)
Maurice Maeterlinck (1862-1949) at the Société des gens de lettres in 1925

"Метерлинк ни к чему не призывает и не выносит никому приговоров, - писала в 1967 году Жоанна Патаки Козофф. - Его искусство никогда не превращается в пропаганду, ибо оно апеллирует к фундаментальным ценностям, которые находятся вне политики и психиатрии". В монографии "Морис Метерлинк" (1975) критик Веттина Кнапп предполагает, что Мерлинк часто обращался к жанру сказки потому, что сказка является "глубочайшим и простейшим выражением коллективного сознания, она взывает к человеческим чувствам".

 21130171_p (320x450, 34Kb)

Ссылки:

http://www.c-cafe.ru/days/bio/7/062.php

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0...%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81

http://mmaeterlinck.canalblog.com/

Серия сообщений "Голландия, Бельгия":
ЖЗЛ
Часть 1 - "Похвала глупости" Эразма Роттердамского
Часть 2 - Константейн Гюйгенс - поэт, учёный, композитор золотого века Нидерландов
...
Часть 5 - Великий пират и адмирал Питер Хейн
Часть 6 - История картины. Рубенс. Портрет Яна Гаспара Гевертса
Часть 7 - Морис Метерлинк
Часть 8 - Корнелис де Брейн (де Бруин, нидерл. Cornelis de Bruijn 1652, Гаага — 1727, Утрехт) — голландский художник, путешественник и писатель
Часть 9 - Абель Тасман - голландский мореплаватель
...
Часть 16 - Меркатор
Часть 17 - "Черный ангел" в истории бельгийской монархии
Часть 18 - Мата Хари. Женщина, умевшая любить

Рубрики:  ЖЗЛ
Метки:  

ВЕнеРИН_БАШМАЧОК   обратиться по имени Четверг, 30 Августа 2012 г. 12:35 (ссылка)
Спасибо!Интересная личность!«Когда захочет Бог".
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 30 Августа 2012 г. 14:15ссылка
Да, личность интересная! Я бы с удовольствием еще прочла мемуары Леблан
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку