Ното был построен в начале XVIII века на месте древнего Ното, разрушенного землетрясением в 1693 году. Согласно проекту город был полностью выдержан в стиле барокко. Строительство велось из местного туфа, известнякового камня, который под солнцем Сицилии приобрёл золотисто-медовый цвет. Сегодня Ното – самый очаровательный из городов острова и внесён в список ЮНЕСКО. И этот город мне искренне нравится.
Над городом возвышается собор с двумя башнями (завершён в 1770 г.). Собор создан архитектором Розарио Гальярди, который также спроектировал эксцентричный фасад семинарии Сан-Сальваторе (XVIII в.) на Пьяцца Муничипио, фасад Сан-Доменико (1730-е) на Пьяцца XVI Маджо и овальный интерьер церкви Санта-Кьяра(1730) на Корсо Витторио Эммануэле. За собором на Виа Кавур стоит дворец Палаццо Тригона (1781). Палаццо Вилладората (1730-е) на Виа Николачи отличает фасад, украшенный высеченными из камня фигурами тонкой работы. Восхитителен изогнутый фасад монастыря Монтеверджине в конце Виа Николачи, где в середине мая проходит знаменитый фестиваль цветов. В верхней части города расположена церковь Крочифиссо (1728), построенная Гальярди, здесь находится скульптура Мадонны работы Франческо Лаураны (1471).
Интересно, что именно в Ното разворачивается часть действия кинодрамы Микеланджело Антониони «Приключение» (1960).
Этот фильм получил специальную премию на Каннском кинофестивале (1960), породил массу споров среди зрителей и сделал Антониони величиной мирового масштаба. Мне фильм понравился, лицензионный ДВД можно купить в любом фирменном магазине.
Сюжет фильма таков. Во время круиза по Липарским островам изнывающие от скуки светские персонажи оказываются вовлечёнными в «приключение». Дочь известного дипломата, Анна (Леа Массари), исчезает среди бела дня на необитаемом острове. Поначалу спутники теряются в догадках относительно её судьбы, однако наметившаяся детективная интрига вскоре уступает место новым отношениям, которые пытаются выстроить любовник пропавшей женщины, Сандро (Габриэле Ферцетти), и её подруга Клаудия (Моника Вити). Она надевает на себя блузку пропавшей и невольно занимает её место в жизни Сандро. Когда память об Анне окончательно изглаживается из их жизни, Клаудия обнаруживает измену Сандро с проституткой в отеле. В конце фильма она вынуждена сделать нелёгкий выбор относительно своего будущего.
Настоящим «приключением» для зрителя является не исчезновение Анны, а неудачные попытки героев сформировать осмысленные отношения и эмоциональные связи. С помощью глубоких ракурсов и тщательно выстроенных мизансцен режиссёр революционно обновляет язык кинематографа. Экзистенциальная опустошённость главных героев, их неизбывная отчуждённость друг от друга рифмуются с безлюдными пейзажами, в которых помещено действие.
«Приключение» — один из нескольких фильмов начала 1960-х, которые стали краеугольными камнями европейского арт-хауса. Как отметил ещё Умберто Эко в «Открытом произведении» (1962), причинно-следственные связи и логика сюжетного развития приносятся режиссёром в жертву исследованию психологии героев. Растущее у зрителя по ходу фильма подозрение, что фильм «никуда не ведёт», что он того гляди превратится в случайный набор эпизодов, сродни эмоциональным, этическим и экзистенциальным сомнениям персонажей относительно содержания их жизней. В литературе отмечается, что Антониони нарушил Аристотелев принцип «завязка-кульминация-развязка»; физический закон, что энергия никуда не исчезает, а превращается, нарушил тоже. Как же, исчезает: пропала Анна и не нашли, и забыли, что искали.
Мартин Скорсезе сравнивает исчезновение Анны с убийством главной героини в середине хичкоковского «Психо». Отличие в том, что Антониони не объясняет, что с ней произошло. Как это бывает в жизни, его персонажи забывают одно событие и с головой погружаются в другое: «Они плывут по жизни, от одного импульса к другому, и всё, что с ними происходит, оказывается лишь предлогом: поиски — предлог, чтобы сблизиться; сближение — ещё один предлог, нечто, что формирует их жизни и наполняет их хоть каким-то смыслом».