8 мая мы посетили Болотную площадь, где и увидели скульптурную композицию М.М. Шемякина «Дети — жертвы пороков взрослых».
«Композиция задумана автором как аллегория борьбы со злом и пороками: Композиция задумывалась и осуществлялась мною, как символ и призыв к борьбе за спасение сегодняшнего и будущего поколений… Я, как художник, этим произведением призываю оглянуться вокруг, услышать и узреть то, что происходит. И пока не поздно здравомыслящим и честным людям надо задуматься». (М. Шемякин).
После покушения вандалов на скульптурную композицию, власти Москвы приняли решение обнести ее забором, выставить охрану и открывать ее для посетителей в определенные часы. Решетка, за которой стоит памятник, в 9 утра отпирается, и в 9 вечера запирается. Несмотря на круглосуточную охрану, одну деталь памятника все-таки отпилили.
Работа скульптора подверглась критике за акцентированное изображение пороков. Так, д.п.н. В. В. Абраменкова, ведущий научный сотрудник Российской академии образования, обращает внимание на то, что по сути скульптуры являют собой памятник не детям, а порокам, и считает его вредным для детской психики.
Что мы знаем о самом М.М. Шемякине?!
Михаил Шемякин
Михаил Шемякин родился в мае 1943 года в Москве. Детство будущего художника прошло в Восточной Германии. В возрасте 14 лет, в 1957 году, Михаил вернулся в СССР — в Ленинград — и поступил в среднюю художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Однако в 1961 году Шемякин был отчислен из школы за «эстетическое развращение» однокурсников.
С 1959 по 1971 год работал лаборантом, реставратором в Эрмитаже.
В 1971 году эмигрировал из СССР. Сначала жил в Париже, затем в США, с 1981 года — в Нью-Йорке, а с 1991 — в Клаверакеке.
Въехать обратно в СССР Михаилу Шемякину разрешили только в 1989 году.
В 2002 году художник принял решение о создании в России Культурного Фонда Михаила Шемякина для реализации масштабных культурных, научных, социальных и благотворительных программ. Это решение сразу же получило поддержку со стороны государства и выдающихся деятелей российской культуры.
В 2007 году Шемякин вновь вернулся во Францию, где поселился недалеко от города Шатору.
В последние годы Михаил Шемякин реализовал крупные скульптурные проекты в России и за рубежом:
Санкт-Петербург
Памятник Петру I (Петропавловская крепость, 1991),
Памятник жертвам политических репрессий (1995),
Памятник первостроителям Санкт-Петербурга (1995).
Москва
Дети – жертвы пороков взрослых (Болотная площадь, 2001),
США
Кибела: богиня плодородия (Нью-Йорк, район Сохо, 1993),
Диалог Платона с Сократом (Хемстед, штат Нью-Йорк),
Геракл (Хадсон, Нью-Йорк, 1995).
Франция
Большой карнавал (Париж, 1994),
памятник Петру I (Нормандия, 1991)
Италия
Памятник Джакомо Казанова (Венеция, 1998).
Великобритания
Памятник Петру I (Лондон, 2001).
В планах художника — создание крупных художественных проектов: Памятник Праведникам мира, Памятник В. Высоцому в Ярославле, художественно-исторический комплекс в музее «Петропавловская крепость», уникальная ювелирная коллекция по эскизам М. Шемякина, анимационный фильм «Гофманиада» и мн. др.
Помимо реализации художественных проектов, одной из важнейших задач Культурного Фонда Михаила Шемякина является создание филиалов Института психологии и философии творчества в Москве, Санкт-Петербурге, Нальчике и в других городах России.
P.S. Шемякин и Высоцкий
Михаил Шемякин и Владимир Высоцкий познакомились в Париже (благодаря Михаилу Барышникову) и навсегда остались друзьями.
Владимир Высоцкий и Марина Влади
Высоцкий посвящал Шемякину свои песни, тот, в свою очередь, рисовал иллюстрации к произведениям Владимира Семёновича, а после его смерти создал памятник поэту, установленный в Самаре.
Самара (В этом городе я был дважды в 2009 году, и он мне нравится). Памятник Высоцкому.
Самара. Памятник Высоцкому.
Необходимо также отметить, что песни в исполнении Высоцкого пытались записывать многие, но из профессиональных записей Владимира Высоцкого ни одна не может соперничать с коллекцией Шемякина по объёму, чистоте звучания, исключительному подбору песен. Эти записи уникальны тем, что Высоцкий пел не для пластинки, а для близкого друга, чьё мнение он так ценил.