В один из выходных дней апреля месяца мы с другом посетили дом Пигита, что на Большой Садовой. Этот дом был построен в 1902-1903 годах по проекту архитекторов Э. С. Юдицкого и А.И. Милкова в модном в начале века стиле модерн. Хозяином участка и дома был московский купец, владелец и ныне существующей табачной фабрики «Дукат» Илья Давыдович Пигит. Первоначально дом проектировался как производственный корпус, а затем, из-за запрета городских властей строить фабрику вблизи церкви св. Ермолая и в пределах Садового кольца, был перестроен под доходный дом «покоем», как описывал его Булгаков.
Здесь, в доме Пигита, известном своей меценатской деятельностью, квартировали художники, артисты, врачи. Четырёхэтажный корпус с эркером в глубине двора был специально спроектирован под студии художников.
В 1910 году в квартире № 24 поселился знаменитый художник Пётр Петрович Кончаловский (1876-1956) со своей семьёй — женой Ольгой Васильевной и детьми. Мастерская Кончаловского располагалась в квартире № 40. В ней так же неоднократно бывал в гостях и работал В. И. Суриков.
А этажом ниже, прямо под мастерской П. П. Кончаловского в квартире № 38, была мастерская театрального художника Георгия Якулова (1884-1928). Именно здесь в начале ХХ века Пётр Кончаловский и Аристарх Лентулов вместе с Георигием Якуловым создали творческое объединение «Бубновый валет». В этой мастерской познакомились Сергей Есенин и Айседора Дункан.
В квартире № 36, расположенной под мастерской Г. Якулова, располагалась студия фон Бооля. С 1933 года в этой квартире работают скульпторы династии Рукавишниковых.
После революции здание стало одним из первых в Москве рабочих домов-коммун, где управление и обслуживание было передано общественности. Особенно не повезло левому крылу дома, как раз тому, куда в 1921 году въехали Булгаковы. До революции несколько квартир здесь были перепланированы под общежитие Высших женских курсов. В итоге образовались гигантские коммунальные квартиры по 9-10 комнат. Одну из таких комнат посередине длинного коридора и занимал Булгаков с 1921 по 1924 год.
После публикации романа «Мастер и Маргарита» в ноябрьском 1966 года и январском 1967-го номерах ничем до этого не примечательного журнала «Москва» у ошеломленных читателей вспыхнул сильнейший интерес к автору, к его биографии и к реальной подоплеке романа.
Интерес подогревался и тем, что автора никто до середины 1960-х годов не знал — кроме литературоведов и тех, кто помнил спектакли 1920-х годов по его пьесам — «Дни Турбиных» и «Зойкина квартира», которые шли с большим (у зрителей) и скандальным (у официальных советских критиков) успехом и были через несколько лет сняты. Рукопись романа, пролежавшая в шкафу после смерти автора 25 лет, вдруг появилась на свет — когда сам автор был давно забыт и только за несколько лет до этого стал появляться вновь в печати, а биография его — почти неизвестна. К тому же роман противоречил своим содержанием всей советской подцензурной литературе: до этого, скажем, и представить себе было нельзя, чтобы одним из главных персонажей романа советского (т.е. жившего и писавшего в Советском Союзе) автора был Дьявол! Теперь автор с такой необычной судьбой возник как бы одновременно со своими необычными героями — и был к ним приравнен: он стал Мастером. Роман был воспринят — особенно юными читателями — как свидетельство, как некая правда. И многие стали искать следы жизни в Москве как автора, так и его героев.
В конце 70-х поиски привели почитателей на лестницу дома № 1О по Большой Садовой, к порогу квартиры № 5О, номер которой сохранен писателем в романе.
Затем лестницу обнаружили журналисты, появилась сочувствующая заметка в «Известиях». Советская власть реагировала быстро. На третий день стены подъезда были закрашены зеленой масляной краской, а выше — побелены. Удивительный музей исчез.
В 1990-м году был создан Фонд имени М. А. Булгакова, одной из главных целей которого стало сохранение мемориальной квартиры писателя в распоряжении всего общества.
26 марта 2007 года в квартире № 50 Правительством города Москвы учрежден первый в России Музей М. А. Булгакова.
Музей в квартире № 50 создан на основе подаренных Москве коллекций племянниц М. А. Булгакова Е. А. Земской и В.М.Светлаевой, а также В. Ф. Дименко, президента международного представительства благотворительного фонда имени М. А. Булгакова.
Подробности на сайте
www.bulgakovmuseum.ru
Ниже – мои фотографии…
P.S.
Нехорошая квартира
Музей М. А. Булгакова расположен в квартире № 50, в которой частично происходило действие романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и проходил Бал у Сатаны (Большая Садовая, 302 бис., пятый этаж, кв.50). Название седьмой главы «Мастера и Маргариты» — «Нехорошая квартира».
Два музея
Государственный музей М. А. Булгакова и культурно-просветительским центр Булгаковский дом часто путают по причине расположения в одном здании, но в разных подъездах. Культурный центр (откр. с 15 мая 2004 года) имеет определенную аудиторию, проводит ряд мероприятий, связанных с творчеством и жизнью М. А. Булгакова, однако, юридически не имеет статус музея. К самой же Нехорошей квартире «Булгаковский дом» прямого отношения не имеет. Возникающая путаница доставляет «двум музеям» определенные трудности.