-–убрики

 -ѕоиск по дневнику

люди, музыка, видео, фото
ѕоиск сообщений в —вето€ра

 -ѕодписка по e-mail

 
ѕолучать сообщени€ дневника на почту.

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
ƒата регистрации: 14.10.2009
«аписей в дневнике: 4134
 омментариев в дневнике: 9282
Ќаписано сообщений: 14813
ѕопул€рные отчеты:
кто смотрел дневник по каким фразам приход€т

—лав€нска€ мифологи€. ¬оробей

ѕ€тница, 01 »юл€ 2011 г. 10:45 + в цитатник
÷итата сообщени€ Stephanya







¬оробей Ц птица, которой в народных представлени€х присуща брачна€ символика, символика ловкости и проворства и мотив воровства. ¬ обр€довой практике известны разнообразные обереги посевов, которым ¬оробьи нанос€т вред.



” южных слав€н существовал обычай разговл€тьс€ на –ождество печеными или в€леными ¬оробь€ми. –азговл€лись ими чаще всего дл€ приобретени€ воробьиной легкости, живости и проворства в новом году. »ногда перед тем как съесть ¬оробь€, прикасались им к рогатому скоту, чтобы и скот и те, кто это делает, были такими же легкими и проворными, как ¬оробей. ћотив печеного ¬оробь€ встречаетс€ в хорватских и украинских шуточных и свадебных песн€х. —в€зь с южнослав€нским обычаем печь ¬оробьев прослеживаетс€ в обыча€х, существующих в западных районах ”краины и Ѕелоруссии, где под Ќовый год ловили ¬оробьев и пекли и варили их, сжигали, бросали живьем в печь, грозили припечь ¬оробью клюв. ƒелали это с разной целью, чаще всего дл€ того, чтобы летом ¬оробьи не ели в поле жита, конопли и т.п.

ƒевушки под Ќовый год гадали о замужестве, броса€ ¬оробь€ в печь: если он вылетит из огн€, то и девушка УвылетитФ из хаты. „тобы поймать ¬оробь€, нужно знать такую минуту в новогоднюю ночь, когда ¬оробьи глухи и слепы, а узнать ее можно, если тайком подслушать разговор скота в эту ночь, зарывшись в хлевном навозе. ¬ пародийном виде мотив ловли ¬оробьев отражен в польской забаве Унагон€ть воробьевФ в новогоднюю ночь: жела€ подшутить над каким-нибудь простаком, ставили его с мешком в руках под крышу и обещали нагон€ть сверху ¬оробьев. ¬место этого, его с крыши обливали водой.



Ќазвание этой новогодней забавы находит соответствие в ѕолесском св€точном обычае Угон€ть воробухыФ: во врем€ ужина все члены семьи закрывали глаза, а кто-нибудь один удар€л ложкой по лбу одного из сид€щих и тот должен был угадать, кто его ударил. ƒелалось это дл€ того, чтобы летом ¬оробьи не объедали €чмен€. Ќа западе ”краины и Ѕелоруссии под Ќовый год ¬оробьев сжигали или сушили в печи и толкли, а весной их пепел или порошок смешивали с зерном и использовали при первом севе, чтобы обезопасить посевы от ¬оробьев. ”смирению ¬оробьев способствуют предметы, бывшие в контакте с мертвыми: окуривают поле стружками из старого гроба, при севе добавл€ют в семена песок или землю с могилы и т. д. — той же целью под Ќовый год девушки объезжают верхом на метле вокруг своей усадьбы; в рождественский —очельник кладут дл€ ¬оробь€ первую ложку крупы (каши) на углы дома и т.д.

¬ фольклоре ¬оробей надел€етс€ мужской символикой. ¬ загадках он предстает как Умаленький мальчишка в сером арм€чишкеФ. ¬ сказках известен мотив обращени€ мужа в ¬оробь€.
¬ весенних и особенно в св€точных хороводах ¬оробей предстает в виде удалого гул€ки, молодца, выбирающего себе девушку, молодожена, любовника, соблазнител€ чужой жены.
Уѕодблюдна€Ф песн€ о ¬оробье предвещает девушке замужество:

У—идит воробей на перегородке.
 ак гл€дит воробей на чужу сторону.
 уда погл€жу, туды полечуФ.

Ћюбовно-брачный мотив ловли воробушков встречаетс€ в свадебных величани€х. ¬ свадебных песн€х жених уподобл€етс€ ¬оробью. ¬ сонниках ловл€ ¬оробь€ предвещает любовные отношени€.



ѕословицы и приметы:

—лово не воробей: вылетит Ц жди беды.

—лово не воробей: вылетит Ц не поймаешь.

¬оробьи до ста лет прыгают.

Ћучше воробей в руке, чем петух на кровле

¬ праздник и у воробь€ пиво

Ђ—ам с воробь€, а сердце с кошкуї.



¬ќ–ќЅ№»Ќјя Ќќ„№
 ј  „≈–“ ¬ќ–ќЅ№≈¬ ћ≈–я≈“

“емные воробьиные, или р€биновые, ночи, когда август смен€етс€ сент€брем, на —имеона —толпника (1/14 сент€бр€), все воробьи вдруг исчезают с полей и слетаютс€ в одно место, где черт или злой дух мер€ет их огромной меркой, сгреба€ туда греблом.

“ех, кто не помещаетс€ в меру, он смахивает с ее краев и отпускает на размножение, а оставшихс€ оставл€ет себе, ссыпает черт€м в пекло и убивает.



Ћегенда эта возникла уже в позднейшие, христианские времена.  ара настигает мелких пташек за то, что подносили гвозди, когда распинали —пасител€. Ќо до этого воробей своим чириканьем выдал ’риста, а потом зло чирикал Ђжив-живї, поощр€€ мучени€ расп€того »исуса. «а это же лапки у них вековечно Ђверевочкой св€заныї: воробьи не ход€т, как прочие птицы, а меленько подскакивают. ћ€со их считаетс€ нечистым и не употребл€етс€ в пищу в христианских странах. —огласно более древней легенде, птицы св€зали воробью лапки за провинность во врем€ выборов птичьего цар€. ѕоэтому в древних русских предани€х воробей никогда не играет благой роли. ¬ него может обратитьс€ злой дух, принос€щий деньги своему хоз€ину. — ним св€заны недобрые приметы: скажем, если воробей влетит в окно - это к беде, например к покойнику.

***

—лав€нска€ мифологи€.

Ѕоги
Ѕог —варог
Ѕог ѕерун
Ѕелбог
„ернобог.
 арачун.
Ћель
Ѕог –од.
ƒаждьбог
ярило
¬елес
—ветовид
 ол€да
јвсень
Ѕог  рышень
—трибог
–адегаст
Ѕог —емаргл
Ѕог “риглав
¬еликий ’орс
Ѕог-кентавр  итоврас.
Ѕог —в€тобор
»ван  упала
„ислобог
ƒоброгост
ƒогода
ѕозвизд

Ѕогини
Ѕогин€ Ћада
ѕеруница
Ѕерегин€
ћакошь
Ѕогин€ ћорена
Ѕогин€ ƒевана
ƒол€ и Ќедол€
Ѕогин€ ∆ива
Ѕогин€  острома
«олота€ Ѕаба.

Ќечисть
Ѕанник
јспид.


–усские сказани€
ѕерунов цвет
јлатырь-камень
¬елесова книга .
—лав€нска€ сага.
Ћегкокрыла€ ладь€
ћать —ыра «емл€.
јрысь-поле .
јлконост
Ѕо€н ( Ѕа€н )
¬ремена года.

ƒомовой
ѕлач домовых.
ƒобрын€ и «мей
Ћебедина€ дева
‘инист - ясный —окол.
ѕолЄт вокруг «емли.
√радивник
Ѕаба яга
Ѕрачный обр€д.
 икимора
Ѕоголесье
¬ий
Ѕеловодье
ƒив
Ћесные духи
ƒеревь€
 олдун
ƒивьи люди
яровит
ћировое древо.
»менины домового
¬ј«»Ћј
јнчутка
Ѕолотники и Ѕолотницы
Ѕабай
јука
ќвинник
 от Ѕаюн
¬олкодлак
Ћеший
—он и сонное царство.
Ќочница
Ќочь
Ћихо одноглазое
«има
¬еликаны
Ѕродницы
¬олхвы
 олыбельна€
ƒева снегов
¬ќЋ’ ¬—≈—Ћј¬»„
¬ќƒяЌ»÷ј.
„”–
»Ќƒ–» -«¬≈–№.
„Єрт
ЅќЋ»-ЅќЎ ј
»–»…-—јƒ
–ј«–џ¬-“–ј¬ј.
«вЄзды
–адуницы.
—тратим-птица
—олнце
Ў”Ћ» ”Ќџ.
„удинко
∆ертвоприношение.
Ѕелый волк
ѕравнуки —варога
 олокольный ман
ѕ–ќ Ћя“џ≈ ћ≈—“ј.
ƒџ…
ƒ≈Ќ№ » Ќќ„№.
 Ћя“¬џ ƒ–≈¬Ќ»’
“риглава
„ума
«има
√ромовые стрелы ѕеруна
ƒќƒќЋј
∆ива€ и мЄртва€ вода.
«ј–я
 арна и ∆ел€
–адуга
ћорской царь
ƒќћќ¬ќ√ќ ∆≈Ќј » ƒ»“я
ƒуша
 руг
÷арица ¬ода
¬од€ной.
ќзем и —умерла
—мерть
¬олшебные помощники
«еркалица
Ѕќ∆»… —”ƒ
„”ƒ≈—Ќџ≈ я¬Ћ≈Ќ»я
–усалки.
—»–»Ќ
„≈—Ќќ -“–ј¬ј
„ернокнижник
Ў»Ў
Ўутовка
Ћембой
¬етер
«еркало
«Ќ»„
”ѕџ–» » ”ѕџ–»÷џ .
Ќечистики
≈лена ѕрекрасна€
∆ј–-ѕ“»÷ј
Ўумска ћайска - хоз€йка леса

—ловарь старинных слов и имЄн

∆ивотные в мифологии
јист
”∆ - змеиный царь
Ћ€гушки
¬олк
«а€ц
¬орон
ћедведь
—обака
ѕетух
Ћасточка
Ћ»—ј


—ери€ сообщений "∆ивотные в слав€нской мифологии":
„асть 1 - ∆ивотные в слав€нской мифологии
„асть 2 - ¬олк-«верь ƒажьбогов
...
„асть 23 - —лав€нска€ мифологи€. Ћ»—ј
„асть 24 - –ысь в мифах и легендах
„асть 25 - —лав€нска€ мифологи€. ¬оробей
„асть 26 - —лав€нска€ мифологи€.  ќЌ»
„асть 27 - —лав€нска€ мифологи€. ќлень
...
„асть 45 - ѕочитание медвед€ древними слав€нами
„асть 46 - ∆аворонок в мифологии
„асть 47 - ѕетух в мифологии народов мира

–убрики:  в мире интересного
мир природы
в мире животных
родноверие
слав€нска€ мифологи€
ћетки:  

 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку