Филигранью или сканью называют определенный вид художественной обработки металла, который с глубокой древности занимает важное место в декоративно-прикладном искусстве.
Термин "филигрань"достаточно древний, он происходит от 2-х латинских слов "филюм"(нить) и "гранум"(зерно). Термин "скань" более позднего происхождения. Он берет начало от древнеславянского глагола "съкати" (свивать, ссучивать, сучить). Эти термины отражают технологическую сущность искусства. Слово "филигрань" сочетает названия 2-х главных первичных элементов, из которых изготавливаются филигранные изделия - это проволока и маленькие шарики, которые дополняют проволочный узор. Слово "скань" выделяет главную технологическую особенность сканного производства - проволока применяется свитой, ссученой в шнуры, что придает сканным изделиям особую привлекательность и красоту.
Чем тоньше взята проволока по сечению и чем туже или круче она ссучена, тем прекраснее получается изделие. В особенности, если узоры дополняет "зернь" - таким термином в русском сканном производстве обозначали мельчайшие шарики.
Изделия, украшенные зернью, характерны для скифского искусства. Также зернь является основным мотивом для сканных изделий Х и ХI веков. Такие изделия почти сплошь покрывались зернью и на сравнительно небольшом предмете, как например, на колтах из с.Кресты (X в.), насчитывается до 6000 зерен диаметром, не превышающим 0,5мм.
С XII в. в филиграни преобладает проволочный узор, а зернь приобретает второстепенное значение. С XII в. возрастает разнообразие сканных приемов: появляется рельефная, ажурная и многоплановая (сложная) филигрань. К XIII-XIV векам относится и "шапка Мономаха", украшенная камнями и выполненная в сканной технике.
До XVII в. изготовление филигранных изделий было сосредоточено в княжеских, монастырских или царских мастерских, где сканщики были и художниками, и исполнителями одновременно. Чуть позже появились самостоятельные ремесленники и началась выработка изделий, которые рассчитаны на более широкий круг потребителей. Происходит разделение труда, выделяются волочильщики - мастера, которые осуществляют
производство проволоки (волочение) и заготовку скани.
В конце XIX - начале XX века филигранные
изделия из проволоки со сканью производятся уже крупными фабриками (Рюкерта, Овчинникова, Сазикова, Хлебникова) в больших сериях и всевозможном ассортименте - это и дорогая посуда, и церковная утварь, и туалетные принадлежности и прочее.
Богатые декоративные возможности скани постепенно утрачиваются, достоинства художественного характера изделий снижаются. Тем не менее, технологические приемы в этот период достигают высокого профессионального исполнения и совершенства и характеризуются особой тонкостью и точностью.
На сегодняшний день филигранные изделия производятся вручную или же с помощью несложных приспособлений от начала до конца - в этом состоит специфичность сканной техники. Однако, отдельные трудоемкие операции механизированы для ускорения и облегчения процесса - пайка, сучение скани, волочение и др.
В прошлые века, все работы над каждым изделием - от заготовки проволоки до завершающей пайки и монтировки - выполнял один квалифицированный мастер-филигранщик. Обычно он являлся и художником-создателем - автором изделия. Сейчас полностью весь технологический процесс разбит на ряд отдельных операций. В зависимости от сложности этих операций и ответственности, выполняются они мастерами разной квалификации.
Попытки воспроизвести ажурную филигрань посредством других различных методов обработки металла хоть и дали некоторые более или менее удовлетворительные результаты, однако все они были далеки от оригинала. И по сей день филигрань остается одним из уникальнейших по технологии и исполнению методов художественной обработки металла.
Об украшениях, выполненных по филигранной технологии из серебра и зерни смотрите здесь : http://www.webois.org.ua/jewellery/vilyams/index.htm