Николай Николаевич Ге |
Николай Николаевич Ге родился в 1831 годув Воронеже в семье мелкопоместного дворянина. Дество провел на Украине, где в Киевской первой гимназии впервые начал заниматься живописью. После гимназии Ге постпует сначала на математическое отделение философского факультета Киевского университета, затем ,в 1848 году, на аналогичный факультет Петербургского университета. Паралельно с учебойв Университете Ге посещает вечерние классы Академии Художеств,а в 1850 году поступает в Академию. Его учителем в Академии художеств становится профессор Петр Басин. Большое влияние на раннее творчество Ге оказал Карл Брюллов - Ге изучает его работы, законченные и незаконченные.
Сюжет
«Хаджи Абрек» (1833-1834) - первая поэма Михаила Юрьевича Лермонтова, появившаяся в печати.
Поэма датируется 1833—1834 годами на основании свидетельств товарищей Лермонтова — Н.Н. Манвелова и А.М. Меринского, который писал: «В юнкерской школе он написал стихотворную повесть (1833г.) „Хаджи Абрек“».
Впервые опубликована в 1835 году в журнале «Библиотека для чтения». В это время Лермонтов, окончив школу, был выпущен корнетом в лейб-гвардии гусарский полк.
Лермонтов мог слышать рассказ о гибели известного чеченского наездника Бей-Булата Таймазова от своих родственников, приезжавших с Кавказа, или от юнкеров-кавказцев, сыновей Шамхала Тарковского — Шах-Вали и Мехти Ассан-Хана, бывших на выпуск старше поэта. Бей-Булат стал «кровником» кумыцкого князя Салат-Гирея, убив его отца. Через десять лет, в 1831г., Бей-Булат погиб от руки Салат-Гирея, прострелившего ему сердце и разрубившего голову.
Назвав именем Бей-Булата одного из главных действующих лиц поэмы, Лермонтов развил мотив кровной мести и рассказал в заключение о гибели героя на поединке. «Абрек» — в поэме не собственное имя, а прозвище. Оно означает «изгой, исключенный из семьи и рода... Абреком делался по преимуществу убийца, от которого отказывался род... Намек на полную отчужденность от всех Хаджи Абрека после убийства им Леилы содержится в заключительном стихе поэмы. Когда погибли в схватке оба героя, то в одном узнали Бей-Булата.
Старый лезгин рассказывает о своём горе
Три нежных дочери, три сына
Мне бог на старость подарил,
..........
В плену сестры ее увяли,
В бою неровном братья пали
И вот пошел я жить в пустыню
С последней дочерью своей.
Ее хранил я, как святыню;
Всё, что имел я, было в ней
Вдруг просыпаюсь: слышу, шепот, —
И слабый крик, — и конский топот...
Бегу и вижу — под горой
Несется всадник с быстротой,
Схватив ее в свои объятья.
и просит джематских удальцов помочь вернуть дочь.
Кто знает князя Бей-Булата?
Кто возвратит мне дочь мою?
Помочь старику вызывается Хаджи:
«Я!» — молвил витязь черноокий,
Схватившись за кинжал широкий
Но Хаджи и не думает помогать старику. Встретив Леилу, он убивает её, в месть за брата, погибшего от руки Бей-Булата:
Давно
Тому назад имел я брата;
И он — так было суждено —
Погиб от пули Бей-Булата.
Погиб без славы, не в бою,
Как зверь лесной, — врага не зная,
Но месть и ненависть свою
Он завещал мне, умирая.
И я убийцу отыскал,
И занесен был мой кинжал,
Но я подумал: «Это ль мщенье?
Что смерть! Ужель одно мгновенье
Заплатит мне за столько лет
Печали, грусти, мук?.. О нет!
Он что-нибудь да в мире любит:
Найду любви его предмет,
И мой удар его погубит!»
Хаджи привозит голову Лейлы старику.
и дар его кровавый
Скатился тихо на траву.
Несчастный видит — боже правый! —
Своей Леилы голову!..
Старик, не выдержав известия о гибели дочери, умирает:
Всю жизнь свою в единый стон,
В одно лобзанье вылил он.
Довольно люди и печали
В нем сердце бедное терзали!
Как нить, истлевшая давно,
Разорвалося вдруг оно,
И неподвижные морщины
Покрылись бледностью кончины.
Душа так быстро отлетела,
Что мысль, которой до конца
Он жил, черты его лица
Совсем оставить не успела.
Спустя год, путники находят два трупа:
Обнявшись крепко, на земле
Они лежали, костенея,
Два друга с виду — два злодея!
Одежда их была богата,
Башлык их шапки покрывал, —
В одном узнали Бей-Булата,
Никто другого не узнал.
Сюжет:
Соломон, при вступлении своем на царский престол, принес Богу тысячу жертв. Ночью после этого Бог явился ему во сне и сказал: "Проси, что ты хочешь, Я дам тебе".
"Господи!" - ответил Соломон, - "Ты поставил меня царем, а я отрок малый. Даруй же мне разум, чтобы управлять народом Твоим".
Господу угоден был ответ Соломона. И сказал Господь: "за то, что не просил у Меня ни долгой жизни, ни богатства, ни победы над врагами, а просил разума, чтобы управлять народом, Я даю тебе мудрость такую, что подобного тебе не было и не будет. И то, чего не просил, Я даю тебе богатство и славу. А если будешь исполнять заповеди Мои, дам тебе и долгую жизнь".
Мудрость свою Соломон показал прежде всего на суде. Вскоре по воцарении его пришли к нему на суд две женщины. Они жили в одном доме, и у каждой было по младенцу. Ночью одна из них своего младенца задавила и подложила его к другой женщине, а живого у той взяла себе. Утром женщины стали спорить: "живой ребенок мой, а мертвый твой", говорила каждая. Так спорили они и пред царем. Выслушав их, Соломон приказал: "принесите меч".
И принесли меч к царю. Соломон сказал: "Рассеките живого ребенка пополам и отдайте половину одной и половину другой".
Одна из женщин при этих словах воскликнула: "отдайте лучше ей младенца, но не убивайте его!"
Другая же напротив говорила: "рубите, пусть не достанется ни ей ни мне".
Тогда Соломон сказал: "не убивайте ребенка, а отдайте его первой женщине: она его мать".
Народ услышал об этом и стал бояться царя, потому что все увидели, какую мудрость дал ему Бог.
Мудрость свою Соломон выражал и в управлении народом и во всех других царских делах. И разнеслась о нем слава, за пределы еврейской страны, в другие соседние народы.
Библейский автор не оставил нам описания ее наружности, и мы вольны представить ее себе в любом образе. Быть может, она была молода и прекрасна, с черными, как вороново крыло, волосами и блестящими глазами, или, наоборот, перед ними предстала дряхлая, беззубая ведьма, с крючковатым носом, доходившим до подбородка, с выцветшими глазами и седой лохматой головой, согнувшаяся от старости и немощи. Мы этого не знаем; а царь был, наверно, слишком озабочен, чтобы обратить внимание на ее внешность. Он сразу изложил ей цель своего посещения. "Прошу тебя, поворожи мне и выведи мне, о ком я скажу тебе". Но женщина запротестовала и напомнила своему гостю, в котором она не узнала Саула, царский указ против колдунов и прорицательниц и заявила, что исполнить его желание - значит рисковать своей жизнью. Только после того как рослый пришелец тоном не то мольбы, не то приказания уверил ее своей честью, что с ней не приключится никакого худа, она согласилась прибегнуть для него к своему тайному искусству. "Кого же вывесть тебе?" - спросила она. Саул ответил: "Самуила выведи мне". При этом имени колдунья вздрогнула и, пристально вглядевшись в своего гостя, узнала в нем царя. В великом страхе, уверенная, что попалась в расставленную ей ловушку, она воскликнула: "Зачем ты обманул меня? ты - Саул". Но царь успокоил ее, пообещав свою монаршую милость, и велел ей приступить к заклинаниям.
Она принялась за свою работу. Напряженным взором она уставилась куда-то вдаль, где наши путники видели одно лишь пустое место, и вскоре по ее дикому и испуганному взгляду им стало ясно, что ей представилось нечто невидимое для них. Царь спросил ее, что она видит. Колдунья сказала: "Вижу как бы бога, выходящего из земли". Саул спросил: "Какой он видом?" Она ответила: "Выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду". Царь понял, что это дух Самуила, и склонился перед ним до самой земли. Но дух сурово спросил его: "Для чего ты тревожишь меня, чтобы я вышел?" Царь отвечал: "Тяжело мне очень; филистимляне воюют против меня, а бог отступил от меня и более не отвечает мне ни чрез пророков, ни во сне; потому я вызвал тебя, чтобы ты научил меня, что мне делать". Но дух был так же жесток и беспощаден по отношению к злосчастному монарху, каким был пророк при жизни, когда он отвернулся в гневе от царя, посмевшего ослушаться его приказания.
Неумолимый старец безжалостно спросил трепещущего в страхе ожидания Саула, как решился он, отвергнутый богом, обратиться за советом к божьему пророку, и стал снова попрекать его за ослушание, напомнил ему свое пророчество, что царство будет отнято у него и передано Давиду, и подтвердил, что пророчество это осуществится; свою грозную речь пророк закончил предсказанием, что завтрашний день будет свидетелем поражения Израиля филистимлянами и что еще до заката солнца Саул и сыновья его будут вместе с ним, Самуилом, в подземном мире. После этих ужасных слов мрачное видение скрылось под землей, а Саул в беспамятстве упал на пол.
Картины "Лейла и Хаджи Абрек" (1852), "Суд царя Соломона" (1854, "Ахиллес оплакивает Патрокла" (1855),"Саул у Аэндорской волшебницы" (1856) исполнены романтической патетики,усиления светотеневых контрастов. за картину "Саул у Аэндорской волшебницы" получил большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу на шесть лет. Н.Н.Ге совершает поездку Саксонской Швейцарии, посещает Мюнхен и Париж, и вавгусте1857 года приезжает в Рим.В поисках сюжета для большой картины на собственную тему.
Ге работает над сюжетами Смерть Виргинии (1857-1858), Разрушение Иерусалиского храма (1859), выполняет серию эскизовк картине Любовь весталки (1857-1858). Другая линия творческих поисков Ге связана с евангельскими сюжетами:Возвращение с погребения Христа (1859), Мария, сестра Лазаря,встречает иисуса Христа, идущего к ним в дом (1864).В этих работах художника чувствуется влияние Библейских эскизов Александра Иванова.
После нескольких лет мучительных поисков темы для большой картины Ге обращается к сюжету Тайной вечери. Работая над картиной, художник порывает с иконографией картины и обращается к первоисточнику - тексту Евангелия. Так создается картина поразившая современников необычном толкованием традиционного сюжета - евангельские персонажи изображены в момент глубоких душевных переживаний - Христос огорчен и сосредоточен, апостолы - разгневаны и удивлены. В образе Христа Ге запечатлел черты Герцена, в образе негодующего апостола Петра Ге изобразил самого себя. В отличии от традиционной трактовки евангельского события Иуда в картине Ге оказывается опознанным - на него устремлены потрясенные взоры апостолов Иоанна и Петра. трагедия учителя, предвидящего отступничество одного из учеников, но готового к самопожертвованию становится основой драматического конфликта картины. Эта картина пирнесла Ге первый успех и признания у публики, критики и академиков. В 1863 года петербургская Академия художеств удостоила Ге звания профессора, минуя звание академика. А сама картина была куплена для музея Академии художеств за десять тысяч рублей серебром.
Вдохновенный успехом Тайной вечери Ге приступает к работе над новым полотном на евангельский сюжет - Вестники Воскресения. Но картина остается непонятая зрителями и критикой - Марию Магдалину, спешашию возвестить миру радость о воскрешении Христа, называют "то ли сорокой, то ли ласточкой". Не было принято и следущее произведение Ге Христос в Гефсиманском саду.
Ольга : Художники / Русская живопись / Ге Николай Николаевич
Рубрики: | Живопись |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |