
Действия гвардии на поле боя, так же, как и действия армейских частей, не могли бы быть по настоящему эффективными без помощи артиллерии и саперных войск. Саперные части играли большую роль как в обороне, так и в наступлении – они обеспечивали создание боевых позиций, переправу через водные и лесные преграды, минирование и подрыв вражеских укреплений. Артиллерия же своим огнем подавляла вражеское сопротивление, ядрами и картечью прокладывая путь пехоте и кавалерии. В российской гвардии роль саперного подразделения играл гвардейский флотский экипаж, а огневую поддержку полков обеспечивали гвардейские пешие и гвардейские конные артиллерийские роты.
ГВАРДЕЙСКАЯ ПЕШАЯ АРТИЛЛЕРИЯ
Во время Отечественной войны 1812 года гвардейская пешая артиллерия, как правило, употреблялась в боевой линии и для подготовки атак гвардейской пехоты. В гвардейской пешей артиллерии состояли две батарейных и две легких роты; каждая рота имела по 12 орудий. Пешие батарейные роты были вооружены полупудовыми «единорогами» и 12-фунтовыми пушками, легкие роты оснащались 6- и 12-фунтовыми «единорогами». В 1812 году они были объединены в Лейб-гвардии Артиллерийскую бригаду полковника А. X. Эйлер и входили в состав 5-го пехотного корпуса, где поддерживали действия гвардейской дивизии. В частности, в Бородинском сражении гвардейские артиллеристы храбро сражались в первой линии. О героизме гвардейцев при Бородино красноречиво говорят потери командного состава. В этот день был смертельно ранен командир гвардейской батарейной роты № 2 полковник барон Р. М. Таубе, контужены, но остались в строю командиры артиллерийских рот штабс-капитан А. И. Базилевич, сменивший барона Таубе штабс-капитан Н. П. Демидов, поручик Г. Н. Коробьин, капитан А. А. Вельяминов, штабс-капитан Н. И. Ладыгин и капитан А. Г. Гогель.


ФОРМА ГВАРДЕЙСКИХ ПЕШИХ АРТИЛЛЕРИСТОВ:
Военнослужащие гвардейской пешей артиллерии носили мундир пехотного образца, но воротник, обшлага, обкладки фалд черные, с красной выпушкой. Погоны у рядовых пеших артиллеристов были красные. Общим отличием для мундиров всей гвардии являлись басонные петлицы: на воротнике в два ряда, на обшлажных клапанах — в три. Причем рядовые гвардейские артиллеристы носили петлицы стандартной для большинства гвардейских полков формы (сдвоенные "катушки"), а офицеры имели петлицы особой формы, вычурного шитья (которое приводится на иллюстрации). В гвардейской артиллерии киверным гербом служил орел с арматурой из пушек и ядер. Вооружены артиллеристы были только тесаками (полусаблями).
ГВАРДЕЙСКАЯ КОННАЯ АРТИЛЛЕРИЯ
Гвардейская конная артиллерия в 1812 году состояла из двух конных батарей. В каждой из них было по 4 четвертьпудовых «единорога» и по 4 шестифунтовых пушки. Конные батареи были приданы 1-й кирасирской дивизии. Командовал ими полковник П. А. Козен. Гвардейская конная артиллерия вводилась в дело лишь в решающие минуты сражения. Так было и в Бородинской битве. М. И. Кутузов направил в бой 1-ю конную батарею капитана Захарова к Багратионовым флешам в тот момент, когда французы, не сумев прорвать оборону центра, предприняли обход флешей. Но «выходившие из леса войска маршала Жюно были встречены в тылу батареей Захарова». 2-я конная батарея капитана Рааля была направлена к батарее Раевского. В наградном списке 23-й пехотной дивизии, подписанном гене¬рал-лейтенантом А. И. Остерманом-Толстым, говорится: «Лейб-гвардии конной артиллерии поручик Гельмерсен до прибытия моей артиллерии более получаса удерживал шестью орудиями конной гвардейской артиллерии пространство для целей батареи... чем спас честь моей пехоты и позволил батарейной артиллерии занять свое место». В сражении при Малоярославце полковник П. А. Козен «приказал для скорейшего действия заря¬дить на месте 4 орудия картечью, подскакал с ними к Калужской заставе, где едва мог выстроиться среди лежащих на земле мертвых и раненых, и так удачно стрелял, что до конца сражения не дозволял неприятелю показаться из-за заставы».

ФОРМА ГВАРДЕЙСКИХ КОННЫХ АРТИЛЛЕРИСТОВ:
Гвардейские конные артиллеристы носили темно-зеленый мундир с красными погонами и лампасами на рейтузах. Воротник, обшлага, отвороты фалд — черные, с красной выпушкой. На воротнике и обшлагах желтые гвардейские петлицы. Кивер, как в гвардейской пешей артиллерии, но с белым султаном
ГВАРДЕЙСКИЙ ФЛОТСКИЙ ЭКИПАЖ
Гвардейский флотский четырехротный экипаж был сфор¬мирован в 1810 году из команд придворных яхт, учебных судов Морского кадетского корпуса, а также из особо отличившихся нижних чинов судовых команд. В 1812 году экипаж состоял в 1-й Западной армии, 5-м корпусе гвардейской пехотной дивизии. Командовал Гвардейским флотским экипажем капитан 2-го ранга И. П. Карцов. В ходе Отечественной войны экипаж участвовал в работах по укреплению военных лагерей, в том числе Дрисского, устройству мостов, минировал и уничтожал взрывами переправы. Часто роты Гвардейского флотского экипажа работали вместе с понтонными и пионерными ротами.
В августе 1812 года измученная и уставшая русская армия продолжала отступать на восток. Быстрота и порядок отступления во многом зависели от исправности дорог и переправ, в чем немалое участие проявили гвардейские моряки. За военные действия в 1812—1814 годах Гвардейскому флотскому экипажу было пожаловано Георгиевское знамя с надписью «За оказанные подвиги в сражении 17 августа 1813 г. при Кульме».



ФОРМА ЭКИПАЖА:
Гвардейские моряки носили форму егерского образца, но выпушки на ней были не красные, а белые, амуниция и кивера гренадерские, но без султанов. Офицеры Гвардейского флотского экипажа носили темно-зеленый мундир с белой выпушкой по воротнику и обшлагам; золотое шитье на стоячем без скосов воротнике и рукавных клапанах изображало якорь, перевитый тросами и канатом. По краям воротника и обшлажных клапанов нашивался золотой галун. Вне службы носили вицмундир с золотыми петлицами на воротнике и клапанах обшлагов. Шинель армейская, но с темно-зеленым воротником. Оружие при вицмундире — кортик с белой костяной рукояткой и золотым прибором на черной поясной портупее, в строю и на параде носили офицерскую полусаблю с вызолоченным эфесом на черной лакированной перевязи через правое плечо.