АЛМАЗ
Алмаз — «самый благородный из драгоценных камней», называемый также «регина геммарум» («Regina gemmarum»), алмаз символически означает совершенство, чистоту и непорочность. В буддизме алмазный трон известен как «место озарения», а алмазный громовой клин разбивает вдребезги земные страсти. В античности Платон представлял ось мира алмазной.
Согласно народному поверью, алмаз мог делать невидимым, отгонять привидения и вызывать расположение у женщин. Как указывается в позднеантичном и раннехристианском «Физиологе» («Physiologus»), алмаз не поддается разрезанию ни железом, ни чем-либо другим, однако твердость его размягчается в крови козла, а находят его только ночью на Востоке. Поэтому-де он является символом Спасителя Иисуса Христа, поскольку он рожден был в ночь на Востоке, и якобы все силы мира напрасно пытались нанести ему вред. Однако Христос смягчился только благодаря горячей (его собственной) крови. Греческое слово «алмаз» («адамас») означает «непобедимый», «непреодолимый». В традиционной символике драгоценных камней алмаз соответствует (как и горный хрусталь) Солнцу. Хильдегарда Бингенская (1098—1179) писала: «Дьявол наделил этот камень враждебной силой, потому как он противостоит этой силе; поэтому проклинает его дьявол день и ночь». Ботаник эпохи Возрождения Лонисер (Лоницер) считал его эффективным средством против войны, ссоры, яда и соблазна поддаться фантазии и дурным мыслям. Вполне возможно, что на символический образ «камня мудрости» оказали определенное влияние и такого рода мифы алхимиков о драгоценных камнях. Алмазу приписываются только положительные свойства: он якобы является символом света и жизни, стойкости в любви и страдании, открытости и высшей чистоты. Соответственно своей природе алмаз был также украшением трона и всегда высоко ценился как талисман. Алмазный скипетр: см. Гром.
АЛЬФА и ОМЕГА
Альфа и Омега — первая и последняя буквы греческого алфавита, созданного, согласно преданию, тремя богинями человеческой судьбы, мойрами (парками). В эллинскую (древнегреческую) эпоху символизировали Бога как начало и конец Космоса. Основу этой символики составляют библейские слова: «Я Первый, и Я Последний, и кроме Меня нет Бога» (Исайя, 48, 6). То, что буквы, звуки и слова образуют элементы сотворения мира, характерно для картины мира поздней античности, причем буквам (как греческим, так и иудейским) придавалось также численное значение. Этим самым была подготовлена почва для разного рода космогонических спекуляций, которые образуют затем, особенно в иудейской эзотерике (Каббала), посвящение в тайные науки, стержень «спекулятивного познания». В Апокалипсисе (Откровение Иоанна, 1, 8) Творец обозначает себя: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец... Который есть, и был, и грядет. ..» Обе буквы охотно использовались для украшения христианских могил, с тем чтобы истолковать, что погребенный видел в Боге свое начало и свое последнее назначение. В Средние века альфа и омега часто украшали нимб мирового судьи слева и справа от его головы.
источник
|