О том, почему в Грузинской Церкви нет традиции открывать гробницы святых для обретения мощей, какие усыпальницы особо почитаемы в Грузии, случаются ли сегодня невольные обретения мощей, как определить, что останки – это мощи праведников, есть ли надежда найти погребение царицы Тамары, о почитании старца Гавриила (Ургебадзе) и почему была вскрыта его могила, – беседа с митрополитом Боржомским и Бакурианским Серафимом (Джоджуа).
– Владыка Серафим, как в Грузинской Церкви происходит канонизация святых? Мы знаем, что совсем недавно Священный Синод вынес решение о двух новых прославлениях. Расскажите нам об этом.
– 22 декабря 2015 года Священный Синод Грузинской Православной Церкви причислил к лику святых священноисповедника Петра (Хмaладзе) и маму святой Сидонии, той самой, которая покоится в Светицховели вместе с Хитоном Господа нашего Иисуса Христа. В Грузинской Православной Церкви существует специальная синодальная комиссия, которая занимается канонизацией святых. Она подготавливает нужные материалы и представляет их на рассмотрение Священного Синода. Уже после канонизации пишется тропарь святому и иконы, но могилы святых не открываются. Бывает, что иконы пишут до канонизации по собственному усердию сами люди. Так было, например, со святым Гавриилом Юродивым.
– Мы знаем, что обретение мощей отца Гавриила (Ургебадзе) стало особо радостным, но все же необычным явлением для Грузинской Церкви: в Грузии нет традиции открывать могилы святых. Почему так? Ведь во всем православном мире везде происходит обретение мощей, и это очень древняя христианская традиция, связанная с особой радостью и торжеством.
– Да, действительно в Грузии нет традиции открытия гробниц святых.
В Церкви существует устное и письменное Предание: одно передается письменно, через летописи и иные источники, другое устно – по причине гонений или когда есть какая-нибудь другая большая опасность. В нашей Поместной Грузинской Православной Церкви за многие века не сохранилось ни одного исторического документа или летописи, которые говорили бы, что такая традиция существовала раньше. Может быть, когда-то это и имело место, но письменных источников, опровергающих или, наоборот, подтверждающих открытия могил святых, нет. Также и самые авторитетные, более близкие нам по времени, грузинские духовные лица, такие как святитель Гавриил (Кикодзе), преподобный Алексий (Шушания), Католикос Антоний II – сын царя Ираклия II, тоже никогда не делали указаний о том, чтобы были открыты могилы святых. Поэтому мы приходим к выводу, что это местная традиция – не открывать могилы святых, которая утвердилась в Грузии в течение долгих столетий.