Цитата сообщения sunsan
Мужские портреты в творчестве Тициана
Тициан Вечелио, Пьета, Около 1576, Ксилография, Гравюрный кабинет, Берлин
Тициан Вечеллио да Кадоре — один из величайших художников всех времен и народов, являющийся — наряду с Леонардо, Рафаэлем и Микеланджело — одним из четырех титанов итальянского Возрождения. "Королем живописцев и живописцем королей" называли Тициана еще при жизни. Открытия Тициана в области живописи — цветовая лепка формы, нюансировка краски, изумительное богатство колорита — оказали огромное воздействие на мастеров последующего времени. Трудно назвать другого, кроме Тициана, художника, который оказал бы столь сильное влияние на других творцов. Среди почитателей таланта Тициана имена крупнейших живописцев разных эпох и стран — это и Рубенс, и Ван-Дейк, и Рембрандт, и Веласкес, и Дали, французские импрессионисты, многие русские художники XIX века. Его работы копировались тысячи и тысячи раз, но никому не удавалось повторить того внеземного сияния, что исходит от красок с полотен Тициана.
Помимо колористических завоеваний, не менее важным оказался опыт Тициана в развитии мифологического жанра, пейзажа и портрета. Тициан был крупнейшим портретистом своего времени, а его портреты на многие века стали эталоном для подражаний и восхищений. Считалось, что быть запечатленным кистью Тициана — значило обрести бессмертие. Так оно и случилось. Дела многих его современников канули в вечность вместе с их смертью, но лица и имена продолжают жить в веках благодаря кисти Тициана. Под его взглядом женщина становилась прекрасной. Солнечный луч касался луга — цветок распускался. Фигура казалась отпечатком живого тела. Вокруг тициановских женщин ощущали горячую страсть и атмосферу. Для полного оживления людям на его портретах не хватало только дыхания. Им создано более сотни портретов: прекрасные женщины, гордые и пытливые мужчины, дожи, инквизиторы, герцоги, императоры, короли. Их, королей, было много - а Тициан был один. В образах, созданных мастером, сочетаются хрупкая интимность, бравурная торжественность, тонкая поэзия и обыденная реальность, трагизм и идеальность в характеристике изображаемых персонажей... Тициан прожил почти сто лет, но и в последние дни своей долгой жизни он сохранял ясность ума, остроту зрения, не выпускал кисти и палитру из рук. В день смерти он завершил свой последний творческий замысел — картину «Пьета» («Оплакивание Христа»). Даже не кистью — легким прикосновением пальцев нанес несколько завершающих мазков и юношески твердой рукой подписал: «Тициан сделал». Эту — одну из лучших своих картин — он завещал поместить в часовне, над своим надгробием. По дошедшим до нас сведениям, завершив последнюю, обращенную к Богу работу, старый художник велел накрыть стол на множество персон для ужина, как когда-то в дни давным давно ушедшей молодости. Но на этом последнем пиршестве за столом был он один. Тициан как бы прощался с тенями своих учителей, друзей, современников и современниц — героями и моделями своих полотен. Прощался с первым учителем Джованни Беллини, у которого он перенял любовь к мифологическим темам и гармонию колорита. С Микеланджело и Рафаэлем, работы которых он даже в зрелом возрасте ученически копировал, чтобы постичь тайны композиционного мастерства этих великих художников. С Джорджоне, своим ровесником, с которым они когда-то вместе расписывали фресками стены храмов в Венеции, а когда тот погиб в молодости от чумы, дописал одну из лучших картин Джорджоне — «Венеру». С императором Карлом V, жестоким, победоносным полководцем, отрекшимся от престола и закончившим дни свои в монастыре. Множество портретов Карла написал Тициан. С Аретино — другом, одним из самых знаменитых памфлетистов и злоязыких острословов, которого называли «бич королей». С прекрасными, любимыми женщинами, которые позволяли мастеру писать себя обнаженными, чьи тела на его полотнах излучают свет, тепло и чувственность. Тициан простился с тенями ушедших из жизни дорогих ему людей. Но сам так и не успел приступить к этому последнему ужину...
Писать о Тициане и его творчестве можно много и долго. Желающим прочитать о нем более подробно я посоветую обратиться для начала вот по этим ссылкам:
http://titian.ru/, http://www.wga.hu/frames-e.html?/html/t/tiziano/index.html, http://bibliotekar.ru/Ktician/index.htm,
http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/TITSIAN.html
А я хочу показать в нескольких сообщениях картины художника. Попытаюсь разбить их на три или четыре части, как получится...
В этом сообщении я попытаюсь показать Вам найденные на обширных просторах интернета иллюстрации мужских портретов, написанных Тицианом в разные годы. В дальнейших сообщениях я остановлюсь также на его женских портретах, картинах мифологического и религиозного содержания. Ну, да не буду забегать вперед, время покажет...
Начну с двух автопортретов, написанных Тицианом в разные годы.
Self-Portrait, 1550-62, Staatliche Museen, Berlin
Тициан Вечеллио да Кадоре. Автопортрет, 1566, Музей Прадо, Мадрид, Испания
Тициан, (Мужской портрет) Портрет Ариосто, ок.1510, Национальная галерея, Лондон.
Тициан, Портрет благородного венецианца, ок.1507, Национальная художественная галерея, Вашингтон
Тициан, Портрет молодого человека, ок.1515, Гэроуби Холл, Нью Хэвен, Коннектикут
Portrait of a Man in a Red Cap, ок.1516, Frick Collection, New York
A Knight of Malta, 1510-15, Galleria degli Uffizi, Florence
Тициан, Виченцо Мости, ок.1520, Палаццо Питти, Флоренция
Тициан, Портрет Федерико II Гонзага, ок.1525, Музей Прадо, Мадрид.
Федерико II Гонзага был первым герцогом итальянского города Мантуя (титул ему пожаловал император Карл V в 1530 году).
Portrait of a Musician, ок.1515 или 1545, Galleria Spada, Rome
Тициан, Молодой человек в перчатке,ок.1523, Лувр, Париж
Тициан Вечелио, Портрет дона Фернандо Альвареса Толедского, герцога Альбы, Первая половина 16 века, Мадрид, собрание герцогов Альба
Тициан, Портрет Франческо Мария делла Ровере, 1536-38, Галерея Уффици, Флоренция
Portrait of Francis I, 1539, Лувр, Париж
Тициан, Портрет Пьетро Аретино, 1545, Палаццо Питти, Флоренция
Тициан, Портрет Пьетро Аретино, 1548, Нью-Йорк, собрание Фрик
Тициан, Портрет Павла III, 1543, Национальная галерея Каподимонте, Неаполь
Тициан, Портрет папы Павла III Фарнезе, 1543, Музей истории искусства, Вена
Тициан, Портрет Папы Павла III с кардиналом Алессандро Фарнезе и герцогом Оттавио Фарнезе, 1546, Национальная галерея Каподимонте, Неаполь
Cardinal Alessandro Farnese, 1545-46, Museo Nazionale di Capodimonte, Naples
Portrait of Doge Andrea Gritti, ок.1545 National Gallery of Art, Washington
Portrait of Pietro Cardinal Bembo, 1545-46, Museum of Fine Arts, Budapest
Portrait of Pope Julius II, 1545-46, Galleria Palatina (Palazzo Pitti), Florence
Тициан, Портрет молодого человека, ок.1545, Палаццо Питти, Флоренция
Portrait of Count Antonio Porcia, ок.1548, Pinacoteca di Brera, Milan
Тициан, Портрет Карла IV, 1548, Старая Пинакотека
Портрет Карла V верхом, 1548, Museo del Prado, Madrid
Portrait of Philip II in Armour, 1550-51, Museo del Prado, Madrid
Man in Military Costume, ок.1550-52, Staatliche Museen, Kassel
Тициан, Портрет Великого герцога Иогана Фридриха Саксонского, ок.1550, Музей истории искусства, Вена
Portrait of Philip II, ок.1554, Galleria Palatina (Palazzo Pitti), Florence
Portrait of Marcantonio Trevisani, 1554, Museum of Fine Arts, Budapest
Portrait of the Doge Francesco Venier, 1554-56, Museo Thyssen-Bornemisza, Madrid
Тициан, Портрет Фабрицио Сальварезио, 1558, Музей истории искусства, Вена
Тициан, Мужской портрет, 1561, Картинная галерея, Дрезден
Портрет султана Сулеймана Великолепного
Portrait of Jacopo Strada, 1567-68, Kunsthistorisches Museum, Vienna
На этом я пожалуй закончу перечисление огромного количества мужских портретов, сделанных Тицианом. Многие иллюстрации картин здесь не приведены и их при желании можно найти в интернете. Но даже из тех немногих портретных работ, которые показаны здесь, даже учитывая плохое качество репродукций, можно создать цельное представление о творчестве этого великого живописца эпохи Возрождения. В дальнейших сообщениях я попытаюсь показать некоторые другие работы Тициана, чтобы читатели смогли еще дальше проникнуть в глубины необъятного пласта творчества Тициана.