Французский живописец. С 1699 года по 1706 учился в Италии на средства своего отца и учителя художника Франсуа де Труа (1645—1730). В 1708 году был принят в Академию, в 1719 получил звание профессора. Ранние работы отмечены влиянием итальянской живописи, особенно Гверчино ("Сусанна и старцы", 1715, Москва, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина; "Лот с дочерьми", 1721, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Следуя легкомысленным нравам эпохи, де Труа много писал женскую наготу, подбирая подходящий для этого мифологический, библейский или галантный сюжет ("История Сусанны", 1727, Руан, Музей изящных искусств; "Смерть Клеопатры", 1731, Страсбург, Музей изящных искусств; "Рождение Венеры"; "Юпитер и Леда"; "Общество в парке", 1731, все — Берлин, Государственный музей). В 1730-е годы по заказу короля Людовика XV де Труа выполняет декоративные работы для Версаля: "Охота на льва" (1736, Амьен, Музей Пикардии) для Малых апартаментов короля, "Завтрак с устрицами" (1737, Шантийи, Музей Конде) для столовой и другие картины. Жан де Труа писал удивительно легко и быстро, композиции его картин, хотя и несколько театральны, полны воображения и яркого колорита.
Художник пользовался уважением современников, его искренне любили ученики, т. к. он был превосходным педагогом, Вьен обязан ему многим. В 1738 году де Труа назначен директором Французской академии в Риме; в эти годы он много работает над эскизами и картонами для мануфактуры Гобеленов ("История Эсфири", "История Ясона и Медеи"). Удовлетворяя вкусам своего времени, де Труа вообще пользовался репутацией отличного художника в не меньшей степени, чем его отец. Им написано множество крупных и небольших картин во всех родах, для церквей, дворцов и частных заказчиков. Легкость, с какою давалась ему композиция, приобретенный технический навык и светский, рассеянный образ жизни мешали художнику строго обдумывать изображаемые сцены. В картинах де Труа фигуры изящны и группированы живописно, но имеют более условный, чем истинно-жизненный характер; их колорит гармоничен, но мало натурален.Свежесть и свобода эскизов художника, легкий и виртуозный мазок, живая фантазия и композиционное мастерство ставят де Труа в ряд выдающихся живописцев. Как утверждают, де Труа скончался, получив печальное известие о том, что должен вернуться во Францию, оставив в Италии свою возлюбленную.
TROY, Jean-François de
Portrait of Louis XV of France and Maria Anna Victoria of Spain-1723
Madame du Maine by Françcois de Troy (Musée des Beaux-artes, Orléans)
Трой Жан-Франсуа де - Портрет Жанны де Троя Художники жена
Portrait of a Woman
Обед после охоты :: Жан Француа Трой
Troy, Jean-François de (1679-1752) Встреча в парке или признание в любви
романтическая сцена у фонтана
Завтрак с устрицами
1737, Шантийи, Музей Конде
Картина Жана Франсуа де Труа "Завтрак с устрицами".
В роскошно украшенном особняке стиля рококо общество аристократов и сановников лакомится щедро поданными на стол устрицами и шампанским. Богатый колорит де Труа, на стиль которого оказали влияние работы Тициана и Петера Пауля Рубенса, а также пристальное внимание к деталям, вроде хлеба с хрустящей корочкой на столе, корзин с устрицами на переднем плане или бутылок, охлаждаемых во льду, придают изображенной сцене известную торжественность. Картина была заказана Людовиком XV для его личных апартаментов в Версале. В свое время де Труа пользовался большой популярностью как искусный декоратор, портретист и мастер жанровой живописи. Художник долго жил в Италии, наслаждаясь как светской, так и художественной жизнью, а в 1738 году был назначен директором Французской Академии в Риме.
История Лота
1721, Эрмитаж, Санкт-Петербург
Эсфирь лишается чувств перед Артаксерксом, 1737, Лувр, Париж
Жан-Франсуа де Троя Сусанна и старцы "
Сусанна, прекрасная и добродетельная жена Иоакима, была коварно обвинена в прелюбодеянии двумя старцами, похотливые домогательства которых она отвергла. На основании их свидетельства Сусанну приговорили к смерти. Однако Даниил (пророк), в ту пору еще юноша, не поверил в ее виновность и остроумно доказал лживость возведенных против нее обвинений, допросив старцев поодиночке и сравнив их показания
Аполлон и Дафна
1728, Эрмитаж
Жан Франсуа де Труа
(Jean Francois de Troy) (1679—1752)