-Рубрики

 -Цитатник

Библиотека в электронном формате - (0)

Библиотека в электронном формате Библиотека в электронном формате Эта ссылка лишней не б...

Золотая классика - (0)

Золотая классика Когда композитор пишет произведение, которое обычно относят к классическ...

Всероссийский виртуальный концертный зал - (0)

Всероссийский виртуальный концертный зал 29 ноября в Концертном зале имени П.И. Чайковского(онлай...

Пища для здоровья - (0)

*БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ*.Пища для счастья... Олег Геннадьевич Торсунов, кандидат медицинских наук, ста...

шоу Голос - (0)

Какая прелесть! Полная версия всех выпусков шоу Голос в верхнем посте

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии "Играй, СВИРЕЛЬ!"
"Играй, СВИРЕЛЬ!"
19:42 02.02.2012
Фотографий: 25
Посмотреть все фотографии серии От школы до Капеллы
От школы до Капеллы
19:18 02.02.2012
Фотографий: 11
Посмотреть все фотографии серии БаБоЧКи, БуКаШКи...
БаБоЧКи, БуКаШКи...
17:06 15.09.2010
Фотографий: 23

 -неизвестно

 -неизвестно

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в O-lya

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 24.05.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 2617


Михаил Юрьевич Лермонтов

Четверг, 23 Октября 2014 г. 21:54 + в цитатник
Цитата сообщения Томаовсянка 200 лет назад родился Михаил Юрьевич Лермонтов

Михаил Лермонтов прожил всего лишь 27 лет, но успел создать огромный литературный мир. Не только гениальный поэтический дар, но и великая устремленность, могучая творческая воля, непрестанное горение помогли Лермонтову наполнить творчеством каждый миг его краткой жизни. Лермонтов был человек безудержной отваги и пылкого темперамента. Через всю жизнь мы проносим в душе образ поэта, наделенного могучими страстями и проницательным беспощадным умом, поэтому живёт память о "вдохновенном труде" гениального и навсегда молодого Михаила Юрьевича Лермонтова.  

Боюсь не смерти я. О нет!
Боюсь исчезнуть совершенно.
Хочу, чтоб труд мой вдохновенный

Когда-нибудь увидел свет;
Хочу - и снова затрудненье!
Зачем? что пользы будет мне?
Моё свершится разрушенье
В чужой, неведомой стране.

Я не хочу бродить меж вами
По разрушении! - Творец.
На то ли я звучал струнами,
На то ли создан был певец?
На то ли вдохновенье, страсти
Меня к могиле привели?
И нет в душе довольно власти -
Люблю мучения земли.

И этот образ, он за мною
В могилу силится бежать,
Туда, где обещал мне дать
Ты место к вечному покою.
Но чувствую: покоя нет,
И там и там его не будет;
Тех длинных, тех жестоких лет
Страдалец вечно не забудет!..

1830



Лучший Арбенин - главный герой в драме Лермонтова "Маскарад" (1835) -  Мордвинов родился в Чувашии, в маленьком городке Ядрине, закончил театральную студию Юрия Завадского, к которому он пришел из техникума театрального искусства (теперь ГИТИС), откуда был отчислен за профнепригодность, и по воспоминаниям Юрия Александровича на вступительном экзамене читал очень плохо, сильно переигрывая, но покорил ответом на вопрос, почему он решил стать актером. Мордвинов сказал: «Мне бы хотелось выйти на сцену, обнять зрительный зал и смеяться с ним и плакать».

Удивительно, но к началу 1837 года у Михаила Лермонтова не было особого литературного статуса в России, хотя к этому моменту он уже успел написать много различных произведений. Была написана поэма «Демон», поэма «Исповедь», явившаяся прообразом поэмы «Мцыри». Лермонтов написал большое количество стихотворений, среди нихх были признанные в будущем «Парус» (1831), «Русалка» (1832), «Умирающий гладиатор» (1836), поэма «Боярин Орша» (1835-1836), многие из которых не были опубликованы.


Умирающий гладиатор

I see before me the gladiator lie…
Byron.*

Ликует буйный Рим… торжественно гремит
Рукоплесканьями широкая арена:
А он — пронзенный в грудь — безмолвно он лежит,
Во прахе и крови скользят его колена…
И молит жалости напрасно мутный взор:
Надменный временщик и льстец его сенатор
Венчают похвалой победу и позор…
Что знатным и толпе сраженный гладиатор?
Он презрен и забыт… освистанный актер.

И кровь его течет — последние мгновенья
Мелькают, — близок час… вот луч воображенья
Сверкнул в его душе… пред ним шумит Дунай…
И родина цветет… свободный жизни край;
Он видит круг семьи, оставленный для брани,
Отца, простершего немеющие длани,
Зовущего к себе опору дряхлых дней…
Детей играющих — возлюбленных детей.
Все ждут его назад с добычею и славой,
Напрасно — жалкий раб, — он пал, как зверь лесной,
Бесчувственной толпы минутною забавой…
Прости, развратный Рим, — прости, о край родной…

Не так ли ты, о европейский мир,
Когда-то пламенных мечтателей кумир,
К могиле клонишься бесславной головою,
Измученный в борьбе сомнений и страстей,
Без веры, без надежд — игралище детей,
Осмеянный ликующей толпою!

И пред кончиною ты взоры обратил
С глубоким вздохом сожаленья
На юность светлую, исполненную сил,
Которую давно для язвы просвещенья,
Для гордой роскоши беспечно ты забыл:
Стараясь заглушить последние страданья,
Ты жадно слушаешь и песни старины
И рыцарских времен волшебные преданья —
Насмешливых льстецов несбыточные сны.

*Я вижу перед собой лежащего гладиатора…
Байрон. (Англ.)

Умирающий гладиатор, Версаль, Франция

  Умирающий Галл, также известный как Смерть Галатиана, или Умирающий Гладиатор - древняя Эллинистическая скульптура, которая была создана в период между 230 до н.э. и 220 до н.э. для Атталуса I из Пергамона, чтобы праздновать победу его группы над галлами в Анатолии. Считается, что статуя была создана Эпигонусом, скульптором династии Атталид. Статуя изображает умирающего кельтского воина, лежащего на его упавшем щите рядом с его мечом.

 

Когда волнуется желтеющая нива
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он, –

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, –
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога...

1937

Слава пришла к Лермонтову в одночасье вместе с одним из самых знаменитых его стихотворений «Смерть поэта» (1837). Фраза, которой оно начинается («Погиб поэт — невольник чести»), известна сегодня практически всем. Данное стихотворение стало откликом на последнюю дуэль Александра Пушкина. Текст стихотворения получил широкое распространение и очень высокие оценки общества. Заключительные строки данного стихотворения, которые содержали резкие выпады в адрес высшей российской аристократии, вызвали гнев императора Николая I. Данное стихотворение подарило поэту не только славу, но и первую ссылку. 18 февраля Лермонтова арестовали, и вскоре он был переведен прапорщиком в Нижегородский драгунский полк, находящийся на Кавказе.

Михаилу Юрьевичу Лермонтову исполнилось 200 лет

Картина Лермонтова "Нападение", 1838


В марте 1837 года поэт покидает Петербург и отправляется на Кавказ, где, как всегда, шла война. Горцы, которых удалось объединить Шамилю, стали под знамена газавата. Им противостояли силы Отдельного Кавказского корпуса. Его штаб располагался в Тифлисе.



Отрывок из поэмы "Мцыри"

Бой с барсом

Я ждал. И вот в тени ночной
Врага почуял он, и вой
Протяжный, жалобный как стон
Раздался вдруг... и начал он
Сердито лапой рыть песок,
Встал на дыбы, потом прилег,
И первый бешеный скачок
Мне страшной смертью грозил...
Но я его предупредил.
Удар мой верен был и скор.
Надежный сук мой, как топор,
Широкий лоб его рассек...
Он застонал, как человек,
И опрокинулся. Но вновь,
Хотя лила из раны кровь
Густой, широкою волной,
Бой закипел, смертельный бой!

18                                                    Лермонтов. Автопортрет. 1837
 

Ко мне он кинулся на грудь:
Но в горло я успел воткнуть
И там два раза повернуть
Мое оружье... Он завыл,
Рванулся из последних сил,
И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом, и во мгле
Бой продолжался на земле.
И я был страшен в этот миг;
Как барс пустынный, зол и дик,
Я пламенел, визжал, как он;
Как будто сам я был рожден
В семействе барсов и волков
Под свежим пологом лесов.
Казалось, что слова людей
Забыл я - и в груди моей
Родился тот ужасный крик,
Как будто с детства мой язык
К иному звуку не привык...
Но враг мой стал изнемогать,
Метаться, медленней дышать,
Сдавил меня в последний раз...
Зрачки его недвижных глаз
Блеснули грозно - и потом
Закрылись тихо вечным сном;
Но с торжествующим врагом
Он встретил смерть лицом к лицу,
Как в битве следует бойцу! ..

Уникальная особенность поэзии Лермонтова - ее покоряющая музыкальность. Только к стихотворению "Выхожу один я на дорогу" писали музыку более тридцати композиторов. А к его вольному переложению Гейне "Сосна" - более ста. Как будто просто невозможно удержаться, чтобы не напеть.



Памяти Лермонтова Михаила Юрьевича

Печальный прозорливец

Серия сообщений "ЖЗЛ":
Часть 1 - Молитва. Светлой памяти...
Часть 2 - 113 чудных мнгновений А.С.Пушкина
Часть 3 - Михаил Юрьевич Лермонтов
Часть 4 - МУЗЕЙ А. БОРОДИНА

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку