Библиотека в электронном формате Библиотека в электронном формате Эта ссылка лишней не б...
Золотая классика - (0)Золотая классика Когда композитор пишет произведение, которое обычно относят к классическ...
Всероссийский виртуальный концертный зал - (0)Всероссийский виртуальный концертный зал 29 ноября в Концертном зале имени П.И. Чайковского(онлай...
Пища для здоровья - (0)*БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ*.Пища для счастья... Олег Геннадьевич Торсунов, кандидат медицинских наук, ста...
шоу Голос - (0)Какая прелесть! Полная версия всех выпусков шоу Голос в верхнем посте
Михаил Юрьевич Лермонтов |
Михаил Лермонтов прожил всего лишь 27 лет, но успел создать огромный литературный мир. Не только гениальный поэтический дар, но и великая устремленность, могучая творческая воля, непрестанное горение помогли Лермонтову наполнить творчеством каждый миг его краткой жизни. Лермонтов был человек безудержной отваги и пылкого темперамента. Через всю жизнь мы проносим в душе образ поэта, наделенного могучими страстями и проницательным беспощадным умом, поэтому живёт память о "вдохновенном труде" гениального и навсегда молодого Михаила Юрьевича Лермонтова.
Боюсь не смерти я. О нет!
Боюсь исчезнуть совершенно.
Хочу, чтоб труд мой вдохновенный
Когда-нибудь увидел свет;
Хочу - и снова затрудненье!
Зачем? что пользы будет мне?
Моё свершится разрушенье
В чужой, неведомой стране.
Я не хочу бродить меж вами
По разрушении! - Творец.
На то ли я звучал струнами,
На то ли создан был певец?
На то ли вдохновенье, страсти
Меня к могиле привели?
И нет в душе довольно власти -
Люблю мучения земли.
И этот образ, он за мною
В могилу силится бежать,
Туда, где обещал мне дать
Ты место к вечному покою.
Но чувствую: покоя нет,
И там и там его не будет;
Тех длинных, тех жестоких лет
Страдалец вечно не забудет!..
Лучший Арбенин - главный герой в драме Лермонтова "Маскарад" (1835) - Мордвинов родился в Чувашии, в маленьком городке Ядрине, закончил театральную студию Юрия Завадского, к которому он пришел из техникума театрального искусства (теперь ГИТИС), откуда был отчислен за профнепригодность, и по воспоминаниям Юрия Александровича на вступительном экзамене читал очень плохо, сильно переигрывая, но покорил ответом на вопрос, почему он решил стать актером. Мордвинов сказал: «Мне бы хотелось выйти на сцену, обнять зрительный зал и смеяться с ним и плакать».
Умирающий гладиатор
Ликует буйный Рим… торжественно гремит
Рукоплесканьями широкая арена:
А он — пронзенный в грудь — безмолвно он лежит,
Во прахе и крови скользят его колена…
И молит жалости напрасно мутный взор:
Надменный временщик и льстец его сенатор
Венчают похвалой победу и позор…
Что знатным и толпе сраженный гладиатор?
Он презрен и забыт… освистанный актер.
И кровь его течет — последние мгновенья
Мелькают, — близок час… вот луч воображенья
Сверкнул в его душе… пред ним шумит Дунай…
И родина цветет… свободный жизни край;
Он видит круг семьи, оставленный для брани,
Отца, простершего немеющие длани,
Зовущего к себе опору дряхлых дней…
Детей играющих — возлюбленных детей.
Все ждут его назад с добычею и славой,
Напрасно — жалкий раб, — он пал, как зверь лесной,
Бесчувственной толпы минутною забавой…
Прости, развратный Рим, — прости, о край родной…
Не так ли ты, о европейский мир,
Когда-то пламенных мечтателей кумир,
К могиле клонишься бесславной головою,
Измученный в борьбе сомнений и страстей,
Без веры, без надежд — игралище детей,
Осмеянный ликующей толпою!
И пред кончиною ты взоры обратил
С глубоким вздохом сожаленья
На юность светлую, исполненную сил,
Которую давно для язвы просвещенья,
Для гордой роскоши беспечно ты забыл:
Стараясь заглушить последние страданья,
Ты жадно слушаешь и песни старины
И рыцарских времен волшебные преданья —
Насмешливых льстецов несбыточные сны.
*Я вижу перед собой лежащего гладиатора…
Байрон. (Англ.)
Умирающий Галл, также известный как Смерть Галатиана, или Умирающий Гладиатор - древняя Эллинистическая скульптура, которая была создана в период между 230 до н.э. и 220 до н.э. для Атталуса I из Пергамона, чтобы праздновать победу его группы над галлами в Анатолии. Считается, что статуя была создана Эпигонусом, скульптором династии Атталид. Статуя изображает умирающего кельтского воина, лежащего на его упавшем щите рядом с его мечом.
Когда волнуется желтеющая нива
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;
Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он, –
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, –
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога...
1937
Слава пришла к Лермонтову в одночасье вместе с одним из самых знаменитых его стихотворений «Смерть поэта» (1837). Фраза, которой оно начинается («Погиб поэт — невольник чести»), известна сегодня практически всем. Данное стихотворение стало откликом на последнюю дуэль Александра Пушкина. Текст стихотворения получил широкое распространение и очень высокие оценки общества. Заключительные строки данного стихотворения, которые содержали резкие выпады в адрес высшей российской аристократии, вызвали гнев императора Николая I. Данное стихотворение подарило поэту не только славу, но и первую ссылку. 18 февраля Лермонтова арестовали, и вскоре он был переведен прапорщиком в Нижегородский драгунский полк, находящийся на Кавказе.
Картина Лермонтова "Нападение", 1838
В марте 1837 года поэт покидает Петербург и отправляется на Кавказ, где, как всегда, шла война. Горцы, которых удалось объединить Шамилю, стали под знамена газавата. Им противостояли силы Отдельного Кавказского корпуса. Его штаб располагался в Тифлисе.
Отрывок из поэмы "Мцыри"
Бой с барсом
Я ждал. И вот в тени ночной
Врага почуял он, и вой
Протяжный, жалобный как стон
Раздался вдруг... и начал он
Сердито лапой рыть песок,
Встал на дыбы, потом прилег,
И первый бешеный скачок
Мне страшной смертью грозил...
Но я его предупредил.
Удар мой верен был и скор.
Надежный сук мой, как топор,
Широкий лоб его рассек...
Он застонал, как человек,
И опрокинулся. Но вновь,
Хотя лила из раны кровь
Густой, широкою волной,
Бой закипел, смертельный бой!
18 Лермонтов. Автопортрет. 1837
Ко мне он кинулся на грудь:
Но в горло я успел воткнуть
И там два раза повернуть
Мое оружье... Он завыл,
Рванулся из последних сил,
И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом, и во мгле
Бой продолжался на земле.
И я был страшен в этот миг;
Как барс пустынный, зол и дик,
Я пламенел, визжал, как он;
Как будто сам я был рожден
В семействе барсов и волков
Под свежим пологом лесов.
Казалось, что слова людей
Забыл я - и в груди моей
Родился тот ужасный крик,
Как будто с детства мой язык
К иному звуку не привык...
Но враг мой стал изнемогать,
Метаться, медленней дышать,
Сдавил меня в последний раз...
Зрачки его недвижных глаз
Блеснули грозно - и потом
Закрылись тихо вечным сном;
Но с торжествующим врагом
Он встретил смерть лицом к лицу,
Как в битве следует бойцу! ..
Уникальная особенность поэзии Лермонтова - ее покоряющая музыкальность. Только к стихотворению "Выхожу один я на дорогу" писали музыку более тридцати композиторов. А к его вольному переложению Гейне "Сосна" - более ста. Как будто просто невозможно удержаться, чтобы не напеть.
Серия сообщений "ЖЗЛ":
Часть 1 - Молитва. Светлой памяти...
Часть 2 - 113 чудных мнгновений А.С.Пушкина
Часть 3 - Михаил Юрьевич Лермонтов
Часть 4 - МУЗЕЙ А. БОРОДИНА
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |