Аватар Майя_Пешкова Культурное наследие Российской Федерации: Дворец Юсуповых на Литейном. |
Князья Юсуповы были очень состоятельными людьми. Они владели множеством домов и дворцов, в которых содержались ценнейшие коллекции предметов искусства. Дворцы их и поныне считаются гордостью архитектуры Петербурга, а художественные шедевры украшают прославленные музеи России.
Портрет Зинаиды Ивановны Юсуповой
Литейный дом княгини Юсуповой в Санкт-Петербурге — был построен для Зинаиды Ивановны Юсуповой (1810—1893), урождённой графини Нарышкиной. Первоначальный проект здания разработал архитектор Гаральд Боссе, затем завершал работу над проектом и руководил строительством Людвиг Бонштедт. Современный адрес: Литейный проспект, д. 42.
Сюда она переехала после смерти мужа из дворца на Мойке, который остался её сыну.
Академик архитектуры - Людвиг Бонштедт (1822-1885)
Строительство началось в 1852 году и закончилось в 1858
Двухэтажное здание выполнено в формах архитектуры итальянского Возрождения с использованием элементов барокко. Здание полностью облицовано камнем — песчаником: местным, гатчинским, и бременским, из Германии. Эти работы выполнила мастерская Трискорни.
Над его средним фронтоном размещались гербы Нарышкиных и Юсуповых.
Кариатиды у парадного входа, выделенного порталом, сделаны из того же камня. Фасад украшают колонны и пилястры.
Эту дорогую отделку могла себе позволить только такая богатая заказчица. Здание декорировано колоннами и скульптурой.
Парадная лестница
Многочисленные парадные апартаменты были оформлены в разнообразных стилях. В доме находился великолепный зимний сад, редкая коллекция декоративно-прикладного искусства и западноевропейской живописи. Многие плафоны и медальоны выполнены художником Н. А. Майковым. Особенно красивы Библиотека, Портретный и Концертный залы.
В 1855 г. Священный Синод по просьбе княгини, страдавшей болезнью ног, дал разрешение на пожизненное устройство при дворце домовой церкви. На третьем этаже южного служебного флигеля, в пределах возведенных капитальных стен, плотник Лапшин изготовил деревянный свод и купол на парусах и арках, опирающихся на пристенные столбы.
В 1857-1859 гг. была исполнена художественная отделка храма. Стены были окрашены в розовой и зеленый цвета с позолотой. Резной золоченый иконостас был выполнен по проекту А. М. Горностаева. У клиросов с правой стороны помещался образ Покрова Пресвятой Богородицы. а с левой - мчц. Зинаиды, небесной покровительницы графини.
Церковь освящена в 1861 г. во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
В храме находилась модель часовни Иверской Божией Матери, а также ящик с гипсовыми маской и слепком с руки императора Николая I.
В 1859-1860 гг. В. С. Садовников по заказу графини З. И. Юсуповой выполнил серию из тридцати акварельных видов интерьеров особняка.
В этом храме состоялось венчание княгини З. И. Юсуповой с французским подданным, генеральным советником министра финансов графом де Шово, маркизом де Серром.
И поныне этот юсуповский дворец продолжает оставаться центральным лекторием с прекрасным концертным залом.
Особняк Зинаиды Ивановны Юсуповой сразу же привлёк внимание петербуржцев.
Франсуа Фламенг. Портрет Зинаиды Юсуповой с фамильной жемчужиной «Пелегрина».
"В Петербурге с Симеоновского моста на Фонтанке, по направлению к Литейной, представляется глазам зрителя перспектива улицы, которая замыкается роскошно обделанным фасадом, грандиозные формы и пропорции частей и целого и сами части, или детали постройки в новейшем вкусе старинного стиля возрождения производят на зрителя приятное впечатление, нравятся артисту и профану, мужчине и женщине. Матовый, беловатый цвет здания, игра теней и света в солнечное время и художественное выполнение всех архитектурных подробностей довершает полноту величественной композиции..."
Не менее богатыми здесь были и интерьеры. Особенно выделялись Библиотека, Портретный и Концертный залы, Большая столовая, Зимний сад.
В 1861 году Зинаида Николаевна снова вышла замуж, им стал французский дворянин Луи Карл Оноре граф де Шово. Вскоре она уехала на родину мужа, где скончалась, оставив дворец в наследство своему правнуку Феликсу Феликсовичу-младшему.
В 1908 году здание было отдано в аренду Театральному клубу при Союзе драматических и музыкальных писателей. Здесь получил свою первую прописку знаменитый театр пародии «Кривое зеркало».
Лазарет в особняке Юсуповых
Во время Первой мировой войны здесь работал госпиталь. После 1917 года - Польский дом просвещения имени Ю. Ю. Махлевского, с 1934 года - Дом политического просвещения.
В 1950 году здание было передано в распоряжение общества «Знание».
С 1994 года в этом же здании находится Институт внешнеэкономических связей, экономики и права (ИВЭСЭП)
Рубрики: | История Архитектуры/История Отечественной Архитектуры |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |