Цитата сообщения Polina_Ukhanova
18 мая в городской усадьбе В.Е. Морозова
18 мая, во Всемирный Международный день музеев, я с мамой отправилась на экскурсию в два интереснейших места столицы: в городскую усадьбу Викулы Морозова, частично оформленную величайшим архитектором московского модерна Фёдором Шехтелем, и в Петровский Путевой дворец — нынешний Дом приёмов Правительства Москвы. Впечатлений много, фотографий — море, так что я решила разделить виртуальную экскурсию на две части (очень уж хочется поделиться со всеми вами этой красотой, к сожалению, большую часть времени скрытой от глаз). Надеюсь, вам понравится мой фотоотчёт.
Итак, Городская усадьба Морозова
Архитекторы: М.Н. Чичагов, Ф.О. Шехтель. 1878-1879 гг., 1895 г., 1900-е гг.
Адрес: Москва, Подсосенский пер., д. 21, стр. 1-1А
Сразу же скажу, что в этот особняк я мечтала попасть давно, и не из-за классицистических интерьеров Чичагина, а из-за сказочных персонажей Шехтеля. Интерьеры, выполненные в этом доме Шехтелем для Морозова, поистине, являются классическим примером именно московской, русской школы модерна, отличной от европейского и американского Art Nouveu.
Здание, расположенное на углу Лялина и Подсосенского переулков, и известное как городская усадьба Морозова, было построено в 1878-1879 годах по проекту М.Н. Чичагова — одного из представителей династии знаменитых московских архитекторов, автора многих крупных театральных зданий. П-образное в плане двухэтажное с мезонином здание обращено торцом в Лялин переулок, а главный фасад и парадный въезд в усадьбу в виде триумфальной арки выходят на красную линию Подсосенского переулка. Богатый декор фасадов выполнен в формах европейской классической архитектуры. Центральная часть здания, с едва заметно выступающим ризалитом, завершается аттиком, за которым просматривается мезонин. Парадный подъезд со стороны Подсосенского переулка акцентирован балконом, который поддерживают скульптуры атлантов.
Рамочные наличники окон первого этажа украшены замковыми камнями с мужскими масками, окна всех трёх этажей — подоконными «фартуками».
Парадные интерьеры правой части 1-го и залы 2-го этажа в основной своей части сохранили отделку, выполненную по проекту Чичагова в разных стилях. Вестибюль с колоннами выполнен и расписан, как нередко бывало в московских особняках 2-й половины XIX века, в египетском стиле...
Самый большой из парадных залов правой части здания на 1-м этаже — в русском стиле. Скорее всего, этот зал использовался как столовая, поскольку именно столовые во 2-й половине XIX столетия предпочитали проектировать в русском стиле...
Сейчас это помещение мало напоминает столовую, поскольку там расположена вполне совковская страшненькая офисная мебель (которую я не стала фотографировать, ограничившись потолками, стенами и отдельными лепными элементами), на оригинальных Чичаговских стенах висят рога;) (и откуда в нас эта охотничья любовь вешать на стену не свои трофеи?..), а, собственно, изразцовая многоцветная печь, которой славился этот интерьер и которому она когда-то придавала особый шарм, сейчас почти полностью закрыта гипсокартонной перегородкой...
Парадные залы второго этажа особняка выполнены в европейских стилях, оформлены заимствованиями из классической архитектуры и украшены гротесками, повторяющими помпейские росписи в стиле Рафаэля.
Остальные залы украшены лепниной и архитектурным декором в стиле регентства, рококо, ренессанса.
Самостоятельный, уникальный, неподражаемый комплекс представляют залы, спроектированные в 1895-м году Фёдором Осиповичем Шехтелем для сына В.Е. Морозова, Алексея Викуловича: готические кабинет и библиотека с примыкающей к кабинету на первом этаже комнатой хозяина в стиле рококо. Из небольшой прихожей мы попадаем в высокую полутёмную комнату с лестницей на второй этаж.
Её освещают высоко расположенные витражные арочные окна
(я на фоне одного из этих окон).
Готический кабинет наполнен разными причудливыми существами.
Горгульями...
Начитанными гномами...
Чудаковатыми птицами...
На потолке сохранились очень красивые росписи...
А из меблировки - оригинальные деревянные панели, декорированная ковкой дверь, готический стул, часы и обрамление камина.
Рядом расположена знаменитая библиотека с круглым столом для просмотра гравюр и чертежей. Особенно замечательно в этой комнате отделаны плинтуса потолков - по всему периметру библиотеки идут расписные сюжеты с участием зверей.
Завершает нашу виртуальную экскурсию совершенно иная по стилистике комната, отделанная в стиле рококо. Здесь царят свет и живые круглящиеся криволинейные формы. На стенах — лёгкие криволинейные узоры, повторяющиеся на металлических решётках ограждений парового отопления.
Кстати, люстры в этом помещении не предполагалось, она появилась позже. Первоначально комната освещалась тремя окнами в форме бобов, в центре которых сейчас размещена люстра...
Ну и, конечно, особый колорит комнате придают гобелены - романтические, нежные, выполненные в пастельных тонах.
Фотограф из меня, конечно, ещё тот, так что не обессудьте...
Текст подготовлен на основе статьи Е.И. Кириченко для книги "Архитектурное наследие Фёдора Шехтеля в Москве", изданной в 2009 г. в "Издательском доме Руденцовых" по заказу Комитета по культурному наследию города Москвы к 150-летию со дня рождения архитектора.