-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Юрий_Чашин

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.05.2008
Записей: 938
Комментариев: 361
Написано: 1511


Почему в СССР скрывали катастрофы?

Пятница, 04 Сентября 2009 г. 13:21 + в цитатник
 (699x498, 201Kb)
Коммунизм - утопия. Призывы в обществе к его построению - преступление. Преступная идеология в СССР порождала преступное замалчивание катастроф. Наиболее характерный пример – катастрофы в советской авиации. В СССР у руководителей в ходу была фраза: «В Советском Союзе самолеты не падают!» Произносившие ее партийные чиновники тем самым пытались на корню пресечь любое упоминание о летных происшествиях. Хотели доказать всему миру, что советское самое лучшее, на самом деле мы все сильнее отставали в техническом развитии от капиталистических стран. А самолеты падали — независимо от чьих-то желаний. Скрывались практически все авиакатастрофы. Истинные причины катастроф часто замалчивали ( если причины подрывали авторитет СССР), даже в ущерб дальнейшей безопасности полетов. И только если невозможно было скрыть авиакатастрофу, тогда давалось сообщение в прессе, обычно на последней странице в газете мелким текстом.
В 1979 году я играл в футбол и очень им интересовался, и в августе читая «Советский Спорт», увидел крохотную заметку о гибели «Пахтакора» ( ее размер и мелкий шрифт мне запомнился на всю жизнь) - к неудовольствию партийных руководителей скрыть это происшествие было невозможно. Все-таки команда высшей лиги, думаю, будь команда рангом ниже, то трагедию постарались бы скрыть. Но публикаций об истинных причинах столкновения 11 августа в воздухе в районе Днепродзержинска двух самолетов Ту 134А, сколько я не искал, так нигде больше и не нашел. Только после развала СССР стало известно, что причиной трагедии была нелепейшая ошибка диспетчеров: ответ одного экипажа диспетчер принял за рапорт другого, не потребовав повторения. Два диспетчера были осуждены на 15 лет каждый.
Практически замолчали эту жуткую авиакатастрофу. Есть свидетельства очевидцев: «Падение лайнеров после столкновения наблюдал экипаж самолета Ан 2 под командованием летчика И.А. Чернова, выполнявшего регулярный рейс по маршруту Черкассы — Донецк. Второй пилот закричал: «Игорь Александрович, смотри, смотри!» Немного правее их курса, в опасной близости, из облаков падали обломки самолета - искореженный хвост, куски крыла, стойки шасси и… люди ( с высоты 8600 метров)».
 (468x267, 199Kb)

Или трагедия на военном аэродроме в городе Пушкине под Санкт-Петербургом 7 февраля 1981 года. Самолет ВМФ СССР Ту-104 перевернулся и погиб на взлете. О той трагедии до сих пор командование российского флота старается не вспоминать. Причина этого проста – кошмарная авария была мгновенно засекречена, и до сих пор ее истинные причины называются очень неохотно. Скрыть о том, что погибло практически все командование Тихоокеанским флотом СССР, было невозможно. По телевидению и в прессе о катастрофе не сообщили. Единственная газета, которая поместила крохотную заметку о случившемся, — «Красная звезда». На предпоследней странице написали, что в авиакатастрофе разбились командующий Тихоокеанским флотом СССР адмирал Э.Н. Спиридонов, начальник политуправления Тихоокеанского флота вице адмирал В.Д. Сабанеев, командующий Военно Воздушными Силами Тихоокеанского флота генерал лейтенант авиации Г.В. Павлов и другие. А «другие» — это еще 49 человек, среди которых — 16 адмиралов и генералов и 15 старших офицеров ( некрологи опубликовали только на Спиридонова, Сабанеева, Павлова).
Всего вместе с экипажем на Ту-104 летели во Владивосток 52 человека. В ходе Великой Отечественной войны советский флот потерял всего четырех адмиралов. А тут разбились и сгорели сразу шестнадцать! А истинные причины трагедии таковы: все офицеры и адмиралы за неделю сборов и учений в Санкт-Петербурге ( тогда Ленинграде) перед праздниками отоварились дефицитом, которым в СССР было все: фрукты, одежда, обувь, мебель, бытовая техника. Хвостовой отсек ТУ – 104 вместе с креслами полностью занимали ящики с провизией, тяжеленные коробки с бытовой техникой ( первые отечественные цветные телевизоры и видеомагнитофоны) и даже югославские и чешские мебельные гарнитуры-стенки. Все это «достали» офицеры – было в советское время такое выражение «достать». Еще везли с учений сотни килограммов планшетов, карт, схем - все это было опечатано в огромных металлических сейфах весом под тонну! Еще для какой-то надобности загрузили полтонны бумаги в двух рулонах – видимо, тоже дефицит. Экипаж видел перегруз хвостового отсека ( сообщил об этом диспетчеру), но не смог доложить и возразить командующему флотом, да еще на борту был командующий авиацией флота.
В гибели весьма поношенного самолета ТУ – 104 и его пассажиров виновата совокупность всех факторов: неправильная центровка, перегруз хвостового отсека, человеческий фактор, внезапное усиление ветра ( возможно смещение груза после взлета). Самолет после взлета на 50 метров завалился на хвост и правый борт, а затем после падения загорелись 30 тонн керосина, они никому не оставили шансов выжить. Кстати, рассказывают, что после катастрофы вся полоса была засыпана дефицитными тогда апельсинами.
И последнее. В СССР практически не списывали самолеты. Конечно, старые самолеты убирали с важных центральных и зарубежных линий, но их просто переводили в Сибирь, на Дальний Восток, на Крайний Север, в Среднюю Азию или «Сельхозавиацию». Там они ремонтировались, эксплуатировались далее, и многие погибали в авиакатастрофах, о которых замалчивалось.
Очень похожая ситуация складывается в современной российской авиации, когда мы получаем в лизинг или покупаем западные самолеты, отлетавшие там десяток и более лет. Так западные авиакомпании выгодно освобождают от подержанных самолетов, передавая их в страны «третьего» мира.

Юрий Чашин 03.09.2009 http://chash24.blogspot.com
Метки:  

Аноним   обратиться по имени Понедельник, 10 Февраля 2020 г. 12:44 (ссылка)
Валерий Валиулин
Нужна ли, правда?!
На реальных событиях. Имена и фамилии исключены.
Прибыв ранним утром на службу, для выполнения очередных учебных полётов, я был сильно огорчён – полёты отбили. Отбивают полёты не часто, в основном по метеоусловиям, не позволяющим их выполнение, при отсутствии погоды на запасных аэродромах, при авариях и катастрофах однотипных самолётов, да мало ли других причин для того чтобы перенести полёты на другой день. Причина отбоя полётов ошеломила меня – в части, из которой я перевёлся тремя годами ранее, погиб мой друг, командир корабля, с которым я пролетал, когда то два года в одном экипаже.
Впоследствии лётному и инженерно-техническому составу всех авиационных частей доводили результаты расследования катастрофы, причины, приведшие к гибели людей и потере боевой машины, рекомендации по мерам, исключающим повторения подобных трагедий в будущем.
Прибывший из Москвы полковник, развесив перед авиационной эскадрильей «простыню»*, размером «двести двадцать на сто восемьдесят», с нанесенным на неё незавершённым экипажем маршрутом от аэродрома взлёта до точки катастрофы, пытался убедить нас в том, что на большой высоте произошла медленная разгерметизация кабины пилотов. Что все члены экипажа, в нарушение инструкции, выполняли полёт на большой высоте с расслабленными кислородными масками, и потеряли сознание из-за недостатка кислорода и понижения давления в кабине. Что самолёт, оказавшись неуправляемым, свалился в штопор, перешёл на сверхзвуковую скорость, разрушился в воздухе, упал на землю. Катапультировался, из шестерых членов экипажа, только штурман корабля.
Я внимательно слушал выступление инспектора по безопасности полётов и не верил тому, что слышал! Чтобы такую оплошность мог допустить командир, с которым однажды мы сознательно выполняли пятичасовой маршрутный полёт на самолёте с неисправной системой герметизации кабины, который в воздухе всегда уведомлялся о самочувствии членов экипажа?! И сейчас я слышу его голос: «Экипаж, подтянуть кислородные маски, доложить о самочувствии!» Нет! Это ложь во имя сохранения занимаемых должностей начальников, скрывающих истинную причину гибели пятерых членов экипажа и потери боевой машины.
Шли годы. До самой смерти не покинет меня скорбь по погибшему другу и его экипажу. Он часто мне снится. Снится его напряжённое в работе лицо, глаза, сосредоточенно наблюдающие за приборами, руки, в кожаных перчатках, не выпускающие штурвал.
Всех товарищей из бывшего полка, с которыми позже сводила меня лётная служба, я расспрашивал о подробностях данного происшествия. Все соглашались в одном – начальство скрыло истинную причину данной катастрофы, но никто не мог знать её точно, высказывали только свои предположения.
Однополчане, пытавшиеся «разговорить» штурмана, оставшегося в живых, способного раскрыть истинную причину происшествия, с помощью коньяка и водки, ничего не смогли выжать из его уст, запечатанных командованием.
Когда спасательная команда, в заснеженных горах, морозным февральским днём, забирала приземлившегося на парашюте штурмана корабля с места гибели экипажа, на нём не было шлемофона! Сорвать шлемофон с его головы могло лишь в одном случае, если тот не был застёгнут. Следовательно, штурман в полёте не был в кислородной маске, которая крепится к шлемофону, дышал воздухом кабины, но сознание не потерял! Неоднократно в полетах, мне, как штурману корабля, приходилось отстёгивать кислородную маску с разрешения командира, она мешает плотно прислоняться к резиновому тубусу экрана радиолокационного прицела, мешает хорошо видеть засветки от наземных ориентиров и целей. Так что оказаться штурману без маски на любом этапе полёта – это реально.
Будучи уже на пенсии я рассказал о своём неверии в результаты расследования данной катастрофы соседу, отставному полковнику с которым нас объединяли общие увлечения литературой и, совместная в прошлом, служба. Уже, готовый к скорому своему уходу из жизни, поражённый онкологическим заболеванием, он поведал мне истинную причину, приведшую к трагической гибели друга моей молодости:
«Ты прав, Валера, в том, что не признаёшь эту ложную версию о данной катастрофе. На самолёт инженерно-техническим составом был установлен «КПЖ-30» с недопустимыми в нём остатками паров спирта! Те, кто провёл чистку важного для жизнеобеспечения экипажа в полёте кислородного оборудования, не выполнили положенных инструкцией требований, установили на самолёт «КПЖ-30» не продув его до полного очищения от паров спирта. Полёт продлился 52 минуты. Экипаж дышал в полёте кислородом, смешанным с парами спирта, и просто-напросто был отравлен! Это второй случай в наших ВВС, когда погибли люди из-за такого нарушения, граничащего с преступлением. Первый подобный случай с гибелью экипажа произошёл так давно, что его перестали вспоминать или, как в этот раз, скрыли истинную причину катастрофы ради сохранения «шкур» виновных. По занимаемому мной в те годы должностному положению я был осведомлён об истинной причине данной катастрофы. До большинства лиц лётного и инженерно-технического состава тогда была доведена ложная информация о причинах той катастрофы. Обвинить погибших, чтобы не губить ещё и семьи многих живых – такой принцип всегда преследовал ВВС. До сих пор никто не знает, сколько первых космонавтов погибло в космосе до полёта Юрия Гагарина».
Пришла эпоха цифровой цивилизации. Я отыскал в Интернете всё, что отыскалось, о воздействии паров спирта на организм человека при их вдыхании, сделал выводы о том, как могли вести себя пилоты под воздействием алкоголя, проникшего в кровь и в мозг человека непосредственно через лёгкие, минуя желудок. Представления жуткие!
При начальном опьянении активизируется мышечная деятельность человека и пилоты могли творить что угодно, неразумно «таская штурвал», прибавляя и убавляя обороты двигателя, вывести самолёт за критические углы атаки и крена, за недопустимые скорости полёта. В дальнейшем, одурманенный парами спирта человек, засыпает и может просто умереть! Я знаю два случая смерти людей в воздухе когда: один – крепко выпил накануне перелета в качестве пассажира; другой – прихватил в воздух плоскую бутылочку коньяка, чтобы не скучать в продолжительном перелёте в своей одноместной подвесной кабине и не имел задачи на данный перелёт по своей специальности. Ещё больше было случаев потери сознания в полёте теми, кто взлетел «с похмелья», сумев «проскочить» предполётный врачебный контроль.
Весь остаток жизни я представлял себя на месте штурмана корабля в том злосчастном полёте, пытался «увидеть» действия пилотов, отравленных против своей воли парами алкоголя.
Причина аналогичной авиакатастрофы в ВВС, погубившая людей многими годами ранее данной катастрофы, была либо скрыта, либо забыта. Не ознакомленность с тем происшествием лётного и технического состава экипажа и привела к его повторению спустя многие годы. Я не помню такого, чтобы при проверке оборудования перед вылетом, инструкции требовали нюхать кислород, поступающий в маски от «КПЖ-30». «Да он всегда попахивает спиртом!», – скажет любой летавший.
Сотрудники ДПС оснащены прибором определяющим наличие алкоголя в организме водителей автотранспорта, а вот у экипажей самолётов нет прибора, способного определить перед вылетом наличие алкоголя в кислороде, которым им предстоит дышать в полёте. Может алкотестеры ДПС-ников годятся для такого контроля кислородного оборудования самолётов и могут обезопасить лётный состав от принудительного опьянения в полёте?! Тогда почему такой проверки не производится?!
Раз в полгода с каждого самолёта снимается «КПЖ-30». Каждые полгода их промывают спиртом, чтобы удалить грязь и жиры из системы (чистый кислород при соединении с жирами может воспламениться!) Затем «КПЖ-30» продувается воздухом под определённым давлением, просушивается, прежде чем наполняется жидким кислородом. Значит, каждые полгода можно ждать подобной трагедии, если инженерно-технический состав нарушит установленные инструкциями требования по их техническому обслуживанию.
Как можно скрывать правду об истинных причинах катастроф от людей, чья жизнь зависит от их осведомлённости?! За двадцать два года службы в авиации я ни разу не слышал о подобном отравлении алкоголем – через кислородную систему!
Позже я расспрашивал многих коллег о том, приходилось ли им сталкиваться с фактом наличия паров спирта в кислородном оборудовании в полёте? И услышал: «Мы раз вывалились из самолёта всем экипажем под балдой, выполнив облёт самолёта после его ремонта на авиазаводе! Накануне начальство обвинило авиационных техников в том что они экономят спирт при промывке КПЖ-30 ради промывки им своих желудков, вот они и оставили достаточно паров спирта в КПЖ дабы доказать что это не так».
Обнаружил я в Интернете и перепалку катапультировавшегося тогда штурмана корабля с одним из коллег, попытавшегося обвинить погибшего командира корабля и членов его экипажа в безграмотном действии при разгерметизации кабины самолёта на большой высоте:
Штурман – «Обвинителю»: - Я бы никогда не написал то, что пишу сейчас, но ты затронул наш экипаж, а больше ответить некому. Я, по прежнему, с иронией отношусь к системе определения лучшего экипажа, но, на момент катастрофы, наш экипаж был определен лучшим в полку. Маска у КК* была одета и полностью подтянута. И сознание он потерял совсем по другой причине, у меня на глазах.
Я так же был два года штурманом безвинно обвиняемого командира экипажа и тоже, присоединяясь к штурману, оставшемуся в живых при жуткой катастрофе, могу его защитить, не называя имени. Наш погибший командир был грамотным лётчиком, лучше многих коллег он знал аэродинамику и самолёт, был первоклассным пилотом, дорожившим жизнью людей, которых поднимал в воздух. Мы неоднократно попадали с ним в сложные ситуации в воздухе, из которых грамотно выходили. Однажды ушли от явного столкновения в воздухе с громадным лайнером «Аэрофлота». Тогда дали промашку авиадиспетчеры, сведя борты в точке пересечения нашего маршрута с авиатрассой на одном эшелоне (одной высоте полёта), не разведя самолёты по времени её пересечения. Командир первым увидел приближающийся к нам «ИЛ-62» и «нырнул» под него. Я даже видел лица пассажиров, прильнувшие к иллюминаторам, настолько опасно мы сблизились.
«Убили! Убили!» – кричала жена командира, прибежав в штаб полка, узнав о гибели мужа, отца двоих мальчуганов дошкольного возраста, и ещё четверых членов его экипажа. Как она была права тогда, когда ей пытались внушить совсем иное.
* ВВС – военно-воздушные силы.
* КК – командир корабля.
* «простыня» (в ВВС) – схема, чертёж, наглядное учебное пособие, выполненное на ватманском листе размером 220 см. на 180 см.
* «КПЖ-30» – жидкий кислород хранится на самолёте в кислородных газификаторах, устроенных по типу сосудов Дьюара (КПЖ-30, СКГ-30 и др.).
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку