|
stoletie.ru/kultura/drugoj_...ov_107.htm
Э.В.: В юные годы Михаил Лермонтов был моим одним из самых любимых поэтов.Тем более, что я заканчивал школу в Кисловодске, где много лермонтовских мест(cвязанных с "Героем нашего времени"), по которым нас водили...Он мне тогда нравился больше, чем Пушкин.Сейчас,конечно, - вначале Пушкин,а потом Лермонтов...А что касается содержания статьи, то у меня нет своего твердого мнения,писал ли М.Ю это стихотворение - "Прощай немытая " - или не писал...Привожу также комменты к данной статье из сайта...
К 200-летию со дня рождения великого русского поэта: находки, версии, фальсификации
Юбилей, 200 лет со дня рождения великого русского поэта Михаила Лермонтова, будет отмечаться в октябре нынешнего года. Однако уже сегодня о его творчестве - что обычно и происходит накануне таких дат - идут бурные дискуссии.
В статье, опубликованной в газете «Литературный Санкт-Петербург», писатель Александр Смирнов обратил внимание на знаменитую фразу из не менее знаменитого стихотворения Лермонтова «Бородино»: «Скажи-ка, дядя, ведь недаром…» А кто же был этот самый «дядя», к которому обращается в своем стихотворении поэт? Литературоведы обычно считали, что речь идет просто о некоем абстрактном солдате-ветеране. А вот Смирнов, исследуя архивы, пришел к выводу, что «дядя» был совершенно конкретный. И звали его так же, как и поэта, Михаил Лермонтов. Только не «Юрьевич», а «Николаевич». Но, что самое поразительное, Михаил Николаевич тоже был военным и поэтом.
Речь идет об адмирале русского флота Михаиле Николаевиче Лермонтове, дальнем родственнике Михаила Юрьевича. Он вполне мог быть тем самым «дядей», о котором идет речь в «Бородино».
Это стихотворение было написано в 1837 году, когда отмечался 25-летний юбилей знаменитой битвы. В то время корнет-гусар Михаил Лермонтов и капитан 1 ранга Михаил Лермонтов жили в Санкт-Петербурге, и вполне могли встречаться – их отцы были кузенами. И уже зрелый капитан, участвовавший не только в морских сражениях, но и в сухопутных битвах, в том числе и в Бородинском сражении, мог рассказывать об этой битве своему юному родственнику. А тот, конечно, мог бы потом обратиться к опытному ветерану и в стихах, с легендарным вопросом: «Скажи-ка, дядя…».
О Михаиле Николаевиче известно не так много. Он окончил в Санкт-Петербурге Морской корпус и вышел из него мичманом. Во время Отечественной войны 1812 года участвовал в боях за Смоленск и в Бородинском сражении, за что был награжден орденом Св.Анны III степени на шпагу. Участвовал в битвах под Кульмом и Лейпцигом, принимал участие во взятии Парижа. Отличился также и во время русско-турецкой войны, участвуя в осаде Варны. Ну, и конечно, много ходил потом на кораблях. Был еще неоднократно награжден. В 1848 году его назначили командиром Свеаборгского порта и военным губернатором. Чин полного адмирала Михаил Николаевич получил в 1860 году и был уволен в отставку.
Любопытно, что этот профессиональный военный тоже был поклонником муз, писал стихи и даже их публиковал, естественно, под своим собственным именем – Михаил Лермонтов. А вот после смерти адмирала его неопубликованные рукописи никто не захотел издавать, и они до сих пор хранятся в петербургских архивах.
И вот тут Александр Смирнов вспоминает о том, что в собрании сочинений великого поэта есть раздел, озаглавленный «Стихи, приписываемые М.Ю. Лермонтову». Кроме того, Смирнов обратил внимание еще и на то обстоятельство: как известно, Лермонтов был убит на дуэли в возрасте всего 26 лет, а в советские времена было выпущено полное собрание его сочинений во многих томах. Когда же он все это успел написать, если все отведенные ему судьбой годы учился в военном училище, а потом служил на Кавказе? Ведь времени для литературного творчества у него было совсем немного. К тому же Лермонтов сам, при жизни сумел подготовить текст всего одного своего поэтического сборника, а в печатном виде его вообще так и не увидел. Полное же собрание сочинений великого поэта готовили много позднее, и тогдашние литературоведы, собиравшие из разных источников произведения, подписанные «М. Лермонтов», могли и не знать, что в те же времена стихи писал еще и другой Михаил Лермонтов!
«Сколько ни взывай к работоспособности гения, вопрос остается: если опальный корнет не был профессиональным писателем, творил на куцем по времени досуге, как мог он успеть насочинять так обильно? – задается вопросом А. Смирнов. – Причем, прижизненных публикаций у Михаила Юрьевича буквально единицы, успел подготовить к печати один-единственный сборник…. А кипы неопубликованных рукописей он с собой в чемоданах возил, в военно-полевых, точнее, в горных условиях?».
Известно, что в истории творчества великого поэта и в самом деле, были стихи, ему приписываемые, но которые Михаил Юрьевич не сочинял. Прежде всего, достаточно вспомнить историю со знаменитыми строками:
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ.
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ…
Во времена СССР это стихотворение усиленно использовали советские литературоведы, изо всех сил делавшие из Лермонтова борца с самодержавием. Каждый школьник зубрил эти стихи чуть ли не с первого класса.
На самом же деле, уже давно многие специалисты пришли к выводу: такого русофобского стихотворения Лермонтов, горячий русский патриот, офицер, не только не писал, но и попросту написать не мог.
Ведь даже в самом буквальном понимании выражения «немытая Россия» заложена самая настоящая историческая ложь. Россия была в те времена единственной страной в мире, где все население, в том числе самый бедный крестьянин, мылось в банях. А вот у европейских крестьян бань не было, и мылись они крайне редко. Даже во дворцах немытые придворные обливались одеколоном, а при дворе французских королей на столах стояли блюдца специально для того, чтобы давить блох. Это заметил, оказавшись много позднее, в ХХ веке в Западной Европе русский писатель-эмигрант Иван Солоневич. В своей книге «Народная монархия» он вспоминает о том, как оказавшись вместе с сыном в Германии - ванны в Европе тогда уже были - решил помыться в одной из гостиниц. Затем попросил сменить воду в ванне на чистую, чтобы помылся и его сын. Персонал немецкого отеля поразился: «Как!? Что за расточительные эти русские, не могут помыться в одной и той же воде!». Кстати, и сегодня там с гигиеной все не так, как привыкли думать. Совсем недавно в одной из телепередач шел рассказ о зажиточной немецкой семье фермеров. Прекрасный дом, современная кухня, электрическая посудомойка последней модели… Но при этом хозяйка, нисколько не стесняясь, сообщила, что ею не пользуется – экономит электроэнергию. И даже призналась, что редко, не каждый день, моет после кофе чашки – экономит воду, пьет из грязных. Впрочем, мы здесь пишем не столько о гигиене в Германии, сколько о том, что такого рода негативные штампы-клише о нашей, будто бы «немытой» стране, усиленно и с давних пор навязываются Западом в рамках традиционных русофобских кампаний.
Как известно, подлинник стихотворения о «немытой России», будто бы написанного Лермонтовым, так и не был обнаружен.
А появилось оно впервые в письме П. Бартенева к Е. Ефремову 9 марта 1873 года, много лет спустя после смерти поэта, с примечанием: «Списано с подлинника». Позднее, в своем журнале «Русский архив», Бартенев поместил приписку: «Записано со слов поэта современником». Но подлинной записи пресловутого «современника» тоже до сих пор не нашли. Поэтому, как с основанием считают многие, речь идет о самой настоящей литературной мистификации.
«Конечно, это – никакой не Лермонтов», - заявил автору этой статьи известный петербургский поэт, председатель Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России Борис Орлов. – У Лермонтова совершенно другая энергетика стиха, другая стилистика. Речь идет о подделке, которая умышленно использовалась в советские времена, чтобы изобразить из Михаила Юрьевича яростного борца с самодержавием». Известен и автор этой фальшивки – поэт-пародист Дмитрий Минаев. Он был склочником и алкоголиком, не скрывал своей ненависти к русским классикам, напоминая популярного в советские времена пародиста Александра Иванова, ударившегося в политику.
А что касается Лермонтова, то он про Россию писал. Но совсем другое, как, например, в своем знаменитом стихотворении «Родина», подлинник которого, написанный рукой поэта, до нас дошел.
Подделки «под Лермонтова» появляются и в наши дни. Так, например, известный историк Николай Стариков обратил внимание на появившуюся недавно в интернете цитату, якобы принадлежащую знаменитому поэту: «Я люблю Кавказ, но презираю тех, кто живет там. Нигде в мире нет таких варварских обычаев и таких уродливых людей, как кавказцы. Если мы не истребим их, эта грязь скоро заполнит наши города».
Ясно, что такое, явно нетолерантное - как сказали бы сегодня - высказывание способствует разжиганию национальной розни. Тем более что его авторство приписывают великому русскому поэту.
Однако внимательно проанализировав его и проведя усиленные поиски в произведениях Михаила Юрьевича, Стариков там таких слов не нашел, и сделал вполне логичный вывод: это подделка!
Мало того, оказалось, что эта подделка, которую стали часто цитировать, выполнена очень качественно, в ней используется типичная для поэта лексика, характерная для XIX века. А это значит, что изготавливали фальшивку профессионалы своего дела. А потому, приходит к другому выводу Н. Стариков, «эту цитату сделали наши враги, кто провоцирует конфликты на территории наших стран, кого совсем не устраивает мирное проживание бок о бок грузин, татар, русских, украинцев и многих других народов нашей многонациональной Родины».
Словом, как и много лет назад, имя великого поэта пытаются использовать для целей разрушительной политической пропаганды.
На фото: гравюра народного художника России Сергея Харламова «Михаил Юрьевич Лермонтов»
Владимир Малышев
02.04.2014 | 15:37
Специально для «Столетия»
Комментарии
var
02.04.2014 16:03
Сказано конечно хорошо и правильно…
Но автор статьи мог бы привести хотя бы ссылки на существующую библиографию.
Но правильнее было бы ввести в оборот и оригиналы наработок предшественников.
var
02.04.2014 16:43
И да: вот что пишут о данном мнение господа учоные (причём даже не британские).
«Я просто имел в виду, что если уж опровергать общепринятое, то следует это делать более логично и строго, нежели непонятные товарищи, чьи статьи приведены в первом сообщении ("кто все эти люди?"). А то тень Фоменко показалась на горизонте. »
А мне здесь сразу вспоминается прискорбное эмпирическое наблюдение:
Новая научная теория торжествует не тогда, когда доказана её истинность, а тогда, когда вымирают последние оппоненты.
И именно поэтому господа историки так комплексуют по поводу Льва Николаевича (о взаимоотношениях триремщины с законами физики и сопроматом не говорю).
Пасечник
02.04.2014 18:33
Для меня самым большим потрясением было случайное перечитывание раннего стихотворения Лермонтова "Предсказание" с начальными строками "Настанет год, России черный год, когда царей корона упадет...", это случилось в начале 90-ых годов.
Удивительно, что это было написано 16-летним мальчиком. Любимцы богов умирают молодыми: поэты Пушкин, Лермонтов, художник Васильев.
student-Пасечнику 02.04.2014 18:33
03.04.2014 13:19
ОЧЕНЬ ВЕРНО. НА ДЕЛЕ ПРОРОКАМИ ОКАЗЫВАЮТСЯ ЛИТЕРАТОРЫ.
Как и библейские пророки, побиваемые камнями своими народами, Лермонтов критично относился к обществу.
(Например, "Монолог" 1829,"Дума" 1838)-И "советские литературоведы" с таким материалом вполне могли бы обойтись и без сомнительной и вульгарной "немытой России". Автор здесь просто по-детски наивен в своём обязательном упражнении по бросанию камней в деятелей советской культуры. А что, если вспомнить слова А.С. Пушкина: "Я конечно, презираю Отечество мое с головы до ног - но мне досадно, если иностранец разделяет со мной это чувство"(Письмо к Вяземскому из Пскова, 1826) ? Как к этому относились деятели культуры ?
Автор ! Ау-у-у !
ДЕЛО-ТО ОБЫЧНОЕ. ВЕДЬ У КАЖДОЙ НАЦИИ СВОЙ ГРЕХ.
1--Вот что писал Байрон об англичанах: "Я люблю свое отечество, но не своих соотечественников".
2--Зейме о немцах:"Нация, которая может и должна быть спасена одним-единственным человеком, не заслуживает пощады".
3--К.Маркс в статье "К еврейскому вопросу"(1848):"Какова мирская основа еврейства? Практическая потребность, своекорыстие. Каков мирской культ еврея? Торгашество. Кто его мирской бог? Деньги."
Это вам не "немытая Россия"- это гораздо серьёзней.
ус
03.04.2014 21:35
Главная мысль этой статейки основана на том,что Лермонтов не писал стишков о не мытой России.Уверен,что эту мысль поддерживают все поколения Россиян.И главное--это не только не унижает достоинство Великого Народа,а указывает ему векторы развития и контроля над вороватой и устаревшей формой правления феодалов,которые до сих пор тиранизируют и препятствую развитию России.Лермонтов гениальный мыслитель,который сумел в поэтической форме выразить самые сокровенные,экзистенциональные движения духа,души индивида,общества и Цивилизации.Это не смогли выразить ни Сартр,ни Камю,ни...копавшиеся в своих сексуальных и прочих предпочтениях экзальтированные мыслители.Слава Гению,которого воспитала Русь,величавые женщины,смелые,крепкие мужчины России,Кавказа.Только в таком бульоне и рождаются Гении ...
VIK
04.04.2014 23:00
Лермонтов по факту вырос на Кавказе. Хорошо знал обычаи Кавказа, которые на тот момент по сути мало отличались от обычаев народа великорусского.
Надо отметить, что те же чечены с большой если уж не любовью, но пониманием относились к Лермонтову. И Лермонтов выезжал на бой в специальной красной рубахе. И жители гор в него специально не стреляли, поскольку Лермонтов по их понятием был существом высшим, с отметиной Всевышнего - поэт и провидец. И по сей день горцы хранят и чтут память о Лермонтове, как герое, близком им по духу. Пожалуй, более, чем мы - русскоязычные. Кстати, Лермонтов по сути служил в спецназе того времени.
Александр
06.04.2014 10:16
Тогда спрашивается можно и Великого Некрасова назвать халтурщиком...как жил народ писали и Радищев в '" Путешествии из Петербурга в Москву" И ГОГОЛЬ в "Мертвых душах" и "Кому на Руси жить хорошо....Некрасов. Ну а Салтыков - Щедрин и сегодня актуален. Прям таки не мог написать будет он спрашивать еще у Николая Палкина...и шефа жандармов Бенкендорфа...не позорьте этой статьей интернет пространство. По поводу смерти Лермонтова Николай Палкин сказал: Собаке собачья смерть. Вот отношение официальной России к великому поэту. Оно было взаимным.
Вера
06.04.2014 21:55
\\АЛЕКСАНДР:По поводу смерти Лермонтова Николай Палкин сказал: Собаке собачья смерть. \\
Похоже ещё одна фальшивка, пущенная в оборот, чтобы опорочить Николая 1.
Лермонтов написал пародию на кн.Васильчикова незадолго до дуэли(секунданта и тайного врага)
Васильчиков:при дворе его (Лермонтова) считали вредным, неблагонамеренным и притом, по фрунту, дурным офицером, и когда его убили, то одна высокопоставленная особа изволила выразиться, что «туда ему и дорога»9. Все петербургское великосветское общество, махнув рукой, повторило это надгробное слово над храбрым офицером и великим поэтом."
Высказывание, со ссылкой на флигельадьютанта Лужина приведено в Примечании к литературной мистификации П.Вяземского.
В позднейшей версии у П.И.Бартенева, со ссылкой на кн. Воронцову повторена эта фраза:"Собаке - собачья смерть"
Узнав о смерти Лермонтова Николай I сказал не: "Собаке - собачья
смерть", а как свидетельствует Вельяминов: "Жаль, что тот, который мог нам
заменить Пушкина убит".
Ещё у Николая I:
"Я прочёл 'Героя' до конца и нахожу вторую часть отвратитель-
ною, вполне достойною быть в моде. Это то же преувеличенное
изображение презренных характеров, которое находим в нынешних
иностранных романах. Такие романы портят нравы и портят характер.
Потому что, хотя подобную вещь читаешь с досадой, всё же она
оставляет тягостное впечатление, ибо в конце концов привыкаешь
думать, что свет состоит только из таких индивидуумов, у которых
кажущиеся наилучшими поступки проистекают з отвратительных и
ложных побуждений. Что должно явиться последствием? Презрение или
ненависть к человечеству! Но это ли цель нашего пребывания на
земле? Ведь и без того есть наклонность стать ипохондриком или
мизантропом, зачем же поощряют или развивают подобными изображе-
ниями эти наклонности? Итак, я повторяю, что, по моему убеждению,
это жалкая книга, показывающая большую испорченность автора."
(Из письма к императрице) от 12/24 июня 1840 г.
89236
06.04.2014 22:09
На что только не идут, чтобы "отбелить" черного кобеля. Уже и великих русских не жалеют, что давно лежат в земле сырой. Куда катишься, матушка Русь?.. Они же - твой последний рубеж...
var
07.04.2014 13:52
Про несчастно разминувшегося с вилами благодарных крестьян барина Салтыкова достаточно написано Крыловым.
Наводящий вопрос: почему под конец жизни Николай Васильевич завязал с сатирой?
Александр
10.04.2014 22:31
Отправляли Лермонтова на Ккавказ в надежде что он будет там убит. Сам Лермонтов при отъезде сказал что он уже в Петербург не вернется. Есть версия необосновательная что в убийстве Лермонтова большую роль сыграли царские агенты доведя дуэль до финального конца что эта дуэль была разыгран и даже убит он был не Мартыновым . Ни Лермонтов ни Пушкин не могли долго жить в России они были чужеродным элементом в среде которой жили вращались.Народу вернула подлинного Пушкина и Лермонтова только Советская власть. Или Печально я гляжу на наше поколенье тоже не писал Лермонтов и На смерть поэта?
Вера для АЛЕКСАНДРа
11.04.2014 12:59
\\.Народу вернула подлинного Пушкина и Лермонтова только Советская власть.\\
Нет, уважаемый, советская власть глубоко запрятывала всё, что ей было не выгодно. Мы знали этих гениев только с одной нужной власти стороны, а гении гораздо сложнее, чем мы их себе представляли.
"К несчастью, кумиром юного Лермонтова стал очень популярный тогда в Европе и в России английский мятежный поэт-романтик и масон Байрон, также шотладского происхождения, которого Лермонтов всю короткую жизнь свою «достигнуть бы хотел». Лермонтову было отрадно думать, что у них «одна душа, одни и те же муки»; ему страстно хотелось, чтобы и «одинаков был удел». Это роковым образом сказалось в судьбе поэта, заразившегося горделивым "байроновско-ницшеанским" комплексом, с которым он затем боролся в себе всю жизнь, преодолевая его в молитвенной обращенности к Богу, но часто и поддаваясь ему в конфликте с тем светским обществом, которое он презрительно называл "толпой". В конечном счете именно это стало причиной его столь ранней гибели.
строки из стихотворения "Смерть поэта"... («А вы, надменные потомки / Известной подлостью прославленных отцов... / Свободы, гения и славы палачи... наперсники разврата».) Скорее он написал эти оскорбления правящему слою, отражая свои собственные проблемы взаимоотношений с "толпой" и "светом", а не взаимоотношения Пушкина, у которого не было оснований жаловаться на недостаток светского признания и славы. Возможно, тут Лермонтов честолюбиво претендовал на свою преемственность от Пушкина в такой "диссидентской" общественной роли. И надо признать, что он стал его преемником во многом: в большом таланте и в своем жизнеощущении, разве что менее гармоничном...
Лермонтов получил от Бога обостренное восприятие бытия и земного міра, лежащего во зле, но не с подчинением ему, а для поиска пути спасения от него.
Путей этих Лермонтов испробовал два: ложный европейский (байроновский) – через утверждение и обожествление своей гордой и страстной индивидуальности (сочетание романтизма и гуманизма); и верный русский путь – через укрощение своих гордых страстей, борьбу с грехом и смиренное обращение к Богу, например, в таких стихотворениях, как две знаменитые "Молитвы" ("В минуту жизни трудную", "Я, Матерь Божия, ныне с молитвою"), "Когда волнуется желтеющая нива" и др.
Поэтому в поэзии Лермонтова можно найти и то, и другое: и гордую отчужденность от земного бытия, презрительное отношение к "толпе", – и тяготение к вечности, к Богу. Какой из этих путей возобладал в конце жизни – сказать трудно." -М.Назаров
Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:
Смотрите, вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами;
Глупец – хотел уверить нас,
Что Бог гласит его устами!...
отрывок из стихотворения "Пророк"1841г.
student
14.04.2014 11:10
Вера 11.04.2014 12:59"советская власть глубоко запрятывала всё, что ей было не выгодно.
-----------------------------
1--Чудненько ! Вот и напишите нам, какие конкретно стихотворения Лермонтова были "глубоко запрятаны".
И какими тиражами в СССР издавалось "незапрятанное". И поди за бюджетные деньги ! Да ещё с обязательным преподаванием в школе.
Я и то ещё застал сей период.
2--Похоже, что и вы про Лермонтова пишете словами советских лит. критиков.
Если бы не они, вряд ли вы вообще знали, что был в 19 веке такой поэт.