Цитата сообщения Глория_Мунди
Дама и единорог.
Заинтересовалась этими гобеленами после романа Трейси Шевалье «Дама и единорог».
"Дама с единорогом" — это серия из шести шпалер (настенных ковров), вытканная около 1500 года и хранящаяся в парижском музее Средневековья аббатства Клюни. В XV и XVI веках шпалеры были одним из самых популярных видов искусства. Красочные ковры преображали интерьеры средневековых замков, одновременно утепляя их холодные стены. Шпалеры развешивались в соборах и в ратушах, во время турниров — на трибунах для зрителей. В праздничные дни коврами украшали улицы, вывешивая на балконах и подоконниках.
Шпалеры заказывались и исполнялись сериями. «Дама с единорогом» не имеет повествовательного сюжета, но все шесть шпалер явно объединены общей темой. В некоем удивительном саду шесть раз предстает перед нами фигура стройной молодой женщины с благородной осанкой и задумчивым взглядом, каждый раз в иной позе и в ином костюме. На каждой шпалере рядом с Дамой лев и единорог.
Единорог — символ чистоты и осторожности. Древние авторы описывали его как неукротимого зверя, умерщвлявшего каждого человека, но делавшегося ручным при встрече с невинными девушками,— он ложился к ним на колени и засыпал
Но что же означают эти загадочные сцены? С середины 19 века, когда Жорж Санд обнаружила эти шпалеры в подвалах одного замка, четкого ответа на этот вопрос нет.
Образ молодой дамы заставлял предположить, что это свадебный подарок. Полумесяцы на гербе привели к легенде о влюбленном турецком принце, который жил в французском плену в одном из замков той же провинции. В конце 19 века герб (три серебряных полумесяца по лазоревой ленте на красном фоне) был опознан как герб семейства Ле Вист. Предположили, что на шпалерах изображена Клод Ле Вист, вышедшая замуж в 1513 году за Жана де Шабана (именно эта версия и изложена в романе Трейси Шевалье). Просуществовав около 50 лет, и эта легенда была опровергнута. По обычаям того времени, если дело касалось свадебного подарка, то на гербовом щите должны быть объединены герб мужа (справа) и герб отца жены (слева) . В данном случае герб может быть отнесен только к одному из мужчин рода Ле Вист.
Внимательное изучение истории этого семейства привело к выводу, что серия была заказана президентом Высшего податного суда Жаном Ле Вистом (отцом Клод), умершим в 1500 году. Акцентирование геральдики показывает горделивость чиновника, достигшего высших степеней. На это же указывает и сам заказ — шпалеры были своеобразным мерилом знатности и богатства.
Относительно содержания серии принято считать, что пять из шести композиций являются аллегориями пяти чувств — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.
Однако есть и другие, более философские трактовки этого сюжета, связанные, например, с еретическим учением катаров.
Мистический сюжет.
Единорог в геральдике указывал на духовный смысл вещей,на путь к возвышенному. Лев представлял материю или силу, материальную силу.
Таким образом, Дама, душа человека, находится между львом-материей и единорогом-духом, и перед нами предстает история души, которая учится властвовать над материей-львом с помощью духа-единорога.
Первый гобелен - "Осязание".
Дама держит знамя, левой рукой касаясь рога единорога Взгляд Дамы суров и тверд, она полна решимости. Может быть, она решилась обрести власть над материей, несмотря на то что лев, у кого она вырвала знамя, силен, и несмотря на тяжелые цепи, которые сковывают ее талию и символизируют путы материи. Здесь есть ясный намек на сражение, поскольку лев и единорог несут щиты.
Второй гобелен - "Вкус".
Дама, держа на левой руке птицу, правой не глядя выбирает конфеты из серебряной чаши, которую подает камеристка. В этой чаше мистики видят Грааль. Птица (реалисты говорят, что попугай, мистики - сокол) представляет конкретный разум. Гобелен говорит о вкусе, но Дама отказалась от него: она смотрит на сокола и из Чаши Грааля, которую держит ее служанка, достает еду и отдает птице. Дама пробует приучить птицу разума наслаждаться более изысканными плодами, чем те, которыми сокол питался до сих пор.
Третий - "Зрение".
Единорог положил передние ноги на колени Дамы и смотрит на свое отражение в зеркале. Лев встречает Даму, держа свое знамя, но смотрит в другую сторону. Дама тоже не смотрит на льва, ее взгляд устремлен на единорога; тот отражается в зеркале, которое она держит в правой руке. Она отказалась смотреть на земное, светское, и смотрит только на единорога или его отражение. Гобелен «Зрение» представляет отдыхающего единорога; показывает душу, созерцающую духовное, — так можно объяснить любящий взгляд единорога и смотрящей на него Дамы.
Четвертый - "Обоняние".
Дама плетет венок из цветов, но не наслаждается их ароматом — их нюхает обезьянка, сидящая в корзине слева от Дамы. Талию Дамы охватывает тонкая монашеская веревка — она указывает на ее решение отречься ото всего материального. Венок она плетет не для себя: мы ни разу не увидим ее в нем. Вероятно, это венец отречения и приношение Богу.
Пятый гобелен - "Слух".
Лица Дамы и ее служанки умиротворены. В них отражается мир духа, как заметили некоторые комментаторы. Этот гобелен еще называют «музыкой сфер». Лев и единорог на этом гобелене без щитов, они тоже отдыхают и точно улыбаются. Все вещи находятся на своих местах — решение принято, и душа, Дама, отдается духу, слушая музыку.
Шестой гобелен - «À mon seul désir»
Все желания материи преодолены. Девиз «Мое единственное желание» написан на шатре, куда Дама сможет войти сразу, как только окончательно отречется от материи и сложит свои драгоценности в сундучок. Лев и единорог вновь встают лицом к лицу, но у них уже нет щитов — они не сражаются и даже оба, по обоюдному договору, открывают полог шатра, чтобы Дама смогла войти в покои преображения.
Считается, что изначально гобеленов было восемь. Жорж Санд описала два утраченных. На них лев уже не появляется: уже свершилась окончательная победа духа над материей, света над тьмой. На одном Дама сидела на троне, на другом - ласкала двух белых единорогов. Души достигла своих небесных истоков..
Почему судейский чиновник заказал шпалеры с подобным сюжетом? Есть версия, что фландрские ткачи соткали ему эти ковры, просто взяв за основу более ранние образцы. Как бы то ни было и какой бы смысл не вкладывал в эти картины художник: чувственно-эротический (как в романе Шевалье) или мистический, как считают многие исследователи, "Дама с единорогом" остается чарующим произведением..