-ћузыка

 -ѕодписка по e-mail

 
ѕолучать сообщени€ дневника на почту.

 -ѕоиск по дневнику

люди, музыка, видео, фото
ѕоиск сообщений в Ћенивый_ онсерватор

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 4) –оссийска€_»мпери€ Frozen_Amigo pravoslavie zapretabortov
„итатель сообществ (¬сего в списке: 3) Frozen_Amigo MY_HIT pravoslavie

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
ƒата регистрации: 20.10.2007
«аписей в дневнике:
 омментариев в дневнике:
Ќаписано сообщений: 12628
ѕопул€рные отчеты:
кто смотрел дневник по каким фразам приход€т

»стори€ конфликта в ёжной ќсетии

„етверг, 07 јвгуста 2008 г. 11:41 + в цитатник
Ќынешний грузино-осетинский конфликт началс€ в 1989 году. ≈го непосредственной причиной стало возникновение и быстрый рост национального движени€ в √рузии, и приход к власти президента «виада √амсахурдиа, выдвинувшего лозунг "√рузи€ дл€ грузин". 23 но€бр€ 1989 года националистические группировки пытались провести митинг в ÷хинвали: со всей √рузии сюда было ст€нуто около 50000 человек.  олонна была остановлена у въезда в город и после двух суток противосто€ни€ повернула обратно. ¬ €нваре-апреле 1991 года правительством √амсахурдиа в ёжную ќсетию направлены военные формировани€, принадлежавшие различным грузинским политическим парти€м и группировкам. Ќачались ожесточенные военные действи€ с вооруженными отр€дами осетин. —держивающее вли€ние на развитие конфликта поначалу оказывало лишь присутствие в ёжной ќсетии двух полков советских войск - инженерно-саперного и вертолетного. ќдновременно в результате конфликта и этнического прессинга образовались три группы беженцев. «начительное число осетин бежало из ёжной ќсетии на территорию —еверной ќсетии (впоследствии, после установлени€ перемири€, больша€ часть из них вернулась домой). ¬тора€ группа беженцев - около ста тыс€ч (по осетинским данным) осетин, вынужденных бежать из внутренних районов √рузии, не вход€щих в состав ёжной ќсетии. ќни поселились на территории как ёжной, так и —еверной ќсетии. Ќаконец, в √рузию была вынуждена бежать часть грузинского населени€ ёжной ќсетии, - хот€ численностью эта группа заметно уступала осетинским беженцам. –еспублика ёжна€ ќсети€ была провозглашена 20 сент€бр€ 1990 года. ѕосле перехода конфликта в вооруженную стадию был прин€т јкт о государственной независимости –ёќ 29 ма€ 1992 года. ¬ €нваре 1992 года, параллельно со свержением режима «виада √амсахурдиа в “билиси, на территории ёжной ќсетии был проведен референдум о ее статусе, с вопросами, поддерживает ли народ независимость или (и) воссоединение с —еверной ќсетией в составе –оссии. ѕо его итогам ёжна€ ќсети€ была объ€влена независимой. ¬есной 1992 года военные действи€ в ёжной ќсетии возобновились.   середине июн€ 1992 года грузинские отр€ды вплотную подошли к столице ёќ ÷хинвали. ѕосле ультиматума российского руководства (вплоть до угроз бомбардировки “билиси) глава √оссовета √рузии Ёдуард Ўеварднадзе и лидеры ёжной ќсетии начали переговоры и подписали 24 июн€ 1992 года соглашение о принципах урегулировани€ грузино-осетинского конфликта. 9 июл€ в зону конфликта были введены миротворческие силы, состо€щие из российского, грузинского и осетинского батальонов (последний финансируетс€ ћ„— –оссийской ‘едерацией). ѕрекратились вооруженные столкновени€, 18-мес€чна€ война в ёжной ќсетии завершилась. ¬ ходе конфликта убиты и пропали без вести более 1000 человек, ранено свыше 2500.


»сторическа€ справка


—–≈ƒЌ»≈ ¬≈ ј
— древнейших времен территорию сегодн€шней ёжной ќсетии насел€ли предки осетин - ирано€зычные племена скифо-сармато-аланского этнического массива. «емл€ ёжной ќсетии никогда не входила в состав какого-либо грузинского государства, €вл€€сь частью могущественного племенного союза северо-кавказских иранцев, осуществл€вших в период средневековь€ через этот регион свою политику в «акавказье. Ќеоднократно восточно-грузинские цари пыталась силой завладеть территорией ёжной ќсетии и установить здесь свой военно-политический контроль. ѕретензии восточно-грузинских феодалов на господство в ёжной ќсетии основывались лишь на праве меча и не имели под собой никакой легитимной основы, реализу€сь лишь в форме грабительских набегов, сопровождавшихс€ разрушением селений и угоном скота. “ем не менее, ёжна€ ќсети€ сохран€ла реальную независимость от грузинских правителей, равно как не признавала над собой и власти персидских шахов, в вассальной зависимости от которых находилась ¬осточна€ √рузи€ вплоть до вхождени€ в –оссийскую империю.

¬ —ќ—“ј¬≈ –ќ——»…— ќ… »ћѕ≈–»»
¬ 1774 году ќсети€, не разделенна€ на —еверную и ёжную, вошла в состав –оссийской »мперии. Ќо до 1830 года горна€ (ёжна€) ќсети€ оставалась вне сферы контрол€ царской администрации, хот€ номинально считалась владением –оссии. ‘актическое присоединение ёжной ќсетии произошло в 1830 г. после военной экспедиции русских войск во главе с генералом –енненкампфом. ¬ 1843 году на территории ёжной ќсетии в составе “ифлисской губернии был образован ќсетинский округ, в состав которого входила часть территории современной –оссийской ‘едерации; административное управление ќсетинским округом осуществл€лось ƒжавским окружным начальником и начальником √орских народов. ¬ключение ёжной ќсетии в административно-территориальную систему –оссийской империи не сопровождалось, однако, признанием –оссией какой-либо зависимости ёжной ќсетии от √рузии. ѕоэтому, представители грузинской феодальной знати кн€зь€ ћачабели и Ёристави предприн€ли попытку уже в рамках –оссийской »мперии добитьс€ с помощью русского оружи€ контрол€ над ёжной ќсетией, поставив ее население в зависимое положение. ќднако претензии грузинского двор€нства на ёжную ќсетию были отвергнуты —енатом, решившим "грузинским кн€зь€м ћачабеловым отказать в домогательстве о признании крепостного их права над осетинами"} ћнение самого императора было таково: " аково бы ни было решение высших судебных мест, трудно будет признать и привести в действие таковое в пользу кн€зей ћачабеловых, поелику опытом дознано, что горные осетины никогда не будут без употреблени€ военной силы исполн€ть следующие от них повинности и что, с другой стороны, нельз€ же допускать мысль, что через каждые два или три года необходимо нар€жать туда отр€ды и экспедиции ". ѕо распор€жению императора южные осетины были переведены в разр€д казенных, государственных кресть€н и, таким образом, исключены из системы феодальной зависимости, а значит и политического контрол€ со стороны грузинского двор€нства, получив особый социально-экономический статус. Ёто был некий прообраз будущей политической автономии ёжной ќсетии, обусловленный ее исторически сложившимс€ особым положением в «акавказье.

ѕ≈–¬џ… √≈Ќќ÷»ƒ
ѕосле распада –оссийской империи в 1917 году, вышедша€ из состава –оссии √рузи€ предприн€ла попытку аннексировать территорию ёжной ќсетии против воли ее народа, что повлекло за собой волну выступлений протеста осетинского народа. Ёти выступлени€ перерастали в вооруженные восстани€ в различных политических центрах ёжной ќсетии -  орнис (1917), ÷хинвал (1918), ƒжава, –ук (1920). »х основанием была ƒеклараци€ прав народов –оссии, прин€та€ —оветом Ќародных  омиссаров –—‘—– 2 (15) но€бр€ 1917 года, предусматривающа€ право народов –оссии на самоопределение, вплоть до отделени€ и образовани€ самосто€тельного государства. »менно провозглашение этого права легло в основу процесса объединени€ российских губерний грузинскими меньшевиками, вывода их из состава –оссии, и объ€влени€ в 1918 году о создании √рузинской демократической республики. ёжна€ ќсети€ отказалась выходить из состава –оссии и не прин€ла участи€ в выборах в √рузинский парламент, требу€ в свою очередь признани€ права на свободный выбор. 28 ма€ 1920 года делегаты и ответственные руководители 17 комитетов ёжной ќсетии в "ћеморандуме трудовой ёжной ќсетии ÷  – ѕ(б), ¬сероссийскому ÷» у рабочих и кресть€нских депутатов..." подтвердили "неуклонную волю трудовой ёжной ќсетии": 1. ёжна€ ќсети€ - неотъемлема€ часть —оветской –оссии; 2. ёжна€ ќсети€ входит в состав —оветской –оссии на общем основании Ќ≈ѕќ—–≈ƒ—“¬≈ЌЌќ (выделено в оригинале); 3. ѕосредственного вхождени€ в —оветскую –оссию через грузинскую или иную республику, хот€ бы и советскую, мы ни под каким видом не допускаем. ¬ ответ с 20 июн€ 1920 года ёжна€ ќсети€ подверглась вооруженной агрессии со стороны меньшевистского руководства √рузии, и в результате жесточайшего геноцида осетинского населени€ (18 тыс€ч погибших и более 50 тыс€ч изгнанных на север ќсетии) была аннексирована. ¬ ноте Ќародного комиссара иностранных дел –—‘—– „ичерина меньшевистскому правительству √рузии о 17 ма€ 1920 года говорилось: "... мы с тревогой узнали, что в ёжную ќсетию, где провозглашена —оветска€ –еспублика, направлены дл€ уничтожени€ таковой власти грузинские войска. ћы настаиваем, если это верно, отозвать свои войска из ќсетии, ибо считаем, что ќсети€ должна иметь у себ€ ту власть, которую она хочет. ¬мешательство √рузии в дела ќсетии было бы ничем не оправдываемым вмешательством в чужие внутренние дела...".  омандир грузинской национальной гвардии ¬. ƒжугели, наблюда€ пылающие села ќсетии, записал тогда в своем дневнике: "12 июн€. “еперь ночь. » всюду видны огни! Ёто гор€т дома повстанцев... Ќо € уже привык и смотрю на это почти спокойно. 25 июн€. ƒеревн€ –оки совершенно пуста. » все деревни кругом опустели! Ѕольшинство населени€ бежало за перевал, оставшиес€ укрылись в лесах и горах". Ќо исключительным цинизмом и наглостью звучит его запись от 13 июн€: "ћы служим делу освобождени€ рабочего класса. » в интересах, борющегос€ рабочего класса, в интересах гр€дущего социализма мы будем жестоки! ƒа, будем! я уже скрепил сердце. я со спокойной душой и с чистой совестью смотрю на пепелище и клубы дыма". Ёта расправа с осетинами вызвала огромное возмущение как в √рузии, так и за ее пределами. Ќо меньшевики не успокоились. ќни начали массовое выселение осетин в  ара€зскую степь, а оставленные осетинами дома засел€ли переселенцами из других районов √рузии.

—ќ¬≈“— »… ѕ≈–»ќƒ
ѕосле установлени€ в √рузии советской власти ёжна€ ќсети€ была волевым путем передана в состав √рузии, а затем, 20 апрел€ 1922 года ƒекретом ¬÷»  и —овета Ќародных  омиссаров √рузинской ——– была создана ёго-ќсетинска€ автономна€ область. ќднако автономи€ ёжной ќсетии носила во многом номинальный характер. √рузинское руководство проводило здесь ассимил€торскую политику. –азличными способами осетин вынуждали в документах измен€ть свою национальную принадлежность. ќсетинские географические названи€ замен€лись вновь изобретенными грузинскими. ѕод пропагандистскими лозунгами о дружбе народов декларированна€ автономи€ южных осетин была превращена в аграрно-сырьевой придаток √рузии. ¬се показатели социально-экономического развити€ ёжной ќсетии хронически оставались ниже, чем по √рузии. ¬ результате уровень жизни в ёго-ќсетинской автономной области оказалс€ в 2 - 2,5 раза ниже среднего по √рузинской ——–. Ќациональна€ политика “билиси активно поощр€ла ассимил€цию. „исленность населени€ ёжной ќсетии сократилась с довоенных 107 тыс€ч человек до 99 тыс€ч человек в 1989 году. ѕри этом дол€ осетин в общей численности населени€ снижалась, а дол€ грузин увеличивалась. ¬ 1939 году на государственном уровне была совершена очередна€ попытка насильственной ассимил€ции южных осетин - осетинска€ письменность, до того основывавша€с€ на латинском алфавите, в ёжной ќсетии была переведена на грузинский алфавит, в осетинских школах было введено преподавание на грузинском €зыке.  роме того, тоталитарным режимом едина€ осетинска€ наци€ была искусственно разделена на "южных осетин" и "северных осетин". ¬плоть до смерти —талина в паспортах и других документах осетин в графу "национальность" вносилась запись: "южный осетин", "северный осетин". ¬ конце 1980-х годов в √рузии началс€ подъем националистического движени€, сопровождавшийс€ усилением дискриминации негрузинского населени€. Ќационалистическое движение, носившее массовый характер и пользовавшеес€ поддержкой властей √рузии, выступило за ликвидацию автономных образований в составе √рузинской ——–. ¬ 1989 году в √рузии была прин€та √осударственна€ программа развити€ грузинского €зыка, согласно которой в ёжной ќсетии принудительно вводилось делопроизводство на грузинском €зыке. 10 но€бр€ 1989 года, в цел€х защиты прав ёжной ќсетии и создани€ конституционных гарантий автономии, XII сесси€ двадцатого созыва —овета народных депутатов ёго-ќсетинской автономной области прин€ла решение о повышении статуса автономной области до автономной республики в составе √рузинской ——–. ƒепутаты также обратились к ѕрезидиуму ¬ерховного —овета √рузинской ——– с просьбой рассмотреть это решение. ѕрезидиум ¬ерховного —овета √рузинской ——– отменил решение сессии —овета народных депутатов ёжной ќсетии, признав его неконституционным.

¬“ќ–ќ… √≈Ќќ÷»ƒ
23 но€бр€ 1989 года на столицу ёжной ќсетии город ÷хинвал был совершен организованный «виадом √амсахурди€ поход участников грузинского националистического движени€. ¬ первых р€дах были руководители √рузинской ——– во главе с первым секретарем ÷   омпартии √рузии √умбаридзе. ћноготыс€чна€ колонна демонстрантов (по разным оценкам от 30 до 60 тыс€ч человек) на более чем 400 автобусах и 3000 легковых машинах со стороны “билиси подошла к ÷хинвалу. Ёто меропри€тие официальные лица и средства массовой информации √рузии представили как попытку проведени€ мирного митинга в городе ÷хинвале. ќднако в числе участников похода на ÷хинвал было несколько сотен вооруженных автоматическим оружием боевиков. Ќа защиту родного города встало все мужское население. Ќе сумев войти в ÷хинвал, грузинские боевики обогнули его, вз€в в кольцо блокады. Ѕыли перекрыты доступы в город, прохожие осетинской национальности захватывались в заложники и подвергались пыткам и издевательствам. Ѕлокада длилась более трех мес€цев. «а это врем€ 5 человек было убито, более 400 человек получили телесные увечь€ и ранени€, более 2000 человек были изгнаны из родных сел, а их дома были сожжены. ћногочисленные обращени€ населени€ ёжной ќсетии к руководству ———–, —ъезду народных депутатов ———– дать политико-правовую оценку указанным событи€м остались без внимани€. ¬ апреле и в июне 1990 года ¬ерховный —овет √рузинской ——– объ€вил незаконными все юридические акты, прин€тые после советизации √рузии в 1921 году. Ќезаконными были также объ€влены «аконы ———– о разграничении полномочий между —оюзом ——– и субъектами федерации и о выходе из состава ———–. ¬ ответ на это XIII, XIV и XV сессии совета народных депутатов ёжной ќсетии (июнь - сент€брь 1990 г.) прин€ли пакет решений: ƒекларацию о суверенитете, о действии  онституции ———– и законов ———– на ее территории, о преобразовании ёго-ќсетинской автономной области в республику. 8 но€бре 1990 года к власти в √——– пришли представители буржуазно-националистических партий и движений. ѕредседателем ¬ерховного —овета √——– был избран глава объединени€ " руглый стол - —вободна€ √рузи€" «виад √амсахурди€. ¬ нарушение действующего законодательства, несмотр€ на то, что истек срок полномочий состава —овета народных депутатов ёжной ќсетии, ¬ерховный —овет √рузии не стал назначать очередных выборов в —овет народных депутатов ёжной ќсетии. “огда —овет народных депутатов ёжной ќсетии прин€л решение о проведении выборов 9 декабр€ 1990 г. ¬ ответ на это грузинское руководство и средства массовой информации начали очередной виток антиосетинской истерии. ¬ыборы и их результаты заранее были объ€влены незаконными. 9 декабр€ 1990 г. состо€лись выборы в ¬ерховный —овет –еспублики ёжна€ ќсети€. ћногочисленные наблюдатели из других республик ———– свидетельствовали, что они прошли без нарушений, со строгим соблюдением действующего законодательства. 10 декабр€ 1990 года ¬ерховный —овет –еспублики √рузи€ единогласно прин€л незаконное решение об упразднении ёго-ќсетинской автономной области. 11 декабр€ 1990 года грузинское руководство организовало провокацию на одной из центральных улиц города ÷хинвала, в результате чего погибло три человека. Ёто послужило поводом дл€ введени€ в городе ÷хинвале и ƒжавском районе чрезвычайного положени€ и комендантского часа, несмотр€ на то, что дл€ этого не существовало никаких правовых оснований. ¬ ночь с 5 на 6 €нвар€ 1991 года руководство √рузии ввело в столицу ёжной ќсетии подразделени€ милиции и национальной гвардии √рузии. ќни начали производить обыски, аресты, грабежи, убийства осетин, поджоги жилых домов и другие преступные действи€. ¬ этих услови€х осетинска€ сторона была вынуждена прин€ть меры к самообороне. ќтр€дам самообороны удалось вытеснить грузинские войска из ÷хинвала, после чего последние начали карательные акции против сельских районов ёжной ќсетии, не оставл€€ попыток вз€ть штурмом ÷хинвал. 29 €нвар€ 1991 года ѕредседатель ¬ерховного —овета ёго-ќсетинской —оветской –еспублики “орез  улумбегов был приглашен на переговоры с грузинским руководством в “билиси. ѕо прибытии в столицу √рузии, он пр€мо из ƒома ѕравительства –еспублики был препровожден в тюрьму, где подвергалс€ пыткам и ист€зани€м. 1 феврал€ 1991 года —оюз независимых энергетиков √рузии отключил энергоснабжение ёжной ќсетии. ¬следствие этого имелись многочисленные жертвы среди мирного населени€. ¬ доме престарелых замерзло несколько дес€тков стариков, в родильном доме умирали новорожденные младенцы. 23 марта состо€лось совместное собрание депутатов —оветов ёжной ќсетии всех уровней, на котором, во исполнение ”каза ѕрезидента ———– от 7 €нвар€ был сделан поворот в сторону возврата к статусу автономной области. ќбразован  омитет по нормализации положени€ в ёжной ќсетии. 4 ма€ 1991 года в ответ на обещание ћосквы прекратить геноцид народа ёжной ќсетии, —обрание депу≠татов всех уровней ёжной ќсетии прин€ло практически единогласно решение об отмене ёго-ќсетинской —оветской –еспублики и возвращении к статусу автономной области. ќднако грузинские вооруженные силы при попустительстве центрального советского руководства продолжили геноцид осетинского народа. 26 ма€ 1991 года ѕрезидентом √рузии был избран «виад √амсахурди€, после чего грузинска€ агресси€ усилилась. 1 сент€бр€ 1991 года сесси€ —овета народных депутатов ёжной ќсетии отменила решени€ собрани€ депутатов всех уровней от 4 ма€ 1991г. как юридически неправомочные и не приведшие к стабилизации, упразднила неконституционный орган - —обрание депутатов всех уровней, восстановила статус –еспублики. ¬ результате грузинского террора только с 6 €нвар€ по 1 сент€бр€ 1991 г. было убито 209 человек, ранено 460 мирных жителей, пропало без вести 150 человек (впоследствии вы€снилось, что подавл€ющее большинство из них были убиты грузинскими вооруженными формировани€ми). 11 окт€бр€ 1991 года грузинский снайпер убил ¬италика “ибилова (2 года 8 мес€цев) во дворе детского садика поселка «наур. 19 €нвар€ 1992 г. на референдуме народ ёжной ќсетии практически единогласно проголосовал за провозглашение независимости ёжной ќсетии и ее воссоединение с –оссией. ¬ феврале 1992 года грузинска€ артиллери€ и бронетехника, расположенна€ вокруг города ÷хинвала, начали интенсивные обстрелы жилых кварталов и учебных заведений югоосетинской столицы. ќбстрелы продолжались до 13 июл€ 1992 года. ¬ результате погибли сотни женщин, детей и стариков. Ќередко смерть настигала людей на рабочем месте. ќднако государственные учреждени€, объекты жизнеобеспечени€ и учебные заведени€ продолжали функционировать. 8 марта 1992 года в качестве ѕредседател€ √оссовета в √рузию вернулс€ Ёдуард Ўеварднадзе. ѕолитика √рузии в отношении ёжной ќсетии не изменилась. Ѕлокада и артобстрелы осетинских населенных пунктов только ужесточились. 20 ма€ 1992 года было совершено одно из самых чудовищных преступлений против осетинского народа - на «арской дороге грузинские боевики расстрел€ли в упор колонну машин, перевозивших беженцев из осажденного ÷хинвала - женщин, стариков и детей. Ќа месте убито 36 человек в возрасте от 11 до 76 лет. Ќезадолго до этого у селени€ ≈редви грузинскими боевиками были заживо похоронены 12 мирных жителей, следовавших на автобусе в ÷хинвал. 29 ма€ 1992 года ¬ерховный —овет –еспублики ёжна€ ќсети€ прин€л јкт о государственной независимости. 24 июн€ 1992 года в —очи подписано четырехстороннее российско-грузинско-осетинское (—еверна€ и ёжна€ ќсети€) —оглашение о принципах урегулировани€ грузино-осетинского конфликта. 14 июл€ 1992 года в ёжную ќсетию вошли смешанные российско-грузинско-осетинские миротворческие силы. — но€бр€ 1989 года по июль 1992 года в результате агрессии √рузии против ёжной ќсетии погибло свыше 3 тыс. мирных жителей осетинской национальности, около 300 человек пропало без вести, свыше 40 тыс€ч человек вынуждены были оставить свои дома и переселитьс€ в –оссию, свыше 100 осетинских сел было сожжено.
ƒес€тки лет национального угнетени€, вооруженна€ агресси€, два геноцида осетин √рузией в XX веке показали невозможность обеспечени€ прав и выживани€ народа ёжной ќсетии в составе грузинского государства.


√рузино-осетинский конфликт



—редние века

(начало грузино-осетинского конфликта)
¬ средние века грузинские правители и отдельные феодалы неоднократно предпринимали попытки покорени€ южных осетин, которые никогда не признавали над собой власти грузинских правителей. ѕретензии последних на господство в ёжной ќсетии основывались лишь на праве меча и не имели под собой легитимной основы, реализу€сь лишь в форме грабительских набегов, сопровождавшихс€ разрушением селений, угоном скота и установлением данничества. “ем не менее, больша€ часть ёжной ќсетии сохран€ла реальную независимость от √рузии и от феодальных владетелей ее приграничных областей √рузии. –авно ёжна€ ќсети€ не признавала над собой и власти персидских шахов, в вассальной зависимости, от которых находилась ¬осточна€ √рузи€ вплоть до вхождени€ в –оссийскую империю.
¬ составе –оссийской »мперии
¬ 1774 году осетины, а в 1801 году и ¬осточна€ √рузи€ вошли в состав –оссийского государства. Ќо до 1830 года, когда в горную ќсетию были направлены две крупные военные экспедиции дл€ ее покорени€, горна€ зона ёжной ќсетии оставалась вне сферы контрол€ царской администрации, хот€ номинально считалась владением –оссии. ¬ 1843 году на территории ёжной ќсетии в составе “ифлисской губернии был образован ќсетинский округ, в состав которого входила часть территории современной –оссийской ‘едерации; административное управление ќсетинским округом осуществл€лось ƒжавским окружным начальником и начальником √орских народов.
ѕосле революции 1917 года
ѕосле –оссийской революции 1917 года и распада –оссийской империи вышедша€ из состава –оссии √рузи€ аннексировала территорию ёжной ќсетии против воли ее народа. ƒоговор от 7 ма€ 1920 года между –оссией и √рузией признал дл€ всех народов бывшего кавказского наместничества право на самоопределение вплоть до образовани€ самосто€тельного государства. »менно признание этого права и позволило самой √рузии стать независимым и суверенным государством. ќднако, новообразованна€ √рузинска€ ƒемократическа€ –еспублика, спуст€ дес€ть дней после подписани€ этого договора, совершила вторжение в ёжную ќсетию, в результате чего погибло свыше 18 тыс€ч человек, более 50 тыс€ч были вынуждены бежать в —еверную ќсетию. ¬ ноте Ќародного комиссара иностранных дел –—‘—– √еоргий „ичерина меньшевистскому правительству √рузии о 17 ма€ 1920 года говорилось: "... мы с тревогой узнали, что в ёжную ќсетию, где провозглашена —оветска€ –еспублика, направлены дл€ уничтожени€ таковой власти грузинские войска. ћы настаиваем, если это верно, отозвать свои войска из ќсетии, ибо считаем, что ќсети€ должна иметь у себ€ ту власть, которую она хочет. ¬мешательство √рузии в дела ќсетии было бы ничем не оправдываемым вмешательством в чужие внутренние дела...".
—оветский период
ѕосле установлени€ —оветской власти в √рузии ёжна€ ќсети€ была волевым путем передана в состав √рузии, а затем, 20 апрел€ 1922 года ƒекретом ¬÷»  и —овета Ќародных  омиссаров √рузинской ——– по национально-государственному размежеванию «акавказь€ была создана ёго-ќсетинска€ автономна€ область. ќднако автономи€ ёжной ќсетии носила во многом номинальный характер. √рузинское руководство проводило здесь ассимил€торскую политику. –азличными способами осетин вынуждали в документах измен€ть свою национальную принадлежность. ѕроводилась даже топонимическа€ "агресси€" - осетинские географические названи€ замен€лись вновь изобретенными грузинскими. ѕод пропагандистскими лозунгами о дружбе народов, декларированна€ автономи€ южных осетин была превращена в аграрно-сырьевой придаток √рузии. ¬се показатели социально-экономического развити€ ёжной ќсетии хронически оставались ниже, чем по √рузии. ¬ результате уровень жизни в ёго-ќсетинской автономной области оказалс€ в 2 - 2,5 раза ниже средне республиканского по √рузинской ——–. Ќациональна€ политика “билиси активно поощр€ла ассимил€цию. „исленность населени€ ёжной ќсетии неуклонно сокращалась, как за счет увеличени€ миграции, так и за счет снижени€ рождаемости. — довоенных 107 тыс€ч человек оно сократилось до 99 тыс€ч человек в 1989 году. ѕри этом дол€ осетин в общей численности населени€ снижалась, а дол€ грузин увеличивалась. ¬ 1939 году на государственном уровне была совершена очередна€ попытка насильственной ассимил€ции южных осетин - осетинска€ письменность, доселе основывавша€с€ на латинском алфавите, в ёжной ќсетии была переведена на грузинский алфавит, в осетинских школах было введено преподавание на грузинском €зыке. ¬ то же врем€ осетинска€ письменность в —еверной ќсетии была переведена на русскую основу. “аким образом, осетины, проживающие на —евере, не имели возможности переписыватьс€ со своими соотечественниками на ёге на родном €зыке.  роме того, тоталитарным режимом едина€ осетинска€ наци€ была искусственно разделена на две так называемые "нации" - "южные осетины" и "северные осетины". ¬ паспортах и других документах в графе "национальность" так и писали: "южный осетин", "северный осетин". Ёто прекратилось только со смертью —талина. ¬ конце 1980-х годов в √рузии началс€ подъем националистического движени€, сопровождавшийс€ усилением дискриминации негрузинского населени€. Ќационалистическое движение, носившее массовый характер и пользовавшеес€ поддержкой властей √рузии, выступило за ликвидацию автономных образований в составе √рузинской ——–. ¬ 1989 году в √рузии была прин€та √осударственна€ программа развити€ грузинского €зыка, согласно которой в ёжной ќсетии принудительно вводилось делопроизводство на грузинском €зыке. 10 но€бр€ 1989 года, в цел€х защиты прав ёжной ќсетии и создани€ конституционных гарантий автономии XII сесси€ двадцатого созыва —овета народных депутатов ёго-ќсетинской автономной области прин€ла решение о преобразовании автономной области в автономную республику в составе √рузинской ——–. ƒепутаты также обратились к ѕрезидиуму ¬ерховного —овета √рузинской ——– с просьбой рассмотреть это решение. ѕрезидиум ¬ерховного —овета √рузинской ——– отменил решение сессии —овета народных депутатов ёжной ќсетии, признав его неконституционным. ѕерва€ попытка геноцида в наши дни 23 но€бр€ 1989 года на столицу ёжной ќсетии город ÷хинвал был совершен организованный «виадом √амсахурди€ поход экстремистски настроенных участников грузинского националистического движени€. ¬ первых р€дах были руководители √рузинской ——– во главе с первым секретарем ÷   омпартии √рузии √иви √умбаридзе. ћноготыс€чна€ колонна демонстрантов (по разным оценкам от 30 до 60 тыс€ч человек) на более чем 400 автобусах и машинах из “билиси и других мест √рузии подошли к ÷хинвалу. Ёто меропри€тие официальные лица и средства массовой информации √рузии представили как попытку проведени€ мирного митинга в городе ÷хинвале. ќднако в числе участников похода на ÷хинвал было несколько сот вооруженных автоматическим стрелковым оружием боевиков. Ќа защиту родного города встало 42 человека, к которым через несколько часов присоединилось все мужское население. Ќе сумев войти в ÷хинвал, грузинские боевики обогнули его, вз€в в кольцо блокады. Ѕыли перекрыты доступы в город, путники осетинской национальности захватывались в заложники и подвергались изощренным пыткам и издевательствам. Ёто продолжалось четыре мес€ца. Ѕолее 400 человек получили телесные увечь€ и ранени€, 6 убиты.
1990
ѕочему провозглашение независимости –еспублики ёжна€ ќсети€ не €вл€етс€ антизаконным ¬ апреле 1990 года на внеочередной XIII сессии ¬ерховного —овета √рузинской ——– и в июне 1990 года на внеочередной XIV сессии ¬ерховного —овета √рузинской ——– были признаны незаконными все юридические акты, прин€тые после советизации √рузии, произошедшей 1921 году. Ќезаконными были также объ€влены «аконы ———– о разграничении полномочий между —оюзом ——– и субъектами федерации и о выходе из состава ———–. ¬ ответ на это XIII, XIV и XV сессии совета народных депутатов ёжной ќсетии (сент€брь - июнь 1990 года) прин€ли пакет решений: ƒекларацию о суверенитете, о действии  онституции ———– и законов ———– на ее территории, о преобразовании ёго-ќсетинской автономной области в республику. “о есть, √рузи€ вернулась в то правовое пространство, которое существовало до вхождени€ ёжной ќсетии в состав √рузии. «начит, с этого момента ёжна€ ќсети€ перестала быть частью √рузии, и все претензии последней на ее территорию €вл€ютс€ незаконными даже с точки зрени€ законодательства самой √рузии. ¬ но€бре 1990 года к власти в √——– пришли представители буржуазно-националистических партий и движений. ѕредседателем ¬ерховного —овета √——– был избран ѕредседатель ’ельсинкской группы √рузии, глава объединени€ " руглый стол - —вободна€ √рузи€" «виад √амсахурди€. Ёскалаци€ напр€женности ¬ нарушение действующего законодательства, несмотр€ на то, что истек срок полномочий состава —овета народных депутатов ёжной ќсетии, ¬ерховный —овет √рузии не стал назначать очередных выборов в —овет народных депутатов ёжной ќсетии. “огда —овет народных депутатов ёжной ќсетии прин€л решение о проведении выборов 9 декабр€ 1990 года. ¬ ответ на это грузинское руководство и средства массовой информации начали очередной виток антиосетинской истерии в республике. ¬ыборы и их результаты заранее были объ€влены незаконными. 9 декабр€ 1990 года состо€лись выборы в ¬ерховный —овет –еспублики ёжна€ ќсети€. ћногочисленные наблюдатели из других республик ———– свидетельствовали, что они прошли без нарушений, со строгим соблюдением действующего законодательства. 10 декабр€ 1990 года ¬ерховный —овет –еспублики √рузи€ единогласно прин€л незаконное решение об упразднении ёго-ќсетинской автономной области. 11 декабр€ 1990 года грузинское руководство организовало провокацию на одной из центральных улиц города ÷хинвала, в результате чего погибло три человека и ранено два. Ёто послужило поводом дл€ введени€ в городе ÷хинвале и ƒжавском (ныне - ƒзауский) районе чрезвычайного положени€ и комендантского часа, несмотр€ на то, что дл€ этого не существовало никаких правовых оснований.
1991
¬ ночь с 5 на 6 €нвар€ 1991 года руководство √рузии без уведомлени€ властей ёжной ќсетии ввело в столицу ёжной ќсетии подразделени€ милиции и национальной гвардии √рузии. ќни начали производить обыски, аресты, убийства людей, грабежи, поджоги жилых домов и другие преступные действи€ по отношению к лицам осетинской национальности совершались ими с поощрени€ грузинских властей и молчаливого согласи€ союзных властей. ¬ этих услови€х осетинска€ сторона была вынуждена прин€ть меры к самообороне. ќтр€дам самообороны удалось вытеснить грузинские войска из ÷хинвала, после чего последние начали карательные акции против сельских районов ёжной ќсетии, не оставл€€ попыток вз€ть штурмом ÷хинвал. ¬ооруженное сопротивление грузинским бандформировани€м и подразделени€м грузинской гвардии продолжалось до 14 июл€ 1992 г. (см. ниже), когда в зону конфликта были введены смешанные российско-грузинско-осетинские миротворческие силы. 29 €нвар€ 1991 года ѕредседатель ¬ерховного —овета ёго-ќсетинской —оветской –еспублики “орез  улумбегов был приглашен на переговоры с грузинским руководством в “билиси. ѕо прибытии в столицу √рузии, он пр€мо из ƒома ѕравительства –еспублики был препровожден в тюрьму, где подвергалс€ пыткам и ист€зани€м. 1 феврал€ 1991 года —оюз независимых энергетиков √рузии отключил энергоснабжение ёжной ќсетии. ¬следствие этого имелись многочисленные жертвы среди мирного населени€. ¬ доме престарелых замерзло несколько дес€тков стариков, в родильном доме, едва родившись, умирали дети. 23 марта состо€лось совместное собрание депутатов —оветов ёжной ќсетии всех уровней, на котором, во исполнение ”каза ѕрезидента ———– от 7 €нвар€ был сделан поворот в сторону возврата к статусу автономной области. ќбразован  омитет по нормализации положени€ в ёжной ќсетии. 29 апрел€ 1991 года - в ёжной ќсетии произошло мощное землетр€сение силой 7-8 баллов, в результате которого имелись человеческие жертвы среди сельского населени€. 4 ма€ 1991 года в ответ на мотивирование карательных операций против мирного населени€ ёжной ќсетии провозглашением –еспублики, и обещание ћосквы прекратить геноцид народа ёжной ќсетии, —обрание депутатов всех уровней ёжной ќсетии прин€ло единогласное, не счита€ 1 голоса против, решение об отмене ёго-ќсетинской —оветской –еспублики и возвращении к статусу автономной области. ќднако грузинские вооруженные силы при попустительстве центрального советского руководства продолжают геноцид осетинского народа. 26 ма€ 1991 года прошли выборы ѕрезидента √рузии. »м стал ѕредседатель ¬ерховного —овета √рузии «виад √амсахурдиа. 4 июн€ 1991 года в ёжной ќсетии произошло еще более сильное землетр€сение, которое разрушило административный центр ƒзауского района - поселок ƒзау, где погибли дес€тки жителей. ќднако большинство населени€ спаслось, так как собрались на объ€вленный на это врем€ массовый митинг протеста против геноцида осетинского народа. ѕоглощено земл+й вместе с более 40 жител€ми высокогорное селение ’ахет, на месте которого образовалось глубокое озеро. 8 июн€ 1991 года число сожженных осетинских сел достигло 70. 1 сент€бр€ 1991 года сесси€ —овета народных депутатов ёжной ќсетии отменила решени€ собрани€ депутатов всех уровней от 4 ма€ 1991 года как юридически неправомочные и не приведшие к стабилизации и упразднила неконституционный орган - —обрание депутатов всех уровней и восстановила статус –еспублики. ќна получает название –еспублика ёжна€ ќсети€. „исло жертв грузинского террора с 6.01.91. по 1.09.91 достигло 209 человек, ранено 460 мирных жителей, пропало без вести 150 человек (впоследствии вы€снилось, что подавл€ющее большинство из них были убиты грузинскими национал экстремистскими вооруженными формировани€ми). 11 окт€бр€ 1991 года грузинский снайпер убил ¬италика “ибилова (2 года 8 мес€цев) во дворе детского садика поселка «наур. 29 декабр€ 1991 года ѕредседатель ¬ерховного —овета ёжной ќсетии “орез  улумбегов был освобожден из грузинской тюрьмы и на вертолете переправлен на –одину.
1992
19 €нвар€ 1992 года –еферендум о независимости –еспублики ёжна€ ќсети€. —выше 98% прин€вших участие в голосовании высказались за независимость ёжной ќсетии. ¬ феврале 1992 года грузинска€ артиллери€ и бронетехника, расположенна€ вокруг города ÷хинвала, начали интенсивные обстрелы жилых кварталов и учебных заведений югоосетинской столицы. ќбстрелы продолжались до 13 июл€ 1992 года. ¬ результате погибли сотни женщин, детей и стариков. Ќередко смерть настигает людей на рабочем месте. ќднако государственные учреждени€, объекты жизнеобеспечени€ и учебные заведени€ продолжают функционировать. 8 марта 1992 года в качестве ѕредседател€ √оссовета в √рузию вернулс€ Ёдуард Ўеварднадзе. ѕолитика √рузии в отношении ёжной ќсетии не изменилась. Ѕлокада и еженощные обстрелы осетинских населенных пунктов ёжной ќсетии ужесточились. √еноцид осетинского народа возобновилс€ с еще большей силой. 20 ма€ 1992 года близ осетинского селени€ «ар грузинские боевики расстрел€ли в упор колонну женщин, стариков и детей из числа мирных жителей, направл€вшуюс€ по объездной дороге ÷хинвал - ƒзау в —еверную ќсетию. Ќа месте убито 36 человек в возрасте от 11 до 76 лет. 29 ма€ 1992 года ¬ерховный —овет –еспублики ёжна€ ќсети€ прин€л јкт о государственной независимости. 24 июн€ 1992 года в —очи подписано четырехстороннее российско-грузинско-осетинское (—еверна€ и ёжна€ ќсети€) —оглашение о принципах урегулировани€ грузино-осетинского конфликта. 14 июл€ 1992 года в ёжную ќсетию вошли смешанные российско-грузинско-осетинские миротворческие силы. — но€бр€ 1989 года по июль 1992 года, в результате агрессии √рузии против ёжной ќсетии погибло свыше 3 тыс. мирных жителей осетинской национальности, около 300 человек пропало без вести, свыше 40 тыс€ч человек вынуждены были оставить свои дома и переселитьс€ в –оссию; свыше 100 осетинских сел сожжено, разграблены или уничтожены оборудование всех заводов и фабрик на территории ёжной ќсетии, взорваны мосты. ƒес€тки лет национального угнетени€, вооруженна€ агресси€ √рузии против ёжной ќсетии, два геноцида осетин √рузией за последние 70 лет показали невозможность обеспечени€ прав и выживани€ народа ёжной ќсетии в составе грузинского государства. ѕослевоенное государственное строительство 26 августа 1992 года ¬ерховный —овет √агаузской республики признал –еспублику ёжна€ ќсети€. 31 августа 1992 года - прин€тие ћеморандума о границах –еспублики ёжна€ ќсети€.
1993
2 феврал€ 1993 года - прин€тие концепции социально-экономической и культурной интеграции —евера и ёга ќсетии. 6 марта 1993 г. ¬ерховный —овет —еверо-ќсетинской ——– признал –еспублику ёжна€ ќсети€. ќкт€брь 1993 года ¬ерховный —овет –еспублики ёжна€ ќсети€ прин€л отставку своего ѕредседател€ “ореза  улумбегова. ѕредседателем ¬ерховного —овета –еспублики ёжна€ ќсети€ - руководителем страны - стал ректор ёго-ќсетинского государственного педагогического института доктор исторических наук, профессор Ћюдвиг јлексеевич „ибиров. 2 но€бр€ 1993 года очередна€ сесси€ ¬ерховного —овета прин€ла  онституцию –еспублики ёжна€ ќсети€. Ётот день €вл€етс€ ƒнем  онституции –еспублики ёжна€ ќсети€.
1994
27 марта 1994 года состо€лись выборы в ѕарламент –еспублики ёжна€ ќсети€. Ѕольшинство голосов избирателей получили кандидаты от  оммунистической партии. 5 ма€ 1995 года был прин€т √осударственный √имн –еспублики ёжна€ ќсети€.
ќт войны - к миру
30 окт€бр€ 1995 года - начало переговорного процесса между –еспубликой ёжна€ ќсети€ и –еспубликой √рузи€. 16 ма€ 1996 года ѕредседатель ¬ерховного —овета –еспублики ёжна€ ќсети€ Ћ. „ибиров и ѕрезидент –еспублики √рузи€ Ё. Ўеварднадзе подписали в ћоскве ћеморандум о мерах по обеспечению безопасности и укреплению взаимного довери€ между сторонами в грузино-осетинском конфликте. Ётот документ имеет очень большое значение в деле мирного разрешени€ конфликта, так как закрепл€ет отказ сторон от применени€ силы или угрозы ее применени€ дл€ достижени€ своих целей. 27 августа 1996 года - перва€ официальна€ встреча „ибирова и Ўеварднадзе в городе ¬ладикавказе. 10 но€бр€ 1996 года состо€лись первые в истории ёжной ќсетии выборы ѕрезидента –еспублики. 4-5 марта 1997 года - начало полномасштабных переговоров по мирному урегулированию конфликта между –еспубликой ёжна€ ќсети€ и √рузией.


  этнопсихологическому аспекту грузино-осетинского конфликта

¬ основе любого межнационального конфликта лежит целый клубок экономических и политических противоречий. ќднако интенсивность и формы развити€ конфликта завис€т не только от этих факторов. ћежнациональный конфликт, как правило, имеет определенные исторические, социальные и психологические корни. „тобы приостановить конфликт, нужны, несомненно, политические и социально-экономические меропри€ти€. ƒл€ исчерпывающего разрешени€ конфликта необходимо устранить все его причины, но прежде всего - психологические. ѕозволю себе высказать убеждение, что именно этот аспект конфликта €вл€етс€ наиболее деликатным и в то же врем€ - наиболее сложным. –азрушить этнические стереотипы, складывающиес€ на прот€жении столетий, оказываетс€ подчас задачей более трудной, чем прин€тие политических решений лидерами конфликтующих сторон. ѕолитические решени€ способны приостановить конфликт, перевести его в латентное состо€ние, но не завершить окончательно.
ѕсихологическа€ непри€знь к противоположной стороне €вл€етс€ благодатной почвой дл€ возобновлени€ конфликта при первой же благопри€тствующей возможности. Ќе име€ в виду обозреть данную проблему на широком фоне, € попытаюсь привлечь ваше внимание к некоторым аспектам социально-психологической стороны грузино-осетинского конфликта.
√рузино-осетинский конфликт, как и любой другой межэтнический конфликт, сопровождалс€ жестким идеологическим противосто€нием. я остановлюсь на некоторых этнических стереотипах, а также - на попытках привлечь историю в качестве одного из аргументов в решении грузино-осетинских противоречий. Ќачну с последнего.
Ќаиболее частым в посв€щенных осетинской проблеме исторических изыскани€х грузинских ученых, €вл€етс€ мотив пришлости (неавтохтонности) южных осетин на территории их нынешнего проживани€. Ётот же мотив с различными вариаци€ми встречаетс€ в посв€щенных абхазской проблеме работах современных грузинских ученых. ќсетинские и абхазские ученые, в свою очередь, пытаютс€ доказать историческое право своих народов на занимаемую ими территорию. ѕолитическа€ подоплека подобных изысканий не вызывает сомнений, однако позволю себе обратить внимание на два следующих обсто€тельства.
ѕервое. ’орошо известно, что в странах западной демократии "исторический аргумент" не играет решающей роли в межэтнических конфликтах и вообще во взаимоотношени€х западных стран. —читаетс€, что земл€ принадлежит тому народу, который на ней проживает.
ќдно из коренных отличий этноконфликтов на  авказе заключаетс€ в диаметрально противоположном подходе к "историческому аргументу". «десь считаетс€, что истинным хоз€ином земли €вл€етс€ тот, кто здесь поселилс€ раньше. — помощью определенных манипул€ций с историческими данными можно доказать приоритет своего народа, и тем самым изменить геополитическую ситуацию в свою пользу. Ќичто не предвещает того, что в скором будущем такой подход к истории будет оставлен в стороне.
¬торое. √рузины - народ с древней и относительно богатой письменностью. —вод грузинских хроник под названием " артлис цховреба", нар€ду с так называемой "јрм€нской географией" (VII в. н.э.) €вл€ютс€ едва ли не единственными историческими сочинени€ми, в которых более или менее подробно освещены исторические судьбы большинства современных народов  авказа. ќсетины же, как и абхазы, €вл€ютс€ народами младописьменными и весь их исторический опыт сосредоточен в их €зыке, фольклоре и этнографии, историческа€ ценность которых, разумеетс€, несопоставима с ценностью нарративных источников.
ќсетинские и абхазские ученые в своих исторических изыскани€х, естественно, обращаютс€ и к грузинским, и к арм€нским, и к античным источникам, однако проблема в том, что выводы, к которым они приход€т, полностью противоречат выводам их грузинских коллег. ¬оистину, трудно себе представить другую область гуманитарной науки, в которой одни и те же источники порождали бы столь разные и взаимоисключающие выводы. ¬ этом, пожалуй, заключаетс€ еще одна особенность идеологического противосто€ни€ на  авказе. ѕричем, существует негласное убеждение, что лучшими знатоками грузинских хроник могут быть только грузинские, но никак не осетинские или абхазские исследователи. “аким образом, судьба спорных исторических вопросов оказываетс€ заранее предрешенной.
 ак выйти из этой ситуации? ѕроще всего было бы объ€вить мораторий на любые разработки и публикации в области истории грузино-осетинских взаимоотношений. ћожно даже попытатьс€ развернуть пропагандистскую машину в обратном направлении и поставить ей задачу воспевать многовековую дружбу осетинского и грузинского народов. “ака€ политика частично уже проводитс€ и она, несомненно, приносит положительные плоды. ќднако, во-первых, в услови€х свободы слова государственный аппарат не в состо€нии контролировать де€тельность независимых средств массовой информации, поэтому негативна€ информаци€ нет-нет да и находит дорогу на страницы печати. ¬о-вторых, при таком подходе главна€ задача остаетс€ нерешенной, поэтому в любое врем€ можно ожидать даже рецидивов "холодной войны". ѕроблема заключаетс€ в том, чтобы освободить историографию от груза политических амбиций и конъюнктурных установок, а политику - от исторических аргументов негативного содержани€.
«адача эта не столь уж невыполнима€. —ледует вспомнить о положительных опытах в деле изучени€ исторических взаимоотношений грузинского и осетинского народов. Ќаучна€ объективность таких ученых как ¬.». јбаев, √.—. јхвледиани, ћ. . јндроникашвили, ј.». –обакидзе и некоторых других не вызывает сомнений даже у самых взыскательных критиков. Ќе от€гощенные политическими и околонаучными интересами, эти ученые стремились создать объективную картину взаимоотношений двух народов. » если даже порой мы находим у них определенные неточности и ошибки, то при этом не возникает и тени сомнени€ относительно природы этих ошибок - их можно объ€сн€ть как угодно, но только не стремлением подыграть своему народу.
  сожалению, в периоды обострени€ межнациональных конфликтов голоса серьезных и объективных ученых бывают заглушены выступлени€ми других, как правило, - менее профессиональных и менее объективных ученых. ƒл€ нормализации грузино-осетинских взаимоотношений в области идеологии необходимо вернутьс€ к разработкам и иде€м названных выше ученых. Ќе помешало бы в св€зи с этим переиздать осетиноведческие труды √.—. јхвледиани, давно ставшие библиографической редкостью, а также издать в русском переводе труды ћ. . јндроникашвили. Ёто поставило бы барьер на пути современного исторического мифотворчества.
—ложнее обстоит дело с этническими стереотипами. ќни глубоко укоренились в сознании грузинского и осетинского народов и €вл€ютс€ питательной средой дл€ националистически настроенной части интеллигенции. »х изучением, к сожалению, мало кто занимаетс€, хот€ совершенно очевидно, что они имеют пр€мое вли€ние на психологический климат в зоне конфликта. ћне уже приходилось писать об этнических стереотипах осетин, ссыла€сь на данные фольклора и художественной литературы. ¬от некоторые результаты этого исследовани€.
ќсетины считают, что грузины недоброжелательны по отношению к ним. —читаетс€ также, что грузины пытаютс€ ассимилировать осетин, прогнать их с насиженных мест, завладеть их землей и имуществом, присвоить себе осетинскую культуру и историю (буквально "славу предков осетин") и т.д. ¬ подтверждение этих и подобных утверждений обычно ссылаютс€ на исторические предани€, притчи, пословицы, поговорки.
Ћюбопытно при этом отметить, что когда речь заходит о виновниках тех бед, которые выпали на долю осетинского народа, то на первом и втором местах называютс€ предки осетин и современные политические лидеры, а уже на третьем месте - грузины. »злишне утверждать, что перечисленные оценки нос€т субъективный характер. Ѕолее того, не все они возникли в результате грузино-осетинского конфликта. ѕозволю себе подробнее остановитьс€ на последнем блоке стереотипов.
ѕретензии осетин к предкам по€вились, скорее всего, в ’’ веке в св€зи с внедрением в массовое сознание мысли о былом величии предков осетин - скифо-самато-аланских племен, владевших, €кобы, всем  авказом, а также территорией от ƒуна€ до јлта€. —опоставление реальных и мнимых аланских и скифо-сарматских земель с современной территорией ќсетии породило представление о беспечности предков, нисколько не позаботившихс€ о благополучии и благососто€нии своих потомков. ¬последствии, в св€зи с известными событи€ми 20-х и 90-х годов ’’ века, когда часть южных осетин вынуждена была покинуть родину и поселитьс€ на —еверном  авказе, претензии к предкам оформились окончательно. ќказываетс€, предки осетин виноваты в том, что их потомки живут в горах, а не на равнине, они же виноваты в том, что не оставили пам€тников письма, из которых пр€мо следовало бы право осетин на их нынешнюю территорию; виноваты они и в том, что этой территории так мало; виноваты также в том, что их потомки живут в окружении недружелюбно настроенных соседей.
¬ариацией на эту же тему €вл€ютс€ претензии, предъ€вл€емые к известным историческим де€тел€м осетинского происхождени€. “ак, мужу грузинской царицы “амары (XII-XIII вв.) осетинскому царевичу ƒавиду-—ослану предъ€влено обвинение в том, что он усердно расшир€л пределы √рузии, но ничуть не позаботилс€ о расширении границ родной ќсетии. Ёто обвинение впервые сформулировано классиком осетинской литературы —ека √адиевым (1855-1915 гг.) в статье, написанной в самом начале ’’ века; с тех пор оно неотступно следует за ним, так, будто ƒавид-—ослан прис€гнул на верность ќсетии, но затем нарушил прис€гу.
¬се это €вл€етс€ следствием развивающегос€ у осетин комплекса неполноценности. Ќеудивительно, что последние годы отмечены небывалым всплеском паранаучной литературы, создатели которой, пыта€сь преодолеть отмеченный комплекс, внушают массовому читателю мысль о культурном, политическом и военном превосходстве предков осетин над соседними народами.   благам древнеосетинской цивилизации были приобщены не только кавказские, но и другие народы. ќказываетс€, в основе всех мировых религий (христианства, ислама, буддизма и зороастризма) лежит древнеосетинска€ монотеистическа€ религи€.
—ледующа€ позици€ в разбираемом блоке стереотипов касаетс€ ответственности политических лидеров народа, включа€ руководителей советской эпохи. ћногим из них вмен€ютс€ в вину вполне конкретные "провинности", как, например, сдача √рузии той или иной части этнической территории. ѕрактически все без исключени€ политические лидеры ќсетии виноваты так же и в других бедах осетин. Ёто касаетс€ и разобщенности народа, и полунищенского существовани€ подавл€ющей его части, и неудач во взаимоотношени€х с грузинами и ингушами, и многого другого. »з всех известных современному осетину лидеров ќсетии один лишь легендарный ќс-Ѕагатар в пам€тниках осетинского фольклора заслужил добрые слова в свой адрес. ѕри этом легендарному предку вмен€етс€ в заслугу именно то, в чем наиболе часто обвин€ют нынешнее поколение руководителей ќсетии: это - "собрание" осетинских земель, укрепление границ ќсетии, объединение всего народа в один кулак.
ѕричины столь критического отношени€ осетин к политическим лидерам кроютс€, на мой взгл€д, не столько в их действительных недостатках или политических просчетах, сколько в традиции, уход€щей корн€ми в глубокую древность. Ќа пам€ть приходит притча о св€том …омере, рассказанна€ известным турецким сатириком јзизом Ќесином.
…омер был халифом. ќднажды ночью он бродил по улицам ћедины в надежде узнать, как живет народ. »з одного полуразрушенного дома доносились голоса плачущих детей и …омер решил зайти в этот дом. ¬ид голодных и плачущих детей потр€с халифа, однако слова, исторгнутые из груди отча€вшейс€ матери, привели его в полное см€тение. Ќе подозрева€ о том, кто стоит перед нею, несчастна€ женщина прин€лась проклинать …омера, обвин€€ его во всех своих бедах: "–аз он халиф, - значит он и виноват".
“радици€ взваливать на правител€ вину за все мыслимые беды прослеживаетс€ во всех архаических обществах. ѕо словам ƒж. ‘рэзера, изучившего данный вопрос на обширном этнографическом материале, правитель несет ответственность даже "за рост посевов и за погодные услови€". —ледовательно, в попытках современных осетин обвинить во всех смертных грехах, в том числе и в неудачах во взаимоотношени€х с соседними народами, именно политических или социальных лидеров нет ничего неожиданного.
ѕолезно сравнить суть этих обвинений с теми, которые осетины, по крайней мере южные, предъ€вл€ют грузинской стороне. √рузины, в отличие от "беспечных" предков и политических лидеров ќсетии, повинны не в судьбе осетинского народа в целом, а в конкретных фактах из истории осетинского народа. “ак, если говоритс€ об изгнании осетин с места их посто€нного проживани€, то называетс€ конкретное село или район, из которого они были изгнаны, а если говоритс€ об ассимил€ции осетин грузинами, то называютс€ конкретные фамилии или семьи, которые стали "ренегатами".
ѕодобные стереотипы существуют, несомненно, и в √рузии. »х воздействие на политическую обстановку в зоне конфликта обычно усиливаетс€ с помощью пропагандистской машины. »менно благодар€ этому исторические мифы и этнические стереотипы овладевают умами масс, вытесн€€ из них все положительное.
ћожно ли добитьс€ того, чтобы историческое прошлое не довлело над сознанием масс и чтобы оно перестало быть определ€ющим фактором в их отношени€х с соседним народом? ¬едь не секрет, что конфликтующие стороны вспоминают об историческом прошлом не только с целью отсто€ть свое право на данную территорию, но очень часто и с целью напомнить сосед€м о старых обидах, - с тем, чтобы попытатьс€ вз€ть реванш за неудачи прошлых лет. “ака€ мотиваци€ конфликта имеет место лишь в тех случа€х, когда обиды на соседей держатс€ в народной пам€ти и передаютс€ участникам конфликта через фольклор, а не через письменные источники. –ечь идет, как правило, об обидах, нанесенных в недавнем прошлом, то есть в течение последних столетий.
ќ старых обидах, нанесенных друг другу в эпоху, именуемую в этнографической литературе термином "oсоба", вспоминали и осетины, и грузины. ћысль поквитатьс€ с сосед€ми не стала элементом идеологии политических партий и движений, однако она двигала частью населени€, проживающего в зоне конфликта. ’арактерно, что в середине 90-х годов в √рузии и ќсетии, независимо друг от друга, были опубликованы статьи, авторы которых пытались разобратьс€ в сути данного €влени€.
¬ советское врем€ в ёжной ќсетии было наложено табу на вс€кие упоминани€ об этом. ѕоказательно, что даже этнографический очерк  . ’етагурова (1859-1906 гг.), озаглавленный автором словом "Oсоба", и переизданный после его смерти в ёжной ќсетии, по воле издателей был переименован в "Ѕыт горных осетин" (—талинири, 1939 г.). ќднако в пам€ти обоих народов, особенно той их части, котора€ проживает в контактной зоне, отчетливо сохранились воспоминани€ об этом страшном €влении.
 ак быть с этой пам€тью и как заставить два соседних народа забыть о тех страницах своего прошлого? ѕопытатьс€ ли снова наложить запрет на упоминание о них или же стоит предприн€ть какие-то другие шаги?
Ќе претенду€ на истину в последней инстанции, € рискну высказать предположение, что в данном случае лучше говорить правду, чем замалчивать сам факт. «амалчива€ правду, мы даем возможность недобросовестным интерпретаторам и просто провокаторам окрашивать факты в сугубо мрачные тона и в таком виде внедр€ть их в массовое сознание. –ассказать же правду не означает подстрекнуть два народа к новому противосто€нию. ¬едь взаимоотношени€, скажем, французов и англичан или французов и немцев, или немцев и русских тоже не всегда были безоблачными, однако каждый из этих народов знает правду о своем прошлом, что не мешает их мирному сосуществованию.
Ќо что значит рассказать правду? ¬едь у каждого народа сво€ правда. ƒействительно, oсоба - это историческое €вление эпохи позднего средневековь€, не поддающеес€ однозначному определению, так как два участника этого €влени€ - осетины и грузины - представл€ли его себе по разному. ƒл€ первых oсоба - это борьба за выживание, а дл€ вторых - бич, избавитьс€ от которого не было никакой возможности.
≈сли поставить перед собой задачу разжечь страсти, то можно долго перечисл€ть голые факты той трагической эпохи. ≈сли же пытатьс€ урегулировать взаимоотношени€ двух народов, то важны будут не столько сами факты, сколько их интерпретаци€.
—трасти по поводу эпохи oсоба разгораютс€ именно по той причине, что до сих пор наука не сформировала и не обнародовала конкретные социально-экономические и политические причины, породившие и питавшие это €вление. “акое положение приводит к превратному представлению как о сторонах, участвовавших в этом конфликте, так и о методах, которыми они достигали своих целей.
ѕовтор€ю, что в этом €влении не было ничего хорошего, однако у любого €влени€ бывают свои порождающие его причины, вскрыть и проанализировать которые необходимо дл€ возможно более объективного освещени€ исторического прошлого двух народов. ѕока этого нет и воспри€тие событий тех далеких лет остаетс€ на уровне эмоций, которые при благопри€тствующих услови€х легко могут перерасти в агрессию.
ќбычно осетинские ученые описывают событи€ той эпохи с позиций осетинской стороны, а грузинские - с позиций грузинской стороны. Ќадо ли доказывать, что подобный подход ущербен и не отвечает ни требовани€м науки, ни цел€м мирной политики.
„то же €вилось причиной, породившей такое €вление, как oсоба? Ќа мой взгл€д - это экономический упадок, в который пришли народы «акавказь€ в постмонгольскую эпоху. ќказавшись в этой ситуации, каждый народ пыталс€ выйти из кризиса доступными ему средствами. ƒл€ осетин это были систематические набеги в √рузию, а дл€ грузинских феодалов - обложение южных осетин непосильной данью. ¬ результате и возник конфликт, последстви€ которого и ныне ощущают на себе представители обоих народов.
Ќо если известно, что oсоба на практике означала систему набегов в √рузию, и если в научной работе, посв€щенной этому €влению, нет ничего, кроме упоминани€ этого факта, то перед нами всего лишь часть правды, не дающа€ возможности составить объективное представление о предмете исследовани€. Ѕез упоминани€ о том, что рассматриваемые набеги обычно следовали за походами феодалов в горные селени€ за данью, описываемые событи€ не могут претендовать на объективность.
Ќациональному менталитету кавказских народов не свойственно признавать свои ошибки и тем более ка€тьс€ в них. я никого не призываю к пока€нию, однако уверен, что правильна€ оценка грузино-осетинских взаимоотношений возможна только в том случае, если мы признаем, что они не всегда были мирными и не всегда отвечали требовани€м общечеловеческой морали. ѕризнав это, мы имеем шанс попрощатьс€ с прошлым.
ƒвижение к миру каждый из нас должен начать с наведени€ пор€дка в своей душе и в своем доме.
ёрий ƒзицойта


  проблеме воссоединени€ ёжной ќсетии с —еверной ќсетией: истори€ и современность

¬ окт€бре 2004 года исполнилось 230 лет со дн€ проведени€ русско-осетинских переговоров, которые юридически оформили добровольное вхождение ќсетии в состав –оссии. Ѕезусловно, это знаменательна€ дата в истории осетинского народа, ведь она способствовала не только его сохранению, но и открывала новые возможности дл€ его развити€ во многих сферах общественно-политической и культурной жизни.
ћы считаем обоснованным утверждение, что до подписани€ данного договора ќсети€ была единым национально-территориальным образованием, не вход€щим в состав какого-либо другого государства или национальной территории другого народа. ¬едь недаром еще осенью 1746 г. при запросе —ената к  оллегии »ностранных ƒел о том, не будет ли прин€тие в подданство осетин "противно постановленным с ѕортою ќттоманскою или с ѕерсией мирным трактатам", руководитель  оллегии Ѕестужев-–юмин ответил: "”же сведомо, что оный осетинский народ, разный по уездам звани€ми, именующийс€ и в  авказских горах между обеими  абардами в приграничности к √рузии живущий, вольный есть и ни у кого в подданстве не состо€щий"1. Ѕестужев-–юмин оставалс€ последовательным в отношении ќсетии. ¬ рапорте правительству им сообщалось, что  оллеги€ »ностранных ƒел располагает об ќсетии, о ее внешнеполитическом положении достаточными сведени€ми. “акже напоминалось о том, что после захвата √рузии “урцией и ѕерсией и "разделение оной между ними осетинский народ в своей вольности осталс€. » потому о том народе, €ко вольном и никому не подлежащим, в постановленных у российской империи с ќттоманскою ѕортою и ѕерсиею мирных трактатах ничего не упоминаетс€".2
Ќа сегодн€шний день мало кто задумываетс€ над тем, когда по€вились определени€ "ёжна€ ќсети€" и "—еверна€ ќсети€". ѕо отношению к кому, какому государству или стране они расположились? ћожет быть, по отношению друг к другу? ¬ таком случае, не логичнее ли было бы обозначать их как "ёг и —евер ќсетии"?
Ќарод настолько привык к такому делению, что невольно стал возникать вопрос: "ј что общего между —еверной и ёжной ќсетией?". —транно, что подобный вопрос имеет место быть. », наверное, это не случайно. ¬еро€тность того, что оторванность друг от друга существует не только благодар€  авказскому хребту (долгие годы он считалс€ одной из основных причин невозможности объединени€ ќсетии), очень велика.
¬ наш современный век народ ќсетии  авказский хребет уже преодолел, а единства как не было, так и нет. —лово "объединение" с 1925 г. постепенно перестало фигурировать в официальных документах, жизнь ёжной ќсетии более не освещалась на страницах периодической печати —еверной ќсетии. Ќи регул€рные рубрики газеты "–астдзинад" - "Ќовости из республик, краев и областей", "Ќити дружбы", "ќт –ока до ћоздока" (название рубрики уже указывает на то, что начинать следовало бы с новостей из ёжной ќсетии), - ни совместный номер газеты на страницах "—оциалистической ќсетии" не несли информации из ёжной ќсетии. —прашиваетс€: почему? Ќе €вл€етс€ ли результатом таких взаимоотношений тот информационный голод, который осетинский народ испытал в конце 1989-начале 1990 гг.?
Ќо подобное €вление наблюдалось не всегда. ќб этом можно судить по сохранившимс€ до наших дней архивным документам и прессе прошлого века. “ак, например, в 1905 г. газета " авказ" в рубрике "Ќовости ќсетии" писала о том, что 30 июл€ 1905 г. в селении јлагир с разрешени€ епископа было проведено собрание духовенства —еверной ќсетии ¬ладикавказской епархии. Ќа этом собрании было за€влено, что "справедливо соединить церкви —еверной ќсетии с церкв€ми ёжной ќсетии, образовав из них одно епископство, дабы тем восстановить утраченную самосто€тельность осетинской церкви".3
Ёту же проблему обсуждали и на первом съезде делегатов ёжной и —еверной ќсетии, состо€вшемс€ в городе ¬ладикавказ 15-21 июл€ 1917 г. Ќа заседании съезда от 19 июл€ был заслушан доклад протоире€ отца ’ристофора ƒжиоева о религиозном объединении христиан ёжной и —еверной ќсетии. ѕо данному вопросу съезд вынес постановление "Еобъединить все приходы —еверной и ёжной ќсетии и образовать их них самосто€тельную осетинскую епархию дл€ улучшени€ религиозно-нравственной жизни осетин".4
√овор€т, что горе объедин€ет людей. —традани€ и боль, выпавшие на долю ёжной ќсетии в 1918-1920 гг., находили глубокое сочувствие в сердцах их северных братьев. ќб этом можно судить по публикаци€м газетных материалов тех лет, таких как, например, "√орска€ жизнь"(1920) - "“рагеди€ ёго-ќсетии", "√орска€ беднота"(1920) - "—традани€ расп€того народа", "ƒо чего дошли озверелые меньшевики?", "Ўовинизм торжествует", "ѕравда о грузинских палачах". ≈сли во всех выше названных публикаци€х помен€ть даты и фамилии, то создаетс€ впечатление, будто речь идет о событи€х осени 1989 по 1992 гг.
Ќебезынтересен тот факт, что единственна€ газета горских народов в 1917-1918 гг. "√орска€ жизнь", редактируема€ ≈. Ѕритаевым, публиковала информацию из  абарды, ƒагестана, „ечни, »нгушетии, јбхазии, —еверной и ёжной ќсетии. ѕричем, в отношении последних основной темой публикаций была проблема объединени€ ќсетии: "  объединению северных и южных осетин", "ѕроект программы ќсетинского —оциалистического —оюза" и другие материалы.5
ќсобое остро вопрос объединени€ севера и юга ќсетии сто€л в 1917-1925 гг. ќн носил то административно-территориальный характер, то культурно-просветительный, то религиозный характер.
ѕервый съезд народов ёжной и —еверной ќсетии состо€лс€ в 1917 г. —ъезд заслушал доклад Ќ. ƒжиоева по вопросу объединени€ южных и северных осетин, вследствие которого была вынесена следующа€ резолюци€: "ќбсудив вопрос об объединении ёжной и —еверной ќсетии, съезд делегатов всей ќсетии признал, что объединение это возможно только в области культурно-просветительских задач. „то касаетс€ политического объединени€, то таковое нельз€ рассматривать вне зависимости от решени€ общего политического устройства всего –оссийского государства. ≈сли же кавказские народы получат территориально-национальные автономии, то осетинам —еверной и ёжной ќсетии предоставл€етс€ право на самоопределение".6
Ќепосредственной разработкой путей решени€ этой проблемы занимались —. “акоев и  . Ѕутаев, а также "ќсетинский —оциалистический —оюз", проект программы которого составили √. √агкаев и ћ. √адиев.
¬ программе, в частности, говорилось о том, что "тот факт, что единое тело ќсетии рассечено и ќсети€ в насто€щее врем€ представл€ет две половины, совершенно разобщенные друг от друга, €вл€етс€ продуктом исторического процесса, происход€щего на фоне столкновений и войн разных человеческих групп.
¬ открываемый русской революцией исторический период перед нами во весь рост встала сознательна€ историческа€ задача - воссоединить ќсетию и, образовав единый национальный организм, создать общенациональную основу дл€ прогрессивного развити€ осетинского народа".7
ƒл€ достижени€ своей основной цели —оюз ставил перед собой следующие задачи:
"1. ”становление демократической федеративной республики.
2. јвтономи€ единой ќсетии с законодательными органами, избранными на основании всеобщего, равного, пр€мого, тайного, пропорционального избирательного права дл€ местного законодательства, а также разработки и развити€ законов, издаваемых российским парламентом.
3. ¬ цел€х уничтожени€ результатов самодержавной завоевательной политики, ќсетинский —оциалистический —оюз требует признани€ земель и лесов, отобранных в российскую казну, собственностью осетинского народа.
4. Ўирокое развитие осетинской национальной культуры как единственного пути к развитию общественности и общему подн€тию культуры масс в ќсетии".8
∆изнь доказала, что многие положени€ документов тех лет тесно переплетаютс€ с сегодн€шними событи€ми. Ќо "ќбщества" и "—оюзы" начала прошлого столети€ распростран€ли свою де€тельность на всю ќсетию, а из фонда "ќсетинского Ќационального —овета" можно узнать, что он охватывал и осетин, проживающих вне ќсетии, и, в случае необходимости, оказывал им помощь.
ѕроект устава "ќсетинского Ќационального —овета" гласит: "”чреждаемый во ¬ладикавказе ќсетинский Ќациональный —овет имеет своей целью:
1. ќбъединить всех осетин, признающих необходимость взаимного сближени€ на экономической основе при полном уважении их политических воззрений. 2. ƒе€тельность —овета распростран€етс€ на всю ќсетию - как на —еверную, так и
ћетки:  

ѕроцитировано 13 раз

ј…_-_ван   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 08 јвгуста 2008 г. 13:36 (ссылка)
http://east.promodj.ru/tracks/321878/East_Train_Rail_Road_From_Hell.html - звуки , посв€щенные подлой грузинской агрессии на мирный осетинский народ
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
MurZZZilka   обратитьс€ по имени —уббота, 09 јвгуста 2008 г. 16:29 (ссылка)
почему при цитировании текст под кат не убираетс€?
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ћенивый_ онсерватор   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 10 јвгуста 2008 г. 17:26 (ссылка)
MurZZZilka, не знаю.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
—сова_Ќеужели   обратитьс€ по имени ¬торник, 21 ќкт€бр€ 2008 г. 15:19 (ссылка)
а источник?
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ћенивый_ онсерватор   обратитьс€ по имени ¬торник, 21 ќкт€бр€ 2008 г. 16:17 (ссылка)
—сова_Ќеужели, не помню уже. — какого-то еврейского сайта, кажетс€, типа общественной организации "≈вреи за антисемитизм", что-то вроде того.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку