Просматривая работы картинной галереи Кинешмы и материалы о городе, практически всюду наталкивался на имя художника Чернова-Плесского (иногда указывается – Плёсского), которого авторы материалов называют «знаменитым земляком».
Я, как любопытный следопыт, отправился на поиски информации о художнике. И каково было мое удивление, когда ни на одном из русскоязычных сайтов я не нашел ни биографии художника, ни его фотографий. Всюду только упоминания имени и слова гордости своим земляком.
Неужели историкам и искусствоведам Кинешмы не было интересно узнать историю жизни и проанализировать творчество художника, который практически во всех своих картинах-пейзажах воспевал родной старинный город? Ведь в сети есть официальные сайты городской администрации, художественного музея, много сайтов, посвященных Кинешме. И повсюду только сухое упоминания об этом художнике.
Нашел информацию, что в 2009 году вышла книга Евграфа Кончина «Это прекрасный город. Кинешма: художники, картины, музеи», в которой, как пишется в пресс-релизе, «благодаря огромной исследовательской работе Кончина, автор на страницах книги возвращает насильственно вычеркнутые из истории русской живописи талантливые имена, такие как Леонид Чернов-Плесский и Иван Нефедов».
Если доберусь до этой книги, обязательно вернусь к имени этого художника. А пока – попытка собрать его биографию и представить картины, найденные в интернете (хоть с представлением творчества художнику все же повезло – в интернете можно найти около двух десятков его работ!). Я пишу, именно – попытка, потому что собранные факты я нашел абсолютно на разных сайтах в упоминаниях и комментариях, причем, на мой взгляд, некоторые из них спорные или неверные, поскольку не стыкуются по датам или противоречат другим указанным фактам. Надеюсь, что историки и журналисты Кинешмы все-таки займутся изучением творчества своего земляка, поскольку им стоит гордиться не только на словах тем, что в Кинешме жил такой интересный живописец и своим творчеством воспевал родной край, но и на деле доказать это!
Леонид Михайлович Чернов-Плесский
16 августа 1883, город Плес Нерехтского уезда Костромской губернии - 1937
Леонид Чернов-Плёсский Автопортрет. 1921 г.
Русский художник-пейзажист.
Родился в Плесе, в начале 1890-х годов семья переехала в Кинешму. Учился в Петербургской Академии художеств в мастерской художника, мастера исторической, жанровой и портретной живописи Павла Петровича Чистякова (5 июля 1832 — 11 ноября 1919), которого Илья Репин называл «всеобщим учителем». 4 марта 1916 года Чернову-Плесскому было выдано свидетельство об успешном окончании Академии.
Леонид Чернов-Плесский Сенная площадь (в Кинешме). 1910 г.
Казань
После окончания Академии, судя по некоторым данным, Леонид преподавал в Казанской художественной школе. В биографии известного поэта Серебряного века Велимира (Виктора) Хлебникова (28 октября (9 ноября) 1885 — 28 июня 1922) указывается, что в 1898 году семья переехала в Казань, «родители поощряли занятия детей музыкой и рисованием. На дом приглашались лучшие учителя, среди которых были художники Павел Беньков и Леонид Чернов-Плесский . В качестве вольнослушателя Виктор посещал рисовальный класс Казанской художественной школы, в которой училась младшая сестра Вера».
Но, если к имени художника Бенькова, вроде бы, претензий нет: хотя Павел Петрович Беньков (8 (20) декабря 1879 - 16 января 1949), как следует из его биографии, родился в Казани, окончил Петербургскую академию художеств и преподавал живопись в художественных учебных заведениях Казани с 1909 по 1929 год, а Хлебников еще в сентябре 1908 года был зачислен на третий курс физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета и переехал туда. Как видите, нестыковочка! Только, если Беньков преподавал Хлебникову до своего поступления в Академию, то есть до 1901 года.
А с Черновым - Плесским получается совсем «неправда». Во-первых, художник был старше поэта всего на два года, во-вторых, если после окончания Академии в 1916 году он приехал работать в Казань, то Хлебников весной этого года был мобилизован на военную службу в Царицын, да и родители его к тому времени жили уже не в Казани, а в Астрахани. Ну, да ладно, оставим «хлебниковский период» в жизни художника.
Леонид Чернов-Плесский Лодки. 1915 г.
Кинешма
Неизвестно, в каком году Чернов-Плесский вернулся в Кинешму. В некоторых источниках указывается, что он был учеником также известного кинешемского художника Владимира Николаевича Потехина, который тоже был выпускником Императорской Академии художеств В Санкт-Петербурге. Можно было предположить, что Леонид учился у Потехина до своего поступления в Академию, но потомки Потехина, приезжающие в Кинешму на творческие встречи и открытие выставок, в одном из материалов сказали, что Владимир Николаевич жил в Кинешме с 1918 по 1937 год, то есть, когда Чернов-Плесский вернулся на родину уже дипломированным специалистом. В.Н.Потехин по приезду в Кинешму организовал домашнюю студию для талантливой молодежи. И единственное подтверждения «ученичества» Леонида может быть в том, что он тоже посещал эту студию в качестве «курсов повышения квалификации».
Леонид Чернов-Плесский. Нижний Плес. 1917 г.
Революционный реализм
Что касается творчества художника, то найденные картины говорят о том, что основным жанром Чернова-Плесского были пейзажи и городские виды, он был, как пишут о нем на городских сайтах, «подлинным певцом родного края».
Леонид Чернов-Плесский Кинешма. 1924 г.
Но на городском портале Кинешмы встретил фразу, что Леонид Михайлович был художником-реалистом, «в своих картинах правдиво отображая революционную борьбу пролетариата за свои права». Как пример, приводится большое полотно «Смерть Ф. А. Афанасьева (Отца)», которое запечатлело одну из трагических страниц революционной борьбы текстильщиков.
Фёдор Афанасьевич Афанасьев
Памятник Фёдору Афанасьеву на перекрёстке ул. Садовой и проспекта Фридриха Энгельса в Иваново.
Рабочий-революционер и большевик
Фёдор Афанасьевич Афанасьев (подпольная кличка «Отец») (8 (20) февраля 1859 1859—1905) родился он в деревне Язвищи Петербургской губернии в крестьянской семье. С 1871 года работал ткачом на Кренгольмской мануфактуре в Нарве. После военной службы и скитаний по стране в 1887 году поступил работать на фабрику Воронина в Санкт-Петербурге, где познакомился с социалистами и организовал кружок ткачей. До революции 1905 года Афанасьев активно работал в «Центральном рабочем комитете», устанавливал связи с социал-демократами Москвы, Риги, Шуи и др. городов. Он неоднократно был арестован полицией и переходил на нелегальное положение. В январе 1904 года поселился в Иваново-Вознесенске и долгое время работал на нелегальном положении, как секретарь секретарь Иваново-Вознесенского комитета РСДРП. В 1905 году вместе с Михаилом Фрунзе Афанасьев руководил Иваново-Вознесенской стачкой, а 22 октября (4 ноября) 1905 года во время митинга на реке Талке был растерзан толпой казаков и черносотенцев.
Увы, самой картины я в интернете не нашел, но если художник занимался активно и «революционной тематикой», то это может объяснить причину его гибели.
Иллюстратор
Кроме живописи, Чернов-Плесский в первые годы Советской власти писал плакаты, много работал над иллюстрациями для книг (в том числе и детских), журналов и городской газеты Кинешмы «Приволжская правда».
У блоггера Lobgott я нашел детскую сказку с иллюстрациями Чернова-Плесского, изданную в 1923 году.
Театр
Кроме этого, упоминается, что в 1920-е годы художник работал художником – декоратором Кинешемского драматического театра им.А. Н. Островского, расписывал декорации и рисовал эскизы костюмов.
Театр, считающийся старейшим провинциальным театром России (самый первый в России театр в Ярославле, отметивший два года назад свое 260-летие, видимо, не в счёт!) был открыт 26 декабря 1897 года. Своему рождению театр был обязан инициативе местной интеллигенции и помощи семьи А. Н. Островского, с именем которого связаны костромское имение Щелыково и сам уездный город. В 1897 году был создан музыкально-драматический кружок им.А. Н. Островского, который в конце этого года сыграл первый спектакль «Бедность не порок» А. Н. Островского. В начале ХХ века театр был культурно - просветительским центром города, за что был награжден Большой золотой медалью на Выставке северного края в Ярославле в 1903 году.
В 1920-е годы в театре был сильный творческий коллектив актеров и режиссеров, в 1940-е театр переживал не лучшие времена. Коллектив «слили» с шуйским театром им.М.Горького, в 1942 году пожар почти полностью уничтожил здание, но несмотря на военное время, к началу сезона 1944–1945 годов здание театра было полностью восстановлено на городские средства. В 1978 году коллектив театра переехал в новое здание, а в 1997 году отметил свое 100-летие.
Впрочем, углубившись в историю театра, я оставил в стороне героя материала. Наверное, потому, что и в причастности художника к работе в театре тоже есть вопрос. Поскольку художниками-декораторами театра в разных источниках помимо одного из основателей Палехской артели лаковой миниатюры И. И. Голикова называют и Чернова-Плесского. Только вот инициалы у него то Л.М., то Д.Н.
Если бы инициалы начинались или заканчивались буквой М, то можно было бы, предложить, что в театре работал отец или брат Леонида. А так остается очередной вопрос. Хотя в творческом наследии художника есть графический рисунок с изображением здания театра.
Леонид Чернов-Плесский Здание кинешемского театра. Иллюстрация к книге "А.Н. Островский"
Последние годы
Последние факты о жизни художника, которые мне удалось разыскать, вот какие.
Леонид Чернов-Плесский
Дом сестры Черного-Плёсского в Кинешме, на ул. Вичугская, д.74 (фото примерно конец 1980-х). В этом доме жил иработал художник. К сожалению, этого дома уже нет. Только недавно дом стал выявленным объектом культурного наследия, а это означает,что охранного статуса он раньше не получил,потому и не уцелел. Та же участь постигла и соседний дом № 76, где в революционные годы была какая-то конспиративная квартира.
(фото и информацию прислала JennyBJ)
В 1936 году Л.М. Чернов-Плесский принимал участие в Первой выставке работ художников пяти областей РСФСР, которая проходила с 18 августа по 8 сентября в Москве, в Центральном выставочном зале.
Леонид Чернов-Плесский Идустриальный берег Волги.
А в конце 1937 года художник был арестован по ложному доносу. В этом же году он был расстрелян. Правда, в одном из источников обнаружил, что датой смерти указан 1943 год. Вообщем, очередной вопрос! О причинах ареста, естественно, ничего не известно. Можно только предположить, что причиной стало воспевание революционной тематики и старых большевиков, от которых пытались избавиться в 1930-е. Впрочем, не мне рассказывать вам об этих страшных годах репрессий.
Леонид Чернов-Плесский Пристани в Кинешме.
Послесловие
В 1956 году художник был посмертно реабилитирован. Закончить материал мне хочется стихотворением Али Гарталова, которое я нашел на сайте Стихи.ру
Леонид Чернов-Плёсский Базар.
Посвящение Л. М. Чернову-Плесскому
Он сыном бея был и русской староверки,
писал картины и писал стихи.
И воспевал свой край, чудесный, нищий,
он мог уехать, но остался и погиб.
Желтеют лица старых фотографий,
в страну отцов уходят старики,
но остается в нашем сердце память
и оживают образы картин.
2008 г
![](//i067.radikal.ru/1202/25/aac52e48ac80.jpg)
Леонид Чернов-Плёсский Кинешма. Перевоз Смычка.
P.S. Отдельную благодарность хочу выразить сотруднице краеведческого музея в Плесе Анне Воробьевой, приславшей мне автопортрет, фотографию художника и дополнения к его биографии.