О творчестве художников, представленных в этом посте, я уже писал в своем Дневнике. И если о Великой Отечественной войне вам рассказывать не нужно, то о теме первой картины нужно сказать пару слов.
Artur Grottger Pojednanie 1864 г.
На картине «Братание» изображены два солдата (польский повстанец и российский солдат), погибшие одновременно и как бы примиренные своей смертью друг с другом. Художник изобразил как бы посмертное братание врагов.
Январское восстание 1863 года — польское национально-освободительное восстание на территории Царства Польского, современных Литвы, Белоруссии и Правобережной Украины, в котором участвовала также некоторая часть белорусов и литовцев, против железного режима наместников царской России.
Началось оно 22 января 1863 года и продолжалось до поздней осени 1864 года.
Объявление рекрутского набора 1863 года послужило сигналом к открытому восстанию. Уклонившиеся от набора вышли из Варшавы и составили первые повстанческие отряды. Общее руководство восстанием приняло на себя так называемое временное национальное правительство, по-польски – жонд. Правительство, возглавляемое Стефаном Бобровским, издало манифест и декреты.
27 января (8 февраля) 1863 года в Петербурге была подписана Конвенция Альвенслебена — соглашение между Россией и Пруссией о взаимной помощи против польских повстанцев. Разгар военных действий (в основном, это была партизанская война) падает на лето 1863 г. По официальным данным, мятежники потеряли около 30 тыс. чел. За причастность к восстанию было казнено 128 человек.
Борис Неменский Безымянная высота. (Это мы, господи!) 1960–1995 гг.
О второй картине тоже хочется сказать несколько слов.
Это произведение — любимое детище Неменского. Всего существует пять законченных вариантов этого произведения, в каждом из которых художник по-новому раскрывает тему.
Сюжет картины — двое погибших в бою молодых солдат, русский и немец, берет свое начало из фронтового эпизода первой командировки в район боевых действий в Великие Луки.
«Я шел пешком, с полной выкладкой солдата-художника. Шел долго, устал. И сел на торчащий из-под снега то ли камень, то ли пенек пожевать сухарь и дать ногам отдохнуть. Неожиданно заметил, что поземка прямо подо мной колышет траву. Но трава зимой не мягкая, колыхаться от легкого ветра не может. Всмотрелся, встал. Оказалось, что я сижу на мертвом немецком солдате — почти полностью занесенном. Колыхались рыжеватые волосы… И я был поражен — мальчишка, юноша моего возраста и даже чем-то похожий на меня…»
Появившись на Всесоюзной выставке, картина вызвала много споров, состоялись дискуссии в Союзе художников, в Союзе писателей, на страницах журнала «Художник». Одно из главных обвинений официальной критики — в «пацифизме» и «абстрактном гуманизме». А художник пытался объяснить, что хотел изобразить отличие немца от фашиста.
В 1986 году картина экспонировалась на персональной выставке художника в Москве.
Потом полотно надолго «прописалось» в мастерской художника, ему не находилось места ни в одной постоянной музейной экспозиции. В 1985 году картина чуть не погибла из-за хлынувшей из лопнувшей трубы горячей воды.
И тогда Неменский дал согласие передать полотно в Германию, в музей современного искусства города Ахен. Знаменитый германский коллекционер П. Людвиг, искренне увлеченный русским искусством, убедил художника, что там ее увидят намного больше зрителей.
Через месяц после отправки картины в Германию, Борис Неменский решает воссоздать полотно, назвав его «Это мы, Господи». В этом последнем варианте автор свел к минимуму приметы конкретной войны, что заставило заявленную проблему зазвучать с новой силой, вне времени и пространства.
Источник