-Рубрики

 -ТоррНАДО - торрент-трекер для блогов

Делюсь моими файлами
    Скачал и помогаю скачать
      Жду окончания закачки

        Показать все (0)

         -Подписка по e-mail

         

         -Поиск по дневнику

        Поиск сообщений в Парашутов

         -Сообщества

        Читатель сообществ (Всего в списке: 3) АРТ_АРТель Китайский_летчик_ДЖАО_ДА MY_HIT

         -Статистика

        Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
        Создан: 16.10.2007
        Записей: 5730
        Комментариев: 32871
        Написано: 47770


        ЖЗЛ (ОТЕЦ И СЫН. РАЗНЫЕ СУДЬБЫ. ЧАСТЬ 1 - ГРИГОРИЙ МЯСОЕДОВ. ПЕРЕДВИЖНИК ДО КОНЦА)

        Среда, 14 Октября 2009 г. 15:04 + в цитатник
        Григорий Григорьевич Мясоедов

        7 (19) апреля 1834, село Паньково, ныне Новодеревеньковский район Орловской области —
        18 (31) декабря 1911, Полтава



        Илья Репин Портрет художника Григория Григорьевича Мясоедова 1886 г. Третьяковка

        Российский живописец, один из создателей Товарищества передвижников.
        Мясоедов был сыном мелкопоместного дворянина и принадлежал к старинному дворянскому роду. В детстве мальчик много читал, часто рисовал. Отец поощрял его рано проявившийся интерес к художеству. Учился Григорий в Орловской гимназии, где рисование преподавал профессиональный художник И. А. Волков, но, не окончив курса гимназии, отправился в 1853 г. в Петербург и поступил в ученики Академии художеств, где его профессорами были Тимофей Андреевич Нефф (1804-1876) и Алексей Тарасович Марков (1802 - 1878).
        Непростая ситуация сложилась между художником и его отцом. Отец полностью лишил сына материальной помощи, и лишь написанный в 1857 году с натуры портрет отца примирил их. Хочется отметить, что у Мясоедова и со своим сыном Иваном, ставшим тоже художником, были очень непростые взаимоотношения.




        Сам Мясоедов вспоминал о своей академической жизни:
        "Жил я, как и большинство студентов Академии художеств, на Васильевском острове в бедной комнате. Источником существования моего была работа на кондитерскую, где пеклись пряники, и я с товарищем раскрашивал их. Баранам и свиньям золотили головы, генералам - эполеты. Платили за это по три копейки с дюжины. Зарабатывали на обед и ухаживали за булочницей, которая нам казалась не менее прекрасной, чем Форнарина Рафаэлю. Обедали на Неве, на барке, где давали за шесть копеек щи с кашей без масла и за восемь копеек - с кашей на масле. Там же обедал и прославившийся уже, выходивший тогда на конкурс Е. Сорокин, к живописи которого мы относились с благоговением. Однажды мы не утерпели и обратились к Сорокину с вопросом: "Скажите, на каком масле вы пишете свои этюды так, что они у вас не тускнеют?" Сорокин, уплетая кашу, ответил: "На всех маслах"".

        Режим в Академии был жестковат. Ректор и профессора держали себя "олимпийцами". В то время ректором был Бруни. К нему студенты приносили свои эскизы прямо на квартиру, чтобы не беспокоить его, заставляя выходить в мастерскую. Ставили работы на пол и с трепетом ожидали суда. Однажды произошел казус с одним вновь поступившим в Академию поляком. Вместе с другими он вошел впервые в гостиную ректора, поставил свою работу и галантно протянул руку ректору. "Этого не требуется", - важно произнесла ректорская персона.

        За период обучения Мясоедов неоднократно получал академические награды: в 1859 был он был удостоен двух малых серебряных медалей, в 1860 — большой серебряной медали за картину «Деревенский знахарь».
        В 1861 г. художник получил малую золотую медаль за жанровую картину "Поздравление молодых в доме помещика" (1861, Александровский дворец, Царское Село).



        Григорий Мясоедов Поздравление молодых в доме помещика 1861 г.

        В следующем году Мясоедов получил большую золотую медаль за картину на историческую тему, изображавшую сцену из «Бориса Годунова» Пушкина - "Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе" (1862, Музей А.С.Пушкина, Пушкин).



        Григорий Мясоедов Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе 1862 г.

        Критик В. В. Стасов назвал ее одной из первых заявок на пути создания реалистических исторических картин.
        В дальнейшем историческая тематика будет разрабатываться в живописи Мясоедова постоянно, параллельно с картинами бытового жанра. Эти две линии творчества художника очень тесно сближались, порой переходя друг в друга.



        Григорий Мясоедов У чужого счастья (Две судьбы).

        Во время учебы Григорий увлекся музыкой, сблизился с композиторами М. А. Балакиревым, А. Н. Серовым, Ц. А. Кюи. Мясоедов очень любил музыку, разбирался в ней и сам играл на скрипке или, участвуя в квартете товарищей-передвижников, на альте. Любимыми композиторами его были классики: Гайдн, Моцарт, Бетховен, Глинка.
        "Мажор меня не трогает, в большинстве пустота, - говорил Мясоедов, - живу, лишь когда слышу правдивый минор, отвечающий всей нашей жизни".

        В 1862 Мясоедов вошел в Московское общество любителей художеств.

        Десятилетие, которое Мясоедов провел в стенах Академии (1853-63), совпало с периодом тяжелого кризиса этого учебного заведения, закончившегося "бунтом четырнадцати".
        Правда, сам "бунт" Мясоедов не застал - к этому времени он уже закончил АХ и в качестве пенсионера находился за границей (1863-68). Будучи отправлен в мае 1863 года за казённый счёт в Европу, Мясоедов работал в 1864 году во Флоренции, в 1865 — Париже, в 1866 — Испании, посетил Берлин и Брюссель. В Риме художник занимался в частной Академии.
        По семейным обстоятельствам возвратился в Россию в мае 1866, до окончания пенсионерского срока. До марта 1867 жил в Тульской губернии. Весной 1867 снова уехал за границу.
        Посетив Всемирную выставку в Париже, в 1867 году Мясоедов поселяется во Флоренции, где знакомится с семьей опального А.И.Герцена, с литературоведом А.Н.Веселовским, и с семьей художника Николая Ге. Здесь же он создал картину на сюжет «Божественной комедии» Данте «Франческа да Римини и Паоло да Паоленто».
        Из картин, написанных им за это время, наиболее известна - «Похоронный праздник у цыган в Испании».



        Григорий Мясоедов Испанец. 1866 г.

        По возвращении в Россию в 1869 году первоначально жил преимущественно в Петербурге.
        В 1870 г. получил звание академика за картину «Заклинания».

        Творческая работа все время сочеталась у живописца с активной общественной деятельностью. Именно ему принадлежит инициатива создания организации художников нового типа - Товарищества передвижных художественных выставок.



        Григорий Мясоедов Автопортрет

        Идея о такой организации зародилась у Мясоедова еще в 1867 г., когда он находился за границей и имел возможность наблюдать деятельность европейских художников по организации передвижных выставок, проводившихся в основном с коммерческой целью.
        Мясоедов был столпом передвижничества. Он приехал от кружка московских художников в Петербург, в Артель художников, возглавляемую Крамским, добился объединения питерцев с москвичами в Товарищество передвижных художественных выставок и был самым активным членом его до последних дней своих.
        16 декабря 1870 г. состоялось первое общее собрание членов ТПХВ, где было избрано правление, в состав которого вошел и Мясоедов (вместе с И. Н. Крамским, Н. Н. Ге, В. Г. Перовым, М. К. Клодтом). Он стал автором первого устава ТПХВ и, как учредитель Товарищества, оставался бессменным членом правления в течение сорока лет.

        А 29 ноября 1871 г. в Петербурге открылась I передвижная художественная выставка, показанная затем в Москве, Киеве и Харькове. Мясоедов представил на эту выставку картину "Дедушка русского флота. Ботик Петра I" (1871, Музей искусств Узбекистана, Ташкент). В картине решение исторической темы дано в бытовом плане. Петр I, впервые увидевший в селе Измайлово ботик, впоследствии получил прозвище «Дедушка русского флота».



        Григорий Мясоедов Дедушка русского флота (Франц Тимерман объясняет юному Петру Алексеевичу устройство ботика, найденного в одном из амбаров села Измайлово. Май 1688 г.) 1781 г.

        В марте 1872 г. открылась II передвижная выставка, на которой экспонировалось самое значительное полотно Мясоедова - "Земство обедает" (1872, Третьяковская галерея).



        Григорий Мясоедов Земство обедает 1872 г.

        Тихий провинциальный городок. Солнечный полдень. У подъезда земской управы группа крестьян. Один из них, примостившись на каменных плитах и подложив под голову котомку, дремлет. Другие неторопливо едят: хлеб с солью да лук - вот их обед. А рядом, в доме, только что отобедали господа: через открытое окно виден лакей, старательно перемывающий посуду, тут же - множество бутылок и графинов. Налицо критический сюжет - сопоставление земцев-господ и земцев-крестьян, контраст богатства и бедности. Но не это стало для художника главным в картине. Он сосредоточил все внимание на самих крестьянах. В них художник разглядел и запечатлел разнообразие характеров, особое благообразие, внутреннюю собранность, своеобразную красоту.

        Мясоедов деятельно участвовал на всех выставках товарищества и постоянно заботился о его независимости и жизненности, завоевав даже репутацию "совести передвижничества".

        В другом фундаментальном полотне Мясоедова - "Чтение манифеста 19 февраля 1861 года" (1874 г. и повторена в 1881 г.) - раскрывается иной аспект той же темы - судьба крестьянства, обманутого в своих ожиданиях.



        Григорий Мясоедов Чтение Положения 19 февраля 1861 года 1873 г.

        "Признаюсь, - писал один из критиков, - мне не удавалось видеть (после "Бурлаков" Репина) ни на одной картине столь типичных, безыскусственно-правдивых, точно живых, истинно мужицких лиц".
        Крестьяне с сосредоточенным вниманием слушают читаемый мальчиком текст манифеста об освобождении от крепостной зависимости. Их отношение к документу еще не определилось: на лицах нет ни радости, ни явного разочарования. Но есть внутреннее напряжение, недоверие, настороженность. Крестьяне по-своему мудры и мужественны.

        Весной 1874 года Мясоедов совершил поездку в Вену и Италию. В 1876 выезжал в Сербию на театр военных действий сербско-турецкой войны. Неоднократно путешествовал по южным губерниям России.

        В 1876 году художник переселился на хутор близ Харькова. Он увлекся садоводством и огородничеством.
        С этого момента можно отметить начало спада в его творчестве. Меняется его отношение к крестьянской жизни. Изучение жизни русского крестьянства приводит Мясоедова к сюжетам, повествующим о древних поверьях и обычаях, их роли в жизни народа.
        Так, в картине "Опахивание" (1876) изображен древний языческий обряд, защищающий скотину от болезни и смерти: крестьяне опахивают деревню от злых духов, впрягая в плуг обнаженных девушек.



        Григорий Мясоедов Опахивание 1876 г.

        В 1878-80 гг. Мясоедов работает над двумя вариантами картины «Молебен в поле во время засухи» (Национальный музей, Варшава). В некоторых источниках картина названа чуть иначе - «Молебен на пашне о даровании дождя». В картине передано эмоциональное напряжение крестьян, просящих помощи Всевышнего в засушливое лето.



        Григорий Мясоедов Молебен на пашне о даровании дождя

        Параллельно идут поиски в области исторической тематики: художник пишет картину "Самосжигатели. Из времен гонения на раскол " (1882-84, Третьяковская галерея). В ней художник изобразил момент самосожжения иступленных фанатиков-староверов в горящей избе.



        Григорий Мясоедов Самосожигатели 1882-84 г.г. Третьяковка

        К началу 1880-х гг. в творчестве Мясоедова намечается новый этап.
        В пейзаже "Дорога во ржи" (1881) поражает простота и выразительность мотива: удаляющаяся к горизонту фигура одинокого странника среди бескрайнего ржаного поля.



        Григорий Мясоедов Дорога во ржи 1881 г.

        Художник как бы открывает возможность более обобщенного, монументального решения жанровой картины, что в полной мере проявилось в "Косцах" (1887). Второе название картины – «Страдная пора». Картина была приобретена лично императором Александром III.



        Григорий Мясоедов Косцы 1887 г.

        Автор воспевает здесь радостную сторону бытия, передает красоту крестьянского труда, его мерный, слаженный, почти музыкальный ритм. Картина представляет собой сочетание выразительных фигур работающих крестьян с жарким пейзажем. Уже сами размеры холста (1,59 х 2,75 м) свидетельствуют о значимости для художника темы картины. Вместе с тем решение ее не лишено определенных противоречий. Полностью отказавшись от критического начала, художник отказался тем самым от основного принципа художественной системы 1870-х гг.



        Григорий Мясоедов Осиротели Харьковский худ.музей.

        Мясоедов успешно обращался к портрету, написав И.И.Шишкина (1891, Картинная галерея, Пенза), Н. Н. Бекетова, Е. С. Гордеенко и пейзажу.



        Григорий Мясоедов Первый оттистк. Портрет И.И.Шишкина. 1891 г.



        Григорий Мясоедов Жница
        Григорий Мясоедов Портрет шахматиста А.Д. Петрова
        Григорий Мясоедов Женский портрет
        Григорий Мясоедов Портрет скрипача В.Г.Вальтера. 1902 г.
        Григорий Мясоедов Портрет старухи.

        В 1880-е пейзажи Мясоедова получили признание публики. Он выбирал простые мотивы, неброские виды южного Крыма, которые характерны и весьма колоритны. Среди этюдов встречались и марины.



        Григорий Мясоедов Крым. Осенний вид



        Григорий Мясоедов Пристань в Ялте.



        Григорий Мясоедов Лесной ручей
        Григорий Мясоедов Родник. 1890-е.
        Григорий Мясоедов Осеннее утро 1893 г.

        Художник занимался также гравированием «крепкой водкой» (офортом), технику которого осваивал под руководством А. И. Сомова. Являлся членом Общества русских аквафортистов и воспроизвел в гравюре некоторые свои произведения.
        Мясоедов писал и религиозную живопись. К примеру, его картины были достопримечательностью Храма Спаса на Сенной.



        Григорий Мясоедов Сожжение протопопа Аввакума 1897 г.

        В обществе Мясоедов был остроумным, находчивым, интересным, но в то же время едким в крайней своей откровенности, а часто озлобленным. В глаза говорил непозволительные по житейским правилам вещи. И надо было знать и понимать его, чтобы не чувствовать себя оскорбленным при некоторых разговорах с ним.
        "Все мы лжем и обманываем друг друга во всех мелочах нашей жизни, и когда я говорю правду, то, что чувствую, на меня сердятся, обижаются", - говорил Мясоедов. Презирал он так называемое высшее общество, царский двор и особенно президента Академии художеств князя Владимира, которого называл жандармом.

        Не раз художник обнаруживал близость к поэтике символизма — в темах, связанных с магическим и религиозным фольклором - Приворотные травы (1866, Художественный музей Белоруссии, Минск), Заклинания (1869, не сохранилась), а также в образах литературы - Чтение "Крейцеровой сонаты" Л.Н.Толстого (Новые истины) (1893, Институт русской литературы, Петербург), Мицкевич в салоне Зинаиды Волконской (1908, Музей А.С.Пушкина, Пушкин).

        Мясоедов резко выступал против декадентства, придерживаясь сугубо традиционной манеры письма. Когда новые веяния в искусстве стали проникать и на передвижную выставку, Мясоедов ополчился против них. Никакого течения, кроме реализма, он не признавал.
        Будучи новатором в молодости, он в старости превратился в консерватора, яростного защитника устоев передвижничества. Он не понимал и не признавал не только импрессионизм, робко проникавший на выставку, но даже настроение Левитана или Чехова для него было чуждо. Он просто его не воспринимал, не чувствовал.
        Побывав на постановке "Дяди Вани" Чехова, Мясоедов иронически говорил:
        "Ну что же, сидит Ваня и бренчит до бесконечности на гитаре. Хоть на кого тоску нагонит! Вот вам и чеховские настроения".
        О молодых пейзажистах левитановского течения Мясоедов был вообще невысокого мнения, удивлялся, как они могут, по его выражению, "писать всякую пакость в природе: тающий снег... да тут без калош не пройти, а они любуются слякотью".
        Не освоив нового образного языка и не будучи подготовленным к восприятию художественных идей нового поколения живописцев, Мясоедов оказался в числе тех представителей ТПХВ, которые на рубеже 1880-х и 1890-х гг. не пожелали допустить в свои ряды молодых художников.
        Как пишет Яков Минченков в своих «Мемуарах» о Мясоедове:
        «Он брел, разбитый сомнениями, разочарованный, брел одиноко, потеряв веру в людей».



        Иван Крамской. Портрет художника Григория Мясоедова. 1872 г.

        В это время произошел раскол у передвижников. Суть его, если кратко, и верить «Мемуарам» Минченкова, такова:
        Общее собрание передвижников стало баллотировать в члены Товарищества Малютина и Поленову (сестру В. Д. Поленова). Но Совет передвижников, состоявший из основателей Товарищества, не допустил их. Результатом этого явился раскол среди Товарищества и уход из него семи художников, в числе которых были Серов, Архипов, А. Васнецов, Досекин, Светославский, Первухин и Левитан.
        Поленов, будучи сам членом Совета, прислал резкий протест против постановлений Совета и требовал его упразднения. Произошло знаменательное бурное заседание Совета в здании Академии наук, где тогда помещалась выставка. Репин в резких выражениях выступал против Совета и требовал его роспуска. С ним согласились все члены Совета, кроме скульптора Позена и, конечно, Мясоедова. Он требовал неприкосновенности Совета и охраны традиций передвижничества. Тогда все вышли из Совета, предоставив Мясоедову оставаться в нем одному.
        Его упрямство вызвало особенно враждебное к нему отношение со стороны Репина. "Как, - горячился Илья Ефимович, - он нам не доверяет! Он один будет охранять наши заветы, нашу кассу... скажите пожалуйста!.."
        Репин избегал даже встречи с Мясоедовым, который теперь остался одиноким в Товариществе, возглавляя в едином лице несуществующий Совет. А ведь до этого художники были дружны, и Репин писал с Мясоедова образ Ивана Грозного для своей картины.



        Илья Репин Портрет художника Григория Григорьевича Мясоедова. Этюд к картине "Иван Грозный и сын его Иван". 1883 г.

        В конце 1880-х Мясоедов переезжает в свою усадьбу Павленки под Полтавой с садом, парком и прудом. Осенью и зимой художник уезжал в Крым.
        Организовав в Полтаве рисовальные классы (1895), уделял особое внимание развитию художественного образования также в Казани, Киеве, Ростове-на-Дону. Художник много работал в графической технике. Он создал эскиз театрального занавеса и написал декорации для театра в Полтаве.

        Последние годы жизни художника не внесли ничего существенного в его творчество. Одной из последних его работ стала картина «Зреющие нивы». Незадолго до смерти он собирался исполнить три больших картины под единым названием «Святая Русь».



        Григорий Мясоедов фото

        Умер Мясоедов в Полтаве 17 (30) декабря 1911 в своем имении Павленки.
        Мемориальные выставки Мясоедова состоялись в Полтаве (1912) и Москве (1913).

        В материале использованы Википедия, Яндекс-Словари, мемуары Якова Минченкова "Воспоминания о передвижниках", статьи с сайтов Старатель , Библиотекарь , artinvestment , art.thelib .
        Рубрики:  ЖЗЛ/Россия
        Метки:  

        Процитировано 6 раз

        Anton_M   обратиться по имени Четверг, 15 Октября 2009 г. 00:29 (ссылка)
        спасибо за статью
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Четверг, 15 Октября 2009 г. 01:25 (ссылка)
        Антон, рад, что понравилось!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Аноним   обратиться по имени Пятница, 11 Июня 2010 г. 22:21 (ссылка)
        Большое спасибо за статью и прекрасные иллюстрации.Ищу в Сети изображение картины Мясоедова "Осиротели", но пока безуспешно..Картина находится в Харьковском художественном музее,увидеть ее из за внутренней эмиграции и инфарта мужа возможности пока не предвидится.Почему то есть сильная внутренняя привязка к сюжету.Хотелось бы увидеть опять для осмысления, но увы , поиски безрезультатны.Была бы очень признательна за ссылочку на изображение.
        Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
        Парашутов   обратиться по имени Вторник, 15 Июня 2010 г. 09:53 (ссылка)
        Увы, я тоже не смог найти картину Мясоедова "Осиротели", все поисковики выводят на одноименную картину Касаткина из Руского музея. Если бы я нашел эту картину Мясоедова, она бы была помещена в материале.
        Ответить С цитатой В цитатник
        Аноним   обратиться по имени Суббота, 04 Сентября 2010 г. 13:42 (ссылка)
        Здравствуйте. Случайно могу вам помочь. На прикрепленном изображении картина Мясоедова "Осиротели" из Харькова.
        Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
        ВЕнеРИН_БАШМАЧОК   обратиться по имени Вторник, 26 Июля 2011 г. 08:01 (ссылка)
        Спасибо!Вот ещё одна его картина:
        Г. Мясоедов. Пушкин и его друзья слушают декламацию
        Мицкевича в салоне княгини З. Волконской. 1907
        7-5 (648x415, 90Kb)
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Вторник, 26 Июля 2011 г. 12:10 (ссылка)
        ВЕнеРИН_БАШМАЧОК, спасибо огромное за дополнение!!! Раньше не видел эту картину!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Аноним   обратиться по имени Воскресенье, 27 Января 2013 г. 23:42 (ссылка)
        Аноним обратиться по имени Суббота, 04 Сентября 2010 г. 13:42
        Здравствуйте. Случайно могу вам помочь. На прикрепленном изображении картина Мясоедова "Осиротели" из Харькова.

        От всей души благодарю за добавление изображения картины "Осиротели"! Невероятно необходимо было увидеть, пусть и с таким опозданием!
        Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
        Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
         

        Добавить комментарий:
        Текст комментария: смайлики

        Проверка орфографии: (найти ошибки)

        Прикрепить картинку:

         Переводить URL в ссылку
         Подписаться на комментарии
         Подписать картинку